ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И ЖИВОТНОВОДСТВО




ВВЕДЕНИЕ

 

Экономическая мощь Османской империи держится на широком разнообразии сосредоточенных здесь ресурсов, а также на политической стабильности и безопасности, которые в османском укладе вообще господствуют. Эта империя представляет собой необъятный внутренний рынок. Фернан Бро-дель усматривал в такой системе своеобразную «мир-экономику» — от Польши до Йемена, от Персии до севера Венгрии, рынок, который стимулирует развитие связей не только со странами Запада, но и с остальной частью Востока; кстати, влияние восточной торговли на судьбу Империи, для более точной оценки, потребует дальнейших исследований. На этом внутреннем рынке есть крупные центры потребления: прежде всего, это дворец султана и столица, которая во второй половине XVI в. насчитывает 600 000 жителей.

Экономическая жизнь у османов тщательно контролируется. Присутствие государства чувствуется повсеместно, прежде всего на уровне ремесленных цехов (корпораций), деятельность которых жестко регламентируется; от государства зависит установление цен, реквизиция рабочих рук, товаров и капиталов, авторитарное распределение части торговых потоков, запрет на экспорт некоторых видов продукции.

Все эти меры имеют целью защитить подданных султана от «несправедливостей» — мошенничества, вымогательства, нищеты, нужды, дороговизны и безработицы, обеспечить мощь государства и поступление доходов в государственную казну. Снабжение продовольствием городов, особенно столицы, должно быть регулярным; то же касается снабжения армии, и местные власти в провинции должны четко следовать декретированным предписаниям.

Фактически в Османской империи каждый человек имеет какую-либо определенную профессию, а иметь профессию — значит быть уважаемым. Это вообще мусульманская традиция, потому что все ав-раамические пророки занимались ремеслами, которые они прославили, став их святыми покровителями: Адам был земледельцем, Ной — плотником, Авраам — ткачом, Давид изготовлял кольчуги, Соломон плел корзины из ветвей финиковой пальмы...

Османские султаны также имели увлечения: Мех-мед I мастерил луки, Мехмед II был садовником, Селим I и Сулейман Великолепный — ювелирами (их изделия сохранились), Мехмед III и Ахмед I вытачивали ложки и дарили янычарам, Махмуд II был блестящим каллиграфом, Селим III писал стихи...

В османской экономике главное место занимает сельскохозяйственный сектор, а в нем важную роль играют земледелие и животноводство. Ремесла и торговля сосредоточены в городах, которые хозяйственные функции сочетают с политическими, военными, административными, религиозными.

В этой главе речь пойдет о различных областях экономики (сельское хозяйство, промышленность, торговля), а также о мерах измерения и денежных единицах.

 


ЗЕМЛЕДЕЛИЕ И ЖИВОТНОВОДСТВО

 

В экономике Османской империи основную роль играет сельское хозяйство, в котором соотношение земледелия и животноводства варьируется в зависимости от местности, населения и исторической эпохи.

Реайя христианской и мусульманской веры живут в небольших деревнях; самые крупные насчитывают не больше нескольких десятков дворов. Они не являются собственниками земельных участков (чифт, буквально означает площадь земли, которую можно обработать с помощью пары быков), которые обрабатывают: не могут их ни продать, ни отдать в залог, ни передать благотворительным заведениям, ни завещать наследникам согласно исламским правилам наследственного раздела. Самая большая часть пахотной земли принадлежит государству; она называется мири. Зато крестьянин обладает на своей земле правом пользования (тасарруф), неотъемлемым, так как он ее обрабатывает, и передаваемым своим наследникам, хотя и без права раздела. Пока земледелец добросовестно выполняет свои обязанности, нельзя ни лишить его земли, ни нарушить его прав. К тому же он может обладать на правах полной собственности (мюлк) другим недвижимым имуществом: домом, виноградником, фруктовым садом, огородом, мельницей, пекарней, пасекой и т.д.

За право пользования землей крестьянин должен уплачивать большое количество налогов и повинностей, деньгами и натурой, которые он вносит частью в государственную казну, частью — «хозяину земли», от которого зависит. Последний мог быть самим султаном, если участок относится к владениям короны, содержателем церковного надела или управляющим богоугодным заведением. Если хозяин сдает землю в аренду, реайя имеют дело с арендаторами.

В отличие от крепостных средневековой Европы, подданные империи, или реайя, абсолютно не прикреплены к земле. В некоторых случаях они могут покинуть свою деревню и поселиться в другом месте. Тем не менее свобода передвижения ограничена и остается строго регламентированной. Например, если реайя бросает сельскохозяйственные работы, чтобы стать ремесленником в деревне или в городе, он должен заплатить «переселенческий налог» {чифтбозап акчесиилилевепдакчеси) от80 до 120 аспр (в зависимости от своих финансовых возможностей), иначе его будут преследовать за неуплату и он может быть возвращен к тимариоту в течение десяти лет. Однако реайя, живущий в городе более двадцати лет, должен быть зарегистрирован уже как горожанин. И еще, реайЯу покинувший свою землю не менее пятнадцати лет назад, не может быть возвращен туда силой.

С оседлыми крестьянами соседствует значительное кочевое население, занимающееся в основном скотоводством в горах, на обширных равнинах, в степях или пустынях: туркмены и курды Анатолии, йюрюки Румелии, бедуины арабских провинций. Контроль над этими племенами, их учет и обложение налогами составляют целую проблему.

Сельскохозяйственное производство полностью зависит от естественных условий. Техника почти не развивается, орудия труда остаются примитивными (соха, борона, коса, мотыга, лопата и т.д.), а производительность и урожаи скромными. Ирригация применяется редко (например, орошаются рисовые поля в долине реки Сакарья).

Таблица специализации регионов

мед, воск и зерно — Молдавия, Валахия

груши и виноград —Дамаск

яблоки — Синоп

абрикосы — Анталия

каштаны — Бурса

орехи, каштаны и лук — Изник

инжир — Айдын и Сарухан

изюм — Смирна и Коринф

финики — Египет и нижний Ирак

оливки, кунжут и фрукты различных сортов — побережье Средиземного моря (оливковое масло используется для освещения и для изготовления мыла)

мак — Афьонкарахисар и Бейшехир

сахарный тростник — Египет, Кипр (только для христиан)

вино —Албания, Венгрия, Кипр (только для христиан)

мастика — Хиос (Сакиз)

лен — Египет

конопля — эгейские провинции Анатолии, Фракия, Кипр, побережье Черного моря

дерево — Измит, Гейнюк и горы Тавра

Всюду, где растениеводство ориентируется на внутреннее потребление, преобладают злаковые культуры, в основном пшеница и ячмень. Рожь, овес и просо выращиваются в небольших количествах в основном в Болгарии и Египте. В деревнях часто выращивают фуражные культуры, фрукты и овощи, а также разводят пчел из-за меда и, особенно, воска, нужного для изготовления свечей. Из сезама, льна, мака и оливок получают растительное масло, необходимое как в кулинарии, так и для производства мыла и смазки оружия.

В некоторых районах сельскохозяйственное производство дает столько продукции, что она поступает на рынок. Так, например, обстоит дело с рисом, многочисленные плантации которого распространены в Египте, Сирии, Анатолии (возле Синопа и Анкары) и в Румелии, в долине реки Марицы; и с хлопком, распространенным на Среднем Востоке, на Кипре и в Малой Азии (район Адана), где он во второй половине XVI в. начинает заменять пшеницу.

Мощным стимулом для развития не только сельского хозяйства, но и внутренней и внешней торговли служит внедрение новых культур — кукурузы, кофе, табака в XVII в.

В животноводстве преобладает повсеместное разведение овец и коз, в то время как свиней держат только в христианских селениях Балкан; рогатый скот дает мясо, молоко, масло; из овечьего молока делают сыр (бейаз пейпир) и йогурт. Быки, ослы, мулы, лошади используются как вьючные животные и как тягловая сила. В некоторых районах скотоводство служит основой хозяйства: например, многочисленные стада овец на равнинах Болгарии, Македонии, Западной Фракии, в степях Причерноморья, Файюме, Центральной Анатолии и в долинах Тавра; табуны лошадей в Буджаке, Молдавии и Центральной Анатолии; стада «ангорских» коз — вокруг Анкары и верблюдов у кочующих бедуинов.

Наконец, море и реки дают много рыбы, которую солят и развозят по рынкам империи; икра и осетровые из Дуная и Черного моря, равно как и анчоусы (хамси) из Трабзона пользуются большим спросом.

 

ТИМАР

Введение тимара, о котором мы уже упоминали, составляет одну из основ не только военной системы империи, но и социально-экономической. По своей сути, система тимара давала возможность содержать многочисленную армию при скромных финансовых ресурсах и не столь развитой фискальной системе, чтобы облагать всех производителей налогами и собирать их полностью. Европейские ленные владения поначалу тоже служили тем же целям: феодалам землю предоставляли в обмен на участие в военной или гражданской службе.

Но тимар, собственно говоря, не вотчина средневекового типа, а фискальная концессия: когда султан жалует, временно, одну, или несколько деревень, или часть деревни какому-то частнику, он уступает ему не территорию и крестьян, связанных с ней, а десятины и другие налоги в деньгах и натурой, которые тот собирает с крестьян. Кроме того, тимариот имеет — но такой порядок сохранится только до конца XVI в. — уже на правах собственности (земли, фруктовые сады, виноградники, огороды, мельницы и т.д.), что составляет «тимариальный резерв» (хасса), который он эксплуатирует, получая чистый доход.

Воинская обязанность устанавливается в зависимости от годовой прибыли, получаемой с предоставленного тимара. Вобщем различают три типа тимара:

хасс, обычно предоставляемый визирям и беям, с годовым доходом свыше 100 000 аспр;

зеамет, предоставляемый военачальникам, с годовым доходом между 20 000 и 100 000 аспр;

собственно тимар с годовым доходом менее 20 000 аспр.

Такая система предполагает, что государство будет знать о налоговых поступлениях, которых оно может ожидать от каждого населенного пункта, города или деревни, и планировать их расход. В этом и состоит цель масштабных операций по переписи населения, которые проводятся регулярно.

После периода завоеваний XVI в. тимары, постепенно утрачивающие свое значение с военной точки зрения, вновь причисляют к владениям короны и иногда сдают — не без подкупа или фаворитизма — в аренду без возложения на обладателя каких-либо обязанностей по службе; некоторые превращают их в личную собственность. Таким образом, постепенно складывается категория землевладельцев (деребейили айяп), в большинстве случаев не крестьянского происхождения, но приобретших землю либо по службе, либо путем покупки. Они образуют своего рода провинциальную аристократию, которая начиная с XVII в. начнет проводить глубокие преобразования в структуре землевладения. В сравнении с ними у крестьян средств нет; они вынуждены платить налоги помещикам и отдавать им часть своей продукции; остаются две возможности: либо брать взаймы и в конечном счете разоряться, либо уступать земли. Крестьянину приходится идти в батраки, или уезжать в город, или же присоединяться к шайкам разбойников. Учреждение системы тимаров, таким образом, имело глубокие последствия не только для экономики Империи, но и для социально-политических устоев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: