Обучение и информирование по принципу «равный обучает равного».




Систематическое, продуманное, последовательное и поэтапно осуществляемое информирование, обучение и воспитание по вопросам укрепления репродуктивного здоровья всеми средствами и источниками информации. Предоставляемая подросткам и молодежи информация по содержанию и форме должна строиться в соответствии с возрастными и гендерными различиями.

Конструктивное взаимодействие медицинских работников и педагогов при разработке и подготовке культурно­просветительских мероприятий, лекций и бесед с подростками на темы репродуктивного здоровья. Лекторский, психолого­педагогический и методический опыт учителей может существенно оптимизировать формы и способы проведения таких информационных акций.

Интересные, яркие по форме, наглядные и запоминающиеся способы и формы обучения и передачи информирования. Проведение занятий, по возможности, в малых группах.

Индивидуальные консультации психолога (иногда сексолога) по вопросам и трудностям полового развития, общения (не только сексуального) с противоположным полом и сверстниками, общения с родителями и другими членами семьи, а также по конкретным вопросам сексуальных отношений.

4) Потребности в определенной форме функционирования, режиме работы
и организации медицинской службы:

Отдельный медицинский и социально­психологический консультативный центр, которые функционируют на базе одного учреждения. Служба, оказывающая услуги подросткам и молодежи, в идеале не должна располагаться на базе поликлиник, женских консультаций, учреждениях образования, диспансеров, так как подростки и молодежь нуждаются в конфиденциальности и не пойдут в такую службу, если есть вероятность встретить там родителей, соседей, знакомых, учителей.

Отдельный вход, если такая служба располагается в поликлинике.

Работа в вечернее время и выходные дни, хотя желательно, чтобы в течение дня в медицинской службе дежурили врач и психолог.

Раздельный/отдельный прием юношей и девушек, возможно, в разное время или в разные дни.

Отсутствие очередей. Подростки не будут дожидаться очереди, вставать утром за талончиком, они не хотят встречаться друг с другом в ситуациях обращения к врачу по таким интимным вопросам, как репродуктивное и сексуальное здоровье.

Большее внимание пациенту, чем заполнению бумажек со стороны врача, регистратора. По мнению подростков, этому может способствовать компьютеризация. При ведении документации, истории болезни они хотят сохранить анонимность и иметь возможность называться условным, вымышленным именем.

Сосредоточение/наличие всех услуг в одном месте. Подростки хотели бы, получать все услуги в одном месте и чтобы не было необходимости куда­то ехать и обращаться за дополнительным обследованием. Для подростков крайне важно их свободное время, и они предпочитают такую форму обслуживания, при которой обследование и консультация узких специалистов проходят в как можно более сжатые сроки («в день обращения»). Если это невозможно, то подростки предлагают организовать регистратуру таким образом, чтобы встречающий их консультант­регистратор брал на себя роль руководителя, составляющего индивидуальный, удобный, прежде всего для подростка, график обследования, и курировал его, обеспечивая комплексной социально­медицинской помощью.

Таким образом, конкретные пожелания и потребности подростков в определенном качестве медицинского и психологического обслуживания больше соот­вет­ствуют идеальной модели центра, чем его промежуточным, компромиссным формам. Тем не менее, ряд этих пожеланий, особенно в плане характера от­ношения врачей к пациенту­подростку, имеют принципиальный характер и могут быть реализованы уже в рамках промежуточного этапа развития таких социально­медицинских служб.

1. 4 Центры здоровья молодежи

Потребности подростков и молодежи в определенном качестве медицинского обслуживания частично обусловлены существующими проблемами и трудностями, с которыми сталкиваются молодые люди в области охраны репродуктивного здоровья. А с другой стороны, эти потребности выражают определенный подход в оказании медицинских и психологических услуг. Такой подход, направленный на предоставление медицинских услуг в соответствии с потребностями и ожиданиями подростков и молодежи получил название «дружественный». Он может реализовываться в форме Консультативного кабинета, если прием ведется одним доктором или в форме Центра здоровья молодежи (ЦЗМ), если услуги предоставляют несколько специалистов.

Центр здоровья молодежи, центр дружественный подросткам — это структурное подразделение организации здравоохранения, оказывающее комплексную медико­психологи­чес­кую помощь по проблемам сохранения здоровья, обусловленным спецификой подросткового возраста, на принципах добровольности, доступности, доброжелательности. Реализацией идеологии ЦЗМ является оказание помощи подросткам и молодежи через понимание их проблем, совместный поиск путей изменения поведения, направленных на сохранение здоровья.

Цель ЦЗМ: сохранение здоровья подростков и молодежи

Задачи ЦЗМ:

продвижение ответственного репродуктивного и безопасного сексуального поведения;

профилактика, диагностика и лечение заболеваний;

информационное и консультативное сопровождение, создание психологически комфортных условий для каждого клиента.

Работа ЦЗМ начинается с консультирования, которое продолжается на всех последующих этапах (профилактика, диагностика, лечение и реабилитация) вместе с социально­психологическим сопровождением.

Центр — более эффективная модель по сравнению с консультативным кабинетом в плане оказания комплексной помощи молодежи в сохранении здоровья. Здесь молодые люди могут получить комплексную специализированную медицинскую, психологическую и консультативную помощь.

Название центра может отражать приоритетные направления деятельности для данного учреждения, включая сочетания таких слов, как лечебный, консультативный, социальный, психологический и т.д. Опыт существующих ЦЗМ показывает, насколько выгодно присваивать ему собственное имя. Оно позволяет сформировать положительный имидж, легко запоминается и удобнее, чем аббревиатуры.

Объем и характер услуг зависит полностью от специализации и мощности центра. Наряду с медицинскими услугами, центр может предоставлять психологическую, юридическую и социальную помощь. В рамках данной модели проще организовать работу информационного телефона и волонтеров. У волонтеров на базе центра появляются дополнительные возможности: они могут проводить занятия (например, видеолекторий) с молодежью и подростками непосредственно в стенах центра (что усиливает его популярность); они могут привлекать к своей работе и обучению всех работающих в центре специалистов; у них будет помещение для сбора и занятий.

Специалисты центра при этом могут выступать как в роли консультан­тов (консультировать во­лон­те­ров по медицинским вопросам), так и в качестве веду­щих /тренеров в ходе обучения во­лон­теров.

Преимущества:

усиление реализации принципа доступности путем: возможности получения комплексной квалифицированной и специализированной лечебной помощи (по профилю работы центра); предоставление большего спектра услуг; сокращение срока, необходимого для перехода от одного специалиста к другому; в специализированном центре можно быстрее выявить новые тенденции в состоянии здоровья молодежи и быстрее на них отреагировать;

медицинские работники, которые прошли специальное обучение навыкам консультирования подростков и молодежи по вопросам репродуктивного здоровья;

возможность привлечения добровольцев (для этого направления можно выделить специальные помещения и отдельного специалиста);

возможность организации первичного консультирования — консультативного кабинета как отдельной структуры.

Наиболее приоритетной является государственная форма ЦЗМ в связи с большой социальной значимостью проблемы сохранения здоровья подростков и молодежи.

Целевая группа — подростки и молодежь; врач назовет их пациентами, психолог — клиентами и т.д. Поэтому могут использоваться термины «клиент» и «пациент» как равнозначные, для определения подростка или молодого человека обратившегося в ЦЗМ.

Клиентами/посетителями и даже пациентами ЦЗМ, помимо подростков и молодежи, могут быть их родственники, а также специалисты других ведомств, работающих с молодежью.

Подростки и молодые люди приходят в центр, чтобы получить помощь: консультативную, информационную, диагностическую, лечебную и реабилитационную, их родственники — чтобы получить информацию и консультации по вопросам урегулирования взаимоотношений с детьми, сохранения здоровья и повышения уровня информированности детей.

Для организатора медицинского, социального и психологического сервиса подростки и молодежь — сложная и взыскательная целевая группа. Это связано:

с их психологическими особенностями;

с отсутствием навыков самостоятельного обращения за помощью;

часто — с отсутствием навыков самонаблюдения и адекватного выражения своих чувств и мыслей;

с тем, что они еще материально и психологически зависимы от родителей: у них не всегда есть деньги на регулярное лечение, иногда они не хотят сообщать родителям о заболевании;

с чувством недоверия к взрослым;

с несерьезным отношением к своему здоровью.

Структура Центра

Существует четыре основных направления в работе ЦЗМ:

консультативно­информационное,

лечебно­диагностическое,

реабилитационное,

социально­психологическое.

Все они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Консультирование является как основным направлением предоставления услуг, так и основным методом внутри других направлений.

Работа центра начинается с консультирования, которое продолжается на всех последующих этапах (профилактика, диагностика,лечение и реабилитация) вместе с социально­психологическим сопровождением.

Услуги ЦЗМ в зависимости от направлений работы бывают:

консультативно­информационные: предоставление клиентам информации о том, как сохранить здоровье, о средствах профилактики, контрацепции, о том, куда и к кому можно обратиться за помощью;

лечебно­диагностические: проведение медицинской (выявление заболеваний) и психологической диагностики, оказание медицинской помощи, связанной с заболеванием, социально­психологическое сопровождение процесса лечения;

реабилитационные: психическое и физическое восстановление организма после перенесенного заболевания/проблемы, социально­психологическое сопровождение реабилитационного процесса;

социально­психологические: консультирование молодежи по психологическим проблемам, сопровождение целевых групп и их ближнего окружения, консультирование по модели изменения поведения.

ЦЗМ, вне зависимости от своей модели, реализует все, несколько или одно из этих направлений. Если ЦЗМ обеспечивает не полный объем услуг, то специалисты центра должны выстроить систему переадресации подростка к недостающим специалистам.

Отличие ЦЗМ от других организаций здравоохранения состоит в следующем:

ЦЗМ в дополнение к медицинским услугам оказывает и психологическую помощь, в результате чего, обратившийся получает более комплексную по сравнению с обычной организацией здравоохранения помощь;

ЦЗМ как структура реализует принципы добровольности, доступности, доброжелательности.

Обычная организация здравоохранения Центр здоровья молодежи (центр, дружественный подросткам)
1. Оказываемая подросткам и молодежи помощь рассчитана преимущественно на больных людей. 1. Оказываемая помощь рассчитана на здоровых и больных людей.
2. Лечение и реабилитация, недостаточно профилактических мероприятий. 2. Работа с проблемой, профилактика, лечение и реабилитация.
3. Критерий качества — оценка по факту оказанной помощи. 3. Критерий качества — повторные обращения и обращение по рекомендации.
4. Узкая специализация помощи (лечебная). 4. Комплексная помощь (медицинская, психологическая, социальная, правовая).
5. «Традиционные проблемы», прежде всего лечение соматических заболеваний. 5. «Нетрадиционные проблемы», с которыми не идут в обычную клинику.
6. Директивная модель: решение принимает специалист. 6. Модель сотрудничества: решение принимается с участием обратившегося.

 

В частности, образ комфортного для молодежи социально­медицинского центра включает в себя следующие особенности и характеристики:

1. Внешний облик, интерьер, расположение

Центр должен располагаться в здании современного дизайна и выглядеть достаточно солидно, чтобы молодежь поверила в серьезность и основательность данной службы. Характерно, что внешний облик здания и внутреннее оборудование, интерьер помещения в сознании подростков ассоциируется с представлениями о степени квалификации работающих в центре специалистов.

Внутренний интерьер не должен напоминать больницу, должен создавать уютную атмосферу (теплые пастельные тона, мягкая мебель, много зелени, отсутствие запаха дезинфицирующих материалов).

Смотровые кабинеты должны располагаться изолированно от холлов, их окна не должны просматриваться с улицы, что вызывает особый психологический дискомфорт у молодых девушек и юношей.

Наличие информации о существовании такой службы с конкретными адресами и телефонами во всех учебных заведениях и центрах досуга молодежи, общественных местах, реклама и информация в СМИ.

2. Качество обслуживания и организация предоставляемых услуг

Отсутствие очередей и возможность получить индивидуальную консультацию специалиста в удобное для клиента (пациента) время.

Вместо традиционной регистратуры с историями болезней — современная компьютерная сеть с базой данных, молодой администратор, который координирует ежедневную работу специалистов по времени и составляет индивидуальный график посещения нужного специалиста для подростка с учетом его пожеланий.

Возможность получить консультацию психолога, гинеколога, уролога и другого специалиста ежедневно в день обращения без предварительной записи и доврачебного осмотра (консультант всегда дежурит в центре).

Основная диагностика и лабораторные исследования должны быть сосредоточены в центре, чтобы можно было пройти базовое обследование и консультирование узких специалистов одновременно, в одном месте.

Желательно наличие реабилитационного отделения, физиотерапии.

Важным условием для подростков и молодежи является качество и современный характер оборудования, которым оснащен центр.

Специалисты, работающие в центре, должны быть специально подготовлены для работы с подростками и молодыми людьми. Им необходимо знать психологические особенности подросткового возраста, правила построения отношений с подростками, этапы и структуру процесса консультирования, а также владеть коммуникативными навыками. Они должны иметь высокий уровень профессиональной подготовки, соблюдать принципы деятельности центров здоровья подростков и молодежи. Специалисты центра должны постоянно повышать свою квалификацию, желательно, чтобы они были в курсе современных зарубежных методик и технологий лечения.

Высказывалось пожелание относительно формы персонала: белые халаты угнетающе действуют на подростков, напоминая им о тоскливой больничной атмосфере. Желательно в работе консультанта использовать специальную форму (халат, костюм с современным рисунком).

Наличие на базе ЦЗМ анонимной телефонной службы психологической помощи и консультирования по вопросам репродуктивного здоровья и сексуального поведения;

Анонимность консультации может совмещаться с ведением истории болезни, если разрешить использовать условные (вымышленные) имена.

Для подростков важна конфиденциальность обслуживания, они негативно относятся к врачу, который нарушает данное им слово не разглашать информацию о диагнозе и проблемах пациента. В любом случае, врач обязан предупредить подростка о необходимости таких действий.

3. Принципы дружественного подхода в работе центров здоровья молодежи

В идеале любая организация здравоохранения, оказывающая услуги связанные с охраной здоровья, должна быть доступной, добровольной и т.д. Кроме того, необходимо понимать, что взрослый человек сам может влиять на качество предоставляемых услуг и соблюдение конфиденциальности и выбирать учреждение, исходя из своих возможностей. Для подростка это намного сложнее. Его легче «отпугнуть» от получения медицинского сервиса, чем привлечь. Все принципы работы ЦЗМ пресекаются и дополняют друг друга, они являются основой, на которой строитсяЦЗМ.

Доступность

Под реализацией принципа доступности понимается такая организация структуры ЦЗМ, при которой молодой человек имеет реальную возможность получения услуг: простоту процедуры обращения, безвозмездность услуг или приемлемость их цены, комплексность оказываемой помощи, возможность получить любую интересующую информацию.

Добровольность

Под реализацией принципа добровольности мы подразумеваем создание условий, располагающих молодого человека к самостоятельному, осознанному обращению в ЦЗМ и участию в ее деятельности, а также проявление доброй воли в выборе услуг КДМ.

Доброжелательность

Под реализацией принципа доброжелательности мы подразумеваем такую организацию работы КДМ, при которой молодой человек будет получать максимально доброжелательное отношение со стороны персонала клиники, основанное на понимании и принятии особенностей подростка, уважении, терпимости, соблюдении конфиденциальности и поддержке в выражении собственного мнения.

Сравнительная характеристика представлений подростков и молодежи и врачей об основных принципах дружественного подхода в области консультирования по вопросам репродуктивного здоровья.

Обобщая спектр различных высказываний респондентов относительно принципов дружественного подхода в работе с подростками, можно выделить следующие основные позиции:

 

 

Для экспертов­медиков принципы дружественного подхода означают Для подростков принципы дружественного подхода означают
Доступность медицинских услуг
бесплатная возможность получить необходимую диагностику, включая лабораторные анализы по современным методикам; бесплатная возможность посетить любого узкого специалиста в консультационно­диагностическом центре; бесплатные лекарства (высокока­чес­твен­ные) для подростков и определенных групп молодежи). наличие информации о том, где можно получить консультацию и помощь; анонимность и конфиденциальность обслуживания; бесплатный характер предоставления консультации и социально­медицинских услуг.
Добровольность социально­медицинского обслуживания
отсутствие принудительной (обязательной) диспансеризации и постановки на учет; преобладание консультационной практики над лечебно­диагностической; акцент на убеждение, разъяснение, информирование, а не на административные меры привлечения подростка к обязательным профосмотрам и посещению врача. отсутствие принудительных профилактических медосмотров; конфиденциальность и не разглашение диагноза в школе и семье подростка; врач должен убедить, все хорошо и доступно объяснив, а не действовать как полицейский, объявляя подростка в розыск.
Доброжелательность к молодежи и подросткам
необходимость установления с подростком психологического контакта, которое заключается в предварительной беседе с ним о его жизни и проблемах, которые привели к врачу; уважение личности и прав подростка, корректное, тактичное отношение к его ситуации («нельзя ругать и унижать подростка», «получилось, так получилось»); необходимость все объяснить подростку, рассказать ему о всех нюансах его проблемы и лечения, убедить в необходимости довести его до конца. внимательное отношение к его проблемам и жалобам, умение выслушать, найти подходящие слова, завоевать доверие подростка; искреннее стремление врача помочь подростку наилучшим образом, обследовать его, направить к узким специалистам, назначить хорошее лечение, которое индивидуально подходит ему; общительность врача, наличие чувства юмора и уважительное отношение к личности подростка.

 

Критерии эффективности работы центра

Для эффективной работы центра необходимо проводить регулярную оценку потребностей подростков и молодежи. Основным методом сбора информации является анкетирование. Оно позволяет выявить проблемы молодых людей, оценить их установки в отношении репродуктивного здоровья и сексуального поведения, изучить возможность доступа к консультативной и медицинской помощи в области охраны репродуктивного здоровья, определить предпочтительные формы получения помощи, организовать необходимые направления в деятельности центра.

Критериями эффективности работы центра могут быть как качественные так и количественные показатели.

Показателем высокого качества обслуживания служат повторные обращения к специалистам центра.

Оценить качество оказываемой помощи можно с помощью мини­анкет, которые заполняются после посещения центра. Анкеты должны содержать не более 4–5 вопросов, чтобы процедура заполнения занимала не более 1–2 мин. В них необходимо предусмотреть несколько вариантов ответов. Вопросы могут быть следующего содержания: «Получили ли Вы помощь, на которую рассчитывали?», «Была ли доверительная атмосфера между Вами и консультантом?», «Придете ли Вы еще раз на консультацию в центр, если у вас появится новая проблема?, «Посоветуете ли Вы прийти своему другу в центр?» (пример анкеты в приложении 1).

Количественными показателям деятельности центра могут быть:

Количество выявленных заболеваний и нарушений функций половой системы, распространенность ИППП, количество подростковых беременностей и абортов.

К количественным показателям процесса консультирования также относятся:

число проконсультированных подростков по полу;

число проконсультированных взрослых;

число подростков по полу, перенаправленных к другим специалистам.

Количественными показателями деятельности центров также могут быть:

число информационных и просветительских молодежных акций и количество их участников;

число обучающих семинаров и число принявших участие педагогов, социальных педагогов, психологов, педиатров, акушер­гинекологов, урологов и других специалистов;

число лекций, бесед, тематических встреч с подростками и молодежью в учебных заведениях, общежитиях, число слушателей по полу;

сотрудничество со средствами массовой информации: число выступлений по телевидению, радио, число статей в газетах;

число разработанных и распространенных информационных материалов (буклеты, брошюры и др.).

1.5. Развитие услуг, дружественных молодежи, и создание центров здоровья
молодежи в Республике Беларусь

Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) в Республике Беларусь, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) совместнос Министерством здравоохранения начиная с 2000 г. реализовал ряд проектов и инициатив по расширению доступа подростков и молодежи к услугам и информации в области репродуктивного здоровья. Одним из результатов такой деятельности явилось создание Центров здоровья молодежи и центров, дружественных подросткам, в республике.

ЦЗМ были открыты в 5 областных центрах (Гомель, Гродно, Витебск, Могилев), в г. Солигорске, Светлогорске, Пинске и Жлобине и в г. Минске. В 23 городах Минской области были открыты кабинеты услуг, дружественных молодежи. (Полный список центров см. в Приложении 3).

Основываясь на полученном опыте, можно представить следующую модель создания Центров здоровья молодежи в Республике Беларусь.

Основание для работы

Центр может быть создан как на базе амбулаторно­поликлинических организаций здравоохранения (Гомель, Гродно, Витебск, Минск, Солигорск, Светлогорск), обслуживающих детское и взрослое население, так и на базе лечебно­диагностических (Могилев). Основанием для создания центра является приказ областного/районного управления или городского комитета здравоохранения. Составной частью приказа о создании центра является «Типовое положение о Центрах здоровья молодежи», утвержденное Министерством здравоохранения Республики Беларусь, включающее в себя принципы организации и оказания консультативной и медицинской помощи подросткам и молодежи в области репродуктивного здоровья в вышеуказанных центрах (Приложение 2). Центр работает на функциональной основе, исключение составляют центры, открытые в г. Минске, там для работы центра создано отдельное штатное расписание.

Для успешной и устойчивой работы центров должно быть выделено штанное расписание и обеспечено регулярное финансирования.

Объем услуг и целевая группа

В центре подросткам и молодежи оказывается информационная (просветительная), консультативная, диагностическая и лечебная помощь по вопросам сохранения репродуктивного здоровья, формирования навыков здорового образа жизни. Кроме того, в центры на прием могут прийти родители и специалисты других ведомств, работающих с подростками и молодежью, чтобы решить вопросы по урегулированию межличностных отношений, повысить уровень своих знаний по половому созреванию и психологическим особенностям подростков, развитию у них поведенческих навыков, способствующих сохранению здоровья.

Практика показала:

важным моментом работы центра, востребованности его услуг, является возможность предоставлять, хотя бы на пилотной основе, такие базовые виды помощи в области охраны репродуктивного здоровья: как распространение презервативов; тестирование (в том числе экспресс­тесты) на беременность, экстренная контрацепция, диагностика и лечение инфекций, передающихся половым путем;

помещения центров должны использоваться только для работы центра. Помещения следует располагать в отдельном крыле здания; наличие отдельного входа желательно. В центре должен иметься как минимум один кабинет для консультирования, один или несколько врачебных кабинетов, комната для групповых занятий и вестибюль для ожидания приема. Наличие постоянных помещений в базовой организации здравоохранения крайне важно с точки зрения обеспечения комфортной обстановки для молодых людей, важной составляющей комфорта также является наличие молодежного интерьера.

Персонал

В центре обязательно должны работать: врач гинеколог, уролог и психолог (психотерапевт). При наличии потребности, в некоторых центрах ведут приемы дерматовенерологи, валеологи, наркологи. Если речь идет об открытии кабинета по консультированию, то обязательным является наличие психотерапевта или психолога. Все специалисты должны пройти обучение навыкам консультирования подростков и молодежи в области репродуктивного здоровья.

График работы

Специалисты центров ведут прием в определенные дни недели по несколько часов в день. Возможна организация работы таким образом, когда прием специалистов ведется в 2 смены по графику 5 рабочих дней в неделю. Основанием для количества рабочих часов является посещение/спрос подростков и молодежи на услуги центра.

Прием во всех центрах осуществляется по предварительной записи и при непосредственном обращении. В центрах организована работа стационарного и мобильного «телефонов доверия» — куда подростки обращаются за информацией по тем или иным вопросам репродуктивного здоровья, психо­социальным проблемам, а также для записи на прием к специалистам центра.

Для повышения информированности подростков и молодежи о деятельности центров были разработаны флаеры, содержащие адрес центра, график приема специалистов, в том числе номера кабинетов, номера горячей телефонной линии; буклеты по вопросам репродуктивного здоровья юношей и девушек; разработаны и записаны социальные видеоролики для всех областных центров.

Практика показывает, что создание центра, работающего полную рабочую неделю по 8 часов в день, экономически оправдано только в городах с населением не менее 500 000 человек.

Анализ посещений центров представляет следующие основные направления, по которым подростки и молодежь обращаются в центры:

проблемы, связанные с репродуктивным здоровьем и сексуальным поведением, — 47–50%;

трудные жизненные ситуации, нарушение межличностных отношений — 40–44%;

физиология полового развития и соматическое здоровье — 5%;

рискованное поведение (вредные привычки, прием наркотиков), формирование навыков здорового образа жизни — 4 — 5%.

Около 70% посетителей составляют девушки. Наиболее посещаемые врачи — психолог и гинеколог: 85 % консультаций.

1.6 Закрепление материала

1.7 Подведение итогов занятия

Преподаватель напоминает, что реализация принципов дружественного подхода является залогом успешного консультативного процесса. Перечисляет основные цели создания центров, с учетом потребностей подростков.

 

Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: