Региональный межведомственный аспект




 

Современная ситуация в Калининградской области, как и в России в целом, характеризуется ростом незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономики страны, правопорядку и безопасности государства. Постоянно увеличивается количество лиц, потребляющих наркотики без назначения врача. За последние пять лет в Калининградской области их количество возросло примерно в 3,5 раза, за пять лет число смертей от их употребления увеличилось в 4 раза.

Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет, расширяется детская и подростковая наркомания. Среди наркоманов более 60% приходится на людей в возрасте 13-18 лет, 20% - школьники.

За последние пять лет в 1,7 раза увеличилась численность женщин, состоящих на медицинском учете с диагнозом "наркомания".

«В настоящее время в регионе более 50% наркоманов являются носителями ВИЧ-инфекции.

Территория Калининградской области оказалась значительно уязвимой в отношении распространения наркомании, чему способствовало:

- повышенная социальная мобильность жителей (население связано тысячами коммерческих, деловых и иных связей с другими территориями Российской Федерации, стран СНГ, Европы);

- расположение на перекрестье торговых путей, в т.ч. на транзитном пути транспортировки наркотиков;

- недостаточное финансирование программ по противодействию наркомании на муниципальном и региональном уровнях.

Уровень наркопреступности в области в первом полугодии 2002 года составил 83,8 на 100 тысяч населения против 59,3 по Российской Федерации.

Сегодня незаконный оборот наркотических средств, приносящий значительные доходы, организовывается и управляется сформировавшимися преступными группировками, главными направлениями деятельности которых является контрабанда наркотиков на территорию региона и их дальнейший сбыт.

На оперативном учете органов внутренних дел состоит более 10,5 тысяч лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков.

Не снижается уровень поступления наркотиков из законного оборота в незаконный. Имеют место нарушения правил производства, приобретения и хранения наркотиков.

Калининградская область относится к числу регионов России, где наблюдается заметный рост распространения наркотиков.

Потребителями наркотиков в области используются наркотические средства, поступающие извне (из Москвы, Санкт-Петербурга, Литвы, Польши, Белоруссии, Украины, республик Средней Азии и Закавказья).»

20 марта 2003 г., Калининградской областной Думой третьего созыва принят Закон Калининградской области от 5 апреля 2003 г. N 246"Об утверждении региональной целевой Программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2007 годы"

Закон утвердил региональную целевую Программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2003-2007 годы"

Основанием для разработки Программы стали - Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" и постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 года N 44 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы"

Цели Программы - обеспечение условий для приостановления роста злоупотреблений наркотиками и их незаконного оборота, поэтапное сокращение распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений, совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего, молодежью и несовершеннолетними

Задачи Программы:

- определение масштабов распространения наркомании в области;

- создание, поддержка и развитие системы государственной и негосударственной деятельности в области профилактики наркозависимости и антинаркотической пропаганды;

- создание областной информационно-аналитической справочной базы данных по проблемам наркозависимости;

- целенаправленный поиск и привлечение источников внебюджетного финансирования, в том числе со стороны стран Европейского сообщества;

- совершенствование системы профилактики потребления наркотиков различными категориями населения, прежде всего, молодежью и несовершеннолетними;

- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, допускающих не медицинское потребление наркотиков;

- проведение учебно-образовательной деятельности по проблемам наркозависимости среди специалистов и населения области;

- развитие системы правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков;

- активизация работы по противодействию незаконному обороту наркотиков и предупреждению преступлений и правонарушений, связанных с наркотиками

Исполнители основных мероприятий Программы - Управление здравоохранения администрации области, Управление внутренних дел Калининградской области (УВД),

управление труда и социального развития администрации области, управление образования администрации области, комитет по информации, печати и связям с общественностью, администрации области, комитет по физической культуре и спорту администрации области, комитет по делам молодежи администрации области, управление культуры администрации

области, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации области (КДН), управление по взаимодействию с территориальными органами федеральных

органов государственной власти администрации области, органы местного самоуправления Калининградской области, Западное Управление внутренних дел на транспорте МВД Российской Федерации (ЗУВД), Управление Федеральной Службы Безопасности России по Калининградской области (УФСБ); Калининградское региональное управление

Федеральной пограничной службы России (КРУ ФПС), Управление исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации (УИН); Калининградский юридический институт МВД Российской Федерации (КЮИ МВД), Территориально обособленная часть Северо-Западного таможенного управления (ТОЧ СЗТУ), профильные комитеты Калининградской областной Думы.

Система организации контроля за исполнением Программы: Контроль за исполнением Программы осуществляют: в части мероприятий по обеспечению контроля за оборотом наркотических средств и пресечению незаконного оборота наркотиков - областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту и УВД Калининградской области, которые запрашивают ответственных исполнителей о ходе реализации Программы; в части лечебных и профилактических мероприятий - областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту и управление здравоохранения администрации области. Исполнители Программы ежегодно представляют обобщенные отчеты о ходе работы по Программе в областную межведомственную комиссию по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

Ожидаемые результаты реализации Программы: Реализация Программы позволит: определить фактические масштабы распространения наркомании, незаконного оборота наркотиков и связанных с этим потерь общества; снизить рост наркозависимости населения области, особенно в среде подростков и молодежи, развить областную сеть центров профилактики и антинаркотического просвещения, оснастить областной наркологический диспансер современным оборудованием; внедрить научно-обоснованные программы профилактики и лечения наркомании, реабилитации больных наркоманией; создать единые информационно-справочные и учебно-методические службы профилактики наркозависимости, активизировать наркологическую помощь населению Калининградской области, повысить качество информирования населения Калининградской области и специалистов о наркозависимости.

Финансовое обеспечение Программы: Источниками финансирования Программы являются средства бюджета Калининградской области на соответствующий финансовый год, а также внебюджетные средства. Объем финансирования за счет средств областного бюджета составляет 15430 тыс. рублей, в том числе по годам:

 

2003 г 2004 г 2005 г 2006 г. 2007 г
         

 

 

Распределение выделяемых ассигнований по исполнителям программных мероприятий:

 

№п/п Ответственные исполнители Всего по программе Ориентировочные объемы ассигнований на реализацию Программы (в тыс. рублей)
Год       2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
  УИН Минюста России по Калининградской области            

 

 

Статистический аспект

Не сильно ошибусь с утверждением о том, что на данный момент никто России не сможет точно назвать точное количество наркотически зависимых граждан.

Академия наук России предлагает руководствоваться расчетной моделью с исходными данными на 2000 год. и прогноз до 2004 года Не располагает последними данными даже заместитель председателя Верховного Суда Российской Федерации!

Вот данные из представленной им статистики в информационно-публицистический ресурс «Нет наркотикам»:

«За последние пять лет количество наркоманов в стране возросло примерно в 3,5 раза и, по мнению специалистов, при сохраняющейся тенденции распространения их число в России уже в будущем году может превысить уровень в 3 млн. человек. Особое беспокойство вызывает рост числа наркоманов среди школьников и студентов (в 6-8 раз за последние четыре года), а также среди женщин (в 6,5 раза за последние десять лет). Перестало быть большой редкостью употребление наркотиков и в Вооруженных Силах.

Рост потребления наркотических средств и психотропных веществ неразрывно связан с ростом преступности. Наркотики, как известно, требуют больших денег, которые в подавляющем большинстве случаев не добываются легальным путем. Не случайно поэтому в ряде регионов из десяти имущественных преступлений практически каждые шесть совершаются наркоманами. Всего же, по данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, количество зарегистрированных преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, увеличилось в период с 1991 по 1996 год в пять раз (с 19 321 до 96 645), а в 1997 году по сравнению с предыдущим годом оно возросло еще почти вдвое и составило около 185 тыс. Среди учтенных правонарушений преступления, связанные с наркотическими средствами и психотропными веществами, становятся одними из наиболее распространенных.

Отражая положение с состоянием преступности, постоянно возрастает и судимость. Если в 1991 году за преступления, связанные с наркотиками, было осуждено 9134 человека, то в 1996 году - 45 675 человек. В 1997 году число лиц, осужденных по делам этой категории, составило 71 045 человек, или на 43,6% больше, чем в предыдущем году.» (26)

 

Педагогический аспект

Рост числа наркоманов среди школьников и студентов (в 6-8 раз за последние четыре года), свидетельствует только о том, Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», принятая Правительством России, и "Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде", разработанная Министерством образования неэффективны.

«Как всегда, в таких документах очень много устрашающих цифр, общих слов и обтекаемых фраз. Но если вычленить суть, можно увидеть следующее. За основу министерской концепции взята, как они сами выражаются, "стратегия сдерживания", поскольку "ставить сегодня вопрос о полном предупреждении злоупотребления наркотиков (сохраняем падежные окончания оригинала) и избавления от наркомании абсолютно нереально."

Так и написано: "АБСОЛЮТНО НЕРЕАЛЬНО"! Отличная, четкая, жесткая формулировка! Наркомафия отдыхает.

Сам термин, честно говоря, скорее из военного лексикона, чем из образовательного. В каких случаях в военных штабах разрабатывают стратегию сдерживания? - Когда силы противника преобладают настолько, что о победе не может быть и речи, и главная задача - не допустить захвата новых территорий. Т.е., Министерство фактически объявило, что нашей страной управляют наркодельцы, ибо их силы настолько превосходят силы государства и общества, что ни правительство, ни армия, ни милиция, ни суды - никто не в состоянии с ними справиться.

Министерство даже не считает нужным скрывать, что оно берет на вооружение голландскую стратегию "снижения риска" ("Начал - прекрати, не хочешь прекращать - колись грамотно, гигиенично.) Оно собирается обеспечить детям "свободу выбора" (между жизнью и смертью!) при "максимальной информированности". В переводе на русский это значит, что школьникам будут подробно развенчивать "мифы" о наркотиках и рассказывать об их воздействии. Конечно, под предлогом предупреждения о возможных негативных последствиях! Но уже многократно подтверждалось, что информация о наркотиках оказывает парадоксальное воздействие: чем больше знаешь, тем больше хочется. Эта парадоксальная закономерность особенно применима к подросткам и молодежи. Она была прекрасно известна советским наркологам, которые предупреждали, что ЛЮБАЯ информация о наркотических веществах должна быть максимально закрытой для общества.

Главная альтернатива наркомании, заявленная Министерством образования, это "здоровый образ жизни" и "общечеловеческие ценности".

Ну, хорошо. А что тогда нужно? - спросит тоже ошалевший (правда, не от восторга, а от ужаса) читатель.

А нужно прежде всего подумать, что помешает наркодельцам чувствовать себя в нашей стране вольготно. И делать именно это, а не подыгрывать детоубийцам.

Главное - ужесточить законы и строго следить за их исполнением. Без этого вообще смешно о чем-либо говорить. В самой "общечеловеческой" стране мира, Соединенных Штатах Америки, много лет читали профилактические лекции о вреде курения. Результат был прямо противоположным, особенно в подростковой среде. Потом там законодательно запретили курение в общественных местах (а в некоторых штатах даже дома!), начали штрафовать, увольнять с работы - и проблему решили. Теперь американцы не курят».(25)

 

Мифологический аспект

«Наверное, не все пока еще знают, что в нашей стране есть люди, вполне официально ратующие за легализацию наркотиков. (Это ведь тоже "общечеловеческая ценность", уже узаконенная в Голландии и Швейцарии.) И что люди эти не просто рассуждают где-то там у себя на кухне, а объединились в российский филиал Радикальной партии.

Уже и термин для этого придумали - "антипрогибиционизм" (prohibit - по-английски "запрещать"). Апологеты антипрогибиционизма ни слова не говорят о том, что потребление легких наркотиков быстро сменяется потреблением тяжелых, смертельных. Зато вы очень много узнаете от них о преимуществах жизни, в которой на каждом углу свободно, дешево, а то и бесплатно можно приобрести "дозу". И как это оживляет экономику, поскольку наркоторговцы начинают платить налоги. И как автоматически исчезает преступная наркомафия. Ей просто нечего делать, когда все легально. Рай - да и только!» (25)

Джозеф Калифано-младший, президент Американского национального центра проблем наркомании при Колумбийском университете в Нью-Йорке. решительно опровергает высказывания европейского комиссара по вопросам политики в области потребления Эммы Бонино, которая, ссылаясь на опыт Нидерландов, хочет добиться легализации в Европейском союзе так называемых «легких наркотиков»:

«Европейский комиссар по вопросам политики в области потребления Эмма Бонино хочет добиться легализации так называемых «легких наркотиков» в Европейском союзе. Ссылаясь на опыт Нидерландов, Бонино утверждала, что «голландское законодательство позволило получить превосходные результаты. Снизилась преступность, и уменьшилось количество правонарушений. Наркоманы регистрируются, и здесь гораздо меньше людей, пораженных СПИДом, чем где-либо в Европе». Она добавила к этому, что «если бы торговля наркотиками была официально разрешена, это отняло бы у организованной преступности важный источник доходов». Ее аргументы реанимируют старые мифы и не принимают во внимание тревожную реальность. Легализация наркотиков стала бы катастрофой для европейских детей и подростков.

Миф 1: Нидерланды проводят весьма удачную политику легализации наркотиков

Голландцы не легализовали наркотики в буквальном смысле слова, но разрешили открывать кофейни, где продается марихуана для личного потребления. С 1984 по 1992 г. потребление марихуаны подскочило почти на 200%.

Голландские официальные лица и граждане выражают тревогу по поводу нарастающего потребления марихуаны подростками и роста преступности, равно как и развития туризма с целью приобретения наркотиков. В результате парламенту пришлось сократить вдвое число кофеен с продажей марихуаны и уменьшить дозу этого наркотика, продаваемую одному лицу, с 30 до 5 граммов.

Миф 2: Легализации наркотиков снижает уровень преступности, связанный с их потреблением

Министерство юстиции США установило, что преступники под воздействием наркотиков совершают в шесть раз больше убийств, в четыре раза больше нападений и почти в полтора раза больше ограблений по сравнению с теми, кто совершает преступления ради того, чтобы достать деньги для покупки наркотиков. Расходы на здравоохранение, социальное обеспечение и правосудие в Европе мгновенно возрастут, если потребление наркотиков будет легализовано.

Утверждение, что если Европейский союз последует примеру Нидерландов, то это снизит уровень преступности, опровергается собственным опытом этой страны. Голландские власти признают, что преступность, связанная с потреблением наркотиков, в последнее десятилетие непрерывно возрастала.

С 1981 по 1992 г. зафиксирован рост преступности на 60%, причем большую ее часть составили имущественные преступления. Статистика показывает, что почти 40% заключенных в тюрьмах Голландии осуждены за преступления, так или иначе связанные с потреблением наркотиков, и что в Амстердаме вдвое больше полицейских, чем в среднем американском городе, при сопоставлении их численности с населением города.

Миф 3: Легализация наркотиков поможет искоренить черный рынок и ослабить деятельность организованной преступности

И в этом случае опыт голландцев свидетельствует об обратном. Начиная с 1988 и по 1993 г. количество организованных преступных группировок в Нидерландах возросло с трех до 93.

Миф 4: Большая доступность и легальное приобретение таких наркотических средств, как марихуана, кокаин и героин, не увеличат их потребление

Это противоречит не только опыту, но и самой человеческой природе. С 1984 по 1992 г. потребление марихуаны голландскими подростками почти утроилось. В Италии, где хранение небольших доз наркотиков, включая и героин, перестало в 1975 г. быть преступным деянием, насчитывается около 300 тыс. наркоманов, пристрастившихся к героину. В 70-х годах президент Картер и комиссия, созданная еще при президенте Никсоне, рекомендовали снять уголовную ответственность за потребление марихуаны, и в ряде штатов законы о распространении и потреблении наркотических средств были смягчены. А что в результате? Резкий рост потребления марихуаны, особенно среди подростков.

Миф 5: Легализация ослабит остроту проблем здравоохранения и ограничит распространение таких заболеваний, как СПИД

Никоим образом. Начиная с 1986 г. в Швейцарии в порядке эксперимента проводилась именно такая политика, и ее последствия были катастрофическими. Швейцарские власти устроили в Цюрихе общественный парк, где наркоманы могли бы потреблять героин. Работники здравоохранения в этом парке бесплатно раздавали шприцы, презервативы, обеспечивали амбулаторную помощь, проводили консультации и предлагали лечение. Вскоре это место стало известно как «Парк на игле». В «лучшую» пору его посещали тысячи наркоманов.

Ежедневно здесь раздавали до 15 тыс. шприцев, и очень многих принявших чересчур большую дозу приходилось приводить в чувство. В 1991 г. было зафиксировано 78 смертельных случаев от передозировки наркотиков, в два раза больше по сравнению с предыдущим годом. Швейцарцы этот парк закрыли.

Утверждение г-жи Бонино о том, что легализация наркотиков ограничит распространение СПИДа, противоречит опыту ее собственной страны. В Италии после снятия уголовной ответственности за потребление наркотиков и приобретение их в личное пользование почти две трети всех случаев заболевания СПИДом связывают с потреблением наркотических средств.

Миф 6: Легализация наркотиков должна распространяться только на взрослых, разрешенные к потреблению наркотики будут недоступны детям

В Нидерландах большинство наркоманов-подростков приобщаются к наркотикам с раннего возраста. В обзоре, опубликованном голландским Институтом проблем алкоголизма и наркомании в 1993 г., отмечалось, что потребление наркотиков среди школьников в возрасте от 12 до 18 лет возросло с 1984 г. почти на 200%.

В опыте любого свободного государства нет ничего, что вселяло бы веру в его способность сделать так, чтобы легализованные наркотики не попадали в руки детей. В Соединенных Штатах детям не разрешается покупать сигареты, пиво и алкоголь. Однако сегодня около 4,5 млн. американских подростков курят, а 4,7 млн. несовершеннолетних американцев употребляют алкогольные напитки.

Исторический опыт и научные исследования показывают: легализация наркотиков увеличит число наркоманов и количество преступлений, совершаемых на этой почве, а также самым страшным образом отразится на физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии детей в Европе.»

-2-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: