К концу занятия участники семинара




а) должны знать:

методику проведения первичной беседы (поэтапное применение приемов активного слушания);

особенности консультирования родителей подростков, особенности восприятия во взаимоотношениях «родитель — подросток»;

тактику поведения консультанта при молчании клиента; при угрозе самоубийством клиента; с немотивированным клиентом; клиентом, который плачет;

способы разрешения конфликтных ситуаций;

б) должны уметь:

применять приемы активного слушания при проведении первичной беседы;

определять типы восприятия проблем родителями, проводить соответствующую консультацию;

применять способы конструктивного разрешения конфликтов.

Время занятия: 3 академических часа.

Оснащение занятия: 1. ТСО: компьютер, проектор, экран;

2. Презентация PowerPoint;

3. Карточки с заданиями.

Организационная структура занятия

Основные этапы занятия Методы обучения Время
6.1 Организационный момент: приветствие, создание рабочей атмосферы.   5 мин
6.2 Актуальность темы, сообщение плана и целей занятия.   5 мин
6.3 Создание благоприятной атмосферы. Упражнение «Невербальное приветствие» 5 мин
6.4 Изучение темы «Проведение первичной беседы. Трудные моменты при консультировании». Вопросы темы: 1. Проведение первичной беседы. Соотношение этапов консультирования и используемых техник активного слушания. 2. Этапы процесса консультирования. 3. Проведение первичной беседы. Цели первичной беседы. 4. Трудные моменты консультирования. Молчание, плач клиента, угроза самоубийством, немотивированные клиенты Лекция (презентация)     Упражнение 50 мин
6.5 Конфликтология, способы разрешения конфликтных ситуаций Лекция (презентация) Ролевая игра 40 мин
6.6 Консультирование родителей ­ типы восприятия во взаимоотношениях «родитель — подросток»; ­ особенности консультирования родителей. Лекция (презентация) 20 мин
6.7 Закрепление материала. (По выбору преподавателя) 5 мин
6.8 Подведение итогов занятия.   5 мин

 

 

6.1 Организационный момент

Необходимо уточнить у слушателей наличие вопросов по предыдущей теме занятия.

6.2 Актуальность темы

Очень важна для дальнейшего успешного контакта консультанта с клиентом его первая встреча. Клиент приходит за помощью с двумя сильными чувствами — тревогой и надеждой. Консультант обязан снять тревогу и укрепить надежду. В то же время в процессе консультирования консультант не раз сталкивается с ситуациями, когда клиент будет его провоцировать на конфликт или пытаться манипулировать его поведением.

6.3 Создание благоприятной атмосферы.
Упражнение «Невербальное приветствие»

Занятие начинается с разминки — упражнения «Невербальное приветствие». Преподаватель предлагает участникам семинара поприветствовать коллегу, сидящего напротив, каким­либо жестом, движением головы или мимикой, который, в свою очередь, приветствует сидящего слева от того, кто послал ему приветствие, так, чтобы создалась непрерывная зигзагообразная цепочка.

6.4 Проведение первичной беседы. Трудные моменты при консультировании

Проведение первичной беседы. Соотношение этапов консультирования
и используемых техник активного слушания

Участники семинара должны повторить схему процесса консультирования. При этом преподаватель предлагает назвать слушателям приемы (техники) активного слушания на каждом из 6 этапов. Следует подчеркнуть, что невербальные приемы коммуникации должны постоянно применяться на всех этапах.

В ходе обсуждения группа приходит к пониманию, что на первом этапе, когда исследуется проблема, необходимо использовать такие приемы, как поощрение и ободрение, а также отражение чувств. Для того чтобы что­то уточнить, можно использовать технику перефразирования.

На втором этапе, когда определяется проблема, используется техника обобщения или перефразирования.

На третьем этапе, когда идет поиск альтернатив, из всех техник и приемов осталась неиспользованной техника постановки вопросов.

Преподаватель подводит аудиторию к пониманию, что альтернативы, которые после внутреннего собственного анализа ситуации выдвинул консультант, должны быть выдвинуты самим клиентом. При этом консультант задает такие вопросы, на которые клиент отвечает, выдвигая в качестве ответа одну из альтернатив, которая предполагается консультантом. Человек должен сам проговорить, что мог бы не допустить такой ситуации, в которой он оказался. Например, заражение ИППП или беременность.

В качестве пояснения группе можно привести следующий пример. «Если бы консультант сказал клиенту, что надо пользоваться презервативом, это произвело бы незначительный эффект, так как до него уже сотни людей говорили об этом, включая рекламу на ТВ. В этой ситуации консультанту необходимо задать такой вопрос подростку, чтобы он сам ответил, что «если бы он пользовался презервативом…».

Важно добиться понимания аудитории, что техника постановки вопросов связана с выдвижением альтернатив. Необходимо, чтобы клиент сам выдвинул альтернативу и проговорил ее.

  Диалог 1 Диалог 2
Консультант Здравствуйте. Здравствуйте
Клиент Здравствуйте. Здравствуйте
Консультант Что вас беспокоит?   Проходите, присаживайтесь. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Анна Владимировна.  
Клиент Меня интересует подбор контрацепции. Сейчас так много различных методов. Может быть, вы посоветуете мне что­нибудь? Алена.
Консультант Да. Вы правы, выбор действительно большой. Я считаю, что лучше всего применять гормональную контрацепцию. Что вас привело?  
Клиент Но я не уверена в том, что они безопасны. Меня интересует подбор контрацепции. Сейчас так много различных методов. Может быть, вы посоветуете мне что­нибудь?
Консультант Если вы сомневаетесь, возьмите эти брошюры, в них описаны и другие методы. Приходите, когда решите, что вам больше подходит. Вы хотите подобрать наиболее подходящий для вас метод контрацепции?  
Клиент   Да.
Консультант   Хорошо Алена. Мы могли бы это обсудить.

Недостатки первого диалога

Консультант не познакомился с клиентом.

Не предложил присесть.

Не уточняет мотивы обращения.

Однозначно выражает свое мнение (в виде совета).

Дает клиенту печатные материалы, не предоставляя никаких пояснений

Преимущества второго диалога

Консультант доброжелательно встретил клиента.

Пригласил присесть.

Познакомился с клиентом.

Задал открытый вопрос, предоставив возможность клиенту рассказать о цели визита.

Применил технику перефразирования, уточняя мотивы клиента.

Использует имя клиента в беседе.

Не дает совета, приглашая клиента к сотрудничеству.

Следует отметить, что после выдвижения нескольких альтернатив выбирается та, которая максимально приемлема для подростка и удовлетворяет решение проблемы. Далее консультант планирует вместе с ним конкретный план действий, который выполняется подростком впоследствии.

Подобный алгоритм решения возникающих задач существует и в повседневной жизни у взрослых. У нас что­то происходит, мы эмоционально переживаем, потом начинаем исследовать: отчего, почему, на каком этапе, т. е. определяем источник проблемы. Следующий этап — поиск различных путей выхода из создавшейся ситуации. Необходимость выдвижения нескольких вариантов диктуется тем, что две альтернативы — безусловно, выбор, но недостаточный, это тоже не выход и не решение проблемы. Следует осуществить и выдвинуть не меньше пяти альтернатив, тогда можно спокойно обсудить каждую и выбрать ту, которая максимально устраивает.

После того, как выбрано 5 альтернатив, т. е. пришло понимание путей решения проблемы, сделан выбор, планируются и обдумываются дальнейшие действия. Проблема существует между определением и поиском альтернатив, как только найдены альтернативы — проблемы нет. Дальше идут действия: решение найдено и подросток реализует его в жизни.

Подростку необязательно знать всю технологию консультативного процесса, показывать ему, что и как надо делать. Консультант ведет его по этому процессу. Когда подросток приходит к консультанту, он исследует проблему подростка со всех сторон. Потом четко определяет ее, ищет альтернативы, затем выбирает одну. Этот алгоритм консультант должен четко знать, для того чтобы он мог впоследствии оценить и что­то улучшить в своей работе. Таким образом, консультант будет развиваться, повышать свои профессиональные навыки, выполнять свою работу квалифицированно.

Упражнение «Этапы процесса консультирования»

 

Преподаватель раздает участникам семинара бланки с перечнем шагов консультативного процесса, расположенных в неправильной последовательности, и просит восстановить правильный порядок.

 

Бланк «Этапы процесса консультирования
(неправильный вариант)»

1. Критическая оценка выбранных альтернатив решения.

2. Обсудить возможные варианты решения проблем.

3. Выбрать альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4. Точно определить проблему.

5. Составить письменный список вариантов решения проблем.

6. Оценить уровень достижения цели (степень разрешения проблемы).

7. Обобщить достигнутые результаты.

8. Установить контакт с клиентом.

9. Поощрять клиента к рассмотрению возникших у него проблем.

10. Фиксировать чувства клиента.

11. Составить план реалистического решения проблем.

12. Последовательная реализация плана решения проблем.

13. Помочь клиенту выдвинуть альтернативы решения проблем.

14. При необходимости уточнить план решения проблем.

15. Охарактеризовать проблемы клиента.

 

Подчеркивается, что на бланке отражены все шесть этапов процесса консультирования, которые разбиты на мелкие подэтапы. Преподаватель просит расположить каждый из подэтапов последовательно один за другим, проставляя на бланке порядковый номер каждого подэтапа. Подэтапы логичны, невозможно переставить их, один этап не может перескочить другой.

Задание слушатели могут обсуждать друг с другом, используя при этом общую шестиэтапную схему.

После того как группа завершила задание, начинается его проверка.

 

 

Бланк «Этапы процесса консультирования
(правильный вариант)»

1. Установить контакт с клиентом.

2. Поощрять клиента к рассмотрению возникших у него проблем.

3. Фиксировать чувства клиента.

4. Охарактеризовать проблемы клиента.

5. Точно определить проблему.

6. Помочь клиенту выдвинуть альтернативы решения проблем.

7. Составить письменный список вариантов решения проблем.

8. Обсудить возможные варианты решения проблем.

9. Выбрать альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

10. Критическая оценка выбранных альтернатив решения.

11. Составить план реалистического решения проблем.

12. Последовательная реализация плана решения проблем.

13. Оценить уровень достижения цели (степень разрешения проблемы).

14. Обобщить достигнутые результаты.

15. При необходимости уточнить план решения проблем.

 

 

Преподаватель должен пояснить, что подэтапы в упражнении очень маленькие, в реальном процессе консультирования они могут соединяться, представляя собою единое целое. Важно их не пропускать, не менять местами. Они могут следовать только друг за другом.

Естественно, все шесть этапов невозможно пройти за одну встречу. На первой встрече можно только исследовать проблему, особенно если проблема серьезная. Если консультант не исследовал ее до конца — дальше будет искажение. Может быть и так, что консультанту на исследование проблем понадобится три встречи. Но пока проблема не исследована — нельзя ее определить, пока она не определена — нельзя заниматься поиском альтернатив.

 

 

Проведение первичной беседы. Цели первичной беседы

 

В процессе консультирования условно выделяют три временных этапа — начало, середину и завершение.

Очень важна для дальнейшего контакта консультанта с клиентом первая встреча. Клиент приходит за помощью с двумя сильными чувствами — тревогой и надеждой. Консультант необходимо снизить тревогу и укрепить надежду.

Задача консультанта в начале встречи — помочь почувствовать клиенту себя в безопасности, снизить тревогу, напряжение, волнение. Прежде всего консультанту необходимо проявлять активность. Право первого вопроса принадлежит консультанту.

Цели первой консультативной встречи.

1. Поощрять открытое, искреннее и всеобъемлющее общение по проблемам, которые клиенту хочется обсудить во время встречи.

2. Продвинуться в направлении более глубокого понимания клиента.

3. Передать клиенту понимание того, что он должен быть активным участником решения своих проблем.

4. Обозначить направление дальнейшей работы.

 

Одна из основных целей консультирования — помочь клиенту, обратившемуся за консультацией, понять себя посредством глубокого самоизучения. При консультировании должна быть создана такая атмосфера, при которой молодой человек сможет свободно говорить о самых щекотливых вопросах. Даже о том, о чем не представлял до начала беседы.

Подросток очень чувствителен к поведению консультанта, он оценивает, дружелюбен ли консультант и не слишком ли самоуверен. Первая встреча устанавливает стиль и тон всего последующего общения. Очень важно продемонстрировать принцип уважения к клиенту, вне зависимости от того, нравится или не нравится консультанту его поведение.

Первая встреча начинается со знакомства. Когда подросток входит в кабинет, консультант должен представиться, спросить имя клиента (или как он хочет, чтобы его называли), предложить стул. Желательно использовать короткие пометки на бумаге, так как консультант не может запомнить всю информацию, которую слышит от клиента. Чаще всего при знакомстве первое, что забывается, — это имя собеседника.

Для обеспечения непрерывности процесса консультирования можно использовать табличку с надписью «Просьба не входить, идет консультация», которая вывешивается на дверь. Постороннее вмешательство может помешать установлению контакта, сбить подростка с мысли или вообще подорвать его доверие консультанту.

Целесообразно также сказать, сколько времени будет длиться консультация, и гарантировать полную конфиденциальность, если это требуется.

Необходимо обратить внимание на то, как входит клиент — твердым, решительным шагом или неуверенно, это может помочь оценить характер клиента; если на консультацию пришли несколько членов семьи, кто первый и как входит в кабинет, так как это часто отражает взаимоотношения и распределение ролей в семье.

После знакомства немного времени уделяется общепринятым фразам, которые уменьшают напряжение в начале встречи. Чем чаще консультант обращается к подростку по имени, тем быстрее он почувствует индивидуальное отношение к себе и сможет раскрыться.

Обращение к подростку на «Вы» или на «ты». Возможна и та, и другая форма обращения, но более естественным будет диалог с подростком (9–14 лет) на «ты», а с подростком (15–19 лет) — на «Вы».

Первая задача консультанта — помочь почувствовать клиенту себя в безопасности, снять тревогу, напряжение, волнение, которые мешают клиенту общаться. Подростки могут проявлять излишнюю возбужденность, волнение, раздражительность, могут быть подавлены или начать паясничать. Задача консультанта — не дать этим чувствам препятствовать самовыражению.

Один из эффективных приемов — привлечь внимание клиента к его настроению. Консультант должен дать подростку право быть раздраженным или грустным, взволнованным или агрессивным. Прежде всего, консультанту необходимо проявить активность. Клиент надеется, что консультант первым начнет беседу.

Напряжение можно снять следующими вопросами:

1. Вы, кажется, испуганы?

2. Что Вас беспокоит?

3. Не боитесь ли Вы моих вопросов?

Можно просто предложить удобно расположиться и расслабиться. Консультант должен объяснить, что клиент сам выбирает, о чем и сколько говорить.

Беспокойство клиента при первой встрече снижается после его ознакомления с процедурой консультирования. Одни понимают консультирование как волшебную силу, где мудрые советы обладают магическим действием, другие — как скорую помощь, реанимацию.

Правильное объяснение процесса консультирования — где подчеркивается зависимость успеха от сотрудничества консультанта и клиента — помогает клиенту уменьшить свою тревогу и скорректировать ожидания.

В начале встречи важно выяснить, кто инициатор обращения за консультацией, сам клиент или его родители, близкие, друзья, учителя. Если клиент приходит не по собственной инициативе, велика вероятность его сопротивления консультированию, так как у него нет мотива. Это может создать консультанту определенные трудности по формированию необходимой мотивации для встречи.

Право первого вопроса принадлежит консультанту. Переходя к разговору о причине обращения подростка, следует избегать вопроса «В чем проблема?», а заменить его на более нейтральные формулировки: «Что Вас привело?», «О чем бы Вы хотели поговорить?».

Если клиент волнуется, прежде всего нужно спросить о чувствах, которые его тревожат, помочь их выразить вербально. Первые вопросы необходимо тщательно продумывать, так как клиенты, не имея вначале доверительного отношения к консультанту, не хотят отвечать на некоторые вопросы. Если консультант задает много вопросов, клиент теряется, не знает, что говорить. Это не способствует инициативе со стороны клиента, в этой ситуации консультанту приходится продолжать расспрос.

В начале беседы следует избегать конкретности, чтобы представить ситуацию клиента полностью, многогранно. Возникающие важные вопросы нужно запоминать или помечать на бумаге. Может быть, клиент сам затронет их в ходе беседы. Позже можно задать вопросы, которые помогут до конца прояснить ситуацию.

Во время первой встречи необходимо внимательно выслушать клиента, чтобы определить круг проблем и трудностей. Как правило, существует три основных направления исследования проблем: информированность, поведение, установки. Выслушав подростка, консультант может определить, в какой из нижеуказанных зон подросток испытывает затруднения.

Сфера существующих затруднений Задача консультанта
Информация Отсутствие. Неполная. Искаженная. Определить степень информированности подростка Вопросы консультанта: «Что вы знаете….?» «Какой информацией вы располагаете?» и др.
Поведение Отсутствие навыков. Сформированное поведение (часто деструктивное). Определить наличие необходимых навыков или обсудить пути изменения сформированного нежелательного поведения подростка. Вопросы консультанта: «Как вы поступили в этой ситуации?» «Что вы делали…?» и др. «Как бы вы хотели поступить?»
Установки (отношение) Не сформированы. Являются рациональными (реальны, доказуемы). Являются иррациональными (содер­жат в себе слова: «все», «никто», «всег­да», «никогда», «должен» и т. д). Понять образ мышления подростка, наличие иррациональных установок и обсудить пути их изменения. Вопросы консультанта: «Как вы относитесь к…?» «Как вы оцениваете…?» «Вы считаете…?»

Основное внимание следует обратить на:

понимание проблемы клиентом;

причины ее возникновения;

попытки решить ее;

связанные с ней трудности и сопутствующие факторы.

Не надо прерывать клиента и показывать свое отношение к его точке зрения, необходимо избегать как негативных, так и положительных оценок, не надо предлагать каких­то лично своих объяснений и делать поспешные выводы.

Часто во время первой встречи клиент говорит не об одной проблеме, так как проблема никогда не бывают единственной, тем не менее, существует связь между разного рода событиями, чувствами и установками. Уловив эту связь, консультант получит возможность эффективнее вести беседу. Главное — уметь внимательно слушать.

С начала первой встречи консультант должен стремиться к тому, чтобы клиент принял на себя ответственность за свои проблемы, чтобы он ушел от консультанта не более счастливым, а более уверенным в своих силах, с пониманием того, что следует что­то менять в своей жизни и в себе.

Во время первой консультативной встречи необходимо:

1. Поощрять открытое, искреннее и всеобъемлющее общение по проблемам, которые клиенту хочется обсудить во время встречи, с раскрытием факторов, которые вызывают эти проблемы.

2. Продвинуться в направлении более глубокого понимания клиента, большего уважения к нему и взаимопонимания.

3. Передать клиенту понимание того, что он должен быть активным участником решения своих проблем.

4. Обозначить направление дальнейшей работы.

Завершая первую консультацию, необходимо отметить позитивные сдвиги клиента на пути преодоления трудностей, затем спросить, как клиент себя чувствует, сказать ему, что будете рады видеть его и он имеет возможность снова обратиться за консультацией. Важно завершить консультацию в назначенное время.

Если клиент в состоянии гнева или отчаяния хочет уйти до окончания консультации, скажите клиенту, что несмотря на то, что он уходит расстроенным, двери вашего кабинета всегда открыты, и вы надеетесь увидеть его вновь. Этот момент очень важен, так как поведение подростков может быть очень провокационным и обычная реакция для них — отторжение. Реакция консультанта другая, и подросток может вернуться.

Очень часто существуют завышенные ожидания от встречи. Консультант исследует проблему, задает вопросы, а клиент на все отвечает — нет, нет, нет. Консультант не понимает, зачем человек пришел. В этой связи следует спросить на начальных этапах первой беседы: «Что Вы ожидаете от нашей встречи?»

Обязательно следует подчеркнуть клиенту, что успех зависит от активности и ответственности обоих участников процесса консультирования. Если приходят родители и говорят: «Я хочу, чтобы Вы помогли мне повлиять на моего подростка», — следует сразу развеять эти ожидания. Мы можем влиять только на того, кто с нами в кабинете. Он может только сам на себя влиять. Естественно, мы не можем влиять на третье лицо. Следует прямо сказать об этом и не тратить собственные силы.

Это связано с тем, что у вас разные цели: вы думаете, как вашему клиенту адаптироваться к подростку, а он будет хотеть совершенно другого и не слушать вас. Цель прихода должна быть определена изначально, что и выясняется вопросом: «Для чего Вы пришли? Что Вы ждете, какова Ваша цель?».

Консультирование не ориентировано на результат. Консультант не знает, какое решение примет человек. Консультирование ориентировано только на процесс. Если человек ничего не захочет делать, в этом случае даже все неимоверные усилия консультанта ни к чему не приведут. Он все равно ничего не будет делать. Не потому, что консультант плохо спланировал. Все что консультант мог сделать со своей стороны, он сделал. Дальше — ответственность самого клиента.

Трудные моменты консультирования.
Молчание, плач клиента, угроза самоубийством,
немотивированные клиенты

При изложении вопроса преподаватель может поинтересоваться, какие ситуации были бы для консультанта сложными, по мнению присутствующих. В ходе обсуждения выделяются четыре основные группы трудных ситуаций: молчание клиента, его плач, угроза самоубийством и немотивированные клиенты.

Молчание клиента. Очень часто человек чувствует себя неуютно, когда обрывается беседа и наступает пауза молчания, которая кажется бесконечно долгой. Однако умение молчать — один из важнейших навыков консультирования. Для консультанта, умеющего быть чутким к различным смыслам тишины и научившегося создавать и использовать паузы в консультировании, молчание становится особенно ценным в силу того, что оно:

увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента;

предоставляет возможность клиенту «погрузиться» в себя и изучать свои чувства, установки, ценности и поведение.

 

Молчание в консультировании имеет следующее значение:

1. Может выражать тревогу клиента, плохое самочувствие, растерянность из­за самого факта консультирования, особенно в начале беседы.

2. Периодические паузы молчания делают беседу более целенаправленной. Клиент во время пауз может обдумать свой дальнейший рассказ и ранее высказанное, консультант в это время анализирует беседу и формулирует вопросы.

3. Молчание может означать, что и клиент и консультант надеются на продолжение беседы со стороны друг друга.

4. Пауза молчания может означать тупик, в этом случае происходит поиск нового направления беседы.

5. Молчание может выражать сопротивление клиента процессу консультирования. Позиция клиента тогда такова: «Сможет ли консультант сдвинуть меня?»

6. Иногда паузы молчания возникают, когда беседа протекает на поверхностном уровне и избегается обсуждение наиболее важных вопросов.

7. Молчание может подразумевать глубокое обобщение без слов.

 

Когда клиент умолкает и пауза длится долго, консультанту уместно спросить: «Вы задумались. Что сейчас при этом чувствуете? Что важно для Вас в этом молчании?» Необходимо помнить, что клиент сам отвечает за свое молчание и может быть таким в консультативном процессе, каким ему хочется, стало быть, и молчать.

Клиент плачет. Клиент во время консультации может начать плакать или рыдать и тем самым заставить консультанта почувствовать себя неловко, неудобно. Большинство консультантов стараются удержать клиентов от плача и направляют на это часть своих усилий. Иногда консультант чувствует себя виновным в сложившийся ситуации, считает, что довел клиента до слез, склонен принимать на себя ответственность за его слезы. Однако в действительности не консультант доводит клиента до слез и не он — причина жизненных трудностей и личных проблем клиента.

Клиенты плачут из­за своих проблем, и консультант здесь ни при чем. Клиент нередко начинает и прекращает плакать без вмешательства консультанта. Если клиент расплачется, надо позволить ему плакать. Попытаться остановить плач — не самое лучшее — действие.

Консультанту необходимо помнить, что в плаче клиента имеются свои положительные моменты. Во­первых, он помогает излить эмоции. В таких ситуациях консультант должен отметить, что это нормально, это естественная реакция, когда человеку плохо. Клиент, таким образом, имеет возможность выразить свои чувства. Подходящее действие консультанта в этом случае — немного подождать, через некоторое время плач прекращается.

Во­вторых, клиент может использовать плач, чтобы вызвать сочувствие консультанта или прекратить дальнейшие выяснения. Это прием с его стороны, который скоро закончится, если позволить ему плакать. Более того, клиент получит урок, что консультантом нельзя манипулировать так же, как он это делал раньше с другими людьми.

Угроза самоубийством. В ситуации, когда клиент угрожает самоубийством, следует знать, что большинство молодых людей, которые угрожают самоубийством, его не совершают, но, тем не менее, находятся в достаточно отчаянном состоянии и таким образом хотят привлечь к себе внимание. Паническая реакция со стороны консультанта может напугать подростка, поэтому консультанту необходимо быть в этой ситуации более уравновешенным, соблюдать спокойствие.

Фактически остановить от самоубийства того, кто хочет это сделать, невозможно. Правильно будет сказать подростку: «Хотя никто не может помешать человеку лишить себя жизни, но я был бы чрезвычайно опечален, если бы это произошло. Мы только начали узнавать друг друга, и я вижу многое, что мне нравится и восхищает в тебе. Те, кто совершает самоубийства, часто одиноки, так как они чувствуют, что у них нет никого, кому было бы до них дело». Таким образом, консультант демонстрирует подростку, что ему не все равно, что происходит с подростком, и это может дать ему надежду, шанс найти другую альтернативу кроме самоубийства в разрешении своих проблем.

Некоторые молодые люди угрожают самоубийством в качестве манипулирования, чтобы все было так, как они хотят. Они также нуждаются в помощи, но им нужно показать, что есть другие способы получить внимание и заботу, в которых они нуждаются. Наиболее ценный подход — сказать о положительных чувствах, которые вызывает клиент, или что­то другое хорошее о нем, что способствует повышению самооценки клиента.

Самая неподходящая реакция для консультанта — запаниковать, идя на поводу у собственного беспокойства и бессилия. Поскольку самоубийство трагично, каждый консультант должен сам определить свое отношение к этому и, как следствие, поведение в такой ситуации. Чем лучше взаимопонимание с клиентом, тем менее вероятно, что самоубийство произойдет. Следует помнить, что лучшее предупреждение самоубийства — максимальный упор на создание доверительного взаимопонимания с клиентом.

Немотивированные клиенты. Нередко бывает, что на консультацию попадают подростки не по своей воле и отвергают роль клиента, которую ему навязывают. Такая ситуация является источником стресса для консультанта. Надежды людей, направивших клиента, ложатся на плечи консультанта тяжелой ношей и становятся своеобразным экзаменом его умений и навыков. Большинство консультантов испытывают обязанность «перевоспитать» клиента.

Если у клиента отсутствует мотивация, консультант часто обнаруживает, что направившие подростка люди решают таким образом свои проблемы и используют консультанта в качестве наказывающей силы. Особенно высок процент принудительно консультируемых подростков в школах. Если «немотивированный» клиент все­таки вынужден по каким­либо причинам посещать консультанта, обычно свое сопротивление он выражает по­разному: пропускает встречи, опаздывает, безразличен ко всему, что происходит во время консультирования, отказывается принять ответственность, молчит, уныло крутит пуговицу, всем своим видом демонстрируя, что просто отсиживает время.

Казалось бы, самое простое решение, которое напрашивается, — отказаться от работы с такими лицами. Однако это не всегда возможно. Например, в школе, в больнице, в консультативном центре, где консультант вынужден оказывать помощь подросткам, которые не сами обратились за ней, а направлены учителями, врачами или приведены родителями.

Следует отметить обязательность конфиденциальности при консультировании. Не лишним будет информировать подростка, что все, что он расскажет консультанту, останется в стенах кабинета.

6.5 Конфликтология, способы предупреждения и разрешения конфликтов

На начальном этапе рассмотрения данной темы группа обсуждает, что такое конфликт. Участникам предлагается подумать и назвать вслух первые ассоциации, возникающие в ответ на слово «конфликт». Все высказанные ассоциации преподаватель записывает на большом листе и на основании списка составляет определение конфликта.

Конфликт — это взаимодействие, основанное на столкновении противоположных взглядов, интересов, ценностей, при котором каждая из сторон в острой конкурентной борьбе старается добиться своей цели.

 

Внимание! При обсуждении упражнения нужно обратить внимание участников на то, что большая часть записанных ассоциаций отражает эмоциональные переживания, возникающие в процессе конфликта. Это позволяет сделать вывод о том, что первое, с чем сталкивается человек в конфликте, — это отрицательные эмоции.

Эмоции в конфликте

Эмоции служат показателем наших взаимоотношений и жизненных достижений. Они помогают определить направление движения и приближение к жизненно важным целям, способствуют полноте ощущений жизни и создают нормальные взаимоотношения. Необходимо осознавать взаимосвязь мыслей и чувств, энергии и действий человека.

Энергия движется по человеческому телу и регулирует или напряжение, или расслабление организма. От силы этой энергии зависит уровень наших чувств, характер мыслей и действий. Мозг — огромный компьютер, который «считывает» и расшифровывает в мыслях наше эмоциональное состояние, отношение к партнеру и окружающему миру. А энергетический поток, как провод, соединяет мышление, эмоции и действия личности на сознательном и подсознательном уровнях. Если человек способен управлять своими эмоциями, вовремя высвобождаться от них, то не происходит застоя отрицательных чувств, и тогда в глубинах души не осаждаются страх, неуверенность, гнев.

Понятно, что, попадая в конфликтную ситуацию, нас захватывают отрицательные эмоции, и заниматься поиском причин конфликта и тем более его разрешением не имеет никакого смысла. Следует сначала освободиться от переживаний.

Отрицательные эмоции могут стать созидательными при условии, что человек научится ими управлять: не разжигать их и не подавлять. Отрицательные эмоции или способны разрушить человека изнутри, если постоянно их сдерживать, или разрушат окружающий микроклимат при неуправляемой разрядке.

Существуют социально­приемлемые способы выхода отрицательных эмоций.

Преподаватель спрашивает у участников, какие, на их взгляд способы эмоциональной разрядки они знают. Могут быть названы следующие способы: занятия спортом; эмоциональная разрядка в виде плача; секс; общение с друзьями, смех; водные процедуры и т. д. На основании этого можно высказать мысль, что для эффективного разрешения конфликтных ситуаций необходимо научиться управлять своими эмоциями и своевременно и систематически освобождаться от их отрицательной части.

Способы разрешения конфликтных ситуаций

Преподаватель обращает внимание слушателей на то, что в решении конфликтной ситуации центральным является определение причины возникновения конфликта. Внешняя причина, связанная с деловыми неурядицами, рассматривается как следствие, а внутренняя причина, связанная с отрицательными эмоциональными отношениями, часто скрыта. Участники конфликта тщательно прячут истинные внутренние причины (или иногда даже не осознают их) и стремятся к решению конфликта по пути предотвращения следствия, а не причины.

В конфликтной ситуации различают две модели/шаблона поведения: конструктивный и деструктивный. В основе деструктивного лежит разрушительная тактика поведения, при которой говорить об эффективном разрешении конфликта не представляется возможным. К тому же при использовании деструктивных стратегий поведения лишь одна сторона достигает желаемого результата, а вторая, не получая ничего, остается скрытым врагом. Вторая, конструктивная модель решения вопросов является наилучшей, так как в результате обе стороны достигают желаемой цели.

Однако подход «выиграть/выиграть» не каждому дается легко, он требует специальных навыков, так как стереотипы поведения, заложенные в детстве, часто являются преградой конструктивному поведению. Ярким примером этому служит ситуация из



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: