К концу занятия участники семинара




а) должны знать:

структуру процесса консультирования;

этапы процесса консультирования;

приемы активного слушания;

трудные моменты консультирования;

б) должны уметь: владеть техникой консультирования.

Время занятия: 2 академических часа.

Оснащение занятия: 1. ТСО: компьютер, проектор, экран;

2. Презентация PowerPoint;

3. Карточки с перечнем вопросов по теме

«Репродуктивное здоровье»;

4. Ситуационные задачи по теме «Репродуктивное здоровье».

Организационная структура занятия

Основные этапы занятия Методы обучения Время
7.1 Организационный момент: приветствие, создание рабочей атмосферы.   5 мин
7.2 Актуальность темы, сообщение плана и целей занятия.   5 мин
7.3 Обобщение и закрепление темы «Консультирование». Вопросы темы: 1. Интервьюирование участников семинара. 2. Репродуктивное здоровье подростков и молодежи. Упражнение «Интервью в сфере репродуктивного здоровья»   Ситуационные задачи 45 мин   45 мин
7.4 Закрепление материала. (По выбору преподавателя) 5 мин
7.5 Подведение итогов занятия.   5 мин

 


7.1 Организационный момент

Необходимо уточнить у слушателей наличие вопросов по предыдущей теме занятия.

7.2 Актуальность темы

В жизни порой возникают ситуации, когда сами консультанты не готовы обсуждать различные темы в сфере сексуального и репродуктивного здоровья. Нередко существующие общественные предрассудки, табу или просто невежество в тех или иных вопросах, укоренившиеся в нашем сознании, не всегда позволяют эффективно и открыто вести диалог с подростком на интересующую его тему.

7.3 Консультирование

Упражнение «Интервью в сфере репродуктивного здоровья»

В начале занятия преподаватель должен обратить внимание слушателей на то, что тематика семинара связана с консультированием в сфере сексуального и репродуктивного здоровья, поэтому им придется обсуждать такие темы, которые могут быть щекотливыми для них самих. В своей профессиональной деятельности каждый консультант должен знать степень своей свободы обсуждать ту или иную ситуацию. При обсуждении любой темы в области репродуктивного здоровья, необходима готовность консультанта ее обсуждать, так как иначе он не будет способен беспристрастно ее анализировать. Следует отметить, что анализ и рациональное обсуждение не должны быть подвержены эмоциональному воздействию. Клиент приходит на прием, потому что он эмоционально дестабилизирован, находится в такой ситуации, которую не может самостоятельно анализировать.

Задача консультанта — анализировать проблему совместно с клиентом, при этом необходимо выражать сочувствие, сопереживать с ним. Однако очень важно не «заболеть» проблемой клиента. Особенно, если у консультанта была схожая проблема в собственной жизни.

Группе предлагается выполнить упражнение «Интервью в сфере репродуктивного здоровья».

 

Группа делится пополам. Первая половина становится в шеренгу, спиной к окну, и им даются карточки с одинаковым перечнем вопросов. Другая половина подходит к первой шеренге и становится напротив, образуя пары. Первая шеренга начинает задавать вопросы своему собеседнику напротив. Нельзя никуда отходить, необходимо четко соблюдать шеренги.

Спрашивающий может задать любой вопрос из карточки своему собеседнику, а тот может отвечать, либо, если не хочет, может сказать: «Следующий вопрос». Тогда спрашивающий переходит к другому вопросу.

Опрос продолжается 2–3 минуты. Далее преподаватель всех останавливает и предлагает сдвинуться на одного человека влево. При этом последний участник переходит в начало шеренги и занимает место напротив нового собеседника.

Обсуждение продолжается еще две минуты, после чего преподаватель опять останавливает группу и предлагает еще раз передвинуться.

После четвертой смены собеседников преподаватель предлагает им поменяться ролями, спрашивающие передают карточки с вопросами своим партнерам. Теперь вторая шеренга начинает спрашивать, а их партнеры отвечать. Опрос продолжается, пока не будет сделано еще два передвижения.

После возвращения слушателей на свои места начинается обсуждение. Преподаватель задает вопрос: «Ваши ощущения от упражнения? Что сложного было в упражнении? В какой ситуации Вы испытывали дискомфорт? Что понравилось?»

Преподаватель поясняет, что у них были разные собеседники по возрасту и полу. Участники и задавали вопросы, и отвечали на них. У всех были разные ощущения в разных ситуациях. Так и должно быть, потому что не может быть все одинаково. Преподаватель комментирует ответы, в том числе обобщая их и резюмируя.

У подростков тема репродуктивного здоровья является значимой, и они заинтересованы в получении информации о ней.

Данное упражнение слушатели выполняют с целью определения своей готовности и способности обсуждать подобные вопросы. Следует помнить, что, если консультант не готов обсуждать какую­либо тему, не стоит браться за нее, лучше адресовать подростка к коллеге, который готов эту тему обсудить с ним.

Решение ситуационных задач в сфере репродуктивного здоровья подростков

Для решения ситуационных задач в сфере репродуктивного здоровья подростков участники семинара делятся на 3 подгруппы, которые работают самостоятельно в аудитории в течение 20 минут.

Каждой подгруппе предлагается задача в области репродуктивного здоровья по наиболее часто встречаемой проблеме, с которой сталкиваются подростки (контрацепция, ИППП, ВИЧ, СПИД, психофизиологические особенности подросткового возраста).

 

Варианты ситуационных задач

 

1. Ситуационная задача по теме «Контрацепция»

Девочка, 17 лет, пришла к Вам на прием через 24 часа после незащищенного полового контакта, имеет постоянного полового партнера. Ведет нерегулярную половую жизнь.

Задание:

Ответьте на следующие вопросы, применительно к данной ситуации:

Как установить доверительный контакт с пациенткой?

Какая дополнительная информация Вам нужна?

Как Вы определите, в чем проблема пациентки?

Какой метод контрацепции необходим в данном случае?

Какие рекомендации по предотвращению подобной ситуации в будущем можно дать?

Как определить эффективность Вашей консультации?

Варианты решения:

Невербальное общение, открытые вопросы, отсутствие критических оценок.

Гинекологический анамнез. Использование контрацептивов.

Определить истинный мотив обращения к врачу — задать вопрос, что конкретно волнует пациентку: беременность, контрацепция, др.

Экстренная контрацепция.

Долговременная контрацепция.

Повторный прием.

 

2. Ситуационная задача по теме
«Инфекции, передающиеся половым путем»

У Вас на приеме мальчик, 16 лет, ведет половую жизнь, имел более одной половой партнерши, не всегда использует презерватив. У товарища, с которым была общая половая партнерша, появились симптомы ИППП.

Задание:

Какая дополнительная информация Вам необходима для определения проблемы?

Определите цель консультирования.

Составьте список возможных альтернатив решения проблемы.

Варианты решения:

Необходимая дополнительная информация:

выяснить, есть ли ИППП у товарища (есть ли симптомы);

есть ли признаки ИППП у клиента;

узнать, когда имел связь с подозрительной партнершей;

определить уровень знаний у клиента по вопросам ИППП.

Цели консультирования:

определить наличие (отсутствие) ИППП у клиента;

мотивировать клиента на использование презерватива.

Альтернативы решения:

обследование у участкового уролога, партнерши — у гинеколога;

постоянное использование презерватива;

наличие постоянного полового партнера.

3. Ситуационная задача по теме
«Психофизиологические особенности развития подростков»

Девочка, 16 лет. Ученица 11 класса, не живущая половой жизнью, обратилась к Вам по поводу маленького размера груди.

Задание:

Составьте перечень возможных мотивов/причин обращения девочки к врачу.

Какие возможные варианты действий Вы ей можете предложить?

Варианты решений:

1. Возможные причины

Физиологические:

задержка полового развития

Психологические:

мифы;

неуверенность в сексуальной привлекательности;

несоответствие секс­символу.

2. Варианты действий в случае, когда причиной являются конституционные особенности:

определить источники дополнительного информирования;

консультация психолога;

физические упражнения на развитие мышц груди;

коррекционное нижнее белье.

После выполнения упражнения группа собирается вместе и представляет свои варианты ответов на поставленные вопросы, позволяющие разрешить заявленную проблему. По ходу ответов преподаватель их комментирует, дополняя представленный слушателями правильный вариант ответов. При этом он отмечает те случаи, когда слушатели выходят за рамки требуемого объема информации.

7.4 Закрепление материала

7.5 Подведение итогов занятия

После завершения практикума преподаватель подводит итоги, подчеркивая, что слушатели получили навыки решения ситуаций, которые могут возникнуть у них в ходе процесса консультирования.

Занятие 8

Рекомендации начинающему консультанту

Вид занятия: теоретическое занятие с элементами проблемного обучения.

Цель:

Обучающая: изучить основные проблемы в работе начинающего консультанта, особенности консультирования подростков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: