Классификация масел для механических КПП




МАСЛА

Основные понятия:

Все современные моторные и трансмиссионные масла состоят из базовых масел и подобранного набора (пакета) присадок. В качестве базовых масел используются минеральные (полученные переработкой нефти) и синтетические (полученные путем синтеза). Соответственно моторные масла подразделяются на минеральные (Mineral), синтетические (Fully/Voll Synthetic) и частично синтетические (Semi/Teil Synthetic), основанные на смеси минерального и синтетического базовых масел. Синтетические масла превосходят минеральные по совокупности свойств.

Вязкость - важнейшее свойство масла. Ее изменение в зависимости от температуры определяет границы температурного диапазона применения масла.

По величине вязкости и ее изменению в зависимости от температуры масла разделяют на:

- зимние - благодаря небольшой вязкости обеспечивают холодный пуск при низких, но не обеспечивают надежного смазывания двигателя при высоких температурах;

- летние - не обеспечивают холодный пуск при температуре окружающего воздуха ниже 0°С, но благодаря большой вязкости надежно смазывают двигатель при высоких температурах;

- всесезонные - при низких температурах обладают вязкостью зимних, а при высоких - летних масел. Всесезонные масла вытесняют летние и зимние по двум причинам: нет необходимости заменять их при смене сезона и они более эффективны как энергосберегающие.
Кроме вязкости, эксплуатационные характеристики масла определяются противоизносными, моющими, антиокислительными и антикоррозионными и другими свойствами.

МОТОРНЫЕ МАСЛА

Классификация масел по вязкостно-температурным и эксплуатационным свойствам.

Моторные масла классифицируют по вязкости, уровню эксплуатационных свойств и областям применения по ГОСТу 17479.1-85 (Россия), по SAE (Общество автомобильных инженеров США), API (Американский институт нефти) и АСЕА (Ассоциация европейских конструкторов автомобилей), которая, начиная с 1996 года, заменила ССМС (Комитет изготовителей автомобилей Общего рынка).

Классификация моторных масел по ГОСТу 17479.1-85.

Масла разделяются на классы (по вязкости) и группы (по назначению и уровню эксплуатационных свойств).

По классам вязкости масла подразделяют на:

- летние - 6,8,10,12,14,16,20,24;

- зимние - 3з, 4з, 5з, 63 (буква «з»-загущенное, стоящая рядом с цифрой, указывает на принадлежность к зимнему классу);
- всесезонные - имеющие двойное обозначение: первая цифра указывает на зимний класс, которому соответствуют низкотемпературные характеристики масла, вторая - на летний: 3з/8,4з/6, 4з/8,4э/10, 5з/10,5з/12.

Во всех перечисленных классах чем больше числовое значение, тем выше уровень вязкости.

Группы по эксплуатационным свойствам обозначаются буквами русского алфавита от А до Е (А - для нефорсированных двигателей, Б -малофорсированных, В-среднефорсированных, Г -высокофорсированных) с индексами:

1 - для бензиновых двигателей,

2 - для дизелей.

Буква без индекса обозначает универсальное масло, пригодное для использования в обоих типах двигателей.

Примеры обозначения масла по ГОСТу:

М-6зГ1, где:

М - обозначение моторного масла;

6з - класс вязкости зимнего масла;

Г, - эксплуатационные свойства масла группы Г (для высокофорсированных) бензиновых двигателей;

М-бзГ; - то же самое для дизельных двигателей;

М-бзГ - универсальное масло для бензиновых и дизельных двигателей;

М-бз/8-В; Г, - всесезонное масло (зима+лето) для бензиновых и дизельных двигателей.

Классификация SAE

Классификация SAE J-300 содержит 6 зимних и 5 летних классов моторных масел. Зимние классы имеют в обозначении букву W (от слова Winter - зима). Чем больше число, входящее в обозначение класса, тем выше вязкость масел, относящихся к нему.

К зимним классам вязкости относятся: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W;

К летним классам вязкости относятся: SAE 20, 30, 40, 50, 60.

Всесезонные масла, обладающие одновременно свойствами одного из зимних классов и одного из летних, имеют двойное обозначение, например SAE 10W-30, SAE 15W-40 и т. п.

Классификация эксплуатационных свойств API подразделяет моторные масла на две категории:

S - для бензиновых двигателей,

С - для дизельных двигателей.

Маркировка складывается из первой буквы, обозначающей категорию масла, и второй, обозначающей уровень эксплуатационных свойств (чем ближе к началу латинского алфавита вторая буква, тем меньшим требованиям отвечает данное масло и наоборот).
Например:
API SF, SG, SH, SJ - для бензиновых двигателей;

API CD, СЕ, CF - для дизельных двигателей.

Универсальные масла, имеющие сдвоенное обозначение API SG/CD, API SJ/CF, пригодны и для бензиновых двигателей, и для дизелей.

Энергосберегающие масла обозначаются аббревиатурой ЕС (Energy Conserving), стоящей после обозначена класса API.
Например, API SJ/CF-4 ЕС. Энергосберегающие масла различных классов вязкости должны обеспечивать экономию топлива не менее 0,5-1,4%.

Классы дизельных масел подразделяются дополнительно для двухтактных и четырехтактных дизелей. Первые дополнительно имеют в обозначении цифру II или 2 (CDII, CF-2), вторые-4 (СН-4).

Классификация АСЕА

Европейская классификация эксплуатационных свойств ACEA предъявляет к маслам более высокие требования по сравнению с классификацией API. ACEA приближена к автомобильному парку и условиям эксплуатации, характерным для Европейской зоны. Классификация разделяет масла на три категории:

А - бензиновые двигатели (А1, А2, A3 и A5),


В - дизельные двигатели малой мощности, устанавливаемые на легковые и грузовые автомобили малой мощности (В1, В2, ВЗ, В4 и B5),


Е - дизельные двигатели для тяжелого транспорта (Е1, Е2, ЕЗ, Е4, Е5 и Е7).

Цифра после буквы обозначает уровень требований, чем больше номер, тем выше требования. Исключениями являются уровни А1 и В1, которые относятся к маслам с малой вязкостью, т. н. "топливосберегающим". Класс В4 в основном совпадает с классом В2, но дополнен испытаниями на двигателях с непосредственным впрыском топлива. Через черточку ставится год принятия.

В маркировку современных моторных масел также входит "одобрение" производителей автомобилей. Оно изображается фирменным знаком или кодом и означает, что применение данного масла одобрено на автомобилях этого завода-изготовителя.

Пример:
SAE 5W-50, API SJ/CF, АСЕА АЗ-98;

ВЗ-98 VW 501.01/505.00, MB 229.1, BMW, Porsche.

Вязкостно-температурные свойства обозначены SAE 5W-50 (всесезонное масло, сочетающее в себе свойства масел зимнего

SAE 5W и летнего SAE 50 классов).

Эксплуатационные свойства по американской классификации API и европейской АСЕА.

API SJ/CF

SJ - масло для бензиновых двигателей;

CF - масло для дизелей.

АСЕА АЗ-98; ВЗ-98

АЗ-98 - масло экстракласса для бензиновых двигателей с наддувом и без него современных европейских автомобилей;
А3-98 - масло экстракласса для дизелей с наддувом легковых современных европейских автомобилей.
В3-98 - масло экстракласса для дизелей с наддувом легковых современных европейских автомобилей.

Одобрение производителей:
Volkswagen - Audi

VW 501.01 - всесезонное масло;

VW 505.00 - для двигателей с турбонаддувом.

Mercedes-Benz
MB 229.1 - масло для двигателей легковых автомобилей выпуска с 1997 года.

BMW, Porsche - одобрено к применению.

ГИДРОКРЕКИНГОВЫЕ МАСЛА – это продукты перегонки и глубокой очистки нефти. Гидрокрекинг от полусинтетики на основе полиальфаолефинов отличается способом получения. ПАО масла получают в большинстве своем из мономеров (длина цепочки ок. 4 атомов) углеводородов путем проведения полимеризации - таким образом получают углеводороды с цепочкой длинной примерно в 12 атомов. Гидрокрекинг - процесс скорее обратный, в качестве исходных компонентов может выступать самое разнообразное сырье, например, парафин, удаляемый из минерального базового масла при депарафинизации, минеральное масло и др. Более длинные углеводородные цепочки (например, парафин - длина цепочек ок. 20-30 атомов) рвутся в процессе крекинга, а затем соединяются вновь, образуя молекулы другой структуры, при этом происходит гидрирование (насыщение водородом) этих молекул и ряда сопутствующих соединений. В результате имеем перестроенную структуру молекул (масло), которое обладает очень хорошими низкотемпературными свойствами и высокой стабильностью к старению (т.е. дольше работает в двигателе по сравнению с минералкой).

Сравнивая гидрокрекинговые масла с синтетическими, следует отметить большее нагарообразование и «содействие» коррозии у гидрокрекинговых масел, но нельзя не отметить более высокий индекс вязкости, противоокислительную стойкость и стойкость к деформациям сдвига, а от износа они могут защищать даже лучше, чем синтетические. С другой стороны, «синтетика» более однородна в смысле линейности углеводородных цепей, что дает преимущества, например, в температуре замерзания. И гидрокрекинг, и синтез можно доводить до разной степени совершенства – здесь в игру вступает соотношение «цена-качество».

Встречающиеся обозначения гидрокрекинговых масел:

-leichtlauf

-extra high performance

-extra wigh performance

-HC (HydroCracking)

-Isosyn

-MC (молекулярная конверсия)

-SuperSyn

-масло с синтетическими компонентами

-масло на основе новой синтетической технологии

Основное назначение трансмиссионных масел – смазка высоконагруженных зубчатых механизмов силовых передач, подшипников и других деталей и узлов автомобилей. Общие требования к трансмиссионным маслам определяются конструктивными особенностями, назначением и условиями работы трансмиссии. К основным функциям трансмиссионного масла относят следующие:

· предохранение поверхностей трения агрегатов трансмиссии от износа и повреждения;

· смягчение ударных нагрузок;

· снижение до минимума потерь энергии на трение;

· отвод тепла из зоны контакта зубчатых передач;

· снижение шума и вибрации шестерен.

Трансмиссионные масла работают в условиях высоких контактных напряжений и скоростей. В цилиндрических, конических, червячных и спирально-конических передачах контактные напряжения составляют 1000-2500 МПа. Особенно тяжелые условия работы масла в гипоидных передачах: контактные напряжения 3000 МПа и более. В таких условиях должна обеспечиваться особо прочная масляная пленка.

Масла должны обладать высокими противоизносными и противозадирными свойствами. Кроме предупреждения истирания, задира, возникновения усталостного выкрашивания трущихся поверхностей трансмиссионные масла должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к смазочным материалам. Поскольку под действием высоких давлений температура в зоне контакта зубьев резко повышается (иногда до 400 град.), то масла должны обладать также высокими антиокислительными и антикоррозионными свойствами. Трансмиссионные масла работают в широком диапазоне температур, поэтому у них должны быть обеспечены требуемые вязкостно-температурные свойства.

ТРАНСМИССИННЫЕ МАСЛА

Трансмиссионные масла делятся на две группы " Транс КП" и "Гипоид" и предназначены для применения в узлах и агрегатах трансмиссии автомобиля для снижения износа, потерь от трения и предотвращения задиров. В механизмах, где применяются гипоидные пары (редуктор заднего моста ВАЗ-2101) или червячные пары (рулевой редуктор) должны применяться гипоидные трансмиссионные масла, которые имеют специальное обозначение. В остальных случаях - масла из группы "Транс КП".

Классификация масел для механических КПП

Трансмиссионные масла, как и моторные, разделяются на классы по вязкости и на группы по назначению и уровню эксплуатационных свойств.

ГОСТ 17479.1-85 разделяет масла:

- по вязкости на четыре класса: 9,12,18,34;

- по эксплуатационным свойствам на пять групп: от 1 до 5.

Например, в обозначении отечественного трансмиссионного масла ТМ-5-18:

ТМ - трансмиссионное масло;

5 - группа по эксплуатационным свойствам:

18-класс вязкости.

Классификация SAE J306C разделяет масла по вязкости на шесть классов: 70W, 75W, 80W, 85W, 90,140, 250.
Классификация API разделяет масла по эксплуатационным свойствам на шесть групп (GL-1 - GL-6). В агрегатах трансмиссии современных легковых автомобилей наиболее часто используются следующие группы:

- GL-4 - для механических коробок передач переднеприводных автомобилей ВАЗ 2108-099, ВАЗ 2110-15.
- GL-5 - для гипоидных передач при жестких условиях эксплуатации. КПП и редукторы заднего моста классических автомобилей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: