Примерные темы для подготовки к докладам
1. Сущность и специфика характера труда в социокультурной сфере по сравнению с материальным производством.
2. Ограниченные возможности взаимозаменяемости живого труда и технических средств.
3. Возрастание роли информационных технологий в создании культурных ценностей и благ.
4. Основные характеристики продуктов социокультурной сферы. Культурное благо как непосредственный результат деятельности организаций социокультурной сферы.
5. Типологизация социокультурных благ. Теория общественных благ (П. Вейсброд и др.). Концепция мериторных благ (Р. Масгрейв).
6. Теория экономической социодинамики (Р.С. Гринберг, А.Я. Рубинштейн). Услуга как основная форма социокультурных благ и специфический продукт социокультурной сферы.
7. Отличительные характеристики услуги как продукта: нематериальный характер производимого эффекта; одновременность производства и потребления; невозможность хранения и перемещения; пространственно-временная локализация услуг; воздействие эффекта от услуги на личность потребителя.
8. Понятие доступности услуг культуры и ее виды: физическая, территориальная, временная, экономическая, интеллектуальная, информационная.
Модуль 2. Экономические основы деятельности организаций и учреждений культурной сферы
Тема 4. Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры
Примерные темы для подготовки к докладам
1. Организация культуры как хозяйствующий субъект.
2. Общие признаки, объединяющие организации культуры с другими хозяйствующими субъектами: обладают правами юридического лица; ставят перед собой определенную цель деятельности; производят продукт, способный удовлетворять конкретные запросы людей; осуществляют в процессе производства соответствующие затраты; возмещают затраты, обеспечивают рациональное использование средств, соизмеряют затраты и полученные результаты.
|
3. Специфика организаций культуры как хозяйствующих субъектов: приоритет социально-культурных целей над экономическими; сочетание творческой и производственно-хозяйственной сторон деятельности; многосубъектность отношений собственности; применение различных критериев оценки деятельности организаций социокультурной сферы. Правовой статус организаций культуры.
4. Коммерческие организации культуры, их достоинства и недостатки. Организационно-правовые формы коммерческих организаций культуры, индивидуально-трудовая деятельность в сфере культуры.
5. Некоммерческие организации культуры, их достоинства и недостатки. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций культуры.
6. Государственные и муниципальные учреждения культуры как основная организационно-правовая форма некоммерческих организаций культуры.
7. Основные типы государственных и муниципальных учреждений: казенное, бюджетное, автономное. Порядок создания, управления и пути
8. совершенствования их функционирования в современных условиях.
9. Негосударственные некоммерческие организации в социокультурной сфере. Благотворительные организации и их правовой статус в сфере культуры. Взаимодействие органов власти с негосударственным сектором в социокультурной сфере.
10. Основные законодательные акты, регулирующие деятельность коммерческих и некоммерческих организаций культуры в Российской Федерации, в том числе на региональном и муниципальном уровне.
|
Практическая работа №1
Деловая игра
«Пятидневный тур в САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»
Эта игра помогает студентам поучаствовать в работе «реальной» туристской фирмы, познакомиться с особенностями туристского бизнеса и на деле проявить творческие возможности.
Работа выполняется группами студентов в количестве 2 — 3 человека.
Цель игры: разработка пятидневного въездного тура в Санкт-Петербург.
Содержание игры:
1. Придумать специальный тур, имеющий определенную цель (например, знакомство с Вузами, посещение могил предков, обучения русскому языку и т. д.).
Каждая группа участников игры выдвигает свою идею и должна убедить всех в ее конкурентоспособности.
2. Обосновать состав и количество туристов (необходимо определить будут ли это российские или зарубежные туристы, их возраст, если тур рассчитан на специалистов — профессию).
3. Составить программу тура по дням и часам. В программе должны быть предусмотрены размещение, питание, плановые мероприятия и экскурсии, свободное время. Развлечения могут быть предложены за дополнительную плату.
4. Разработать калькуляцию тура, исходя из стоимости услуг, определить цену тура, сравнить эту цену с рыночными.
5. Составить основные положения юридического договора между туристской фирмой и туристом на основании типового договора на оказание услуг.
На первом занятии группы студентов предлагают и защищают свою идею тура.
|
К следующему занятию должны быть готовы все «документы» и представитель группы докладывает результаты своей работы. Преподаватель и студенты задают вопросы. Работа считается принятой, если ответы всех удовлетворят.
Тема 5. Финансирование организаций и учреждений культурной сферы
Примерные темы для подготовки к докладам:
1. Финансовая политика государства в социокультурной сфере: сущность и основные модели. Основные источники, принципы и функции финансирования социокультурной сферы.
2. Бюджетное финансирование государственных и муниципальных организаций и учреждений культуры; сущность и способы.
3. Метод сметного финансирования. Нормативное финансирование на основе государственного
4. (муниципального) задания в социокультурной сфере.
5. Программно-целевое финансирование, его преимущества, проблемы. Порядок финансирования федеральных и региональных социокультурных программ.
6. Основные направления совершенствования бюджетного финансирования социокультурной сферы в современных условиях.
7. Внебюджетные источники финансирования социокультурной сферы: государственные внебюджетные фонды; доходы от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности; заемные средства; безвозмездное получение имущества на ведение уставной деятельности; гранты; спонсорство; дарение; благотворительность; пожертвования; помощь; меценатство; резервные взносы.
8. Долевое участие органов культуры различных уровней в финансировании культурных проектов.
9. Основные направления использования финансовых средств бюджетных организаций и учреждений социокультурной сферы.
10. Косвенное финансирование социокультурной сферы: льготное налогообложение, льготные кредиты, льготное ценообразование на социально значимые социокультурные услуги.
11. Сущность, специфика и источники финансирования коммерческих и частных некоммерческих организаций социокультурной сферы. Государственная поддержка организаций культуры и искусства в Российской Федерации.
а) основная литература:
1. Амунц Д.М. Государственно-частное партнёрство: Концессионная модель совместного участия государства и частного сектора в реализации финансовых проектов в сфере культуры // Справочник руководителя учреждений культуры. М., 2005. № 12.
2. Артемьева, Тульчинский. Фандрейзинг. Привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования. СПб., 2010.
3. Басовский Л.Е. Прогонозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М., 2008
4. Игнатьева Е. Л. Экономика культуры [Текст]: учебное пособие. Гриф Гос. института искусствознания / Е. Л. Игнатьева, 3-е изд., уточ. и доп. – М.: изд-во «ГИТИС», 2009. – 283 с
5. Кривоножко А.Е, Дискреционная и недискреционная фискальная политика государства [Электронный ресурс] / А.Е. Кривоножко. –М.: Лабораторная книга, 2012, -128с.
6. Скрипченко В.А. «Налоги и налогообложение: учебное пособие, 3-е изд., переработанное и доп.-СПб: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010.
б) дополнительная литература:
1. Батурин Л.А., Бутов В.И. и др., 2-е издание. – М.; Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2008. – 528 с.
2. Кудрина Е.Л., Рудич Л.И., Утин Е.В. Система планирования в учреждениях социально-культурной сферы: учеб. пособ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во ФАИР», 2006. – 224 с.
3. Макальская М.Л., Пирожкова Н.А. Некоммерческие организации в России: создание, права, налоги, учет, отчетность. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2008. – 368 с.
4. Переверзев М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства [Текст]: учебное пособие. Гриф УМО / М. П. Переверзев, Т. В. Косцов. –
М.: ИНФРА-М, 2010. – 191 с. – (Высшее образование).
5. Помпеев Ю.А. Экономика социально-культурной сферы. Учеб. пособ. – СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2003. – 96 с.
6. Старополов В. А. Экономика социокультурной сферы: учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401.65 "Социально-культурная деятельность" / В. А. Старополов. - М.: МГУУ ПМ, 2011. - 78 с.
7. Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры [Текст]:
учебное пособие / Тульчинский Г. Л., Шекова Е. Л., - 4-е изд., испр. и доп. – СПБ.: Лань; СПБ.: Планета музыки, 2009. -528 с
8. Экономика культуры: Учебник / Ответственный редактор А.Я. Рубинштейн. – М.: Изд-во «Слово», 2005. – 608 с.
9. Экономика современной культуры и творчества: Сборник статей / пер. с англ. – М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2006.
– 448 с.
Практическая работа №2