Раздел 2. Обеспечение учебных занятий




Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Экономический факультет

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Методология научного исследования
Methodology of Scientific Research Язык(и) обучения __ русский

 

Трудоёмкость 4 зачётных единиц

 

Регистрационный номер

рабочей программы:

 

  /   / МФ12-05

 

 

Санкт-Петербург

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебных занятий

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины.

Целью курса является ознакомление магистрантов с последовательностью описания содержательной части научного исследования. В процессе изучения данной дисциплины обучаемые должны овладеть терминологией и характеристиками основ научного познания, методологией и технологией исследовательской деятельности, приобрести навыки проведения самостоятельной исследовательской работы, уметь анализировать на конкретном теоретическом и эмпирическом материале инновационный характер идей в своей отрасли экономического знания.

1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты).

Знание основ философии, истории и философии науки (направление: экономика), общей экономической теории, истории экономической (финансовой) мысли.

1.3.Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

ОКМ-2 Готов использовать знание современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач. ОКМ-3 Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению профиля своей профессиональной деятельности. П-2 Способен анализировать и использовать различные источники информации для проведения финансово-экономических расчетов. П-3Способен разработать и обосновать финансово-экономические показатели, характеризующие деятельность коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, включая финансово-кредитные, органов государственной власти и местного самоуправления и методики их расчета. П-19 Способен осуществить сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задачи исследования.

1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся

– знать основные методологические подходы к научному исследованию;

– иметь представления о методах и инструментах проведения научного исследования;

– знать специфику научно-теоретического и прикладного анализа;

–уметь использовать основные технические приемы исследовательской работы и демонстрировать навыки формализации ее результатов.

1.5. Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий:

обсуждение результатов, полученных в процессе самостоятельной подготовки по темам семинарских занятий – 12 часов:

1.6. Организация учебных занятий

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код компетенции Аудиторная учебная работа обучающихся Самостоятельная работа Объём активных и интерактивных форм учебных занятий Трудоёмкость  
лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя .с исп.метод.материалов текущий контроль промежуточная аттестация  
                                   
   
М I М II                                  
                             
                                   
                         
   
                                           
Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п. Промежуточная аттестация Текущий контроль
Виды Сроки Формы Сроки
очная форма обучения
Модуль I     пром.аттест. 12-16 нед.
Модуль II        
  экзамен 18-21нед.    
 
           

 

1.7. Структура и содержание учебных занятий

Модуль I. Методология науки (экономики).

Тема 1. Основы научного познания

Лекция 1. Теоретические и эмпирические методы познания.

Философское ядро познания. Что такое методология. Диалектика взаимодействия позитивного и нормативного подходов к построению экономической наукРеализм и номинализм. Ценности и оценки. Информация, знание, данные.Типология изучаемых фактов.

Семинарское занятие: Рационалистическая, эмпирическая и позитивистская картина мира. Три типа парадигм научных исследований.

Тема 2. Экономические теории. Формирование современных школ и направлений в экономике.

Лекция 2. Природа и функции научной теории. Язык теоретических конструктов. Научная гипотеза. Эмпирическая схема объекта исследования. Валидность теории и статистических наблюдений. Верификация и фальсификация теории. Проблема теоретической и практической значимости проведенного исследования.

Семинарское занятие: Влияние методологии позитивизма на развитие экономической мысли.

Лекция 3. Статистические основы экономической (финансовой) науки.

Статистический инструментарий. Статистические показатели. Финансовая отчетность как способ статистических наблюдений. Использование нормального распределения и закона больших чисел в финансии и страховании. Статистика и модели рисков.

Семинарское занятие: Статистический аппарат экономического исследования как источник для анализа и как доказательство истины.

 

Модуль II. Методы научного исследования и познания экономических закономерностей.

Тема 1-2. Абстрактно-теоретическая и предметно-теоретическая модель предмета исследования

Лекция 1. Методы исследования в финансовых науках.

Методы группировки. Методы статистической обработки. Экономико-математические методы. Методы моделирования. Частные методики науке. Явные и неявные ценностные предпосылки в методах научного исследования.

Семинарское занятие: Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности» в финансовых вычислениях.

Лекция 2. Виды эмпирических научных исследований.

Описательное и аналитическое научное исследование. Сплошное и выборочное исследование. Мониторинг. Философско-методологические вопросы эмпирического экономического исследования. Влияние информационных технологий на проводимое исследование.

Семинарское занятие: Программа научного исследования.

Общее представление о программе. Теоретико-методологическая часть исследования. Формулировка и обоснование проблемы исследования. Цели и задачи исследования. Определение объекта и предмета исследования. Логический анализ основных понятий. Выдвижение гипотез. Эмпирическая интерпретация понятий. Расчетная и методическая часть исследования. Научная новизна. Личный вклад автора.

 

Раздел 2. Обеспечение учебных занятий

2.1. Методическое обеспечение

2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы.

Мультимедийные презентации, раздаточный материал: анкеты, тесты и др.

2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы

Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы:

  1. Философское ядро познания.
  2. Что такое методология.
  3. Диалектика взаимодействия позитивного и нормативного подходов к построению экономической науки.
  4. Реализм и номинализм.
  5. Ценности и оценки.
  6. Информация, знание, данные.
  7. Типология изучаемых фактов.
  8. Природа и функции научной теории.
  9. Язык теоретических конструктов.
  10. Научная гипотеза.
  11. Эмпирическая схема объекта исследования.
  12. Валидность теории и статистических наблюдений.
  13. Верификация и фальсификация теории.
  14. Проблема теоретической и практической значимости проведенного исследования. Статистический инструментарий.
  15. Статистические показатели.
  16. Финансовая отчетность как способ статистических наблюдений.
  17. Использование нормального распределения и закона больших чисел в финансии и страховании.

18. Статистика и модели рисков.

19. Методы группировки.

20. Методы статистической обработки.

21. Экономико-математические методы. Методы моделирования.

22. Частные методики науке.

  1. Явные и неявные ценностные предпосылки в методах научного исследования. Описательное и аналитическое научное исследование.
  2. Сплошное и выборочное исследование.
  3. Мониторинг.
  4. Философско-методологические вопросы эмпирического экономического исследования.
  5. Влияние информационных технологий на проводимое исследование.
  6. Общее представление о программе исследования.
  7. Теоретико-методологическая часть исследования.
  8. Формулировка и обоснование проблемы исследования.
  9. Цели и задачи исследования.
  10. Определение объекта и предмета исследования.
  11. Логический анализ основных понятий.
  12. Выдвижение гипотез. Эмпирическая интерпретация понятий.
  13. Расчетная и методическая часть исследования.
  14. Научная новизна.
  15. Личный вклад автора

 

 

2.1.3.Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания.

 

Текущий контроль успеваемости осуществляется на семинарских занятиях, методом подготовки студентами докладов, эссе и научных сообщений.

Текущая аттестация проводится в письменной форме, объемом не более 2 страниц (формат А 4).В структурном отношении работа должна состоять из освещения одного вопроса. Вопросы даются преподавателем, из списка вопросов к самостоятельным занятиям.

Критерии оценивания выполненной работы: выполненное задание оценивается в диапазоне от 2 до 5 баллов.

5 баллов выставляется, если письменный ответ на вопрос полностью раскрывал содержание проблемы; 4 – если ответ в целом раскрывал содержание проблемы, но дан недостаточно полно, содержал небольшие неточности;

3 – если ответ по большей части раскрывал содержание проблемы, но не являлся в достаточной степени полным, содержание не полной мере соответствовало существу вопроса, в нем допущены искажения в передаче фактических данных и неточности в использовании терминов и определений, нарушена логическая стройность, приводятся неаргументированные суждения и необоснованные выводы, присутствуют отступления от ясности, точности и грамотности изложения;

2 – если в ответе допущены значительные пробелы в освещении вопроса, имеются грубые ошибки, бессвязность изложения или же работа не выполнена студентом к положенному сроку. Текущая аттестация учитывается на экзамене путем добавления одного балла к экзаменационной оценке (для успешно прошедших аттестацию) и вычитания одного балла (для не прошедших аттестацию).

 

 

Форма текущей аттестации – письменная.

 

Элементы методики  
1. Вид экзаменационного задания Задание состоит из одного открытого вопроса.
2. Количество вариантов заданий Количество вариантов определяется программой курса, материалами лекции и рекомендованной учебной и дополнительной литературой
3. Требования к содержанию и оформлению ответов К ответам студентов предъявляются следующие требования: 1) понимание вопроса, соответствие содержания ответа вопросу; 2) полное раскрытие содержания вопроса (в пределах программы, материалов лекции и рекомендованной учебной и дополнительной литературы) 3) точность в изложении фактических данных; 4) аргументированность суждений и обоснованность выводов; 5) использование необходимых терминов и понятий; 6) логическая стройность ответа; 7) ясность, точность и грамотность изложения.
4. Правила проведения экзамена. Зачет начинается для всех одновременно, проводится без перерыва, возможность выхода не предусматривается, замена варианта не допускается, опоздание расценивается как неявка
5 Время проведения экзамена. два академических часа (90 минут)
6.Использование технических средств Использование технических средств не допускается
7.Использование дополнительных источников информации Использование дополнительных источников информации не допускается
8.Критерии оценки экзаменационных заданий Вопросы экзаменационного задания оцениваются в диапазоне от 0 до 4 баллов. 4 балла выставляется, если ответ на вопрос полностью соответствовал требованиям, указанным в п. 3 настоящей методики; 3 – если ответ в целом соответствовал требованиям, указанным в п. 3 настоящей методики, но дан недостаточно полно, содержит небольшие неточности; 2 – если ответ по большей части соответствует требованиям, указанным в п. 3 настоящей методики, но не является в достаточной степени полным, содержание не полной мере соответствует вопросу, в нем допущены искажения в передаче фактических данных и неточности в использовании терминов и определений, нарушена логическая стройность, приводятся неаргументированные суждения и необоснованные выводы, присутствуют отступления от ясности, точности и грамотности изложения; 1 – если в ответе допущены значительные пробелы в освещении вопроса, имеются грубые ошибки, бессвязность изложения; 0 - если в ответе не обнаружено понимания вопроса или ответ отсутствует.  
9. Критерии выставления оценки за экзамен (зачет) Итоговая оценка выставляется следующим образом. Если оценка хотя бы за один из вопросов равна 0, то итоговой оценкой является «неудовлетворительно» («незачет»). В противном случае, оценки за оба вопроса суммируются. При выставлении итогового количества баллов учитывается работа на семинарах и результаты контрольных тестовых работ. Если конечная сумма больше или равна 3 («удовлетворительно», «посредственно»), то выставляется соответствующая оценка (при проведении зачета итоговой оценкой является «зачет»). В противном случае, итоговой оценкой является «незачет».
10. Форма пересдачи зачета Первая пересдача проводится в такой же форме, форма проведения второй устанавливается комиссией.
11. Критерии выставления итоговой оценки по дисциплине Оценка за экзамен является итоговой оценкой по дисциплине.
12. Сроки и форма доведения методики до студентов Доводится в устной форме на первом занятии, следующем после утверждения методики, студенты оповещаются о возможности ознакомления с методикой на кафедре и, при наличии технической возможности, на сайте кафедры.

 

2.1.4. Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы).

Вопросы для проведения текущего контроля:

1. Основы научного познания.

2. Теоретические и эмпирические методы познания.

3. Рационалистическая, эмпирическая и позитивистская картина мира.

4. Экономические теории. Формирование современных школ и направлений

в экономике.

 

5. Три типа парадигм научных исследований

6. Влияние методологии позитивизма на развитие экономической мысли.

7. Статистический аппарат экономического исследования как источник для

анализа и как доказательство истины.

8. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности»

в финансовых вычислениях.

9. Методы научного исследования и познания экономических закономерностей.

10. Абстрактно-теоретическая и предметно-теоретическая модель предметаисследования.

11. Методы исследования в финансовых науках.

12. Оценочные суждения в науке и необходимость «ценностной нейтральности»

в финансовых вычислениях.

13. Виды эмпирических научных исследований.

14. Программа научного исследования.

 

 

Примерный перечень вопросов к экзамену:

 

1. Философское ядро познания.

2. Что такое методология.

3. Диалектика взаимодействия позитивного и нормативного подходов

к построению экономической науки.

4. Реализм и номинализм.

5. Ценности и оценки.

6. Информация, знание, данные.

7. Типология изучаемых фактов.

8. Природа и функции научной теории.

9. Язык теоретических конструктов.

10. Научная гипотеза.

11. Эмпирическая схема объекта исследования.

12. Валидность теории и статистических наблюдений.

13. Верификация и фальсификация теории.

14. Проблема теоретической и практической значимости проведенного

исследования. Статистический инструментарий.

15. Статистические показатели.

16. Финансовая отчетность как способ статистических наблюдений.

17. Использование нормального распределения и закона больших чисел в

финансии и страховании.

18. Статистика и модели рисков.

19. Методы группировки.

20. Методы статистической обработки.

21. Экономико-математические методы. Методы моделирования.

22. Частные методики науке.

  1. Явные и неявные ценностные предпосылки в методах научного исследования.
  2. Сплошное и выборочное исследование.
  3. Мониторинг.
  4. Философско-методологические вопросы эмпирического экономического исследования.
  5. Влияние информационных технологий на проводимое исследование.
  6. Общее представление о программе исследования.
  7. Теоретико-методологическая часть исследования.
  8. Формулировка и обоснование проблемы исследования.
  9. Цели и задачи исследования.
  10. Определение объекта и предмета исследования.
  11. Логический анализ основных понятий.
  12. Выдвижение гипотез. Эмпирическая интерпретация понятий.
  13. Расчетная и методическая часть исследования.
  14. Научная новизна.
  15. Личный вклад автора
  16. Критерии достоверности проведенного исследования
  17. Описательное и аналитическое научное исследование.

40.Степень разработанности исследуемой проблемы.

 

2.2. Кадровое обеспечение

2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины.

К чтению лекций допускаются преподаватели, прошедшие обучение по соответствующим программам повышения квалификации и/или имеющие ученую степень, соответствующую профилю дисциплины. К проведению семинаров должны привлекаться преподаватели, имеющие базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины.

 

2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом Учебно-вспомогательный и инженерно-технический персонал должен иметь соответствующее образование и навыки работы.

 

2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса применяется анкетирование в соответствии с методикой и графиком, утвержденными в установленном порядке на экономическом факультете.

 

2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.

 

2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий

Стандартно оборудованные лекционные аудитории. Для проведения отдельных занятий (по заявке) - выделение компьютерного класса, а также аудитории для проведения интерактивных лекций: видеопроектор, экран настенный, др. оборудование.

2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования.

Рабочие места преподавателя и студентов должны быть оснащены оборудованием не ниже: Pentium IV-800/ОЗУ-256 Мб / Video-32 Мб / Sound card – 16bit /Headphones / HDD 80 Гб / СD-ROM – 48x / Network adapter – 10/100/ Мбс / SVGA – 19”.При использовании электронных учебных пособий каждый обучающийся во время занятий и самостоятельной подготовки должен быть обеспечен рабочим местом в компьютерном классе с выходом в Интернет и корпоративную сеть факультета.

 

2.3.3. Требования к специализированному оборудованию-нет

 

2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению - нет

 

2.3.5. Требования к перечню и объёму расходных материалов.

Фломастеры цветные, губки, бумага формата А4, канцелярские товары, картриджи принтеров, диски, флеш-накопители и др. в объёме, необходимом для организации и проведения занятий, по заявкам преподавателей, подаваемым в установленные сроки.

 

2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины

 

2.4.1. Список обязательной литературы:

1. Благих И.А., Любимов Г.П., Морев А.А. История и философия науки (направление: экономика). Учебно-методическое пособие. СПб.: ЭФ СПбГУ. 2010.

3.Канке В.А. Философия экономической науки. Учебное пособие. М.: Инфра-М. 2007.

4.Орехов А.М. Методы экономических исследований. М.: Инфра-М. 2009.

5.Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.

6.J.Marchal. Cors d”Economie politigue. Paris.2011.

7.Финансовый мир.Вып.1./СПбГУ; Экон. фак.; под ред. В.В.Иванова, В.В. Ковалева.- М.: Проспект, 2002.

Бучило Н. Ф. История и философия науки. М., 2010.

Канке В.А. Философия экономической науки. Учебное пособие. М.: Инфра-М. 2007.

Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988.

Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988.

Краснов Л. В. Концепции современного естествознания. СПб., 2009..

 

2.4.2. Список дополнительной литературы:

1. Очерки по истории финансовой науки: Санкт-Петербургский университет/ под ред. В.В. Ковалева.- М.: Проспект,2009.

2. Буайе, Р. Теория регуляции: критический анализ, М.:РГГУ, 1997. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 1991.

3. В.И. Добреньков, А.И.Кравченко. Методология и методика социологического исследования. М: МГУ,2009. Канке В.А. Философия экономической науки. Учебное пособие. М.: Инфра-М. 2007.

4. Орехов А.М. Методы экономических исследований. М.: Инфра-М. 2009.

5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.

6. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988.

7. Вернадский В.И. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988.

8. Краснов Л. В. Концепции современного естествознания. СПб., 2009.

 

9. Clapham J. Economic History as a Discipline // Encyclopedia of the Social Sciences. New York. 2010.Vol. V.

10. Hicks J. A Theory of Economic History. London. Oxford Univ. Press.2009.North D. The State of Economic History // The American Economic Review. 2007.Vol. 40. May. №2, Р,86-91.

11. Les bienfaits de la macroéconomie, Conférence du Centre Cournot sous la présidence de Robert Solow et de Jean-Louis Beffa, Paris, 2-3 decembre 2010.

2.4.3. Перечень иных информационных источников

 

  1. https://www.lib.pu.ru/
  2. https://www.jstor.org/
  3. https://www.lib.yincl.pu.ru/
  4. https://www2.lse.ac.uk/BJS/
  5. https://www.tandf.co.uk/journals/titles/1350178x.asp
  6. https://hope.dukejournals.org/
  7. https://www.aeaweb.profit/org/jep/index.php
  8. https://www.aeaweb.org/aer/index.php
  9. https://www.wiley.com/bw/journal.asp?ref=0002-9246

10.https://www.aeaweb.org/jep/index.phphttps://www.jstor.org/

 

 

   
   
   

Раздел 3. Процедура разработки и утверждения рабочей программы

 

Фамилия, имя, отчество Учёная степень Учёное звание Должность Контактная информация (служебный адрес электронной почты, служебный телефон)
Благих Иван Алексеевич   д.э.н.   проф.   Профессор кафедры истории экономики и экономической мысли   echist@econ.pu.ru тел.273-52-25  
 

 

В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ проведена двухуровневая экспертиза:

 

первый уровень (оценка качества содержания рабочей программы и применяемых педагогических технологий)
Наименование кафедры Дата заседания № протокола
Кафедра истории экономики и экономической мысли 21 марта 2012г. №7
Другая кафедра факультета    
второй уровень (соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)
Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом
должностное лицо дата приказа № приказа
Уполномоченный орган (должностное лицо) Дата принятия решения № документа
         

 

Иные документы об оценке качества рабочей программы

Документ об оценке качества Дата документа № документа
     

 

Утверждение рабочей программы

Уполномоченный орган (должностное лицо) Дата принятия решения № документа
     

 

Внесение изменений в рабочую программу

Уполномоченный орган (должностное лицо) Дата принятия решения № документа
     
     
     

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: