История развития радиовещания





Издательство

Приднестровского

Университета

 

Тирасполь, 2016

УДК

ББК

Р

 

Составитель:

Ю.В. Ткаченко, ст. преп.

 

Рецензенты:

С.Л. Распопова, доц., канд. филол. наук

С.В. Олейников, доц., канд. полит. наук

Основырадиожурналистики: Учебное пособие. / – Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2015. -

 

В учебном пособии рассматриваются основы радиожурналистики. В нем представлены типологические характеристики радио, классификация радиостанций, выразительные средства радиожурналистики. Книга рассказывает об истории развития радиовещания и предлагает практические рекомендации для радиоведущих. После каждой главы есть перечень вопросов и заданий по теме.

Книга предназначена для студентов, обучающихся по направлению «Журналистика».

УДК

ББК

Р

Утверждено Научно-методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко

 

 

© Составление:

Ткаченко Ю.В., 2016

Оглавление

Радио в системе СМИ………………………………………………..

История развития радиовещания…………………………………

Классификация радиостанций…………………………………….

Выразительные возможности радиожурналистики……………………

Радиоаудитория…………………………………………………………….

Мастерство радиоведущего..………………………………………..

Литература…………………………………………….………………………….

 

 

Радио в системе СМИ

Специфика радиовещания. Радио – уникальное средство массовой информации, обладающее огромным потенциалом в информировании и развлечении. Ни газеты, ни телевидение, ни даже Интернет не предоставляют аудитории таких широких возможностей для самовыражения и непосредственного участия в создании медиа-продукта, не оказывают такого значимого влияния на развитие воображения слушателей, как радио. И в то же время именно радио оставляет слушателю наибольшую свободу в принятии решений, формировании собственного мнения и обозначения собственной позиции, так как в ряду других СМИ не имеет столь мощного орудия для манипулирования как видеоряд.

Радио, пожалуй, единственное СМИ, более того, единственный информационный ресурс, который не является хронофагом, то есть пожирателем времени. Только радио не останавливает наше движение по жизни и не выдергивает из намеченных планов. Только радио позволяет концентрироваться на своих приоритетных делах, получая при этом полный набор полезной информации, любимой музыки, интересных радиопостановок и веселых шуток. Другие средства массовой информации в этом смысле более затратны – они безжалостно тратят наше время, требуя к себе внимания и сосредоточения. Радио время экономит. Более того, позволяет его наполнить новыми красками.

Популяризация произведений культуры, в частности, музыки и литературы – одна из миссий радиовещания. Палитра музыкальных жанров и направлений, встречающихся в радиоэфире, поистине безгранична. А количество радиоспектаклей, инсценировок, радиосериалов, радиофильмов, радиосказок, литературных и поэтических программ вообще не поддается исчислению. В фонотеках российских и зарубежных радиостанций есть радиоверсии произведений классиков и современных авторов, постановки для детей и взрослых. Радиотеатр – направление радиоискусства, которое сегодня не очень востребовано, но, тем не менее, продолжает развиваться и радовать слушателей новыми радиошедеврами.

Уникальность радио – в его мобильности. Недаром львиная доля аудитории многих радиостанций – это автомобилисты и их пассажиры. Получать информацию, находясь за рулем, можно только посредством радио, другие СМИ в силу своей специфики не дают такой возможности. Одной из тенденций последнего времени стало расширение спектра радиостанций именно для автолюбителей.

В системе современных СМИ радио остается наиболее оперативным. Оно обладает такими ресурсами, которые дают возможность даже без подготовки выходить в эфир в момент совершения события. Этот факт позволяет использовать радиовещание для освещения наиболее актуальных и социально значимых фактов и явлений во всех сферах жизни. В этом смысле радио опережает и прессу, и телевидение, и Интернет.

Акустическая природа радио. Радио – это звучащая картина мира.В отличие от телевидения, где образы «подаются» потребителю информации в готовом виде, радио позволяет слушателю самому генерировать образный ряд. Как и книга, радио способствует развитию воображения, оказывает позитивное влияние на процессы ассоциативного мышления. Особыми возможностями для развития фантазии обладает радиотеатр. Звучащие образы в воображении слушателя преобразуются в зрительные и наполняются особым эмоциональным содержанием.

Как отмечает исследователь радиожурналистики А. Шерель, «радиовещание осуществляется в звуке и только в звуке. Акустичностьрадио наряду со способом доставки его сообщений составляет сердцевину специфики этого средства массовой коммуникации. Здесь заложены и большие возможности, и некоторые ограничения радиовещания».[1]

К слову сказать, ограничения в современных реалиях весьма условные. Новые технические возможности позволяют радио становиться не только аудиальным, но и визуальным средством массовой информации. На сайтах многих радиостанций появляется видеотрансляция эфира и другие визуальные материалы. У слушателей-зрителей радио появляются новые возможности в получении информации.

Особые ресурсы радио обусловлены его технологической спецификой. Оно обладает возможностью широкого распространения звукового сигнала, что позволяет достигать высочайшего уровня оперативности. А коммуникативная природа современного радиовещания, его диалогическая сущность вовлекают слушателя в радийное действо, делают его активным участником происходящего в студии.

Функции радиовещания. Понимание функциональной направленности радиопрограммы позволяет более грамотно структурировать информацию, работать с аудиторией, выстраивать формат радиостанции.

В учебнике «Радиожурналистика» многочисленные функции[2] радиовещания сгруппированы следующим образом.

I. Информационные: собственно информационная функция, рекламная.

II. Обеспечивающие социальное управление обществом: интегративная функция, функция выражения и формирования общественного мнения, функция общения, воспитательная, агитационно-пропагандистская, организаторская.

III. Культурно-просветительские: эстетическая, просветительская, функция развлечения – рекреативная.

Одна и та же программа может выполнять несколько функций одновременно. Следует отметить, что сегодня приоритетными для радио становятся рекреативная, рекламная и информационная функции. Обилие музыкальных станций и разнообразие музыкальных форматов демонстрирует отношение современной аудитории к радио, прежде всего, как развлекательному средству массовой информации. В свою очередь радиостанции реализуют преимущественно свои рекламные бизнес-цели. Просветительские, эстетические и социальные функции в этом смысле отходят на второй план.

Можно выделить основные характеристики радиовещания:

• возможность аудирования – восприятия на слух, отсутствие видеоряда;

• оперативность;

• возможность получать информацию в фоновом режиме;

• активизация воображения слушателей;

• возможность прямого эфира, интерактивность;

• разнообразие форматов, широкий спектр программ;

• условно бесплатное получение информации.

Контрольные вопросы:

1. Специфика радиовещания.

2. Акустическая природа радио.

3. Основные характеристики радиовещания.

4. Функции радиовещания.

Практические задания:

1. Проанализировать возможности взаимодействия радио и других СМИ.

2. Изучить каждую из функций радио, привести примеры программ.

3. Написать эссе на тему «Радио как средство массовой информации».

 

История развития радиовещания

Радио как СМИ и как средство связи. В книге «История мировой журналистики» так описывается начальный этап развития радиовещания: «Изобретенный А. Поповым и Г. Маркони способ бескабельной передачи информации посредством электромагнитных волн привел к рождению нового средства связи – радио. На заре своего существования «беспроволочный телеграф» был лишен главного признака, характерного для СМИ – массовой аудитории. Это объяснялось не только малой численностью наличных радиоприемников, но и тем, что в первые годы из-за несовершенства радиооборудования передача информации могла осуществляться только в закодированном виде. Как и в телеграфе, применялась система Морзе, позволявшая осуществлять передачу текстов, переведенных в точки и тире. Предпосылки для превращения радио в средство массовой информации были созданы в канун и во время первой мировой войны. В 1906 г. американец Ли Де Форест изобрел аудион – электронно-ваккуумную лампу, применение которой в радиоустройствах позволило передавать голосовые сообщения, музыку, шумовые эффекты. В 1908 г. изобретатель организовал первую в истории музыкальную передачу: радиосигналы, посланные с Эйфелевой башни в Париже, распространились в радиусе 500 миль. Дальнейшее применение усовершенствованных электронно-вакуумных ламп в радиотехнике неизмеримо повысило информационные и выразительные ресурсы радио, способствовало пробуждению интереса широкой общественности к возможностям радиовещания. Во многих странах мира зародилось движение радиолюбителей».[3]

Развитие радиовещания в мире. Переломными в развитии радиовещания как средства массовой информации стали 1922–1923 гг., когда во многих странах мира начались экспериментальные и регулярные передачи. В 1922 г. в США начинается стремительный подъем радиоиндустрии. Если к маю этого года было выдано всего около 300 лицензий на право вещательной деятельности, то к концу года количество выданных лицензий достигло уже 570. В начале двадцатых годов наблюдался стремительный рост числа регулярно вещающих радиостанций. В первые годы вещания регулярная структура радиопрограмм была чрезвычайно редкой, а форма и содержание передач отличались пестротой. Из студий транслировались музыкальные концерты, литературные читки, драматические постановки, беседы, граммофонные записи. Были заложены основы радиоинтервью и радиорепортажа. Уже на заре радио питтсбургская RDKA передавала в прямом эфире отчеты о матчах бейсбольных команд высшей лиги, имевшие отчетливо выраженные репортажные признаки. С 1922 г. началась трансляция в радиоэфире коммерческой рекламы, которая оказала в дальнейшем решающее влияние на формирование характера и жанровой специфики вещания.[4]

В Европе становление массового радиовещания также происходило в начале двадцатых годов. Успешные опыты по передаче радиосигналов привели к существенному расширению количества действующих станций в Великобритании. В 1922 г. группой предпринимателей при участии Маркони была образована Британская вещательная компания – предшественница Британской вещательной корпорации (Би-Би-Си). В декабре 1922 г. компания начала ежедневное радиовещание – вначале в Лондоне, затем в Бирмингеме и Манчестере.[5]

Развитие радиовещания в России. Великое открытие А.С. Попова, сделанное в 1895 г., определило дальнейшее развитие средств связи и произвело настоящую революцию в деле передачи сообщений на расстояния. Со времени первого практического применения радио прошло не так много времени, когда человечество поняло, что оно, радио, является мощным орудием, как в военной отрасли, так и в сфере воздействия на широкие массы населения не только в социальном, но и в идеологическом и политическом аспектах. Советское правительство с первых шагов своей деятельности поставило радио в разряд важнейших средств не только информации, но и пропаганды. Радио с удивительной быстротой завоевало популярность у населения. Информация о происходивших в стране и за границей событиях по радио доходила до людей намного раньше, чем сообщения в других СМИ, например, в газетах. Таким образом, информационные сводки того времени можно представить себе как звучащую летопись истории.[6]

Становление радиопрограмм. Первые попытки организовать распространение “газеты без бумаги и без расстояний” в России предпринимаются в первые годы Советской власти – в 1917-18 гг. Значительную роль для становления радиовещания в стране сыграли работы коллективов Нижегородской радиолаборатории под руководством М. А. Бонч-Бруевича и инженеров Казанской базы радиоформирований. Первые экспериментальные радиопередачи для широкой аудитории были организованы в Нижнем Новгороде в 1919г., а затем, с 1920г. – в Москве, Казани и др. С 1921 г. на главных площадях Москвы и некоторых других городов размещаются громкоговорящие радиотелефонные установки, через которые время от времени передаются сообщения РОСТА – Российского телеграфного агентства.[7]

С 12 октября 1924 г. начинаются ежедневные радиопередачи Сокольнической станции им. А. С. Попова, расположенной в Москве. Для активизации радиодела в том же году было создано Общество друзей радио и акционерное общество “ Радио для всех”, вскоре переименованное в а/о “Радиопередача”, просуществовавшее до 1928 г. 1924-1927 гг. – период, когда происходит становление основных жанров радиожурналистики. Так, первая радиогазета выходит 23 ноября 1924 г. Вскоре появляются первый радиожурнал, первые репортажи, утренняя гимнастика и другие виды программ.[8]

Радио тоталитарного государства. В течение 1920-х годов происходит стремительный рост объема радиовещания. Радио постепенно становится ведущим средством массовой коммуникации. Этому способствует создание в 1931 г. Всесоюзного комитета по радиовещанию. В тот же период радиовещание начинает активно использовать звукозапись. Это, в свою очередь, приводит к постепенному переходу от доминирования чисто словесных, вербальных элементов в радиовещании к увеличению доли элементов невербальных, прежде всего, музыкальных. Объем музыкального вещания неуклонно растет.[9]

Радиовещание в годы Великой Отечественной войны. В годы Великой отечественной войны телевизионное вещание прекращается, однако радиовещание не прерывается ни на один день (в отличие от многих других стран) и играет выдающуюся роль в консолидации сил для победы. Особое значение радио имело в период блокады Ленинграда для жителей города, где оно оповещало о налетах и артобстрелах, информировало о ходе военных действий, но в то же время транслировало передачи гуманитарного характера, которые оказывали гражданам сильную моральную поддержку. Вещание активно велось и на оккупированные захватчиками территории, и в частности, предназначалось партизанам. Регулярно передавались сводки Совинформбюро, “Последние известия” о событиях в стране и за рубежом, “Письма с фронта”, часто инструкции о том, как обращаться с теми или иными видами оружия, а также концерты популярных артистов и литературно-драматические постановки.[10]

Радио в послевоенный период. После войны активно продолжается процесс радиофикации, и к 1948 г. она была практически завершена как в городах, так и в сельской местности. В том же году Всесоюзное радио перешло на трехпрограммное вещание со средним объемом 45 часов в сутки. В конце 1940-х годов в технологию радиовещания начинает активно внедряться магнитофонная запись. Этот момент можно считать поворотным в истории радио, поскольку именно магнитофонная запись порождает широкое поле для звукового экспериментирования, развития линии шумовых эффектов, наложения записей и т.п. Создаются предпосылки для формирования нового, многокомпонентного, синтетического “языка радио”. С конца 1940-х годов подавляющее большинство радиопередач идет в записи.[11]

Радио в «перестроечный период». Наиболее радикальные изменения в телевизионном и радиовещании в России происходят с начала 1990-х годов. Сфера радио и телевидения находится в стадии быстрого количественного роста, претерпевая при этом существенные структурно-функциональные изменения, что связано с социально-экономическими реформами, проходящими в стране. Легализация различных форм собственности и предоставление широкой свободы слова привели к настоящему буму в развитии телерадиовещания, созданию пестрого телерадиоландшафта. Первыми чисто коммерческими радиостанциями в России стали петербургская “Радио Балтика” и московская “Европа Плюс”, созданные в 1990 г. Крупнейшие коммерческие радиостанции того периода - “Европа Плюс”, “Радио Максимум”, “Радио России – Ностальжи”, “Открытое радио 2х2”, “Радио – 7” и др. Наибольшую аудиторию имела “Европа Плюс”, распространявшаяся в 24 городах России. В этот период возникают медиахолдинги – группы медиапредприятий, имеющих общих владельцев. Крупнейший медиахолдинг данного периода – “Мост-Медиа”, объединивший телеканалы НТВ, ТНТ, систему спутникового ТВ “НТВ+”, радиостанцию “Эхо Москвы” и ряд печатных периодических изданий.[12]

Тенденции развития радио. Важнейшей тенденцией развития современного радиовещания можно, пожалуй, назвать конвергенцию СМИ. Прогресс в технологической сфере приводит к масштабной трансформации в области создания информационного контента и изменению способов получения информации, к исчезновению четких границ между традиционными и инновационными СМИ, к сближению и, подчас, слиянию различных по своей природе медиа. Все типы информационного содержания (текст, графика, аудио, видео, фото) в различных сочетаниях друг с другом создают единый медийный продукт, доступный на просторах Интернета. Это сопровождается появлением новых интерактивных форм общения с аудиторией. В целом этот процесс получил название конвергенция СМИ. Современные радиостанции одними из первых средств массовой информации увидели для себя в конвергенции массу преимуществ и активно пользуются ее плодами.

Использование мультимедийного контента - это своего рода отказ радиостанции от собственной акустической идентичности, что неизбежно приводит к изменению способов контакта с аудиторией и потере некоторых уникальных особенностей именно радийного аудиального взаимодействия со слушателем. С другой стороны, мультимедизация радио – это расширение круга возможностей, в том числе, по привлечению нового сегмента аудитории, вообще не слушающей радио в традиционном эфирном варианте.

Визуальность часто называется ведущей характеристикой мультимедийности. Таким образом, можно говорить о том, что радио приобретает «картинку», устраняя тем самым свой главный «недостаток». Современный слушатель может не только послушать, но и посмотреть радио. Недаром некоторые станции позиционируют себя уже не как радийные, а как мультимедийные СМИ.

Основные тенденции развития современного радиовещания:

- конвергенция СМИ;

- мультимедизация;

- гипертекстовость;

- интерактивность;

- прямой эфир;

- высокая роль ведущего;

- разнообразие форматов.

Контрольные вопросы:

1. Радио как СМИ и как средство связи.

2. Развитие радиовещания в мире.

3. Развитие радиовещания в России. Становление радиопрограмм.

4. Развитие радиовещания в России. Радио тоталитарного государства.

5. Развитие радиовещания в России. Радиовещание в годы Великой Отечественной войны.

6. Развитие радиовещания в России. Радио в послевоенный период.

7. Развитие радиовещания в России. Радио в «перестроечный период».

8. Тенденции развития радио.

Практические задания:

1. Подготовить доклад об одном из этапов развития радиовещания.

2. Подготовить короткую тематическую радиопрограмму об ученом или журналисте, внесшем значительный вклад в развитие радиовещания.

3. Изучить сайты трех радиостанций (на выбор). Представить анализ сайтов по следующим критериям:

- формы взаимодействия со слушателями;

- мультимедийность;

- использование современных инструментов привлечения аудитории;

- удобство навигации;

- дизайн.

4. Написать эссе на тему «Перспективы развития радиовещания».





Читайте также:
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Своеобразие романтизма К. Н. Батюшкова: Его творчество очень противоречиво и сложно. До сих пор...
Теория по геометрии 7-9 класс: Смежные углы – два угла, у которых одна...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.042 с.