Рост сам по себе не приходит




Фирмам нужна прибыль, чтобы вкладывать деньги в производство новой продукции. Или для приобретения дополнительных автофургонов, компьютеров и оборудования. Или для расширения производственных площадей. Только при условии, если фирма полученную прибыль снова вкладывает в производство, предприятие может расти и сделать рывок вперёд конкуренции. При помощи таких инвестиций и роста фирмы создают новые рабочие места. От прибыли фирмы нам всем – выгода.

 

«Загадка» вокруг точки самоокупаемости

BREAK-EVEN-POINT

Каждый предприниматель желает в самом начале деятельности своей фирмы получить прибыль. Но такое случается крайне редко. Вот пример, почему бывает именно так. Бизнесмен создаёт фабрику по изготовлению свадебных платьев. Для этого он арендует помещение, закупает машины, нанимает квалифицированных рабочих, приобретает автофургон. Аренда, цена машин, зарплата и издержки за авто являются для предпринимателя расходами. Эти расходы ни куда не исчезнут, даже если фабрика вообще не будет производить платья. Поэтому их называют твёрдыми или фиксированными расходами.

Величина суммы этих издержек зависит от количества изготовленных платьев и затрат; их называют переменными (variable) расходами. Только с началом реализации свадебных платьев у фирмы появятся поступления (экономисты говорят о выручке). Но какое-то время затраты будут превышать выручку, так как материал или реклама – это всё деньги. Итак, какое – то время фирма будет нести убытки. Диаграмма иллюстрирует наш простой пример; из неё видно, что фирма продаёт 199 свадебных платьев с убытком. Только начиная с 200-го платья затраты и выручка равны.

Этот пункт называется порогом дохода или BREAK-EVEN-POINT (в переводе с английского – равенство между расходами и доходами). С реализацией 201-го платья фирма достигает зону прибыли – наконец-то. С этого момента выручка больше, чем расходы. Фирма стала трудиться с прибылью.

 

у

На данной диаграмме ось У

отражает увеличение дохо -

дов и расходов.

 

Ось Х отражает количество

изготовленных свадебных

платьев.

 

Жёлтая точка является как

раз Break-even-point

 

 

Х

0 100 200 300 400

 

 

ПОЧЕМУ ТАК НЕОБХОДИМ

РИСК СВОИМИ ДЕНЬГАМИ?

 

При рыночной экономике зачастую предприниматели вкладывают свои деньги в свою фирму. Они, например, покупают новые машины, грузовик или современное оборудование для бюро. Почему они это делают, почему они инвестируют? Для этого достаточно оснований, и в экономической науке, как это часто бывает в науке, и у каждого учёного своё мнение на этот счёт. Ограничимся лишь бесспорным стремлением инвестировать: при рыночной экономике – это надежда получить прибыль. Итак, каждая инвестиция выражает ожидание будущего. Она не даст прибыль сразу, так как вложенный капитал требует терпения по отношению к проводимой работе на предприятии. Именно по этому инвестиция не даст прибыль по мановению волшебной палочки. Показателен тому пример Германии после воссоединения. Тогда многие фирмы вкладывали деньги в предприятия на территории бывшей ГДР; чаще всего они брали кредиты в своих банках. Опрос показал что только 23 фирмы из 100 надеялись получить быструю прибыль, разумеется, ещё в год инвестиции. А подавляющее большинство фирм понимало, что им придётся еще долго ждать, прежде чем инвестированные деньги дадут прибыль. Однако вернёмся к стремлению инвестировать. Отдельно взятая фирма усиливает свои позиции в конкуренции с другими фирмами. На современных машинах можно дешевле и быстрее перевозить свою продукцию. И расходы на исследование или развитие окупятся, если в будущем это приведёт к улучшению производственного или технического процесса. Если посмотреть на это с точки зрения всей экономики, то у инвестиций есть ещё одно свойство. Оно называется «эффектом мультипликации»*. Что под этим подразумевается:

Домовладелец много уплатил за свой дом. Но что только не приводит в движение эта трата денег: строительная фирма, жестянщик, кровельщик и электрик получили работу. Получив зарплату, они делают покупки – от этого процветает торговля. Эти мастера заказывают цемент и кирпич, древесину, отопительные трубы, краску, мебель и лампочки у своих поставщиков. Таким образом заказы поступают в промышленность, она увеличивает выпуск продукции. Одна – единственная инвестиция действует как умножитель (мультипликатор) работы и заказов. Если же это умножить на тысячу, то экономике от этого делается хорошо: она растёт.

В заключении сделаем небольшую экскурсию в теорию. Экономистам не даст покоя вопрос: откуда у экономики государства берутся деньги на инвестиции? Ответ на этот вопрос даёт знаменитое уравнение из научной экономики, вот оно: S=I, где S – экономить, а I – инвестировать. В экономике сумма сбережений соответствует, в идеале, конечно, сумме инвестиций за определённый период, например, за год. Если подвести итоги, то можно сказать так: в стране возможно лишь то инвестировать, что сэкономлено гражданами этой страны. Эта взаимозависимость означает так называемое равновесие в экономической циркуляции, и оно поддаётся математическому вычислению. Что же будет, если равновесие нарушится и станет неравновесным? Теория говорит: если сумма всех сбережений больше, чем все предусмотренные инвестиции, то фирмы не смогут реализовать часть своей продукции. Несмотря на это, они пользуются щедро предлагаемыми льготными кредитами, производят дешево и пополняют свои вклады; они инвестируют, так сказать, не по своей воле, увеличивая свои запасы. Если же напротив, общие сбережения меньше, чем запланированные инвестиции, тогда деньги будут в дефиците. Фирмы всё же смогут осуществить свои планы, если они возьмут у банков ссуду. Тогда предприятиям придётся выплачивать более высокие проценты за инвестиционные кредиты; в конечном счёте это отразится на ценах. Подорожает всё, покупатели купят меньше – это называется принудительная экономия посредством отказа от покупок. Оба случая поддаются математическому вычислению и составляют равновесие: спрос на товар и услуги точно соответствует предложению. Таким образом, экономисты теоретически доказали, что сбережения и инвестиции всегда совпадают.

 

Виды инвестиций

Прежде чем фирма может что-нибудь произвести или оказать какие-либо услуги, нужно построить бюро, закупать машины или компьютеры; в большинстве случаев для этого берут кредиты. Это превращение денег в материальные ценности называется и инвестицией. (Слово это, между прочим, взято из латинского, и первоначальный его смысл – посвящение в высший духовный сан.) Помимо этой материальной инвестиции существует ещё финансовая инвестиция; предприятие может вложить свои деньги для участия в других предприятиях или свежевыпущенные ценные бумаги, например, акции. Теперь посмотрим, для чего фирмы чаще всего расходуют деньги.

 

ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЙ

При расходовании денег, например, для приобретений, речь идёт об инвестициях приобретения, так как фирма всего лишь желает начать свою деятельность.

 

ДЛЯ ЗАПАСОВ

Если, к примеру, фирма ожидает большой заказ, то она предусмотрительно купит большую партию материалов и складирует их. В данном случае она решается взять инвестиции для закупки запасов.

 

ДЛЯ ЗАМЕНЫ

Инвестиции для замены нужны тогда, когда фирма, например, решит заменить старую машину на новую. Старая выработала свой ресурс или, может быть, у неё обнаружен дефект. Замена может быть вызвана так же необходимостью в угоде моде – требуется новейшая технология производства.

 

ДЛЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Фирма инвестирует рационализацию, если она в состоянии выпускать ту же самую продукцию с меньшими затратами. Производство продукции будет обходиться дешевле, а прибыль будет больше. (Этот вид называется инвестиция в экономию.)

ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ

Речь пойдёт об инвестиции расширения. Если фирма желает одновременно приобрести больше и, к примеру, приобрести дополнительно машины. В этом случае говорят: предприятие расширяет свою мощность. Таким образом, этот вид инвестиции по всем правила приведёт к росту фирмы.

 

ДЛЯ ПЕРСОНАЛА

Если фирма посылает своих сотрудников на курсы повышения при этом берёт на себя все расходы, то она вкладывает деньги в обучение своего персонала. Вследствие этого дела фирмы должны пойти лучше, потому что работники фирмы повысили свою квалификацию и стали работать лучше. Это и есть инвестиция для персонала.

 

ТОТ, КТО ИЩЕТ СВОЙ ШАНС ЗА ПРЕДЕЛАМИ

СВОЕЙ СТРАНЫ, ТОТ ДЕЛАЕТ СУПЕРБИЗНЕС.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЭТОМУ ЕСТЬ В

КАЖДОЙ СТРАНЕ

 

Всем, вероятно, знакомо выражение «международное предприятие». Это фирмы, оперирующие во всем мире, они делают бизнес во многих странах мира. В этих странах у них есть филиалы, фабрики или отделения по сбыту. Как возникли эти «мульти»? Ещё перед войной американские предприятия организовали свои отделения в странах третьего мира. Они организовали там добычу сырья, таких как, нефть или каучук, а так же транспортировку этого сырья в америку. После второй мировой войны всё больше и больше концернов потянулись за рубеж, на этот раз уже в индустриальные страны. Там они образовали дочерние предприятия. Таким образом им удавалось обходить таможни, ограничения по ввозу товаров и другие торговые преграды. За рубеж их привлекали и привлекают, например, низкие заработная плата или налоги. Чем выше в каком-либо государстве предпринимательские налоги, тем быстрее концерн будет искать страну с подходящими налогами. Ниже приведена таблица, цифры которой

являются общей суммой товарооборота фирмы с её дочерними предприятиями.

 

СТРАНА ПРЕДПРИЯТИЕ СУММА ТОВАРОБОРОТА В ДОЛЛАРАХ США ХАРАКТЕРИСТИКА
  США   GENERAL MOTORS   133.000.000.000 Крупнейший автомобилестро-итель в мире. Са-мое большое предприя-тие в мире. Владелец европейской автомобильной марки OPEL.  
  АНГЛИЯ/ ГОЛЛАНДИЯ   ROYAL DUTCH/ SELL GROUP   99.000.000.000 Самое большое нефтяное пред- приятие. Имеет филиалы во всём мире, имеет свои нефте-промыслы и собственные сети АЗС.
  ЯПОНИЯ   TOYOTA MOTOR   79.000.000.000 Производитель автомобилей. Самое большое японское пред- приятие. Отмечается хороший темп роста. Успешно экспор-тирует свою продукцию. Имеет заводы в США.
  ИТАЛИЯ   IRI   67.000.000.000 Государственный холдинг, са-мая крупная итальянская фир-ма. Принимает участие в стале-литейной индустрии, судостро-ении, авиакомпании и телеком-муникации.
  АНГЛИЯ   BRITISH PETROLEUM   59.000.000.000 Нефтяной концерн. Оперирует во многих странах мира. Разра-батывает месторождения нефти В Северном море, владеет це- лой сетью АЗС.
  ГЕРМАНИЯ DAIMLER - BENZ   63.000.000.000 Самое большое по товарообо-роту немецкое предприятие. Знаменитый производитель ав-томобмлей. Принимает участие а электроиндустрии (AEG) и самолётостроении (Airbus).
  КОРЕЯ   SAMSUNG   49.000.000.000 Электрический концерн. Самая большая корейская фирма. Ус-пешно экспортирует свою про-дукцию, конкурирует во всём мире. Самые низкие цены.
  ФРАНЦИЯ   ЕLF AQUITAINE   40.000.000.000 Нефтяной концерн, самая боль-шая французская фирма. Владе-ет сетью АЗС. Экспансия стран бывшего Восточного блока.
  ШВЕЙЦАРИЯ   NESTLE   39.000.000.000 Производит и реализует проду- Кты питания. Самый крупный швейцаский предприниматель. Расширяется в основном за счёт конкурирующих фирм.

* данные 2000-го года, приблизительно совпадающие с 1992 годом, предоставленные журналом «экономика и власть» №23 от 11.03.2000г.

 

 

ИЗВЕСТНО ЛИ НАМ, ЧТО В САМОМ

ДЕЛЕ ОСТАЁТСЯ ПОД ЧЕРТОЙ?

 

Скажем, модный магазин одежды празднует свой десятилетний юбилей. Владелец магазина хочет эту дату отметить, а заодно привлечь новых покупателей. В витрине магазина появляется объявление: «Только сегодня шампанское для наших покупателей! Бешеные юбилейные цены – 50-процентное снижение цен на дамские блузки, мужские сорочки и свитера». В назначенный день магазин переполнен; блузки и рубашки идут нарасхват. Но многие покупатели потом задают себе вопрос, если владелец снижает цену вот так наполовину, то в обычные дни эти 50% прибыли он кладёт себе в карман. 50% прибыли – разве такое возможно??? В расположенном ниже графике мы видим, что как раз в розничной торговле под чертой остаётся намного меньше. От 100 марок выручки немецкому продавцу в розницу остаются 4,30 марки прибыли, да и эта сумма облагается прибыли. Таким образом, реальный расход составляет где-то два или три процента от товарооборота. (Этот остаток после налога называется редита чистого оборота.) Доход от товарооборота в два процента был средним показателем не только в розничной торговле, но и во всех отраслях экономики страны в начале 90-х годов. Если же взять показатели в других странах и сравнить, то Германия окажется на последнем месте.

 

Такой различной бывает прибыль После вычетов налогов фирмам в некоторых странах остаётся прибыль в процентах к обороту:   США_______________________________5,8   Нидерланды_________________________5,4   Великобритания_____________________ 5,0   Франция____________________________2,8   Япония_____________________________2,6   Италия_____________________________2,4 Германия___________________________2,0

Со 100 марок товарооборота немецкому продавцу розничной торговли в среднем остаётся 4,30 марки прибыли, и с неё ещё берётся налог. И вот откуда все эти показатели взялись и из чего они сложились:

- 61,00 DM для поставщиков;

- 12,00 DM для персонала;

- 10,70 DM для налога на добавленную стоимость;

- 08,80 DM для рекламы, процентов, списания;

- 03,20 DM для аренды;

- 04,30 DM прибыли. Но они подлежат обложению налогом.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

1. Батурина И., Непринцева Е. Производство и предложение. Издержки и прибыль. \\ Жур. «Российский экономический журнал», №3, 1993, с.119-130.

2. Белобжецкий И.А., доктор экономических наук, профессор. Прибыль предприятия.\\ Жур. «Финансы» №3, 1993, с.40.

3. Белобжецкий И.А., доктор экономических наук, профессор. Себестоимость и налогооблагаемая прибыль. \\ Жур. «Финансы», №1 1992, с.26.

4. Громыко Г. “Статистика” // М. 1981 г.

5. Иванов Н. “Производственный потенциал Украины: состояние, проблемы развития” // “Экономика Украины” №2 1993 г.

6. Кодацкий В.П. Проблемы исчисления и планирования прибыли. \\ Жур. «Финансы», №9, 1992, с.28.

7. Кодацкий В.П. Проблемы формирования прибыли. \\ Жур. «Экономист», №3, 1993, с.49-60.

8. Малис Н.И., кандидат экономических наук. Анализ эффективности применения законодательства по налогообложению прибыли. \\ Жур. «Финансы», №10, 1993, с.24.

9. Молотков О.В. фондоотдача и механизм налогооблажения прибыли. \\ Жур. «Финансы», №1, 1992, с.51.

10. Орлов П. “Государственное регулирование обновления основных фондов” // “Экономика Украины” №6 1994 г.

11. Самуэльсон П., Нордхаус В. Анализ издержек. \\ Экономикс. Гл.21. Жур. «Экономические науки», №7, 1990.

12. Самуэльсон.П., Анализ издержек. \\ Экономикс. Гл.2, 22, 24. Жур. «Экономические науки», №7, 1990.

13. Петров Ю., кандидат экономических наук. О налоге на прибыль.\\ Жур. «Экономист», №5, 1992, с.106-117.

14. “Экономикс” под редакцией С. Канарейкина.

15. Фрейхейт Е.Ф. Большая книга экономики, М., Терра-Terra, 1997.

16. Рабочая программа ТВАТ за 1997-1999 г.г., по О.П.П. и А.Х.Д. – Н.Ф. Петрова.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: