Театрализованный концерт




Концерт как форма эстрадно искусства

История концерта

Предшественниками концерта можно считать разного рода состязания древней Греции и Рима, в том числе и в художественно-исполнительском искусстве. В Средние века (до второй половины XVIII) концерт был прерогативой аристократии и носил музыкально-исполнительский характер, к тому же имел закрытую форму, рассчитанную на небольшой круг специально приглашенных лиц.

Первые действительно публичные концерты XVIII века были исключительно музыкальными. Появление на профессиональных подмостках других видов искусства можно связывать с возникновением концертных программ в драматических театрах (к. XVIII -- н. XIX в.): после сыгранной пьесы там шёл ещё дивертисмент, в котором актёры данного театра и приглашенные со стороны артисты показывали концертные номера разных жанров. Англия оказалась родиной первых форм развлекательных концертных программ в помещениях салонов-театров, паб-театрах. Особенного расцвета подобный синтез достиг во Франции во второй половине XIX века. Характерной чертой для Парижа и для других французских городов стала деятельность кафешантанов и кафе-концертов, рассчитанных на небольшое число посетителей.

До второй половины 18 века была наиболее распространенной форма закрытого концерта, рассчитанная на небольшой круг специально приглашенных людей. До начала активной публичной концертной деятельности помещения для исполнения серьезной музыки служили церкви, дворцы, придворные театры, артистические салоны.

19 век стал веком расцвета концертной деятельности не только в области серьезной музыки, но и положил начало упорядоченным концертным формам развлекательного направления, которые были перенесенные с площадей и садов в закрытые помещения. В середине 19 века во всем мире начинается оборудование концертных залов. Для этого предоставлялись залы дворянских, офицерских, купеческих собраний, своего рода сословные клубы. После Великой Октябрьской революции развертывается массовое строительство клубов, домов и дворцов культуры, в каждом из которых обязательно есть театрально-концертные залы.

Эволюция понятия «концерт»

Само слово концерт (от латинского - сoncerto- состязаюсь) возвращает нас в античность, где было принято устраивать состязания разного рода и в том числе в области художественного исполнительства.

Концертное творчество как разновидность искусства, адресованного широкому кругу слушателей и зрителей, в ее настоящем виде утвердилось сравнительно недавно. Вряд ли можно считать настоящим искусством такое исполнение, которому не сопутствует углубленное восприятие и сотворчество публики.

Слово «концерт» словарь толкует его следующим образом:

Концерт - соревнование разных жанров, разных родов и видов исполнительского искусства. Это непременное выявление выразительности, высокого мастерства исполнителя, ибо каждый номер концертной программы обязательно солирующий.

В Большой советской энциклопедии мы встречаемся с закреплением сегодняшнего понимания концерта. «Концерт, публичное выступление артистов по определенной, заранее составленной программе. Виды концерта -- музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)» Современный концерт, составленный из разных жанров, возник сравнительно недавно. Это связано прежде всего с ростом культуры, широких слоев населения.

На эстраду вышли жанры камерное и инструментальной музыки, которая когда-то принадлежала только привилегированным слоям общества.Более того, рояль, скрипка, виолончель стали постоянными участниками смешанных концертов и даже в концертах развлекательных, где они соседствуют с эстрадными жанрами. Такое соединение нельзя было видеть вплоть до последней четверти IXX века.

Концерт сегодня является самостоятельным видом искусства. Он вобрал в себя жанры от серьезной и камерной и симфонической музыки до жанров развлекательных.

Основные формы концертов. Их краткая характеристика

Сборный концерт

Сборный концерт, как правило, гибкий, мобильный. Сценарий такого концерта не отличается большой сложностью. Одна из наиболее распространённых разновидностей эстрадного зрелища - концертная программа («сборный концерт»).

Ранее эстрадный концерт или театрализованное представление представлялось главным образом как своеобразное соревнование солистов или коллективов. Эстрадные концерты и раньше могли именоваться театрализованными представлениями, эстрадными спектаклями.

Но частично за этими названиями оказывались обыкновенные «сборные» концерты. Набор номеров разных жанров, ансамблевых выступлений, нанизанных на сюжет, часто бессодержательный и примитивный, никак не отвечал задаче создания единого, целостного представления.Поэтому при постановке такого концерта необходимо установление точной, оправданной по жанрам очерёдности и смены номеров. В программе нужно обратить внимание на роль конферансье, несущего на себе основную, сюжетную и идейную нагрузку. Поэтому создание репертуара конферансье, а также «размещение» этого репертуара по всему концерту, «подача» номеров, нахождение кульминации концерта в целом должны находиться в центре внимания режиссёра, ставящего концертную программу.

Концертная программа выстраивается режиссёром по драматургической конструкции, общей для видов зрелищных искусств: экспозиция, развитие действия, кульминация и развязка. Кульминационная точка любого «сборного» концерта должна быть четко определена режиссёром. Как правило, в «сборном» концерте является выступление артиста (или же группы артистов), представляющих наиболее высокий художественный уровень среди всех участников данного концерта. Режиссёр выстраивает отдельные номера в логической последовательности, «играющей» на главный эпизод концерта - его кульминацию. Концертная программа может быть в известной мере театрализована: однако театрализация должна быть направлена на то, чтобы номера, органично сочетаясь, друг с другом, оставались при этом основными звеньями концерта, как требует того драматургия концертной программы.

Театрализованный концерт

Среди всех названных видов концертов особое внимание приходится уделять театрализованному концерту, поскольку из всех концертных форм самый зрелищный, яркий, масштабный, и самый трудный и по замыслу, и по его организации и воплощению.

Театрализованный концерт всегда тематический в своей основе. Такие концерты чаще всего готовятся, и посвящаются значительной дате, большому празднику, торжеству. Значимость придает ему размах.

В таком концерте используются многие технические средства, участвуют большие исполнительские коллективы, задействует большая сценическая площадка. Такой концерт чаще всего имеет сюжетную линию, сквозных героев, как в театре. Именно по этим основным признакам театра - сюжету и игре актеров и называется такой вид концерта - театрализованным.

Театрализованный концерт - это концерт, имеющий единый художественный сценический образ, для создания которого используются выразительные средства, присущие театру: сюжетный ход, ролевая персонификация ведущих, сценография, театральный костюм, грим, сценическая атмосфера. Это использование разных жанров, разных видов искусства, начиная от академического хора и заканчивая народным танцем.

Сценарий концерта представляет собой перечень художественных номеров, сопровождаемый текстом ведущего, а также описание выразительных средств: свет, музыка, кино, слайды, массовые мизансцены, создающих единый образ представления. Номера, как правило, объединены в художественно - смысловые блоки, поставленные в определенные взаимосвязи концертные выступления, образующие развернутую художественную мысль. Композиционное оформление отдельных частей концерта зачастую бывает поэтическим, количество номеров не должно нарушить единство темы, замысла, целевой задачи.

Как правило, театрализованный концерт должен начинаться большим, мощным, ярким номером (массовым). Театрализованный концерт подразумевает тесную связь между артистом и зрителем.

Основной партнер для артиста - зритель (публика). Подразумевается диалог между сценой и залом. Главное в театрализованном концерте, сделать зал своим союзником.

Театрализованные концерты устраиваются в связи с крупными событиями политического характера (День Победы), посвящаются биографическим или мемориальным датам (памяти писателей, ученых) и пр. Они или завершают торжественное заседание, становятся его художественным продолжением, или проходят самостоятельно.

Задача режиссера концерта -- непрерывность воздействия его программы на зрителей, необходимость поддерживать интерес к заложенной в ней теме. Достигается это сменяемостью жанров и ритмов, дающих нагнетание, нарастание действия, объединяющих его.

Фольклорный концерт

Ещё одна форма концертного эстрадного представления - концерт народного творчества. Проблема театрализации концертов народного творчества - одна из важнейших, стоящих перед режиссером. Ещё в период становления жанра лучшие свои программы М.Е.Пятницкий строил не в чисто концертном плане, а с элементами театрализации. Именно не просто концерт, а своеобразное песенное действо, где в привычной атмосфере деревенского праздника естественно и увлечённо выступали народные певцы, во многом способствовало утверждению на концертной эстраде нового жанра. В этом поиске М.Е.Пятницкий представал не только как проникновенный музыкант, но и как своеобразный талантливый режиссёр.

Исходная позиция для создания концертного представления на основе народного творчества - жанровое чередование песенного и танцевального народного материала, оркестра народных инструментов и его использование вобщем решении концертного представления, места и действенных функцийтекстового материала, возможностей театрализации, а также юмор, блестки комического, без которых не мыслим ни один концерт подлинного народного искусства.

Режиссёр фольклорного концерта должен определить главную мысль будущегоконцерта - спектакля, его сверхзадачу, сквозное действие, а затем построить концерт так, чтобы его драматургию, обусловленную характером чередующихся номеров, их соотношением (как частностей), подчинить общемухудожественному решению. Требуется найти точную экспозицию концерта, его развитие, его кульминацию и финал. Иными словами, построить концерт по принципу музыкально-драматургического действия, основой которого являются номера.

Детский концерт

Концерты подразделяются и по составу аудитории, для которой они проводятся. На практике чаще всего встречаются три таких вида: концерты для взрослой аудитории, для детской аудитории и для смешанной аудитории. Организатору необходимо это знать, поскольку требования аудитории многое диктуют. Детская аудитория требует точного расчета концерта во времени, поскольку дети быстро устают. С детской аудиторией важно очень тщательно продумывать подбор номеров, их расстановку, дети любят зрелищность, они против монотонности, хотят больше веселых и смешных номеров.

Эстрадные представления для детей надо рассматривать как одну из форм педагогики, поэтому следует точно разделить детскую аудиторию по возрастным группам, учитывая разницу в восприятии. Различна тематика детских концертов, различны номера и жанры, используемые в этих концертах, - от кукольных номеров до симфонических оркестров с «чисто» детским конферансом.

Разновидность эстрадных спектаклей для детей - театрализованное елочное представление, составными частями которого являются театрализованный концерт-обозрение с участием традиционных персонажей Деда Мороза и Снегурочки, игры, викторины, инсценировки сказок, басен.

Ревю

Ревю -- вид представления, объединяющий различные эстрадные формы -сценки, куплеты, пародии, песенки, цирковые номера и другие, при помощи несложного сюжета (обычно связанного с путешествием) или постоянных персонажей-обозревателей, один из самых простых способов организации эстрадных номеров с целью превращения их последовательности в единую театрализованную программу.

Условно ревю можно разделить на два вида: ревю-феерия и камерное ревю. В первом случае определяющим является сочетание значительности содержания с яркой зрелищностью. Постановка ревю-феерий поэтому характерна для мюзик-холла и эстрадных представлений подобного типа. Этим определяется стиль и жанровые особенности спектаклей мюзик- холла. В ревю-феериях основными компонентами являются разнообразные эстрадные, а также цирковые и драматические номера, большие коллективы - танцевальные группы, эстрадные оркестры.

Стремление к масштабности номеров также характерная черта мюзик-холла. В ревю-феериях важнейшую роль играет музыка. Сценическое решение ревю-феерий отличает эффективное использование технических возможностей сцены.

В камерных ревю в отличие от феерии, первостепенное значение приобретают разговорные жанры. Разнообразие конферанса, сценок, интермедий, определяет стиль камерного ревю. Эстрадные номера других жанров играют здесь подчиненную роль. В этом основное различие между ревю-феерией и камерным ревю. В постановочном отношении оно значительно скромнее. В камерном ревю все внимание обращено на актера

Режиссерский прием, в узком смысле - необычное проявление и использование одних и тех же выразительных средств. В широком смысле режиссерский прием является фундаментальным решением всего концерта. Чем ярче фантазия режиссера, тем неожиданнее прием, тем эффективнее воздействие на аудиторию.

Режиссерские приемы и их принципы:

Парадоксальная трактовка сцены и образа - разрушается сложившийся стереотип и тем самым побуждает аудиторию к анализу.

Сценическая реализация метафоры - позволяет нагляднее и убедительнее для аудитории выразить суть либо основного события эпизода, либо отношений, складывающихся между персонажами. Зритель получает возможность быстро и точно определить свою собственную позицию по отношению к происходящему.

Использование щитов и песен-зонгов - нарушают непрерывный ход событий, что способствует активизации мыслительного процесса аудитории.

Раскрытие фабулы или приема - выведение текста на щиты позволяет сосредоточить внимание зрителя, на смысловой стороне не отвлекая её на событийную.

Проигрывание спектакля или эпизода в порядке, обратном фабуле.

Прием повтора - для усиления эмоционального воздействия на зрителя, концентрирует его внимание, показывает одну и ту же информацию с разных точек зрения, разную по событиям информацию с одной точки зрения, разные герои со своей точки зрения.

Прием обнажения сцены - разрушает иллюзию зрителей в том, что он присутствует при спонтанном действительном событии, совершающемся у него на глазах.

Прием включения в текст ремарок - прямое обращение персонажей к аудитории (требует от режиссера и исполнителей развитого вкуса, чувства меры и стиля).

Перенесение сценического действия в зрительный зал - дискуссии, митинги, игровое вовлечение аудитории в сценическое действие.

Использование лозунгов - произнесение исполнителями, способствующее активизации аудитории (могут использоваться экран, щиты, как часть вещественного оформления ТП).

Отсутствие оформления - усиление внимания на действие.

Исключение отношения актера при произношении текста - упор на обнажение смысловой конструкции, позволяет аудитории быстрее схватить и понять смысл информации.

Усиление нужного момента музыкой - в период высшего напряжения действия заставить актера замолчать, в целях эмоционального воздействия на зрителя (по Мейерхольду).

Процесс составления программы концерта - это поиск оптимального варианта чередования психологических установок аудитории на восприятие исполняемых произведений. Разнообразие, сопрягаемость, контрастность - таковы закономерности, учитывая которые, можно найти лучший вариант расположения номеров в программе того или иного концерта.

Разнообразие. Даже концерты, где исполняются однородные по жанру произведения, организуется по принципу такого их сочетания, когда каждое произведение каким-то заметным качеством содержания или форсы отличается от соседних.

Сопрягаемость. Есть такие жанры, которые не могут соседствовать в программе. Эстрадная песенка веселого содержания не может предшествовать серьезному фортепианному произведению, ровно как и после чтецкого номера на материале классической литературы неуместно выступление эксцентрического танцора.

Контрастность. Это средство, при помощи которого можно быстро собрать внимание зала после предыдущего номера. Перекличка номеров должна основываться на подхватывании настроения, созданного в зале предыдущим исполнителем, в этом случае конферансье не должен его разбивать своей беседой с залом. С динамичным хореографическим номером может вступить в перекличку номер из разряда оригинальных жанров - акробатический или номер жонглирования.

Обосновывая чередование номеров их эмоциональной «перекличкой», нельзя забывать и о внешних признаках, которые заставляют разъединять в программе те или иные концертные номера, те или иные жанры. Не следует в программе отводить соседние места для выступления двух массовых коллективов - оркестра и отдельно хора и т. д. Логика построения сборной программы основывается на законах зрительско-слушательского восприятия. Поэтому более сложно воспринимающийся материал проходит в первой части концерта. Особым образом воспринимается начало и финал концертной программы. Поэтому первый и последний номера обязаны особо отличаться от всех остальных или качеством исполнении, или массовостью участников, или необычностью жанра, или режиссерским решением

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: