Задания по современной и исторической морфологии русского языка




û Дайте определение части речи. Сколько частей речи насчитывает грамматика русского языка? Сравните количество частей речи в русском языке и в иностранных языках, которые вы изучаете.

Прочитайте отрывок из «Евгения Онегина»:

Все это ныне обветшало,

Не знаю, право, почему;

Да, впрочем, другу моему

В том нужды было очень мало,

Затем, что он равно зевал

Средь модных и старинных зал.

- Определите часть речи каждого слова стихотворения.

- Определите разряды местоимений, наречий.

- Какие функции выполняют союзы, вводно-модальные слова?

 

 

è К какой части речи относится слово тяжело в этих трех отрывках:

1) Хоть тяжело подчас в ней время,

Телега на ходу легка...

2) «Эй, пошел, ямщик!» - «Нет мочи:

Коням, барин, тяжело...»

3)И тяжело Нева дышала

Как с битвы прибежавший конь.

 

è К каким частям речи относятся выделенные слова:

Птицы склевали чуть не все зерна.

От ссадин не осталось и следа.

Все птицы замолкли, одна сова ухает в ночи.

Коль скоро назначили нового директора, он должен завершить затянувшийся ремонт школы.

Раз я злая, не говорите со мной.

Посуду вымоешь? - Ладно.

Спасибо тебе.

На яблоко!

Один знакомый обещал мне помочь.

Нельзя иметь одни очки, надо минимум двое: одни оставлять дома, другие всегда иметь с собой.

Одни мои знакомые каждое лето ездят туда отдыхать.

Он добился своего несмотря на обстоятельства.

Он добился своего несмотря на то, что ему мешали обстоятельства.

 

è Правильно ли образована форма страдательного причастия в стихотворении С. Смирнова:

Я везу, везу его на Землю,

Ласково зовимую Большой...?

è Какого вида глаголы в следующих предложениях:

Мы организовали кружок.

Обычно мы организуем лекции в зале.

Как только больного госпитализируют, сообщите мне об этом.

Врач госпитализирует больного и отправляет его на машине скорой помощи.

У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров.

Эта станция 16 февраля 1925 года впервые транслировала в эфир оперу «Евгений Онегин» из Большого театра.

Все свое имущество я завещаю тебе.

è Распределите глаголы на группы по отношению к категории вида.

Видеть, любить, чувствовать, обещать, дремать, прыгнуть, жениться, ранить, очутиться, толкануть, состояться, состоять, придумывать, атаковать, сварить, тонуть.

 

è К каким частям речи относятся эти слова с количественной семантикой:

пять, дюжина, тысяча, единица, миллион, двенадцать, десяток, шестьдесят, пятьсот, семерка, девяносто, много (есть), много (слов), пара, четверть, несколько, сдвоить, пятерня, вдвоем, семеро, пятый, трижды, сотня, шесть, полтора, половина, единство, по двое, первый, три пятых, множество, седьмой.

  • Какие формы и особенности современных числительных свидетельствуют о том, что эта часть речи оформилась сравнительно недавно?
  • О чем свидетельствует ударение существительного в словосочетаниях два шаг`а (ср. от ш`ага), два час`а (ср. без ч`аса)?
  • Отличалось ли склонение словосочетания пять шагов в древнерусском языке от современного?
  • Выделите в поле числительных в современном русском языке ядерную и периферийную зоны.

 

l Определите разряд прилагательных. Образуйте, где возможно, формы степеней сравнения и краткие формы:

Вкусный, чистый, женатый, трудоемкий, оптимистический, ранний, заячий, сиреневый, глазастый, глазной, звонкий, лисий, весенний, отсталый, ветхий, равный, одинаковый.

 

û На чем основана языковая игра:

И по-прежнему со всех концов страны едут в Москву опытные люди с опытной продукцией.

Очень исполнительная власть. Губернатор и его команда в услужении у криминального бизнеса.

Великий русский ученый Иван Павлов, создавший учение о высшей нервной деятельности человека, видимо, и не подозревал, что она может быть настолько нервной.

 

ü Всегда ли прилагательное означает наличие какого-то признака у предмета?

Читаем у Чехова: «...если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каков же должен быть город»?

Умен ли Миша, персонаж следующих высказываний:

Петя умнее Миши

Петя гораздо умнее Миши.

Петя еще умнее Миши.

Петя значительно умнее Миши.

Что можно сказать о значении наречий, стоящих перед формой умнее?

 

  • Сравните прилагательные по форме и функции:

Красна птица перьями, а человек уменьем; красна девица; не красна изба углами, а красна пирогами; весна-красна, чаша зелена вина, сине море.

 

  • Докажите, что современные прилагательные типа лисий и существительные типа Ярославль генетически принадлежат к одной части речи. Определите исторический суффикс в том и другом слове.

 

l Кратко сформулируйте основные различия между формами простой сравнительной степени прилагательных, образованных разными способами: а) только с помощью суффиксов (выше, короче, веселее); б) с помощью приставки и суффиксов (повыше, покороче, повеселее).

 

û Дана следующая запись: Я вижу больш- ______, кажд- из котор- красив-.

Если вместо прочерка поставить какое-нибудь существительное в винительном падеже множественного числа, то вместо черточек могут появиться вполне определенные окончания, которые допускает это существительное. Существительные входят в один согласовательный класс, если они требуют одних и тех же окончаний. Сколько таких классов есть в русском языке?

 

Ø Определите падежи выделенных существительных и их частные значения:

Жизнь пресноводных рыб, ловля пресноводных рыб, вкус чая, стакан чаю, находиться в лесу, говорить о лесе, чертить карандашом, значение выражается следующими формами, лодку унесло течением, идти лесом, лететь стрелой, меня знобит, мне нездоровится, вырасти с отца, лицом в мать, мне это не по вкусу, дорог здесь много, решений нет, его лихорадит, теплым летним вечером, взять немного хлеба, мясо вкуснее хлеба.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: