û Дайте определение части речи. Сколько частей речи насчитывает грамматика русского языка? Сравните количество частей речи в русском языке и в иностранных языках, которые вы изучаете.
Прочитайте отрывок из «Евгения Онегина»:
Все это ныне обветшало,
Не знаю, право, почему;
Да, впрочем, другу моему
В том нужды было очень мало,
Затем, что он равно зевал
Средь модных и старинных зал.
- Определите часть речи каждого слова стихотворения.
- Определите разряды местоимений, наречий.
- Какие функции выполняют союзы, вводно-модальные слова?
è К какой части речи относится слово тяжело в этих трех отрывках:
1) Хоть тяжело подчас в ней время,
Телега на ходу легка...
2) «Эй, пошел, ямщик!» - «Нет мочи:
Коням, барин, тяжело...»
3)И тяжело Нева дышала
Как с битвы прибежавший конь.
è К каким частям речи относятся выделенные слова:
Птицы склевали чуть не все зерна.
От ссадин не осталось и следа.
Все птицы замолкли, одна сова ухает в ночи.
Коль скоро назначили нового директора, он должен завершить затянувшийся ремонт школы.
Раз я злая, не говорите со мной.
Посуду вымоешь? - Ладно.
Спасибо тебе.
На яблоко!
Один знакомый обещал мне помочь.
Нельзя иметь одни очки, надо минимум двое: одни оставлять дома, другие всегда иметь с собой.
Одни мои знакомые каждое лето ездят туда отдыхать.
Он добился своего несмотря на обстоятельства.
Он добился своего несмотря на то, что ему мешали обстоятельства.
è Правильно ли образована форма страдательного причастия в стихотворении С. Смирнова:
Я везу, везу его на Землю,
Ласково зовимую Большой...?
è Какого вида глаголы в следующих предложениях:
Мы организовали кружок.
Обычно мы организуем лекции в зале.
Как только больного госпитализируют, сообщите мне об этом.
Врач госпитализирует больного и отправляет его на машине скорой помощи.
У вас все на языке атаковать, а не видите, что мы не умеем делать сложных маневров.
Эта станция 16 февраля 1925 года впервые транслировала в эфир оперу «Евгений Онегин» из Большого театра.
Все свое имущество я завещаю тебе.
è Распределите глаголы на группы по отношению к категории вида.
Видеть, любить, чувствовать, обещать, дремать, прыгнуть, жениться, ранить, очутиться, толкануть, состояться, состоять, придумывать, атаковать, сварить, тонуть.
è К каким частям речи относятся эти слова с количественной семантикой:
пять, дюжина, тысяча, единица, миллион, двенадцать, десяток, шестьдесят, пятьсот, семерка, девяносто, много (есть), много (слов), пара, четверть, несколько, сдвоить, пятерня, вдвоем, семеро, пятый, трижды, сотня, шесть, полтора, половина, единство, по двое, первый, три пятых, множество, седьмой.
- Какие формы и особенности современных числительных свидетельствуют о том, что эта часть речи оформилась сравнительно недавно?
- О чем свидетельствует ударение существительного в словосочетаниях два шаг`а (ср. от ш`ага), два час`а (ср. без ч`аса)?
- Отличалось ли склонение словосочетания пять шагов в древнерусском языке от современного?
- Выделите в поле числительных в современном русском языке ядерную и периферийную зоны.
l Определите разряд прилагательных. Образуйте, где возможно, формы степеней сравнения и краткие формы:
Вкусный, чистый, женатый, трудоемкий, оптимистический, ранний, заячий, сиреневый, глазастый, глазной, звонкий, лисий, весенний, отсталый, ветхий, равный, одинаковый.
û На чем основана языковая игра:
И по-прежнему со всех концов страны едут в Москву опытные люди с опытной продукцией.
Очень исполнительная власть. Губернатор и его команда в услужении у криминального бизнеса.
Великий русский ученый Иван Павлов, создавший учение о высшей нервной деятельности человека, видимо, и не подозревал, что она может быть настолько нервной.
ü Всегда ли прилагательное означает наличие какого-то признака у предмета?
Читаем у Чехова: «...если самые талантливые люди в городе так бездарны, то каков же должен быть город»?
Умен ли Миша, персонаж следующих высказываний:
Петя умнее Миши
Петя гораздо умнее Миши.
Петя еще умнее Миши.
Петя значительно умнее Миши.
Что можно сказать о значении наречий, стоящих перед формой умнее?
- Сравните прилагательные по форме и функции:
Красна птица перьями, а человек уменьем; красна девица; не красна изба углами, а красна пирогами; весна-красна, чаша зелена вина, сине море.
- Докажите, что современные прилагательные типа лисий и существительные типа Ярославль генетически принадлежат к одной части речи. Определите исторический суффикс в том и другом слове.
l Кратко сформулируйте основные различия между формами простой сравнительной степени прилагательных, образованных разными способами: а) только с помощью суффиксов (выше, короче, веселее); б) с помощью приставки и суффиксов (повыше, покороче, повеселее).
û Дана следующая запись: Я вижу больш- ______, кажд- из котор- красив-.
Если вместо прочерка поставить какое-нибудь существительное в винительном падеже множественного числа, то вместо черточек могут появиться вполне определенные окончания, которые допускает это существительное. Существительные входят в один согласовательный класс, если они требуют одних и тех же окончаний. Сколько таких классов есть в русском языке?
Ø Определите падежи выделенных существительных и их частные значения:
Жизнь пресноводных рыб, ловля пресноводных рыб, вкус чая, стакан чаю, находиться в лесу, говорить о лесе, чертить карандашом, значение выражается следующими формами, лодку унесло течением, идти лесом, лететь стрелой, меня знобит, мне нездоровится, вырасти с отца, лицом в мать, мне это не по вкусу, дорог здесь много, решений нет, его лихорадит, теплым летним вечером, взять немного хлеба, мясо вкуснее хлеба.