Киевская кафедра была основана задолго до святого князя Владимира – еще во времена блаженного Киевского князя Аскольда в столице Руси появился первый епископ Алексий. Одним из его преемников во времена князя Олега стал первый святой архиерей Киева – митрополит Михаил. То, что Кафедра Киева была с самого начала не простой епархией, а сразу Митрополией, свидетельствует упоминание о ней в списке самых видающихся епархий Константинопольского патриархата, составленном византийским императором Львом Мудрым.
Возникшая Киевская митрополия в эпоху монгольского нашествия активно расширялась на северо-восток. Из боязни за свою жизнь, в связи с частыми набегами на Киев и близлежащие земли монголо-татар, митрополичий двор в 1299 г. из Киева, который на несколько столетий превратился из великого европейского центра в убогую глушь, был перенесен во Владимир на Клязьме. Митрополит находился теперь в этом городе, а титул сохранился прежний – Киевский и всея Руси. А еще позже, в 1325 г. митрополит Киевский перебрался из Владимира на Клязьме в Москву.
Поскольку Киевщина в то время уже находилась в составе Литовского государства, её правитель Витовт обратился к Вселенскому патриарху в деле решения этой проблемы. Но это фактически привело лишь к тому, что иногда на Киевском престоле появлялось по два митрополита: избранный и утвержденный Патриархом ехал сразу в Москву, а народ, не желая этого терпеть, выбирал себе сам нового митрополита, который находился в Киеве и занимался духовным попечительством своего народа, без согласования с Константинопольским патриархом. Еще одним следствием этого было создание кроме Киевской еще одной митрополии – Галицкой (1303 г.).
|
В XV в. произошло разделению митрополии на две: северо-восточную (Московскую) и юго-западную (Киевскую), которая находилась в юрисдикции Константинополя. В этот же период происходит массированное наступление католицизма на православие, в 1596 г. была подписана уния с Римом, которая предусматривала полное сохранение православного обряда, но юридическое подчинение Риму. Так фактически возникла Украинская Греко-Католическая Церковь. Не желая принимать унию, при фактическом бездействии Константинопольского патриарха относительно судьбы Православия в Украине, а также в связи с тяжелым политически положением, украинское православное духовенство начало рассматривать идею присоединения к Московской Церкви.
В XVII в. воссоединение Украины с Россией привело к возвращению Киевской митрополии в юрисдикцию Московской церкви, управляемой с конца XVI в. патриархом. 8 июля 1685 г. в Софийском соборе в Киеве, несмотря на сопротивление части духовенства, на митрополичью кафедру был избран епископ Луцкий Гедеон. Затем Гедеон был возведен в сан митрополита Киевского в Москве Московским патриархом. После этого в Стамбул было отправлено посольство, которое летом 1686 г. вело переговоры с Константинопольским патриархом Дионисием. После согласия патриарха митрополит Гедеон был утвержден во главе Киевской митрополии, объединенной с Московским патриархатом. В Синодальную эпоху митрополия г. Киева являлась рядовой епархией Русской Православной Церкви. Распад Российской империи, активизация церковной жизни в начале ХХ в., созыв Церковных Соборов вновь поставил вопрос о самостоятельности Церкви в Украине.
|
В 1920 г. в Киеве провозглашается Украинская автокефальная православная церковь, которую возглавил митрополит Василий (Липковский), но она не была признана ни одной поместной церковью, а дальнейшее развитие событий вообще не позволило ей действовать на территории Украины. С 1921 г. на территории УССР действовал Украинский экзархат Московского патриархата. К этому времени восстановила свою государственность Польша. И в пределах ее территории находилась значительная часть как украинских земель, так и православного украинского народа. Следствием совместного обращения государства и епископата Православной Церкви в Польше стал «Патриарший и Синодально-Канонический Томос Вселенской Константинопольской Патриархии от 13 ноября 1924 г.» о признании Православной Церкви в Польше Церковью Автокефальной. Автокефалия обошлась польскому Правительству в три миллиона польских злотых. Томосом 1924 г. фактически подтверждена правомерность практики самостоятельного провозглашения автокефалии Церквями Греции, Румынии, Сербии, Албании и целого ряда других стран. Также Томос официально не признает правомочность присоединения к Московской Церкви Киевской митрополии и зависимых от нее православных митрополий Литвы и Польши в 1686 г. Правда, позднее глава автокефальной Православной Церкви в Польше митрополит Дионисий (Валеденский) вернулся в лоно РПЦ с покаянием. Затем Церковь в Польше вновь получила Томос об автокефалии, но уже с согласия Москвы и стала называться Польской Автокефальной Православной Церковью.
|
В конце 80-х годов ХХ века, в ходе перестройки в СССР была реанимирована идея создания независимой Украинской Православной Церкви. 19 августа 1989 на призыв общественного объединения – Инициативного комитета возрождения УАПЦ – откликнулся приход св. ап. Петра и Павла во Львове. Так на Западной Украине начался массовый выход приходов из состава РПЦ. Окончательное организационное оформление УАПЦ произошло на Всеукраинском Православном Соборе 5-6 июня 1990 года в Киеве, главными решениями которого были провозглашение Украинского (Киевского) Патриархата и избрание Патриархом Киевским и всея Украины Блаженнейшего Митрополита Мстислава (Скрыпника). Это означало возобновление легальной деятельности неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), первоначально провозглашённой в Киеве в 1920 г.
В 1990 г. Украинский экзархат Московского патриархата был преобразован в Украинскую православную церковь Московского патриархата (УПЦ МП). Её предстоятелем стал митрополит Киевский и всея Украины Филарет. В ноябре 1991 г. Собор УПЦ обратился к Московскому патриархату с просьбой о даровании Украинской церкви автокефалии. Весной 1992 г. на Архиерейском соборе в Москве большинство архиереев УПЦ отказались от подписей под этим обращением. Харьковский Собор в мае 1992 г. осудил митрополита Филарета (Денисенко) и поставив на его место митрополита Владимира (Сабодана). Митрополита Филарета (Денисенко) поддержал лишь один архиерей – Яков (Панчук).
После этого митрополит Филарет с частью клира и мирян покинул Московский патриархат, образовав Украинскую православную церковь Киевского патриархата (УПЦ КП), глава которой стал именоваться Патриархом Киевским и всея Украины. По инициативе главы УПЦ митрополита Филарета и главы УАПЦ патриарха Мстислава 25-26 июня 1992 г. состоялся Объединительный собор, который создал на базе УПЦ и УАПЦ Украинскую православную церковь – Киевский патриархат (УПЦ-КП). Главой УПЦ КП был признан патриарх Мстислав (Скрыпник). После его кончины в 1993 г. патриархом стал Владимир (Романюк), а после него, в 1995 г. – митрополит Филарет (Денисенко).
Но решения этого собора не нашли поддержки среди части клира и мирян УАПЦ. Они не вошли в объединенную церковь. Судебным деянием Архиерейского собора РПЦ в июне 1992 г. Филарет был лишён сана, а впоследствии подвергнут анафеме. Тогда же в Харькове было проведено епископское собрание, на котором вместо митрополита Филарета главой УПЦ был избран митрополит Владимир. Возглавляемая им УПЦ МП – единственная признанная прочими поместными православными церквами православная церковная структура на Украине, самоуправляемая Церковь в составе Московского Патриархата с правами широкой автономии. Каноничность УАПЦ и УПЦ КП не признавалась другими поместными православными церквями, включая Константинопольскую. Таким образом, на Украине сформировался так называемый «церковный узел», состоявший из Украинской православной церкви Московского Патриархата во главе с митрополитом Онуфрием, Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата во главе с патриархом Филаретом и Украинской Автокефальной Православной церкви во главе с митрополитом Макарием.
УПЦ-МП за исключением трёх областей Галичины (Львовской, ИваноФранковской и Тернопольской) является доминирующей конфессией на всей территории страны. УПЦ-КП имеет влияние среди верующих в основном на западе Украины – в Галиции и на Волыни, а также в Киевской и Черкасской областях. Ни в одной области Украины УПЦ-КП не является доминирующей конфессией: на западе Украины таковой является Украинская греко-католическая церковь. В трёх областях Галиции УПЦ-КП имеет больше приходов, чем УПЦ-МП. Прихожане УАПЦ проживают в основном в Киевской, Харьковской, Полтавской, Одесской, Черкасской, Львовской, Винницкой, Ивано-Франковской и Тернопольской областях.
Одновременно с возникновением церковного раскола на Украине в 1990 и 1995 гг. Константинополь принял в общение украинские неканонические общины в Канаде и США, что, как ожидали представители новых «Церквей» на Украине, могло бы повториться и в их случае.
Проекту создания единой автокефальной украинской поместной православной церкви изначально отводилась одна из важнейших ролей в качестве легитимирующего существование самого украинского государства фактора. Достаточно показательным в данном контексте является высказывание главы УПЦ КП Филарета Денисенко о том, что «возникновение государства связано с возникновением независимой Церкви… Без единой церкви нет и единого государства».
Активность «Киевского патриархата» привела к тому, что в марте 2000 г. в Женеве состоялась встреча делегаций Константинопольской и Московской патриархии для обсуждения «украинского вопроса». Представители Русской Церкви заявили, что расколы на Украине - это ее внутренние проблемы. Тем не менее Константинопольский патриарх озвучил представляющееся ему наиболее вероятным решение «украинского вопроса», а именно высказался за необходимость объединения всех православных Украины в единую Церковь. Москва предупредила Константинополь, что возможные с его стороны шаги, лишенные канонического основания и направленные на признание украинских раскольников, повлекут за собой возмущение со стороны верующих канонической Церкви.
В июне 2000 г. в Стамбуле патриарх Варфоломей принимал украинскую правительственную делегацию во главе с вице-премьером Николаем Жулинским, которая передала патриарху устное приветствие от президента Украины. Жулинский просил содействовать в объединении украинского православия и получении автокефалии Украинской Церкви. Патриарх Варфоломей ответил, что Константинопольская Патриархия однозначно заинтересована в скорейшем получении украинским православием канонической автокефалии, которую может дать только «Матерь-Церковь - Константинопольский Патриархат; Московский Патриархат такого права не имеет». Условием дарования автокефалии патриарх Варфоломей поставил объединение всех трех течений в украинском православии.
Тем временем 13–16 августа 2000 г. в Москве прошел Архиерейский собор Русской Православной Церкви, на котором был подтвержден «статус независимости и самостоятельности Украинской Православной Церкви, получившей права широкой автономии по Определению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви в 1990 году». Москва недвусмысленно дала понять, что Украинская Церковь обладает достаточной степенью независимости в своем нынешнем статусе, и ей нет смысла ввязываться в переговорный процесс, который начинается на Украине. Твердая позиция Москвы привела к срыву попыток добиться перехода Украинской Церкви под омофор Константинополя и последующего предоставления автокефалии.
Однако настойчивое стремление Варфоломея участвовать в урегулировании украинских церковных проблем привело к резкому осложнению ситуации. В не меньшей мере этому способствовало и активное вмешательство в церковные дела президента Украины Л. Кучмы. Речь Кучмы на торжественном собрании в Национальном дворце «Украина», посвященная 2000-летию Рождества Христова, стала своеобразным толчком к началу диалога между УПЦ КП и УАПЦ. октября 2000 г. было подписано общее обращение УПЦ КП и УАПЦ к Константинопольскому патриархату. 8 ноября 2000 г. делегации обеих «Церквей» были приняты на Фанаре. Итогом встречи стало создание смешанной комиссии из представителей УПЦ КП и УАПЦ, уполномоченной вести переговоры между двумя «Церквями» по вопросу об объединении. Довольно скоро обе стороны подписали совместный документ - «Симфонитикон», согласно которому между «Церквями» прекращались взаимные обвинения и несогласованный переход из одной юрисдикции в другую. Тогда же, в ноябре 2000 г. Л. Кучма в ходе своего официального визита в Турцию посетил патриархат и встретился с патриархом Варфоломеем. После встречи он прислал ему официальное письмо с просьбой направить на Украину делегацию для выяснения ситуации и лично посетить Киев.
Идею поместной церкви вывел в мейнстрим высшей государственной политики другой президент Украины В.А. Ющенко, который обсуждал этот вопрос с Константинопольским патриархом Варфоломеем, в том числе и в Киеве, куда приглашал последнего на празднование 1020-летия крещения Руси. За пять лет своего президентства Ющенко неоднократно обращался к Варфоломею, поднимая вопрос о создании единой поместной Церкви. Весной 2005 г. в прессе появилось скандальное заявление архиепископа Скопелоского Всеволода (Майданского): «Матерь-Церковь, Константинопольский Патриархат, считает, что ее дочка — Московский Патриархат - имеет ту каноническую территорию, которая существовала в этой церкви до 1686 года. Подчинение Киевской Митрополии Московскому Патриархату было осуществлено без согласия и подтверждения Святого и Священного Синода Великой Церкви Христовой». Заявление было сделано во время встречи делегации Константинопольского патриархата с президентом Украины В. Ющенко. Никаких комментариев по этому поводу от Варфоломея I не последовало, поэтому заявление Всеволода (Майданского) не рассматривалось как официальная позиция Константинопольского патриархата. Однако, как свидетельствовал тогдашний председатель Государственного комитета по делам религий А. Н. Саган, заявление прозвучало с благословения патриарха Варфоломея. Последний фактически уже тогда начал вести закулисные игры, однако официально его позицией оставалось стремление к преодолению разногласий в среде украинского православия исключительно каноническим путем.
Следует обратить внимание, что каждая поместная православная церковь имеет свою каноническую территорию, целостность которой в принципе признается другими церквами и на которой они не имеют права основывать свои приходы. Так, каноническая территория Константинопольского патриархата включает Турцию, Северную Грецию и некоторые острова Средиземного моря. При этом, с одной стороны, собственно в Турции Константинопольский патриархат хотя и имеет четыре епархии, включая патриаршую, но практически не имеет паствы - всего 6 тыс. верующих на 85 млн. жителей страны, а с другой стороны, будучи греческим в этническом, языковом и культурном отношениях, за некоторыми исключениями в «диаспоре», он вынужден в «постосманское» время делить свою греческую идентичность с национальной Элладской церковью независимой Греческой республики, исторически находящейся в конфронтации с Турцией. Таким образом, как отмечает А. Кырлежев, «в отличие от национальных церквей и даже от других пентархийных патриархатов Константинополь представляет собой православную церковь, почти целиком «вывернутую наружу», то есть имеющую паству, разветвленную организационную структуру и вообще свое распространение за пределами своей исторической территории, включая и свой церковный центр».
По данным Всемирного Совета Церквей, у Константинопольского патриархата - 5,255 млн. чел. (2,8 млн. паствы в Северной Америке, 1,5 млн. в Европе, 800 тыс. в Азии и Океании, 150 тыс. в Латинской Америке). Отсюда понятно, что основными источниками доходов для Константинопольского патриархата являются приходы на территории США и Канады, что обусловило его тесное сотрудничество прежде всего с американскими властями.
В качестве ещё одной важной особенности, на которую обращает внимание А. Кырлежев, выступает то, что «Константинопольский патриархат живет скорее в пространстве империи виртуальной. Он всячески старается утвердить в общеправославном сознании (в качестве своего рода «краеугольного камня») принцип пентархийного первенства, то есть свой статус «первого среди равных» (primus inter pares), и даже усилить этот принцип, интерпретируя его через новейшую формулу: «первый без равных» (primus sine paribus). Это - чистая символика, то есть апелляция к одной лишь традиции, по существу, отвергающая действующий принцип православного автокефализма». В реальности же у Константинопольского патриархата нет поддержки ни со стороны многочисленной консолидированной паствы, ни со стороны какого-то государства или группы государств (если не считать использования его самого как инструмента в реализации геополитических целей США и Запада в отношении России), ни со стороны религиозно-культурной традиции, которую на исторически православных территориях она делит с Элладской, Кипрской и отчасти с другими «византийскими» автокефалиями, полностью присваивая её только в греческой диаспоре. К тому же само его первенство исторически случайно, обусловлено политическим значением Константинопольской кафедры как столичной в Христианской Римской (Ромейской) империи, и таким образом оно проистекает лишь из традиции, являющейся вовсе не богословской, а организационной, отражающей давно прошедшие обстоятельства, Церковь находилась в «симфонии» с империей.
Константинопольский патриарх носит титул «Святейший архиепископ Константинополя - Нового Рима и Вселенский патриарх», «он имеет право созывать и быть председателем на общеправославных мероприятиях, Предстоятель может обращаться к остальному миру от имени всех Церквей при условии, что он уполномочен на это всеми поместными Православными церквами. Вселенский патриарх может напрямую участвовать в разрешении кризисных ситуаций в высшем управлении других автокефальных Церквей».
Время от времени в православной «диаспоре» вынашивались идеи переноса Константинопольского патриархата из Стамбула в Салоники или Женеву, что, как считалось, позволило бы полностью превратить его в экстратерриториальный по отношению к православным каноническим территориям общецерковный центр, однако эта идея противоречила традиционному территориальному принципу церковной организации (даже если считать, что у Константинополя скорее символическая территория) и к тому же выглядит как своего рода «православный папизм», так что её реализация означала бы полную утрату связи этого церковного центра с исторической реальностью и, как следствие - утрату им своего религиозно-символического первенства.
В церковно-иерархическом и каноническом подчинении у Константинопольского патриархата находятся Финляндская церковь и Эстонская апостольская церковь. Критская православная церковь, также находящаяся в его подчинении, имеет статус полуавтономии. В структуре Константинопольского патриархата положение самоуправляемых церквей имеют Украинская православная церковь в Канаде, Украинская православная церковь в США и Корейская митрополия.
Константинопольский патриарх Варфоломей в общении с политической элитой США всегда заявляет о том, что его функция – «координация межправославного единства», объединение и сплочение 300 млн православных христиан под началом Константинополя. В этой связи можно предположить, что эта поместная церковь необходима США не только в качестве средства подчинения многосоставного православия в мире (15 канонических церквей и масса раскольнических структур), но и в качестве центра притяжения на территории США для православных эмигрантов из разных стран, который мог бы стать ключом к вселенскому православию. патриарх Варфоломей, адаптированный к американским ценностям, мыслящий в рамках задач американской мировой политики, потенциально должен стать ключом к европейскому консервативному православию, тяготеющему к традиционализму, монархизму, иерархичности, консервативной идеологии и не признающему протестантское понимание свободы. Потому патриарх Варфоломей с позиции США потенциально может не только объединить православный мир, но и способствовать восприятию им американских («универсальных») ценностей.
В январе 2007 г. президент Украины В.А. Ющенко на встрече с представителями УПЦ КП заявил о необходимости создания на Украине единой поместной православной церкви. С этой целью была выдвинута инициатива создать совместную богословскую комиссию. В нее должны были войти по три епископа и по два священника от УПЦ КП и УПЦ МП. Представители Киевского патриархата заявили о готовности к диалогу, в то время как представители Московского патриархата отказались от переговоров, сославшись на то, что УПЦ КП является неканоничной церковью. 26 июля 2008 г. В. Ющенко напрямую обратился к Константинопольскому патриарху Варфоломею I с просьбой о благословлении на создание украинской поместной церкви. Именно Константинопольскому патриарху по этому сценарию была отведена роль «примирителя» и «создателя» поместной церкви Украины. Уже тогда обсуждалась возможность принять УПЦ КП в лоно Константинопольского патриархата на правах митрополии, для чего было бы необходимо аннулировать томос о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату, данную Константинопольским патриархом Дионисием IV в 1686 г. Между тем очевидно, что пересмотр и аннулирование Грамоты Дионисия 1686 г. – это особый политический, юридический, церковный (в первую очередь канонический) и – шире – культурный нонсенс, абсурд. Отмена документа более чем 330-летней давности провоцирует казусы, коллизии, «пробелы» и прецеденты.
Согласие Константинопольского патриарха приехать в Киев на празднование 1020-летия Крещения Руси по приглашению В. Ющенко вызвало резкое недовольство Москвы. Патриарх Московский Алексий II заявил, что приглашение Константинопольского патриарха «должно исходить от Патриарха Московского и всея Руси». Но в итоге, несмотря на то что инициатива шла от президента Украины, визит был все же одобрен Алексием II, не желавшим портить и без того плохие отношения с Константинополем. Со слов Филарета (Денисенко) следует, что в ходе своей встречи с представителями УПЦ КП Варфоломей I сформулировал условия вхождения «Киевского патриархата» в состав Константинопольской Церкви: «патриархат» получит права «Киевской митрополии» со статусом, который она имела до 1686 г. Решение вопроса об автокефалии откладывалось Константинополем на неопределенный срок. Соответственно, в случае принятия УПЦ КП предложения Варфоломея I будущая объединенная Украинская Церковь просто меняла бы зависимость от Москвы на зависимость от Константинополя, что совершенно не устраивало «Киевский патриархат», почему Филарет (Денисенко) и отверг подобное предложение. Священный синод УПЦ, будучи крайне обеспокоен возможным вмешательством Варфоломея в украинские дела, в очередной раз выступил с заявлением, что разрешение украинских церковных конфликтов лежит целиком на Украинской Православной Церкви, вмешательство же в них светских властей и представителей других поместных Церквей может привести к ухудшению ситуации. В итоге в Киеве состоялась личная встреча Варфоломея I и Алексия II, по итогам которой стороны заявили о достигнутой договоренности решать все проблемы путем диалога, а патриарх Варфоломей еще раз подтвердил, что церковное разделение на Украине необходимо преодолевать каноническим путем. Вопрос о силовом решении «украинского вопроса» был, таким образом, вновь отложен.
Вскоре после своего избрания новый патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Фанар. Состоявшийся визит, как говорил в интервью председатель ОВЦС Московского патриархата архиепископ Волоколамский Иларион, «знаменовал собой переход от эпохи конфронтации к периоду сотрудничества». Потепление отношений обозначилось также в ходе визита Варфоломея в Москву. Патриарха встречали подчеркнуто пышно, демонстрируя восстановление нормальных отношений между двумя Церквями. Вместе с тем патриарх Варфоломей все еще продолжал занимать двусмысленную позицию в отношении «украинского вопроса».
Важным событием стало достижение договоренностей по процедуре предоставления автокефалии и автономии, состоявшееся в ходе работы Межправославной подготовительной комиссии в Шамбези в декабре 2009 г. Согласно выработанным документам, окончательное решение об автокефалии (томос) подписывает Константинопольский патриарх, но вместе с ним и все прочие главы автокефальных Церквей. Подписанию томоса Константинопольским патриархом предшествует соответствующее решение Матери-Церкви, от которой отделяется, получая автокефалию, ее часть, а также достижение общеправославного консенсуса. В конечном счете эти договоренности оставляют вопрос об автокефалии на усмотрение Матери-Церкви. Необходимость же принятия коллегиального решения приводит, по сути, к невозможности единоличного провозглашения автокефалии одной из православных Церквей.
16 июня 2016 г., Верховная рада Украины приняла постановление № 1422-VIII «Об Обращении Верховной Рады Украины к Его Святейшеству Варфоломею, Архиепископу Константинополя и Нового Рима, Вселенскому Патриарху о предоставлении автокефалии Православной Церкви на Украине». В этом обращении Верховная рада просила Вселенского патриарха: признать недействительным акт 1686 г. на основании того, что он был принят с нарушением священных канонов Православной церкви; принять участие в преодолении последствий церковного разделения путём созыва под эгидой Вселенского патриархата Всеукраинского объединительного собора с целью решения всех спорных вопросов и объединения украинского православия; выдать томос об автокефалии Православной церкви в Украине.
9 апреля 2018 г. президент Украины П. Порошенко в ходе визита в Турцию встретился со патриархом Варфоломеем и, согласно его позднейшему заявлению, получил от последнего заверения в том, что при наличии соответствующих к нему обращений автокефалия будет дана. 17 апреля 2018 г. президент Украины Петр Порошенко сообщил о своем намерении обратиться к патриарху Константинополя Варфоломею с призывом издать томос о единой православной церкви на Украине и предоставлении ей автокефалии. 18 апреля 2018 г. П. Порошенко провел встречу с предстоятелями УПЦ КП, УАПЦ, УПЦ МП и официально принял Обращение для передачи патриарху Варфоломею о предоставлении томоса об автокефалии. К обращению присоединились представители двух непризнанных на Украине церквей (УПЦ КП и УАПЦ). 22 апреля 2018 г. Константинопольский патриархат принял это обращение к рассмотрению и начал процедуру, необходимую для предоставления автокефалии православной церкви на Украине.
Летом 2018 г. Вселенский патриархат публично заявил, что полагает Украину своей канонической ответственностью, а притязания Московского патриархата неправомочными. 31 августа 2018 г. состоялась встреча патриарха Варфоломея с патриархом Кириллом в Фанаре, которая выявила отсутствие взаимопонимания по украинскому вопросу. 1-4 сентября 2018 г. проходил Архиерейский Собор (Синаксис) Константинопольской Церкви, на котором патриарх Варфоломей сделал некоторые важные заявления. В частности, он сказал, что «Уже с начала XIV в., когда Киевская Митрополия перешла (была отдана) без канонического разрешения Материнской Церкви в Москву, наши киевские братья не оставляли попыток получить независимость от церковного контроля со стороны московского центра». Кроме того, Варфоломей отметил, что «Cколько бы некоторые ни хотели украсить ситуацию в Украине, история доказывает их неправоту и представляет бесспорные аргументы, свидетельствующие о том, что проблемы в Украине не являются ни недавним явлением, ни тем, что создано Вселенским Патриархатом». «Таким образом, поскольку Россия, как ответственная за нынешнюю болезненную ситуацию в Украине, не может решить проблему, Константинопольский Патриархат взял на себя инициативу по решению проблемы в соответствии с полномочиями, предоставленными ей Священными Канонами и юрисдикционной ответственностью в отношении Киевской епархии…», заключил Константинопольский патриарх. Этими словами Варфоломей фактически узурпировал право на вмешательство в дела других церквей, чего до этого не было: хоть Константинопольская патриархия и носила звание «Вселенской», это было право первого среди равных, но никак не право феодала над своими сюзеренами. Уникальная позиция Константинопольского патриархата основана только на том, что Константинополь стал второй столицей мирового православия. До этого этим статусом обладал «вечный город» Рим. Константинополь и Византия стали «вторым Римом».
7 сентября 2018 г. патриарх Варфоломей назначил в Киев двух экзархов – архиепископа Памфилийского Даниила (США) и епископа Эдмонтонского Илариона (Канада). Выбор данных священнослужителей вовсе не случаен. Даниил является правящим епископом Западной епархии Украинской православной церкви в США (УПК). Илларион в свою очередь - епископ Украинской православной церкви в Канаде. Это важно отметить, так как помимо политических и церковных кругов Украины свои интересы в реализации проекта единой поместной церкви имеет и украинская диаспора, в особенности США и Канады, которая с начала 1990-х гг. стала играть одну из основных ролей в продвижении идеи национальной поместной церкви на Украине. Речь идет как раз о двух конфессиях украинской диаспоры – Украинской Православной Церкви США и Украинской Православной Церкви Канады. Данные самоуправляющиеся церкви, деятельность которых носит подчёркнуто антироссийский характер, активно лоббируют на разных уровнях интересы украинских раскольнических структур, декларируют пребывание УПЦ МП под юрисдикцией Московского Патриархата как «не природное, искусственное и не каноничное», и отстаивают идею объединения «украинского православия» в поместную церковь.
9 октября 2018 г. Синод Константинопольского патриархата приступил к рассмотрению вопроса об автокефалии украинской церкви, а 11 октября 2018 г. было принято решение прекратить действие томоса 330-летней давности о передаче Киевской митрополии Московскому патриархату. В решении синода говорится о восстановлении ставропигии Константинопольского патриархата в Киеве. Также с глав неканонических церквей на Украине – УПЦ КП и УАПЦ – была снята анафема. Отмена Фанаром своего решения более чем 300-летней давности, мотивируется тем фактом, что оно, якобы, не передавало права Москве на Киевскую митрополию в полном объеме, а только отдельные права, в первую очередь на хиротонию митрополита.
Константинопольский патриархат воспользовался локальным совпадением интересов с украинской властью и геополитической обстановкой, чтобы перейти в активную фазу конфликта. Фанар провозгласил самую значимую для РПЦ за пределами России территорию своим каноническим владением. Более того, сняв анафему с лидеров украинских раскольнических церквей, он на практике подтвердил видение самого себя в качестве финальной судебной инстанции православного мира. В любом случае, главная его задача - изъять эту территорию из сферы влияния Москвы и обозначить там свое присутствие, закрепив новый баланс сил.
15 октября 2018 г. Священный синод Русской православной церкви заявил о прекращении евхаристического общения с Вселенским патриархатом в Константинополе. Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл 30 октября 2018 г. заявил, что «действия Константинопольского патриархата, который объявил о начале предоставления автокефалии неканонической церкви на Украине, являются «заказом на разрушение» единства православия». А председатель ОВЦС Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион в комментарии греческому информационному агентству «Ромфеа» констатировал, что «Константинополь больше не является лидером мирового православия».
3 ноября 2018 г. в Стамбуле президент Украины П. Порошенко заключил соглашение о сотрудничестве и взаимодействии Украины с Константинопольским патриархатом. Это соглашение о сотрудничестве в создании независимой православной Церкви в Украине, Константинопольский патриарх предоставляет томос, признавая независимость украинской Церкви, и вручает его избранному на Соборе Предстоятелю.
13 ноября 2018 г. в Киево-Печерской лавре прошел Собор епископов УПЦ МП, который принял решение, что епископы, духовенство и миряне УПЦ не будут участвовать в создании автокефальной церкви Украины.
15 декабря 2018 г. в киевском соборе Святой Софии состоялся «объединительный собор», в котором приняло участие 192 человека, треть из которых составляли епископы, треть – священники, треть - монахи или миряне. Большинство участников были из УПЦ КП, участвовали и два епископа УПЦ МП. Перед началом собора УПЦ КП и УАПЦ приняли решение о самороспуске. В «соборе» принимали участие президент Украины П.Порошенко и экс-президент В.Ющенко. Председательствовал на «соборе» представитель Вселенского патриарха митрополит Галльский Эммануил. На этом «соборе» 42 архиерея из УПЦ КП и 12 из УАПЦ, без верных УПЦ МП (были 2 епископа-предателя – Александр (Драбинко) и Симеон (Шостацкий) накануне перешедшие в юрисдикцию Константинополя – из 97 архиереев УПЦ МП) избрали главу ПЦУ – «филаретовца» Епифания (Думенко).
5 января 2019 г. патриарх Варфоломей подписал томос (свидетельство об автокефалии) Православной церкви Украины (ПЦУ). Для его получения в Стамбул приехала делегация во главе с президентом П. Порошенко, в неё входили спикер парламента А. Парубий, экс-президент В. Ющенко, министр обороны С. Полторак, избранный предстоятелем ПЦУ Епифаний и др. лица.
В томосе «Святейшая церковь Украины» определяется «духовной дочерью» Константинопольского патриархата и содержится призыв ко всем поместным православным церквам признать украинскую автокефалию. При этом в нём указывается, что юрисдикция ПЦУ ограничивается территорией Украины, значит зарубежных приходов новая церковь открывать не может, а уже существующие приходы переподчиняются Константинополю. Для решения важных церковных вопросов предстоятель ПЦУ должен обращаться в Константинопольский патриархат, он же является конечной инстанцией для решения всех споров внутри ПЦУ. Кроме того, отсутствует упоминание о Соборе епископов, который избирает главу ПЦУ и может судить предстоятеля, а также принимать решения о прекращении его полномочий. Таким образом выходит, что в дальнейшем глава ПЦУ будет избираться за пределами Украины, и принимать решение о его пребывании на посту сможет только Константинопольский патриархат.
В томосе специально прописано, что титул главы ПЦУ - блаженнейший митрополит Киевский и всей Украины, отдельные храмы и монастыри прямо подчиняются Фанару (в статусе расширенной ставропигии), и даже оговаривается монополия Фанара на предоставление мира для отправления церковных служб в Украине. Таким образом, «фактически произошло не предоставление какой-либо самостоятельности УПЦ, а её перевод фанариотами под свою юрисдикцию. Это позволяет Константинополю резко усилить свой вес в православном мире». Вернее, речь идёт о попытке перевода, поскольку она не получила поддержки основной массы духовенства и верующих УПЦ, несмотря на сильнейшее давление со стороны государственных структур и радикальных националистических группировок Украины, сопровождавшееся многочисленными насильственными рейдерскими захватами храмов с дальнейшей их незаконной перерегистрацией в ПЦУ.