Базовые принципы информационно-коммуникационных технологий




Базовые информационно-коммуникационные технологии

Учебно-методическое пособие для студентов по специальности
351400 «ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА»

 

 

Казань 2010


Рекомендовано кафедрой информатики и медиатехнологий (протокол № 6) и издается по решению Совета факультета информационно-документных коммуникаций от 23 марта 2010 г.

Составители:

канд. биол. наук, доц. О.И. Волков, ст. преп. Р.К. Камалетдинов

 

 

Рецензенты:

Доктор пед. наук, проф. кафедры информатики и медиатехнологий

Т.И. Ключенко

Доктор физ.-мат. наук, проф., зам. директора НИИММ им. Н.Г. Чеботарева М.Г. Храмченков

-

 

Базовые информационно-коммуникационные технологии. Учебно-методическое пособие для студентов по специальности 351400 «прикладная информатика» \ авторы: кандидат биологических наук, доцент Волков Олег Инсанович, старший преподаватель Рафаэль Кашфиевич Камалетдинов. – Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та культуры и искусств 2010 – 60 с.

 


Содержание

1. Введение. Основные понятия и определения ИКТ  
2. Базовые принципы информационно-коммуникационных технологий  
3. Мультимедийные технологии. Основные подходы    
3.1 Области применения мультимедиа  
4. Технологии искусственного интеллекта 4.1 Результаты внедрения искусственного интеллекта 4.2 Основные направления исследований в технологиях искусственного интеллекта  
5. Геоинформационные системы  
6. CASE технологии  
7. Литература  

 


Введение

Основные понятия и определения ИКТ

Определение ИКТ, приведенное в ГОСТе Р 52653-2006 [1], гласит, что информационно-коммуникационная технология – это информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникации. Логично предположить, что любая имеющаяся информация, создаваемая, накапливаемая и хранящаяся, когда-нибудь должна быть передана, а поэтому обеспечена надежными и эффективными источниками передачи, т.е. передача информации и средства, её обеспечивающие, суть неотъемлемая часть информации. Как, например, речевой аппарат человека, без которого донести его мысли – продукт мозговой деятельности, было бы чрезвычайно трудно. Если же речевой аппарат по какой-либо причине не функционирует, то человек ищет иные способы передачи знаний. Например, для глухонемых разработан особый способ передачи информации – язык знаков, в котором движения рук обозначают буквы, целые слова и понятия.

Любая современная ИКТ обладает комплексным составом компонентов на основе базовых технологических операций, специализированных технологий и средств реализации. Технологический процесс – это часть информационного процесса, содержащего действия (физические, механические и др.) по изменению состояния информации. Базовые технологические операции основаны на использовании стандартных моделей и инструментальных средств и могут быть использованы в качестве составных частей ИКТ. К их числу можно отнести операции извлечения, транспортировки, обработки, хранения и представления информации.

Процесс извлечения информации связан с переходом от реального представления предметной области к его описанию в виде данных или знаний, которые отражают это представление.

В процессе транспортирования осуществляют передачу информации на расстояние для ускоренного обмена и организации быстрого доступа к ней, используя при этом различные способы преобразования.

Процесс обработки информации состоит в получении одних «информационных объектов» из других путем выполнения определенных алгоритмов. Он является одной из основных операций, выполняемых над информацией, и главным средством увеличения ее объема и разнообразия.

Процесс хранения информации связан с необходимостью накопления и долговременного хранения данных, с обеспечением их актуальности, целостности, безопасности и доступности.

Процесс представления информации направлен на решение задачи доступа к информации в удобной для пользователя форме.

ИКТ неразрывно связана с информационно-коммуникационными системами (ИКС), которые являются для нее основной средой. Может показаться, что данные определения очень похожи между собой. На самом деле ИКТ является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными или знаниями, хранящимися в компьютерах. Основная цель ИКТ – в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию.

ИКС является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, базы данных, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Основная же цель ИКТ – организация хранения и передачи информации.

Реализация функций ИКС невозможна без ориентированной на нее ИКТ. Например, экспертная система, являющаяся частью искусственных интеллектуальных систем, базируется на технологиях искусственного интеллекта, использующих различные модели представления знаний, языки программирования, способы передачи данных.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что нет такой отрасли хозяйства, которую еще не затронули ИКТ, и мы только одной ногой стоим на пороге изменений, связанных с приходом таких технологий, так как они трансформируют не только бытие, но и сознание людей, хотя первые ростки появились еще 20 – 30 лет назад. Но развитие идет такими темпами, что трудно предсказать, какие формы появятся через 10 – 15 лет. Один красноречивый пример: компания Microsoft при создании MS Office 2007 полностью поменяла бинарный формат хранения и передачи документов на Open XML формат, тем самым проинтегрировав информацию к более современным ИКС-системам.[2]

Те базовые технологические операции, включающие ряд специфических моделей и инструментальных средств, которые были ориентированы на решение специальных классов задач и использующиеся в конкретных технологиях в виде отдельной информационной компоненты, трансформируются и интегрируются в нечто единое, что несомненно будет предметом дальнейших исследований. В качестве примеров можно выделить бывшие традиционными виды ИКТ: мультимедиа-технологии; технологии искусственного интеллекта; геоинформационные технологии; технологии защиты информации; CASE-технологии.

Аналогом инструментальной базы промышленного производства являются средства реализации ИКТ, которые можно разделить на методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные.

Методические средства определяют требования при разработке, внедрении и эксплуатации ИКТ, обеспечивая информационную, программную и техническую совместимость. Наиболее важными из них являются требования по стандартизации.

Информационные средства обеспечивают эффективное представление предметной области. К их числу относятся информационные модели, системы классификации и кодирования информации (общероссийские, отраслевые) и др.

Математические средства включают в себя модели решения функциональных задач и модели организации информационных процессов, обеспечивающие эффективное принятие решения. Математические средства автоматически переходят в алгоритмические, обеспечивающие их реализацию. Технические и программные средства задают уровень ИКТ как при их создании, так и при их реализации.

Таким образом, конкретная ИКТ определяется в результате компиляции и синтеза базовых технологических операций, «отраслевых технологий» и средств реализации.

В качестве примера оценки темпов развития ИКТ в России и мер поддержки можно привести слова Министра информации и связи РФ Леонида Реймана, который выступая на совещании под председательством первого вице-премьера Сергея Иванова, предложил комплекс мер по государственной поддержке промышленности средств связи и ИКТ, включая координацию целевых программ, меры в области госзакупок, финансовой и технологической поддержки, формирование благоприятной среды.

«Наша глобальная задача – подъем российской экономики с помощью информационных технологий. Сегодня отрасль ИКТ развивается довольно быстрыми темпами. В 2006 г. объем отрасли вырос на 20% и составил 1 триллион 162 миллиарда рублей», – отметил Сергей Иванов и подчеркнул, что динамичное экономическое развитие любого государства возможно только при условии создания современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. При этом первый вице-премьер отметил важность развития разработки отечественного программного обеспечения: «Производства софта надо держаться как стратегического направления».

«Отрасль ИКТ при переходе на инновационный путь развития в достижении высоких темпов роста экономики может, должна и играет ключевую роль», - подчеркнул в своем выступлении Леонид Рейман. По словам министра, господдержка всех сегментов отечественной индустрии ИКТ позволит в 2010 г. увеличить объем российского производства почти в 3 раза, до $32,5 млрд. Как отметил глава Мининформсвязи, увеличение спроса на продукцию индустрии средств связи и ИКТ в России предоставляет возможности развития отечественным компаниям и требует разнообразных механизмов государственной поддержки в зависимости от источников спроса.

 

Базовые принципы информационно-коммуникационных технологий

Для общества начала 21 века характерна возросшая значимость интеллектуального труда, ориентированного на использование информационного ресурса глобального масштаба, потребность в осуществлении оперативной коммуникации между отдельными специалистами, группами или сообществами людей, стремление к взаимному приятию и уважению культур различных народов, необходимость решения глобальных экологических, технологических и производственных проблем совместными усилиями специалистов различных стран или общественных организаций.

Эти особенности современного социума характеризуются процессом информатизации общества, который рассматривается как глобальный социальный процесс. Его особенность состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства становятся сбор, обработка, передача, использование, продуцирование информации. Все это осуществляется на основе современных средств вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. Наше современное состояние общества справедливо называют информационным. Выражение «информационное общество» по Д. Беллу [2] – это новое название для постиндустриального общества, подчеркивающее не его положение в последовательности ступеней общественного развития, а основу определения его социальной структуры – информацию.

К средствам ИКТ относятся программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, которые функционируют на базе микропроцессорной и вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена. Они обеспечивают операции по сбору, накоплению, хранению, обработке, передаче, продуцированию информации, доступ к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе и глобальной) [16].

В технико-технологическом аспекте к средствам ИКТ относятся все виды ЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов; локальные вычислительные сети [9]; современные средства связи всех видов, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном, так и глобальном уровнях; устройства ввода-вывода информации всех видов; средства и устройства манипулирования информацией ее транслирования и защиты [3, 19,]; средства архивного хранения информации; устройства для преобразования данных из графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; системы компьютерной графики; системы представления и использования аудиовизуальной информации; программные системы и комплексы [15]; системы искусственного интеллекта [11, 13, 18, 21]; инструментальные и прикладные средства и системы, реализующие потенциал технологий мультимедиа [22], телекоммуникации, виртуальная реальность, системы автоматизированного управления [4, 7]; геоинформационные технологии [8, 12].

 

3. Мультимедийные технологии: основные подходы

 

Мультимедийные технологии на сегодняшний день являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений ИКТ. Они предназначены для создания информационного продукта, содержащего «коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation), включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления». Такое определение было сформулировано в 1988 году Европейской Комиссией, занимающейся проблемами внедрения и использования новых технологий.

Идейной предпосылкой возникновения технологии мультимедиа считают концепцию организации памяти «MEMEX», предложенную в 1945 году американским ученым Ваннивером Бушем. Она предусматривала поиск информации в соответствии с ее смысловым содержанием, а не по формальным признакам (по порядку номеров, индексов или по алфавиту и т.п.). Маршалл Маклюэн в своей книге [3] (см. также выше раздел 1) написал, что после изобретения печати преобладал линейный способ мышления, но с конца 1960-х годов ему на смену пришло более глобальное восприятие – гиперцепция (через образы телевидения и другие электронные средства). В 1991 г. сотрудник Европейской физической лаборатории (CERN) Тим Бернерс-Ли предложил саму идею гипертекста как компьютерную реализацию текстовой информации в виде непрерывного поля, где управление организовано с помощью гиперссылок, позволяющих перемещаться из одного места в другое [4]. В дальнейшем с развитием технологий появилась возможность создания систем, работающих с комбинацией графики, звука, видео и анимации (среда гипермедиа), и наконец, в настоящее время все это трансформировалось в понятие мультимедиа, соединившее в себе обе эти системы.

Однако всплеск интереса в конце 1980-х годов к применению мультимедиа-технологии в гуманитарной областях (в частности, в социокультурной) связан несомненно с именем выдающегося американского бизнесмена, главы компании Microsoft Билла Гейтса, которому принадлежит идея создания и успешной реализации на практике мультимедийного (коммерческого) продукта на основе служебной музейной инвентарной базы данных с использованием в нем всех возможных «сред»: изображений, звука, анимации, гипертекстовой системы («National Art Gallery. London») [20]. Именно этот продукт аккумулировал в себе три основные принципа мультимедиа:

· представление информации с помощью комбинации множества воспринимаемых человеком сред (собственно термин происходит от англ. multi – много, и media – среда);

· наличие нескольких сюжетных линий в содержании продукта (в том числе и выстраиваемых самим пользователем на основе «свободного поиска» в рамках предложенной в содержании продукта информации);

· художественный дизайн интерфейса и средств навигации.

В дальнейшем Microsoft продолжила реализацию и совершенствование своих мультимедийных продуктов прежде всего в поколениях операционной системы Windows. И это касается не только самой многооконной системы, позволяющей пользователю самому выбрать механизм работы с информацией, но и иконок или пиктограмм (Icons), замечательно задуманной функции «специальные возможности», анимацией и звуковым сопровождением, наконец, до сих пор не полностью реализованной интеллектуальной функции «управление голосом», что является приоритетной задачей компании на сегодняшний день.

Несомненным достоинством и особенностью технологии являются следующие возможности мультимедиа, которые активно используются в представлении информации:

· нелинейной навигации по информации и выхода на домашнюю страницу, на оглавление или в любое иное программное приложение;

· выделения в текстовом или другом визуальном материале, сопровождающем изображение, «горячих ссылок», по которым осуществляется немедленное получение справочной или любой другой пояснительной (в том числе визуальной) информации (технологии гипертекста и гипермедиа);

· работы с различными приложениями (текстовыми, графическими видео- и звуковыми редакторами, картографической информацией);

· хранения большого объема самой разной информации на одном носителе, причем постоянное обновление линеек внешних носителей (CD, DVD, Blue Ray, Flash-накопители) не дает возможности даже предположить увеличения объемов памяти в ближайшем будущем;

· увеличения (детализации) на экране изображения или его наиболее интересных фрагментов, иногда в двадцатикратном увеличении (режим «лупа») при сохранении качества изображения; это особенно важно для презентации произведений искусства и уникальных исторических документов;

· сравнения изображения и обработки его разнообразными программными средствами с научно-исследовательскими или познавательными целями;

· осуществления непрерывного музыкального или любого другого аудиосопровождения, соответствующего статичному или динамичному визуальному ряду;

· использования видеофрагментов из фильмов, видеозаписей и т. д., функции «стоп-кадра», покадрового «пролистывания» видеозаписи;

· включения в содержание диска баз данных, методик обработки образов, анимации (к примеру, сопровождение рассказа о композиции картины графической анимационной демонстрацией геометрических построений ее композиции) и т. д.;

· создания собственных «галерей изображений» (выборок) из представляемой в продукте информации (режим «карман» или «мои пометки»);

· «запоминания пройденного пути» и создания «закладок» на заинтересовавшей экранной «странице»;

· автоматического просмотра всего содержания продукта («слайд-шоу») или создания анимированного и озвученного «путеводителя» по продукту, включение в состав продукта анимационных компонентов с информационными составляющими.

Одной из ведущих тенденций информатизации общества являются развитие мультимедийных технологий и их проникновение в различные сферы социальной жизни: производство, бизнес, науку, образование, массовую потребительскую культуру. Обеспечивая богатство содержания, синкретизм формы, сочетание различных видов текстовой, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото- информации и разнообразие способов их извлечения, эти технологии формируют мультимедийное восприятие мира. Осмыслением культурологического феномена мультимедиа, его позитивного и негативного влияния на социум занимаются ведущие политологи, философы, социологи, культурологи современности.

Вместе с тем мультимедиа – это особый вид компьютерной технологии, который объединяет в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую – речь, музыку, видеофрагменты, анимацию.

Поскольку технологии мультимедиа являются комплексными, то и отдельные элементы этих технологий стали обозначаться самостоятельными терминами, где слово «мультимедиа» используется в качестве прилагательного: мультимедиа-процессы, мультимедиа-системы, мультимедиа-программы, мультимедиа-продукты, мультимедиа-услуги. В целях благозвучия в таких словосочетаниях используется прилагательное «мультимедийный, мультимедийная».

В компьютерной сфере изменения происходят настолько быстро, что мы можем следить за успехами только в терминах ближайшего будущего. Хотя быстрое изменение является типичным для рынка персональных компьютеров, аппаратное и программное обеспечение заменяются с большей скоростью более новой, более дешевой, более быстродействующей технологией с меньшими затратами. Отмечая, что мультимедиа является смешанной технологической прогрессией, а не просто комбинацией аппаратных и программных компонентов, можно трактовать мультимедиа как комбинацию платформ, инструментов коммуникации, людей и влияния на культуру. При этом характер этих влияний может быть различным. Мультимедиа может повысить эффективность и производительность работы, изменить используемые методы коммуникации, что, безусловно, влияет и на самого человека. Будучи информационно-коммуникационной технологией, мультимедиа позволяет преодолевать физическое пространство и через интенсификацию обмена информацией способствует постепенному нивелированию разрыва между центром и периферией по концентрации культурной жизни исключительно в мегаполисах. В результате мультимедийные и, в частности, интернет-технологии (которые по сути своей мультимедийны) позволяют российскому сообществу все более свободно интегрироваться в мировые культурные процессы.

Мультимедийные средства обладают большим, постоянно развивающимся креативным потенциалом, позволяющим находить самые разнообразные и действенные формы и методы самореализации.

Всеобщая технологизация охватила все сферы жизнедеятельности современного общества. Непременная установка на прогресс и инновацию, заложенная в самой логике развития технологий, должна позитивно и стимулирующе воздействовать на культуру и искусство, все активнее обращающиеся к их услугам. Поэтому продуктивным для осмысления природы мультимедиа является подход, позволяющий рассмотреть мультимедиа как явление культуры.

В настоящий момент современные ИКТ, в особенности интенсивно развивающийся Интернет, становятся все более эффективным средством как реализации индивидуального творческого потенциала, так и продуктивного коллективного сотрудничества для решения общих проблем. Образование на основе совместных интересов локальных и интернациональных сообществ благодаря легкодоступной и непосредственной коммуникации, а также свободе доступа к информации (культурные и арт-серверы, листы рассылки, видеоконференции и т.д.) в целом ускоряет развитие культуры и общественных связей, делает их более динамичными.

Отличительной чертой современных информационных, прежде всего мультимедийных, технологий является их способность не только производить некий предназначенный для употребления продукт, но и, что гораздо важнее, оказывать косвенное влияние на пользующегося ими человека, меняя его представления о самом себе. Эту антропологическую функцию ИКТ способны выполнять потому, что в производимом ими цифровом продукте человек, как в зеркале, распознает элементы своей собственной интеллектуальной деятельности. Подобное овеществление событий и явлений «внутреннего мира» заставляет по-новому взглянуть на то, что казалось уже хорошо известным, наметить иные аспекты его осмысления.

Рассмотренная ИКТ – результат таких достижений технологий информационного общества, как изобретение аппаратуры «виртуальной реальности» и превращение Интернета в глобальную компьютерную сеть. И в том, и в другом случае речь идет не столько об особенностях той аудиовизуально-тактильной среды, в которую погружает пользователя аппаратура виртуальной реальности, или о конкретных возможностях общения, получения информации, транзакций и т.д., которые предоставляет сегодня Интернет потребителю, сколько о том необычном ракурсе рассмотрения, казалось бы, достаточно удаленных от сферы информационных технологий проблем, самовозникновение которых было спровоцировано именно этими технологическими новшествами.

Маршалл Маклюэн – первый теоретик массмедиа, во многом опередивший свое время и по сути дела предсказавший еще в 1970-х гг. наступление эпохи информационных технологий, – предложил культурологическую концепцию, в которой описывалась последовательная эволюция технических средств в разные периоды истории, революционно преобразовывавших всю практику (и сопутствующую ей теорию) межчеловеческой коммуникации – от колеса и печатного пресса до сверхзвуковой авиации и цветного телевидения. Отсутствие в этой цепи компьютера и глобальной сети Интернет обусловлено лишь тем обстоятельством, что Маклюэн скончался в 1980 г., за год до изобретения персонального компьютера, сумев, однако, с удивительной прозорливостью предсказать чуть ли не все те изменения, которые привнесло в нашу жизнь это очередное ключевое новшество в сфере технологий коммуникации.

3.1 Области применения мультимедиа

 

Перечислим лишь некоторые, самые важные сферы применения мультимедиа.

Мультимедиа и бизнес. Системы мультимедиа активно внедряются в сферу бизнеса. Бизнес становится все более глобальным и международным, фактически благодаря современным средствам коммуникации, исчезает значение офиса, т. к. сотрудники могут работать у себя дома, в машине – где угодно. Уже появляются на рынке устройства, обеспечивающие дистанционный онлайновый контроль за своим рабочим местом, квартирой и т.д. Формируется новая профессиональная сфера – электронный бизнес.

Роль мультимедиа в учреждениях и офисах заметно увеличивается. Владельцы магазинов, киосков, торговых фирм могут демонстрировать свои товары с помощью мультимедиа. Применение мультимедийных программ является логическим следствием тех разнообразных возможностей, которые предлагают соответствующие аппаратные и программные средства.

Область витринной рекламы является классическим примером применения мультимедиа. С помощью таких витрин клиенты имеют возможность самостоятельно получать интересующую их информацию (запросить необходимую информацию и получить ее на экране). Например, это могут быть операционные залы банков, где может сообщаться информация о кредитах, о различных банковских операциях, залы на выставках и ярмарках, залы автосалонов, бюро путешествий, аэропорты, железнодорожные вокзалы и пр.

Такой справочной системой можно пользоваться и в нерабочие часы, если экран находится за стеклянной витриной с клавиатурой в специальном витринном исполнении, позволяющем вмешиваться в работу информационной системы, запрашивая нужную информацию. Можно, например, полистать каталог, а также взглянуть на изображение желаемого изделия, и, разумеется, можно заказать товары по их товарной спецификации или номеру. Пользователь может сам ознакомиться с образцами товаров, сравнить их друг с другом. Это то, что сейчас предлагается в интернет-магазинах, сетевых киосках.

Разнообразны базы данных, предоставляющие информацию о производителях той или иной продукции, например, база данных «Российский генеральный регистр производителей товаров и услуг», юридические базы данных, которые все чаще в последнее время готовятся с использованием мультимедиа-технологии, не только давая текстовую информацию, но и сопровождая ее звуковыми, изобразительными эффектами. Известным поставщиком гипертекстовых баз данных правовой тематики является фирма «Консультант Плюс»[5], а также компании «Гарант-Парк»[6], «Кодекс»[7], представляющие собой информационно-аналитические объединения с разветвленной сетью представительств по России.

Мультимедиа в обучении. Еще одна из возможностей мультимедиа – обучение. Мультимедиа образование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале мультимедийных средств с целью формирования культуры общения с медиасредой, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки мультимедиа информации, обучения различным формам самовыражения при помощи мультимедийной техники.

Мультимедийные программы обучения, например, иностранному языку, делают этот процесс намного доступнее, чем традиционный путь заучивания наизусть иностранных слов, реализуя методику обучения с увлечением. Вместо того чтобы повторять одну и ту же фразу, пытаясь ее запомнить, достаточно включить компьютер с мультимедийным оборудованием, смотреть и слушать, как произносит ее носитель языка. Педагог-исследователь Стэндфордского исследовательского центра Барбара Минз (B. Means)[8] выдвинула методическую концепцию «учения с вовлечением». Вот некоторые ее показатели:

· учащиеся вовлечены в урочные и межпредметные творческие практические задания;

· учащиеся участвуют в интерактивном обучении;

· учащиеся сотрудничают;

· учащиеся обучаются через исследование и поиск;

· учащиеся ответственны за свое учение.

Американские ученые Флетчер, МакНейл, Нельсон (Fletcher,; McNeil, Nelson)[9] провели сравнительный анализ традиционных форм обучения и мультимедийных средств преподавания. Осуществляя свои исследования независимо друг от друга, ученые пришли к общему выводу, что мультимедийные обучающие программы имеют значительные преимущества перед обычными, традиционными.

Работы отечественных ученых, различные эксперименты по использованию мультимедиа подтверждают вывод американских коллег. Известно, что в процессе обучения студентами осваивается не более четверти предлагаемого материала. Мультимедийная же технология позволяет в 2 – 3 раза увеличить этот показатель, так как предоставляет возможность синкретичного обучения, т.е. одновременно зрительного и слухового восприятия материала, активного участия в управлении его подачей, возвращения к тем разделам, которые требуют повторного анализа.

Применение мультимедиа в образовании и обучении перспективно как для общего образования и самообразования, так и для бизнеса и профессионального развития специалиста. В будущем роль мультимедиа в области образования будет возрастать, так как знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, всегда подвержены быстрым изменениям. Сегодняшний уровень развития науки, особенно в технических областях, требует постоянного обновления, и предприятия, основой существования которых является конкуренция, должны в своей деятельности быть весьма гибкими. Это в равной мере касается как рядовых сотрудников, так и руководителей.

Системы для обучения с использованием компьютеров уже сопровождают тот или другой продукт, но, разумеется, систему такого типа следует заказывать у специализирующейся на этом фирмы. До настоящего времени обучение с использованием компьютеров применялось преимущественно в сфере производства – для повышения квалификации персонала. В фирме Opel поддерживается новый способ коллективного обучения сотрудников, которые должны, используя изображение и анимацию, подготовить программу своей будущей производственной деятельности. Фирма IBM также применяет обучение с использованием компьютеров для демонстрации работы локальных сетей. Компания Bayer уже много лет успешно применяет компьютерные системы для обучения сотрудников внутренних и внешних служб. Список фирм, которые внедрили этот способ приобретения знаний, на самом деле значительно длиннее.

Первая попытка использовать компьютер для обучения в 1970-х гг. была не слишком успешной, что объясняется невысокой производительностью аппаратных и программных средств того времени. Кроме того, программы были недостаточно гибкими, поэтому мотивация, а отсюда и успехи в обучении были неубедительны. Обучающие программы сегодняшнего поколения предлагают пользователям очень много вариантов индивидуальной настройки, т.е. учащийся, осваивая учебный материал, сам устанавливает скорость изучения, объем материала и степень его трудности.

Многочисленные исследования подтверждают успех системы обучения с использованием компьютеров. Очень трудно провести объективное сравнение со старыми, традиционными методами обучения, однако можно сказать, что внимание во время работы с обучающей интерактивной программой на базе мультимедиа, как правило, удваивается, поэтому освобождается дополнительное время. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

Эксперты по маркетингу уже давно (до появления в системе обучения приложений мультимедиа) заметили отчетливую связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить в памяти) этап освоения материала. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. Это и неудивительно, т.к. около 80% информации человек воспринимает органами зрения. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, например, при помощи интерактивных обучающих программ типа приложений мультимедиа, то доля усвоенного может составить 75%.

Мультимедиа и технологии программирования. Мультимедиа – это новая технология создания программных продуктов, избавляющая пользователя-непрофессионала от необходимости сложного программирования программных объектов (звуки, эффекты динамической графики, диалоговые меню и т. п.). Это реализовано в специальных мультимедийных оболочках. В подготовке программ на базе таких оболочек возрастает элемент творчества. Некоторые особенности современного дизайна часто увязывают с приходом технологии Web 2.0. Главное их правило, чаще всего встречающееся в требованиях к сайтам это юзабилити.

Юзабилити – это мера качества пользовательского опыта, приобретенного при взаимодействии с продуктом или системой, например, веб-сайтом, программным приложением и т. п. Иначе говоря, это комбинация факторов, которые оказывают влияние на пользовательский опыт (см. табл. 1).

Таблица 1.

Простота обучения Насколько быстро пользователь сможет освоить выполнение простых задач, если до этого он никогда не видел интерфейс системы.
Эффективность использования После того, как пользователь научился пользоваться системой, насколько быстро он сможет выполнять задачи?
Запоминаемость Если пользователь работал ранее с системой, сколько он смог запомнить и не придется ли ему изучать систему снова?
Количество и серьезность ошибок Как часто пользователь ошибается при работе с системой, насколько серьезны эти ошибки и как их исправить?
Субъективное удовлетворение В какой мере пользователю нравится работать с системой?

 

Мультимедийная технология служит перспективным и надежным средством, позволяющим создателю учебного текста (рекламного ролика и т.д.) предоставить массивы информации в большем объеме, чем это может ожидать пользователь; наглядно, в интегрированном виде включать не только текст, графики, схемы, но и звук, анимацию, видео; отбирать виды информации в той последовательности, которая соответствует логике познания и темпам восприятия конкретного пользователя.

Практика создания программ показывает, что на сегодняшний день сложился своего рода порочный круг: специалисты, занятые содержанием своего учебного курса, не имеют возможности, а порой и желания подключаться к процессу создания мультимедийных программ. Программисты же наоборот чаще разрабатывают программное обеспечение с прицелом на будущее, без учета профиля (например, в случае обучающих программ – без учета опыта педагогической работы, специфики содержательного параметра конкретного учебного предмета). Вместе с тем, особенно для начинающих педагогов, необходимы хорошо структурированные и содержательно наполненные программы, готовые к использованию в реальном учебном процессе. Хороший педагог не всегда готов воспринимать и использовать даже хорошо продуманные готовые программы, ибо он, как педагог-профессионал, имеет свою концептуальную линию, свое видение и решение проблемы, поставленной в лекции, в теме, курсе. П



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: