Глава IV Уточнение диагноза в процессе обучения и повторного обследования




Отграничение глухих от слабослышащих, детей с нарушениями слуха от детей с речевыми и интеллектуальными нарушениями, детей с отставанием в психическом развитии от детей со снижением интеллекта, детей с разными степенями снижения интеллекта друг от друга в некоторых случаях бывает невозможно произвести в процессе однократного обследования.

В этих случаях необходимо направить ребенка в диагностическую группу на срок до одного года.

Во время пребывания ребенка в диагностической группе с ним должна проводиться систематическая коррекционно-воспитательная работа.

Педагог-дефектолог диагностической группы регулярно ведет подробные записи о продвижении ребенка и трудностях, которые возникают в связи с овладением программным материалом.

Записи педагога и характеристика, написанная педагогом и двумя воспитателями группы, представляются на комиссию при повторном обследовании ребенка.

Однако только на основании этих документов нельзя давать заключение о состоянии слуха, речи и интеллекта ребенка. Для этого необходимо полное повторное обследование ребенка по всем описанным выше методикам и сопоставление результатов первичного и повторного обследования.

В тех случаях, когда повторное обследование показывает продвижение, это всегда говорит в пользу ребенка.

В тех случаях, когда нет диагностической группы или возможности направить в нее ребенка, рекомендуется назначение на повторную консультацию через год. Для того чтобы во время повторного обследования можно было наилучшим образом выявить возможности ребенка, целесообразно проводить с ним занятия по определенной программе в условиях семьи. Эти занятия могут проводить родители, логопеды, сурдологи, сурдопедагоги, олигофренопедагоги.

Работа должна быть направлена на создание у ребенка готовности к обучению (формирование общения со взрослым, понимание поставленной задачи, выработка положительного отношения к занятиям, преодоление отставания в развитии).

Ниже приводится разработанная нами программа проведения таких занятий. Программа включает семь заданий, которые должны выполняться последовательно, так как они составлены с учетом необходимости одновременно формировать моторные и сенсорные процессы, мышление, элементарную речь. Каждое следующее задание является продолжением предыдущего; нами учитывался один из основных дидактических принципов – постепенное усложнение материала по всем разделам программы.

Эта программа рассчитана на работу с маленькими глухими и слабослышащими детьми, с глухими и слабослышащими детьми, имеющими отставание в развитии (в тех случаях, когда при однократном обследовании это отставание трудно отграничить от умственной отсталости), а также с детьми с нормальным слухом и задержкой психического развития, которую необходимо отграничить от умственной отсталости. Эта программа может быть предложена и для умственно отсталых детей с сохранным слухом, обучаемость которых вызывает сомнение.

Программа предусматривает работу по следующим направлениям:

I. Развитие движений (основные движения и мелкая моторика).

II. Развитие восприятия:

а) зрительного (восприятие цвета, формы, величины, пространственных отношений, целостное восприятие предмета и т. д.);

б) слухового, (восприятие звучания музыкальных инструментов, восприятие слов в лепетной и полной форме);

в) тактильно-двигательного (определение формы, величины, материала и др. свойств объекта на ощупь и по обводящему движению);

г) вибрационной чувствительности (реакции на грубые и тонкие вибрационные раздражители).

III. Формирование мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, логического).

IV. Формирование речи (понимание устной речи в полной или лепетной форме и элементарной жестовой речи).

V. Формирование игровой деятельности.

VI. Обучение изобразительной деятельности.

В процессе работы формируются личностные качества ребенка (внимание, оценка неудачи, отношение к замечанию и одобрению, к требованиям взрослых, интерес к деятельности, контактность, доброжелательность). Особых заданий или упражнений для формирования личностных качеств не существует. Однако они формируются, если формы контакта налажены правильно, к ребенку предъявляются всегда одинаковые требования, ребенок чувствует доброжелательность, желание прийти ему на помощь при его ошибках и неудачах, его удачи вызывают радость и одобрение со стороны окружающих.

Задания могут предлагаться детям от 1 года 6 мес. до 5 – 6 лет.

В любом случае, в каком бы возрасте ребенок ни начинал работать по программе, ему предлагается первое задание. Темп проработки материала первых двух – трех заданий зависит от возраста ребенка, характера и степени выраженности дефекта.

В некоторых случаях в течение года между первым и вторым обследованием ребенок может выполнить все семь заданий, в других случаях – четыре-пять.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: