Теоретическая часть урока.73 мин.
Завершение урока. Сообщение домашнего задания.15 мин.
Продолжительность уроков:120 мин.(3 урока по 40 мин.).
Рекомендация: Работа в тоне над натюрмортом начинается с установления больших тональных отношений. На этом этапе закладываются тональные отношения предметов и частей фона, причем тон штриховки определяется тоном освещенных участков предметов, начиная с самых темных.
1.Выявление большой формы при помощи светотени: прокладка собственных и падающих теней.
2.Выполненяем разные виды штриховки для воспроизведения фактуры предметов. Усиливаем падающие тени и теневые переломы в собственных тенях, прокладываем полутона.
3.Детальная проработка формы, обобщение. Участие в просмотре и анализе работ.
Задание: выполнить тональный рисунок натюрморта, соблюдая последовательность этапов работы над натюрмортом и пропорциональные отношения величин и тонов.
4.С помощью характера штриха выявить фактуры предметов (металл, дерево, береста, керамика, ткань и т.д.).
5. Выявление большой формы при помощи светотени. Этот этап начинается с построения собственных и падающих теней, которые затем заштриховывают легким тоном в один слой, начиная с самых темных. Важно чтобы на этом этапе уделялять внимание всем крупным теням, вести всю работу одновременно, следить за сохранением целостности рисунка.
7.Усиление падающих теней и теневых переломов в собственных тенях, прокладка полутонов. Работая в тенях, важно обращать внимание не только на отношения тонов и сравнивать их, но и помнить про плановость, с помощью тонального контраста показывать пространства в натюрморте. Утемняя теневые переломы и падающие тени на переднем плане, можно добиваться максимального контраста, в отличие от дальнего плана, где разница тона должна быть минимальной. После проработки собственных и падающих теней приступить к полутонам, в процессе работы сравнивая их с тенями и рефлексами в тенях. На этом этапе работы надо четко осознавать, что полутона светлее рефлексов, так как полутона находятся на освещенной части предмета, а рефлексы –в тени. Несоблюдение этого соотношения тонов может исказить, «сломать» форму предмета, сделать его не выпуклым и объемным, а плоским или вогнутым.
8.Детальная проработка формы и обобщение. На этом этапе прорисовываем все детали, учитывая фактуру предметов и частей фона, их материальность. Затем обобщаем второстепенные детали и предметы, находящиеся на дальнем плане, еще раз проверяем пропорциональные отношения тонов.
9.Законченный рисунок
|
Домашняя работа выполнить зарисовки. Зарисовки подсмотренного кухонного натюрморта(материал свободный). Рекомендации: При выполнении зарисовки соблюдаем три основных этапа работы над натюрмортом:
1. Композиционное размещение изображения на плоскости листа и определение общего характера формы предметов.
2. Пластическая моделировка формы предметов светотенью и детальная прорисовка натуры.
3. Легкая работа в тоне, начиная с самых темных пятен.
4. Подведение итогов проделанной работы.