ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Петербургский государственный университет путей сообщения
Императора Александра I»
(ФГБОУ ВО ПГУПС)
Санкт-Петербургский техникум железнодорожного транспорта –
Структурное подразделение ФГБОУ ВО ПГУПС
Рассмотрено и одобрено на заседании ЦК ЭК протокол №.___ от «_____» ____________20___г Председатель ЦК О.Н.Андреичева | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УПР _______________ С.А. Осипов «___»________________20___ |
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
Производственная практика
(по профилю специальности)
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04
«СОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ»
Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Базовая подготовка
Санкт-Петербург
Программа производственной практики ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО ) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и рабочей программы.
Место практики в структуре ППСС3
Программа производственной практики по ПМ 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» является частью ППСС3 в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) в части освоения основного вида профессиональной деятельности «Составление и использование бухгалтерской отчетности».
Цели и задачи производственной практики
|
Образовательная программа подготовки студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) предусматривает обязательное прохождение студентами практической подготовки.
Производственная практика проводится в сроки, предусмотренные учебным планом и графиком учебного процесса в учреждениях и организациях любых организационно-правовых форм.
Целью проведения производственной практики по ПМ 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков составления бухгалтерской финансовой отчетности, ее всесторонний анализ с целью санации основных статей отчетности и разработки аналитического баланса, использования результатов анализа отчетности в процессе обоснования стратегии развития организации.
Задача практики заключается в закреплении и углублении теоретических знаний, полученных студентами в процессе обучения посредством участия в экономической работе организаций, а также в получении необходимых навыков самостоятельной работы по соответствующей специальности.
К прохождению производственной практики допускаются студенты, завершившие полный теоретический курс обучения по ПМ 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.
Требования к результатам освоения содержания практики
Процесс прохождения производственной практики направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС СПО и ППССЗ по данному направлению подготовки (специальности):
|
а) общих (ОК):
ОК 1. Понимать сущность социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые меры и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи самостоятельного и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
б) профессиональных (ПК):
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период.
ПК 4.2. Составлять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки.
ПК 4.3. Составлять налоговые декларации по налогам и сборам в бюджет, налоговые декларации по страховым взносам в ФСС, ПФР,ФОМС и формы статистической отчетности в установленные законодательством сроки.
|
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
Используя теоретическую подготовку, в период прохождения практики студенты должны:
Знать:
состав и содержание финансовой (бухгалтерской) отчетности;
направления анализа отчетности;
использование результатов анализа отчетности в планировании и управлении производством; Уметь:
читать финансовую отчетность;
оценить информативность отчетности;
переформатировать отчетность с целью повышения ее информативности;
составить аналитические отчетные формы;
оформить выводы и рекомендации для функциональных структур управления.
Структура и содержание производственной практики
Структура практики
Таблица 1 –Структура практики
Коды формируемых компетенций | Наименование профессионального модуля и МДК | Объем времени, отводимый на практику (час.) | Продолжи тельность практики (недели) | КУРС |
ОК 1 - 8 ПК 4.1 ПК 4.2 ПК 4.3 ПК 4.4 | ПМ 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» МДК 04.01 «Технология составления бухгалтерской отчетности» МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности» |
Содержание практики
Таблица 2 –Содержание практики
Виды работ | Содержание освоенного учебного материала, необходимого для выполнения видов работ | Наименование МДК с указанием конкретных тем, обеспечивающих выполнение видов работ | Количество часов |
Краткая характеристика организации | -рассмотреть регистрационные данные организации -рассмотреть основной и дополнительные виды деятельности организации. -дать характеристику учетной политики организации. | МДК 04.01 «Технология составления бухгалтерской отчетности» Тема 1 «Общие положения по бухгалтерской отчётности» | |
Нормативноправовое регулирование формирования бухгалтерской отчетности в организации | -рассмотреть нормативно-правовое регулирование формирования бухгалтерской отчетности в организации. | МДК 04.01 «Технология составления бухгалтерской отчетности» Тема 1 «Общие положения по бухгалтерской отчётности» | |
Структура и обязанности отдела бухгалтерии | -должностные обязанности главного бухгалтера -должностные обязанности бухгалтера -должностные обязанности кассира | МДК 04.01 «Технология составления бухгалтерской отчетности» Тема 2 «Основные принципы формирования бухгалтерской отчётности» | |
Порядок формирования | -проведение инвентаризации | МДК 04.01 «Технология |
бухгалтерской отчетности | имущества и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности -порядок закрытия счетов бухгалтерского учета финансовых результатов. -состав годовой бухгалтерской отчетности. | составления бухгалтерской отчетности» Тема 3 «Этапы составления бухгалтерской отчётности» | |
Анализ бухгалтерского баланса организации | -состав и структура имущества организации, а также источников формирования имущества организации -анализ ликвидности баланса и платежеспособности организации | МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности» Тема 1 «Анализ бухгалтерского баланса» | |
Анализ Отчета о финансовых результатах | -состав и структура доходов и расходов организации -рентабельность капитала | МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности» Тема 2 «Анализ Отчета о финансовых результатах» | |
Анализ Отчета об изменении капитала | -состав и структура собственного капитала в разрезе уставного, добавочного и резервного капитала | МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности» Тема 3 «Анализ Отчета об изменении капитала» | |
Анализ Отчета о движении денежных средств | -анализ денежных потоков в разрезе всех видов деятельности организации | МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности» Тема 4 «Анализ Отчета о движении денежных средств» | |
Оформление и защита отчета о прохождении производственной практики | Оформленный по стандартам Отчет о прохождении практики в рамках ПМ 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» | МДК 04.01 Тема 1 Тема 2 Тема 3 МДК 04.02 Тема 1 Тема 2 Тема 3 Тема 4 |
Общие требования к организации производственной практики
Базой для прохождения производственной практики могут быть только коммерческие организации, составляющие отчетность по стандартной форме. Организации малого бизнеса, применяющие упрощенную систему налогообложения, в качестве базы практики не рекомендуются.
Студент при прохождении практики обязан:
полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка;
изучить и неукоснительно соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;
нести ответственность за выполнение работы и за ее результаты;
представить письменный отчет о прохождении практики и другие необходимые материалы и документацию.
Руководитель практики:
обеспечивает строгое соответствие практики учебному плану и программе;
организует консультации по бухгалтерскому учету, анализу финансово-хозяйственной деятельности и другим вопросам;
проверяет отчет и организует защиту отчетов
Контроль и оценка производственной практики
Контроль и оценка результатов освоения производственной практики осуществляется руководителем практики в процессе приёма отчетов, а также сдачи обучающимися дифференцированного зачета. По окончании практики студент составляет письменный отчет и дневник прохождения практики. Каждую тему (раздел практики) следует отделить от другой чистым листом с указанием названия темы. Отчет должен иметь соответствующие приложения форм бухгалтерской финансовой отчетности организации – базы практики, теоретический материал по видам работ (таблица 2) и выполненные задания производственной практики.
Отчет по практике выполняется на листах формата А4 в рукописном или компьютерном оформлении
Отчет о практике подписывается студентом, на последней странице отчета. Отчет по практике, проходит проверку у руководителя практики. Руководитель оформляет результаты проверки в отзыве, итогом проверки является предварительная оценка руководителя. Дифференцированный зачет по производственной практике выставляется на основании:
Оценок, выставленных в дневнике по практике в котором указываются виды работ, выполненных студентом во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии с заданием;
Отзыва руководителя практики;
Данных аттестационного листа.
В таблице 3 представлены основные показатели оценки результатов производственной практики в рамках ПМ 04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности».
Таблица 3 – Контроль и оценка результатов производственной практики
Результаты (освоенные профессиональные компетенции, общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Отражение нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественного и финансового положения организации: | - отражает нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации; открывает счета бухгалтерского учета, подсчитывает обороты, выводит конечное сальдо; обобщает информацию о хозяйственных операциях организации за отчетный период, составляет оборотно-сальдовую ведомость. | Зачет по производственной практике. |
Определение результатов хозяйственной деятельности за отчетный период: | -последовательно закрывает счета бухгалтерского учета, определяет результаты хозяйственной деятельности за отчетный период; - проводит реформацию баланса. | Зачет по производственной практике. |
Составление форм бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки: | -на основе данных оборотносальдовой ведомости формирует показатели бухгалтерского баланса; - на основе данных оборотносальдовой ведомости формирует отчет о финансовых результатах. | Зачет по производственной практике. |
Проведение анализа информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности: | -дает оценку состава и структуры имущества организации по показателям бухгалтерского баланса; - рассчитывает финансовые коэффициенты для оценки платежеспособности организации | Зачет по производственной практике. |
Перечень заданий производственной практики
По МДК 04.01 «Технология составления бухгалтерской отчетности» в процессе прохождения производственной практики студент на основании данных организации должен сформировать следующую информацию:
Дать краткую характеристику организации.
Рассмотреть нормативно-правовое регулирование формирования бухгалтерской отчетности в организации.
Рассмотреть основополагающие допущения и дать характеристику учетной политики организации.
Рассмотреть структуру и обязанности отдела бухгалтерии.
Рассмотреть порядок формирования бухгалтерской отчетности организации.
Рассмотреть процесс проведения инвентаризации имущества и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Рассмотреть порядок закрытия счетов бухгалтерского учета финансовых результатов.
Рассмотреть состав годовой бухгалтерской отчетности организации.
По МДК 04.02 «Основы анализа бухгалтерской отчетности» в процессе прохождения производственной практики студент на основании форм бухгалтерской отчетности организации должен заполнить следующие таблицы (с последующим их анализом):
Тема 1. АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОГО БАЛАНСА
Задание 1. Дать оценку изменения в динамике общей суммы активов баланса, их состава и структуры.
Таблица 1 – Состав и структура имущества ООО ____________
Показатель | На 31 декабря 20__ | На 31 декабря 20__ | Отклонение | Темп роста, % | |||
1Внеоборотные активы | |||||||
1.1 Основные средства | |||||||
1.2Долгосрочные финансовые вложения | |||||||
2 Оборотные активы | |||||||
2.1 Запасы | |||||||
2.2 Дебиторская задолженность | |||||||
2.3 Денежные средства | |||||||
Итог актива баланса | 100,0 | 100,0 |
Задание 2. На основе данных первого раздела баланса провести анализ изменения состава и структуры внеоборотных активов.
Таблица 2 – Состав и структура внеоборотных активов ООО __________
Показатель | На 31 декабря 20__ | На 31 декабря 20__ | Отклонение | Темп роста , % | |||
Нематериальные активы | |||||||
Результаты исследований и разработок | |||||||
Основные средства | |||||||
Доходные вложения в материальные ценности | |||||||
Финансовые вложения | |||||||
Отложенные налоговые активы | |||||||
Прочие внеоборотные активы | |||||||
Итого внеоборотных активов | 100,0 | 100,0 |
Задание 3. На основе данных второго раздела баланса провести анализ изменения состава и структуры оборотных активов, оценить степень их ликвидности.
Таблица 3 – Состав и структура оборотных активов ООО ___________
Показатель | На 31 декабря 20__ | На 31 декабря 20__ | Отклонение | Темп роста , % | |||
Запасы | |||||||
Налог на добавленную стоимость | |||||||
Дебиторская задолженность | |||||||
В том числе: – долгосрочная | |||||||
– краткосрочная | |||||||
Финансовые вложения | |||||||
Денежные средства | |||||||
Прочие оборотные средства | |||||||
Итого оборотных средств | 100,0 | 100,0 |
Задание 4. На основе баланса и пояснений к нему провести анализ изменения состава и структуры запасов и оценить скорость их оборачиваемости.
Таблица 4 – Состав и структура запасов ООО ______________
Показатель | На 31 декабря 20__ | На 31 декабря 20__ | Отклонение | |||
Запасы, всего | ||||||
В том числе: – сырье, материалы и другие аналогичные ценности | ||||||
– животные на выращивании и откорме | ||||||
– затраты в незавершенном производстве | ||||||
– готовая продукция и товары для перепродажи | ||||||
– товары отгруженные | ||||||
– расходы будущих периодов | ||||||
– прочие запасы и затраты |
Таблица 5 – Показатели оборачиваемости материально-производственных запасов ООО _______________
Показатель | Прошлы й год | Отчетны й год | Отклон ение |
Себестоимость продаж, тыс. руб. | |||
Выручка, тыс. руб. | |||
Среднегодовая стоимость запасов, всего, тыс. руб. | |||
В том числе: - сырье и материалы, тыс. руб. | |||
- готовая продукция, тыс. руб. | |||
- товары отгруженные, тыс. руб. | |||
Коэффициент оборачиваемости: - запасов | |||
- сырья и материалов | |||
- готовой продукции | |||
- товаров отгруженных | |||
Период оборота, дней: - запасов | |||
- сырья и материалов | |||
- готовой продукции | |||
- товаров отгруженных |
Задание 5. Дать оценку эффективности использования активов предприятия.
Таблица 6 – Сравнение динамики активов и финансовых результатов ООО __________
Показатель | Прошлый год | Отчетны й год | Темп роста, % |
Средняя за период величина активов, тыс. руб. | |||
Выручка от продаж, тыс. руб. | |||
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
Задание 6. Дать оценку изменения в динамике общей суммы пассивов баланса, их состава и структуры.
Таблица 7–Состав и структура источников формирования имущества ООО __________
Показатель | На 31 декабря 20__ | На 31 декабря 20__ | Отклонение | Темп роста, % | |||
1Собственный капитал, всего | |||||||
1.1 Уставный капитал | |||||||
1.2 Добавочный капитал | |||||||
1.3 Нераспределенн ая прибыль | |||||||
2 Заемный капитал, всего | |||||||
2.1 Долгосрочные обязательства | |||||||
2.2 Краткосрочные обязательства | |||||||
Из них: - заемные средства | |||||||
- кредиторская задолженность | |||||||
- доходы будущих периодов | |||||||
Итого пассив баланса |
Задание 7. Дать оценку изменения в динамике общей суммы заемного капитала, его состава и структуры.
Таблица 8 – Состав и структура заемного капитала ООО ______________
Показатель | На 31 декабря 20__ | На 31 декабря 20__ | Отклонение | Темп роста , % | |||
Заемные источники средств, всего | 100,0 | 100,0 | |||||
Из них: | |||||||
Долгосрочные обязательства | |||||||
В том числе: - заемные средства | |||||||
- отложенные налоговые обязательства | |||||||
- прочие обязательства | |||||||
Краткосрочные обязательства | |||||||
В том числе: - заемные средства | |||||||
- кредиторская задолженность | |||||||
- доходы будущих периодов | |||||||
- резервы предстоящих расходов | |||||||
- прочие обязательства |
Задание 8. Провести анализ обеспеченности организации собственными средствами и сделать на его основе оценку ее финансовой устойчивости.
Таблица 9 – Анализ обеспеченности запасов основными видами источников
ООО ____________
Показатель | На 31 декабря 20__ | На 31 декабря 20__ | Отклон ение |
1 Капитал и резервы | |||
2 Внеоборотные активы | |||
3 Наличие собственных оборотных средств (стр. 1 – стр. 2) | |||
4 Долгосрочные обязательства | |||
5 Собственные и долгосрочные источники (стр. 3 + стр.4) | |||
6 Краткосрочные кредиты и займы | |||
7 Общая величина источников (стр. 5 + стр.6) | |||
8 Общая величина запасов и затрат | |||
9 Излишек (+), недостаток (-) собственных оборотных средств (стр. 3 – стр.8) | |||
10 Излишек (+), недостаток (-) долгосрочных источников (стр. 5 – стр.8) | |||
11 Излишек (+), недостаток (-) общий величины источников (стр.7 – стр.8) | |||
12 Трехкомпонентный показатель финансовой устойчивости | х |
Таблица 10 – Факторный анализ изменения величины собственных оборотных средств ООО ____________, тыс. руб.
Показатель | На 31 декабря 20__ | На 31 декабря 20__ | Отклоне -ние |
1 Источники собственных средств, всего | |||
В том числе: - уставной капитал | |||
- добавочный капитал | |||
- резервный капитал | |||
- нераспределенная прибыль | |||
- доходы будущих периодов | |||
2 Внеоборотные активы, всего | |||
В том числе: - нематериальные активы | |||
- основные средства | |||
- результаты исследований и разработок | |||
- доходные вложения в материальные ценности | |||
- финансовые вложения | |||
- отложенные налоговые активы | |||
- прочие внеоборотные активы | |||
3 Собственные оборотные средства (стр.1 – стр. 2) |
Таблица 11 – Относительные показатели обеспеченности ООО ___________ собственными источниками финансирования
Показатель | На 31 декабря 20__ | На 31 декабря 20__ | Отклоне ние |
1 Коэффициент автономии | |||
2 Коэффициент маневренности собственных средств | |||
3 Коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами | |||
4 Коэффициент индекса постоянного актива | |||
5 Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами |
Задание 9. Провести анализ ликвидности баланса и сделать оценку платежеспособности организации.
Таблица 12 – Состав и структура активов по степени их ликвидности ООО ___________
Активы | На 31 декабря 20__ | На 31 декабря 20__ | Отклонение | Темп роста , % | |||
А1. Наиболее ликвидные | |||||||
А2. Быстро реализуемые | |||||||
А3. Медленно реализуемые | |||||||
А4. Трудно реализуемые | |||||||
Итого активов | 100,0 | 100,0 |
Таблица 13 – Состав и структура пассивов по срочности погашения ООО
_____________
Пассивы | На 31 декабря 20__ | На 31 декабря 20__ | Отклонение | Темп роста , % | |||
П1. Наиболее срочные | |||||||
П2. Краткосрочные | |||||||
П3. Долгосрочные | |||||||
П4. Постоянные | |||||||
Итого пассивов | 100,0 | 100,0 |
Тема 2. АНАЛИЗ ОТЧЕТА О ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ
Задание 1. Провести анализ динамики состава и структуры доходов и расходов организации и оценить их влияние на изменение чистой прибыли организации.
Таблица 14 – Динамика и структура доходов ООО ________________
Виды доходов | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение | Темп роста , % | |||
Доходы по обычным видам деятельности | |||||||
Прочие доходы | |||||||
Итого доходов | 100,0 | 100,0 |
Таблица 15 – Динамика и структура расходов ООО _______________
Виды расходов | Прошлый год | Отчетный год | Отклонение | Темп роста , % | |||
Расходы по обычным видам деятельности | |||||||
Прочие расходы | |||||||
Итого расходов | 100,0 | 100,0 |
Таблица 16 – Соотношение всех доходов и расходов ООО __________, тыс. руб.