Методические указания к рассказу на парадном дворе.




УТВЕРЖДЕН

Протоколом № 3

заседания научно-методического

совета АДПМЗ от 21 марта 2011 г.

 

 

Алупка

2011г.


Алупка славится дворцово-парковым ансамблем, состоящим из пяти корпусов (Главного, Библиотечного, Столового, Хозяйственного и Гостевого с одноэтажным Шуваловским флигелем), Чайного домика, расположенного у моря и парком, окружающим весь комплекс.

Создавался этот ансамбль в 20-40-е годы XIX века, в период сильного влияния романтизма на литературу и искусство.

Романтизм – это целая эпоха в развитии культуры. Его идейными предпосылками в России были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов.

Зародившийся в начале XIX века, он получил свое распространение в 1820-х годах. В конце 30-х годов романтические веяния становятся господствующими. В соответствии с этим меняется отношение к классицизму, который для романтиков превращается в олицетворение догматизма, внешней формы, нормативности, исключающим свободное творчество и развитие. Изменился и эстетический идеал. Прекрасное для романтиков ассоциировалось не с ясностью, простотой и гармонией, как в классицизме, а с многообразием, контрастностью, динамичностью.

Талантливые зодчие эпохи романтизма обращались к архитектурным элементам стилей прошлых эпох и, подвергнув их творческому переосмыслению, применяли в современном строительстве, Особое внимание они проявляли к архитектуре средневековья (готической, романской, мавританской, индо-мусульманской и др.). Отличительные черты романтизма в архитектуре – живописность и асимметричность композиций. Архитектурный романтизм, в отличие от классицизма, не создал крупных общественных зданий, величественных городских ансамблей, но нашел широкое применение в усадебном и парковом строительстве.

Начиная с 20-х годов XIX века, на ЮБК преобладали постройки, созданные в романтическом стиле. Крымские горы, экзотическая растительность, море с причудливо изрезанными берегами и бухтами, живописные скалы представляли собой яркий, выразительный фон для романтического зодчества. Здесь особенно ярко проявлялась связь архитектурного сооружения с окружающей природой.

А.Демидов, путешествуя по Крыму в 1837 году, в своих записках отметил: «Попеременно вы видите то небольшой дом в азиатском вкусе, у которого окна закрыты шторами, трубы похожи на минареты; то красивый готический замок, то уютную дачку вроде английских «коттеджей», совершенно погруженную в море зелени и цветов, то легкое деревянное здание с обширными галереями».

К сожалению, под влиянием неумолимого времени, многие усадьбы и строения 1-ой половины XIX в. исчезли с лица Крымской земли. Но сохранился самый ценный, самый интересный памятник той эпохи – Воронцовский дворец в Алупке, теперь дворец-музей.

Строился он с преимущественной ориентацией на архитектурный стиль Англии ХVI века[1] в сочетании с формами стиля индо-мусульманской архитектуры XVI-XVII веков.

 

ЗАПАДНЫЙ ФАСАД

Западный фасад дворца очень напоминает средневековый замок-крепость. Здесь зрителя встречают монументальные круглые башни со щелевидными окнами-амбразурами. Высокие суровые стены увенчаны каменными зубцами-кремальерами. Опорой стен служат мощные контрфорсы. Впечатление мрачного средневековья усиливает Шуваловский проезд. Его изломанная линия с рядом замкнутых перспектив, кажется, обещает зрителю где-то за поворотом нечто таинственное.

Вверху - ажурный перекидной мостик, соединяющий служебные корпуса с Парадным столовым корпусом. Этот воздушный мостик действительно очень романтичен. Он, как и вся западная часть дворца, способны перенести нас в атмосферу средневековых романов Вальтера Скотта или других современных ему писателей-романтиков.

 

АРХИТЕКТУРА ХОЗЯЙСТВЕННЫХ КОРПУСОВ.

Хозяйственный двор, включающий в себя обшир­ные службы и жилые помещения для слуг, входит в единый дворцовый комплекс, не нарушая архитектурно-художественной и композиционной целостности ансамбля. Период строительства 1838-1842 гг.

Служебные корпуса расположены с северной стороны участка, параллельно столовому корпусу и Шуваловскому (гостевому) флиге­лю. Образуют отдельный замкнутый двор в виде вытянутого по гори­зонтали неправильного многоугольника.

Замкнутость и изолированность двора, общий характер архитектуры хозяйственных корпусов напомнят нам о средневековых анг­лийскихзамках с башнями, узкимиокна­ми - бойницами высоких внешних стен.

В основе декоративного оформления фасадов - чет­кий ритм геометрически простых дверных и оконных проемов. Здесь применена фактурная обработка стен «рваным» камнем.

Южная часть хозяйственных корпусов при Воронцовых была разделена по функциональ­ному назначению на три части: центральную часть занимали каретные сараи с тремя широкими дверными проемами, правую - конюшни, в левом крыле находилась кухня с подсобными помещениями и кладовыми.

Различные хозяйственные службы располагались и в северной части хозяйственного двора Относительно нижнего этажа существует предположение, что в его правом крыле могла быть столовая для дворни, а в ле­вом, обширном помещении с тремя крупными арочными проемами, которые не были закрыты воротами, (т.к. проемы не имеют четвертей для установки ворот) могла располагаться кузня, обслуживающая конюшенные службы. На вторых этажах находились жилые комнаты и квартиры для дворцо­вой прислуги.

Внешняя стена северного корпуса хоздвора, обращенная в парк, усилена плоскими контрфорсами. Особую живописность силуэту стен придают дымовые трубы, стилизованные под фиалы.

Во двор ведут двое ворот. У западного входа - круглая башня. Восточные ворота, выходящиена парадный двор, фланкированы двумя прямоугольными трехъярусными башнями, одна из которых - Часовая - завершена башен­кой с флагштоком. Башни идентичны по пропорциям и формам, выдержаны в стиле английской архитектуры XVI века. Верхний ярус их венчает высокий зубчатый карниз. Ворота башен соединяют парадный двор со зданиями служб и одновременно составляют архитектурное обрамление «чистого» двора с запада.

 

СЕВЕРНЫЙ ФАСАД

В северном фасаде перед нами предстает новый аспект архитектуры, идентичный уже не средневековой крепости, а загородному английскому дворцу XVI века, для которого типичны большие оконные проемы (эркеры), высокие дымовые трубы, которые, помимо своего утилитарного назначения, играют большую декоративную роль. Возвышаясь над дворцом целой стройной колоннадой с навершиями в виде бутонов каких-то фантастических цветов (флеронами), они сообщают особый декоративный эффект всему архитектурно-декоративному облику главного корпуса дворца.

Большой выразительности достигает здесь архитектор ритмическим чередованием гладких плоскостей стен и ризалитов, изящных башенок-пинаклей и массивных зубцов-кремальер.

Рассматривая дворец, мы восхищаемся виртуозным мастерством камнерезов, искусно исполнивших его конструктивные и декоративные детали: каменные блоки, резные фронтоны, купола. Здесь многие архитектурные детали, типичные для Англии XVI века (башни, арки, купола), по своим очертаниям сходны с элементами восточной архитектуры. Это еще одна черта романтического зодчества, когда в формах одного стиля угадывается другой.

Элементы восточной архитектуры, имеющие место во дворце, своего наиболее сильного развития достигли в архитектуре Южного фасада дворца, с которым познакомимся позже.

Наличие двух стилей в одном здании отнюдь не являлось здесь механических их соединением. Архитектор нашел детали близкие и Востоку и готике, рассредоточил их в определенном ритме по всему комплексу и этим достиг удивительного стилевого единства.

Итак, в северном фасаде мы видим величественный и строгий дворец позднего английского средневековья.

Автором проекта дворца был известный архитектор Эдуард Блор (1789- 1879), один из зачинателей романтического направления в английской архитектуре. Э. Блор известен в Англии как рисовальщик и гравер, иллюстратор изданий по истории британского зодчества. В 1816 - 1823 гг. он участвовал в проектировании и оформлении замка Абботсфорд для В. Скотта в Шотландии. В 1820 - 1850 гг. проводил реставрационные работы в королевских дворцах, был блестящим знатоком архитектуры стиля Тюдор. Всего им было построено и реконструировано 40 общественных зданий и усадеб и столько же церквей и часовен. Блор - один из основателей Королевского археологического института.

По проекту Блора дворец строил Вильям Гунт, тоже английский архитектор. Строительство длилось 20 лет, с 1828 по 1848 гг. в основном силами крепостных мастеров. Большой интерес представляет то обстоятельство, что здесь трудились владимирские камнерезы, прославившие себя искусством возведения белокаменных русских церквей с художественно выполненными украшениями.

Основным строительным материалом был местный камень диабаз, прочность которого выше гранита. Благодаря красивой зеленовато-серой окраске камня, дворец органически вписался в цветовую гамму местного пейзажа. Прекрасным фоном для него стала вершина горы Ай-Петри, венчающая весь пейзаж Алупки и своими очертаниями похожая на руины какого-то древнего фантастического замка.

Из огромных бесформенных глыб диабаза, который обрабатывался вручную, высекались блоки для стен, вырезались тонкие и сложные по рисунку архитектурные детали. Тщательно шлифовался диабаз для отделки внутренних помещений.

Здесь работали в разное время от ста до тысячи человек, среди них крепостные Воронцова. Они использовались как вольнонаемные рабочие, получали жалование, из которого должны были выплачивать оброк. В настоящее время на основании архивных документов удалось установить имена более 300 крепостных, среди которых были лепщики, краснодеревщики, резчики по дереву и камню, живописцы, вышивальщицы.

Среди этих талантливых умельцев особенного внимания заслуживает мастерство лепщика Романа Фуртунова из Мошенского имения Киевской губернии. Из этого же имения работали в Алупке столяры, многие из них проработали до 10 лет, отделывая интерьеры дворца и изготавливая мебель.

И сейчас, восхищаясь мастерством крепостных и вольнонаемных мастеров, строивших этот дворец, мы отдаем дань многочисленным народным умельцам, талант которых проявился в отделке парадных залов дворца, выполненных с большим вкусом и совершенством.

Строился дворец для графа, а впоследствии князя М.С.Воронцова (1782-1856), одного из крупнейших российских помещиков 1-ой половины XIX века. В 1823 году он был назначен генерал-губернатором Новороссийского края и полномочным наместником Бессарабской области.

В первой половине XIX века усиливается колонизация новых земель России. Перенаселенность поместий в центральной полосе заставила помещиков искать новые земли, чтобы иметь возможность полностью использовать труд своих крепостных. В то время особенно ценились земли Новороссии и Крыма. Они приобретались и осваивались, так как близость к ним Черного моря создавала благоприятные условия для экспорта и сбыта различных сельскохозяйственных продуктов. Поэтому Воронцов добивается своего назначения на пост генерал-губернатора Новороссии.

Побывав в 1822 г. впервые в Крыму и увидев, какие огромные богатства таит в себе этот богатый, почти неосвоенный край, Воронцов начинает приобретать здесь земли. Массандра, Ай-Даниль, Ай-Василь, Мартьян, Гурзуф, Алупка – одно за другим становятся собственностью Воронцова. В 30-х годах ему принадлежит уже около 2-х тысяч десятин земли. Воронцов старается, как можно выгодней использовать свои имения. На ЮБК он создает обширные виноградные плантации, одним из первых заводит здесь промышленное виноделие. При нем закладываются первые подвалы в Массандре. В степных районах Крыма развивалось овцеводство, в Ак-Мечети – конный завод, в двух озерах этого района добывалась соль.

Благодаря осуществлению строительства дороги, соединившей Симферополь с Севастополем и Ялтой, из Крымских имений Воронцова вывозились сельскохозяйственные продукты и вино, что, несомненно, способствовало увеличению доходов владельца. От крымских имений Воронцов имел доход до 56-ти тысяч руб. в год.

Имея в 16 губерниях России 400 тыс.десятин земли и около 80 тысяч крепостных крестьян, Воронцов получал огромные доходы. Только доход с оброка, исключая крымские имения, составлял до 800 тысяч рублей ассигнациями. Обладатель таких богатств имел возможность строить для себя роскошные дворцы.

Музеем бывший Воронцовский дворец стал в 1921 году после освобождения Крыма от белогвардейцев. 20-го февраля этого же года В.И.Ленин, уделявший большое внимание культурному строительству в стране, направил телеграмму председателю крымского ревкома: «Примите решительные меры к охране художественных ценностей, находящихся в ялтинских дворцах и частных зданиях, ныне отводимых под санатории Наркомздрава. Вся ответственность возлагается на Вас».

Выполняя указания, комиссии по охране художественных памятников и других произведений искусства, созданные ревкомом, все наиболее интересные в художественном отношении произведения искусства из национализированных имений отбирали для создания в Крыму первых советских музеев.

Воронцовский дворец был национализирован, оставшееся имущество дополнено коллекциями из других южнобережных дворцов, и в 1921 году здесь был открыт историко-бытовой музей.

В годы Отечественной войны, когда Крым был оккупирован немецкими фашистами, произведения искусства отсюда не удалось эвакуировать, и дворец функционировал как музей. Директором его был Степан Григорьевич Щеколдин (1904-2002). При отступлении немцы хотели взорвать дворец, было заготовлено большое количество взрывчатого вещества. Однако, взрыв осуществить не удалось, этому помешали музейные работники. В апреле 1944 года стремительное наступление советских войск освободило Крым.

В феврале 1945 года, в период Крымской конференции, Алупкинский дворец был предоставлен английской делегации во главе с У.Черчиллем. В последующее десятилетие здесь была Госдача, именуемая в документах «спец.объект №3».

Вновь дворец был открыт для посетителей в 1956 году. В настоящее время – это архитектурно-художественный музей. Он размещен в центральном и столовом корпусах, где находятся парадные помещения дворца. В помещениях Гостевого корпуса и Шуваловского флигеля экспонируются различные выставки из фондов музея-заповедника, в том числе «Фамильная галерея Воронцовых», где представлены портреты многочисленных представителей этого знаменитого рода.

Методические указания к рассказу на парадном дворе.

Цель экскурсии:

Алупкинский дворец-музей является по профилю архитектурно-художественным музеем. Исходя из этого, основная цель экскурсии по дворцу заключается в том, чтобы:

1. Показать дворец как оригинальный архитектурный памятник и раскрыть роль народных умельцев в его создании.

2. Познакомить с художественным собранием музея. Экскурсионный рассказ должен быть построен таким образом, чтобы цель экскурсии была раскрыта ясно и убедительно. Все исторические справки и сведения, использование литературного материала могут включаться в экскурсионный рассказ в том случае, если эти сведения помогают раскрыть основную цель экскурсии. Профиль музея исключает бытовизм. Дворец и все предметы, находящиеся в интерьерах, интересны для нас не потому, что они принадлежали Воронцову, а потому, что представляют собой большую художественную ценность.

3. На бытовых деталях в экскурсии можно останавливаться только в тех случаях, когда это помогает в раскрытии социально-политической характеристики эпохи, либо в анализе архитектурного памятника и художественных произведений.

Продолжительность экскурсии:

Вся экскурсия по дворцу в летнее время должна продолжаться 1 час 08 минут. Нужно строго придерживаться установленного времени, чтобы не задерживать и не обгонять группы.

В северном парадном дворе необходимо рассказать об истории дворца и характере архитектуры. Здесь дается характеристика Воронцова. Этот рассказ должен занять примерно 15 минут. Здесь необходимо дать исчерпывающие сведения, чтобы в водном отделе не задерживать группу.

Характеристика Воронцова дается краткая, сжатая. Она включается в экскурсионный рассказ для того, чтобы раскрыть экскурсантам как, когда, на какие средства и чьими руками строился дворец.

Экскурсионный рассказ в каждом зале должен составлять около 5 минут (итого: 5Х9=45 мин в залах музея + 15 минут вводный рассказ + 8 минут заключение у Южного фасада = 68 минут)

АРХИТЕКТУРА ДВОРЦА.

Одна из главных особенностей – сочетание стилей английской архитектуры XVI века (стиля Тюдор) и восточной, индо-мусульманской XVI века. Причем, сочетание этих стилей выполнено настолько умело, с таким художественным вкусом, что в результате получается новый художественный образ, гармоничный, цельный, исполненный в романтическом стиле.

Обязательно подчеркнуть гармоничное сочетание дворцового комплекса с окружающей его крымской природой, что является одним из главных его достоинств.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВОРОНЦОВА.

Вводная часть экскурсии должна быть построена таким образом, чтобы рассказ о М.С. Воронцове не превалировал над историей строительства и характеристикой дворца.

При характеристике Воронцова надо давать объективную оценку его деятельности, отмечая ее прогрессивное значение для развития экономики Крыма и ее противоречивый характер.

Необходимо кратко рассказать о том, что в начале XIX века, в связи с кризисом феодальной системы, начинается усиленная колонизация южных земель, устремление помещиков на юг, на плодородные земли, которые могли бы дать большое количество товарного хлеба. С ломкой натурального хозяйства и развитием товарно-денежных отношений появляется и увлечение Крымом, как южной колонией России.

В 40-е годы XIX века на ЮБК было 40 имений. Освоение южных земель (юга Украины и Крыма) шло за счет эксплуатации крепостных и вольнонаемных крестьян.

Воронцов приобретает большое количество земель в Херсонской губернии и в Крыму и занимается большой предпринимательской деятельностью, став в 1823 году генерал-губернатором Новороссии, куда входили Херсонская и Екатеринославская губернии и Крым, и наместником Бесарабии.

Необходимо отметить в экскурсии личную заинтересованность Воронцова в неограниченной власти на юге России.

В степных районах Крыма Воронцов заводит овцеводческое хозяйство, конный завод; на ЮБК – промышленное виноделие. Это приносит ему огромные доходы.

Дороги, которые прокладывались в 20-30-е годы на ЮБК, имели стратегическое значение, способствовали развитию экономики ЮБК, но они, прежде всего, были выгодны самому Воронцову и другим помещикам, т.к. создавали благоприятные условия для вывоза на продажу сельскохозяйственных продуктов из их имений. Эти же цели преследовались и при строительстве Ялтинского порта и мола.

В заключительной части рассказа, при наличии свободного времени, в экскурсионный рассказ можно включить историю бытования дворца: от первого владельца М.С Воронцова до Воронцовых-Дашковых и пояснить, что такое «майорат».

Сказать экскурсантам о том, что в настоящее время это – архитектурно-художественный музей, знакомящий с характером дворцовых интерьеров 30-40 годов XIX века.

При входе в музей обратить внимание экскурсантов на следующие организационные моменты: предложить все вещи сдать в камеру хранения, проследить, чтобы не пронесли никакой растительности, тщательно вытереть ноги перед входом и надеть на свою обувь музейные тапочки. Во время экскурсии следить за правильной расстановкой группы.

 

ВВОДНЫЙ ОТДЕЛ.

В первом зале вводного отдела представлена выставка работ Карло Боссоли «Крымский альбом».

Художник родился 6 декабря 1815 года в Лугано в семье каменщика Пьетро Антонио. Когда будущему художнику исполнилось пять лет, семейство переселилось в столицу Новороссии - Одессу. С 11 лет мальчик начал работать в антикварной лавке по продаже редких книг и эстампов. Это дало ему возможность изучать и копировать старинные рисунки и литографии. Природный дар рисовальщика креп и развивался.

В 1828 году К. Боссоли познакомился с приехавшим в Одессу театральным художником Наннини, учеником знаменитого декоратора Алесссандро Санквирико, и стал помощником в его мастерской. Работа над декорациями под руководством обогатила Боссоли живописными приемами.

На работы молодого итальянца обратил внимание генерал-губернатор Новороссии, граф М.С. Воронцов и оказал поддержку талантливому юноше заказами.

В 1840 году по приглашению Воронцовых поехал в Крым, где остановился в Алупке. Крым произвел на молодого художника неизгладимое впечатление и позднее он неоднократно возвращался к крымской теме. Итогом его путешествия по Крыму в 1840-1842 гг. явился изданный в типографии Д. Кленова альбом, состоящий из 24 литографий по крымским рисункам Боссоли. В Эрмитаже хранятся гуашные рисунки художника, написанные им на Южном берегу Крыма. Они свидетельствуют о том, что к этому времени Боссоли стал блестящим живописцем и рисовальщиком. Пейзажи окрестностей Гурзуфа, Мисхора, Алупки отличаются подлинной гармонией и звучностью колорита. Им присуща неизменная точность в воспроизведении деталей и изображения отдельных человеческих фигур, где художник добивается портретного сходства, несмотря на то, что его листы, как правило, небольшого размера.

В 1843 г. уступая желанию больной матери, мечтавшей о возвращении на Родину, Боссоли покинул Россию, где прожил 23 года, сформировался как художник и выработал свою реалистическую манеру живописи. Работы Карло Боссоли ценятся как правдивое изображение жизни. Сражения, виды городов, архитектурные памятники, сцены уличной жизни, военные корабли, широкие панорамы морского побережья или горной гряды – все это Боссоли писал легко, быстро, без видимого напряжения. Его рисунки полны изящества и виртуозности, а живопись пронизана светом, сочностью красок.

Умер Боссоли в Турине в 1884 году.

Во Вводном отделе музея представлены материалы, раскрывающие историю создания имения и строительства дворца.

На старинных литографиях запечатлены усадебные постройки, которые возводились в различных исторических стилях. Строительство временного жилища владельцев - "Азиатского павильона" и Мечети для татар завершилось к 1829 году. В 1834 г. закончили строить Чайный домик (Павильон у моря) и православную церковь, которые архитектор Ф. Эльсон спроектировал по типу древнегреческих храмов.

На литографиях с чертежей В. Гунта, исполненных в 1851 году изображены Северный и Южный фасады уже построенного дворца. Пять корпусов объединены между собой открытыми и закрытыми переходами, двориками, лестницами.

Из пяти корпусов дворца первым в 1834 г. построен столовый корпус. За ним в 1837 г. - центральный. В 1844 гг. завершены хозяйственные службы и гостевой /Шуваловский/ флигель, в 1846 г. библиотечный корпус.

При строительстве использовались новейшие механизмы того времени и вместе с тем - традиционные ручные орудия: молоток и зубило (показать небольшой молоток, найденный при раскопках)

С 1841 по 1846 гг. велись работы по сооружению террас перед южным фасадом дворца. На них завозили беломраморные украшения и скульптуры. Три пары мраморных львов создавались в мастерской итальянского скульптора В. Боннани.

В шкафах этого длинного коридора, соединяющего Главный и Библиотечный корпуса, при первых владельцах хранились книги и различные бумаги, позднее помещение служило гардеробной.

После вводного отдела мы начинаем осмотр главной экспозиции дворца – его интерьеры.

Они представляют собой большую художественную ценность. Их отделка, как и архитектура дворца, главным образом является ориентацией на английские дворцы XVI века с включением восточных элементов. Каждый из залов своеобразен. В оформлении использованы различные породы дерева, диабаз, мрамор, ситец, обои, китайские циновки. Здесь мы познакомимся с работой различных умельцев, проявивших талант в отделке внутренних помещений.

Художественная мебель, бронза, фарфор, хрусталь и другие предметы прикладного искусства, живопись и скульптура, в основном, сохранились от первоначального убранства дворца.

Главная задача нашего музея – показать особенность дворца как архитектурного памятника, раскрыть характер дворцовых интерьеров 30-40 годов XIX века, показать художественную культуру России середины 19 века.

 

Методические указания:

В экспозицию вводного отдела включены литографии:

1."Азиатский павильон" (старый дом Воронцовых.) С рисунка Я.Мауера 1830 г)

2.Вид мечети (построена в 1828 г) С рисунка Н.Чернецова 1834 г.

3.Чайный домик (построен в 1834 г) с рисунка Н.Чернецова 1834 г

4.Алупка. Вид на церковь. С рисунка К.Боссоли. 1841 г.

5.Северный фасад дворца. С чертежа В.Гунта. 1851 г.

6.Южный фасад дворца. С чертежа В.Гунта.1851 г

7.Столовый корпус дворца. С акварели Н.Чернецова. 1834 г (фотокопия)

8.Южный фасад дворца в период строительства. С акварели Н.Чернецова 1834 (фотокопия)

9.Вид в парке. С рисунка Я.Мауера. 1830 г. (литография)

10.Вид северного фасада дворца. С гуаши Боссоли. 1841 г.(копия Л.Тимофеева)

11.Южный фасад центрального корпуса. С гуаши К.Боссоли. 1841 г (фотокопия)

Здесь же помещен список некоторых умельцев каменотесов, столяров, лепщиков, работавших в Алупке и оформлявших интерьеры дворца.

Перед тем как войти в парадные залы, экскурсовод должен обязательно сказать о том, что музей занимает лишь парадные залы дворца, которые представляют собой большую художественную ценность. Следует указать на большое своеобразие декоративного оформления парадных помещений, где проявилось мастерство крепостных Воронцова: резчиков по камню и дереву, лепщиков, штукатуров, вышивальщиц, столяров. Подчеркнуть, что основная задача музея заключается в том, чтобы познакомить с характером интерьеров 30-40-х годов XIX века и художественной культурой России того периода. Здесь же обязательно надо дать характеристику экспозиции и ее состава, а именно: художественная мебель, осветительные приборы, фарфор и другие предметы прикладного и изобразительного искусства, дополняющие оформление интерьеров. Они включены в экспозицию с учетом назначения комнаты и ее декоративной отделки и подбирались соответственно характеру всего интерьера.

Нужно отметить то, что многое сохранилось от первоначального убранства дворца, некоторые экспонаты были переданы из других южнобережных дворцов и музеев, при этом учитывалось и время их изготовления, и стилистические особенности, которые позволили включить их в интерьер. Об этом необходимо сказать в вводном отделе, чтобы предупредить вопросы, относящиеся к быту помещика.

Экскурсовод должен помнить, что интерьеры дворца являются неотъемлемой частью архитектурного комплекса, они связаны со всем дворцовым ансамблем единством архитектурного замысла, и рассказ об особенностях архитектуры дворца должен продолжаться и в парадных комнатах.

 

ПАРАДНЫЙ КАБИНЕТ.

Говоря о романтической архитектуре дворца, о его экстерьере, мы отметили, что основным стилистическим мотивом ее является ориентация на английскую архитектуру XVI в. То же самое мы можем отметить, характеризуя интерьеры, т.е. внутренние помещения, в декоративном оформлении которых также сказывается большое влияние дворцовых интерьеров Англии XVI века.

В XVI веке в английских дворцах внутренние помещения отделывались резным деревянным декором. Отсюда в парадном кабинете – дубовые профилированные панели; большое количество дерева употреблено для отделки окна-эркера. Именно в XVI веке в английской архитектуре появились окна-эркеры, выступающие за пределы стены, увеличивающие освещение и площадь комнаты.

Четыре симметрично расположенные дубовые двери усиливают впечатление деревянной отделки; одна из дверей носит чисто декоративный характер. Детали отделки, характерные для Англии XVI века, во всех залах дворца (в большей или меньшей мере) переплетаются с элементами типичными для отделки 2-ой четверти XIX века, когда модной стала имитация. Здесь она применена в отделке потолка, где лепка из алебастра и раскраска имитируют дерево.

Характерная деталь английских интерьеров – камины. В сыром климате Англии камин не только согревает, но и является мощным вентилятором. Камины мы увидим во всех парадных помещениях дворца, и в каждом из них – отделка имеет свои особенности, сочетаясь с общей отделкой зала. Здесь камин из мраморовидного известняка серовато-коричневатых оттенков, хорошо сочетается с тоном дерева и обоев, которые не сохранились и заменены новыми. Колорит и рисунок их полностью соответствуют старым образцам.

В парадном кабинете - мебель, в основном, английской работы 1-ой четверти XIX века, выполнена из разных пород дерева. Ее богатая отделка: инкрустация металлом, пышная резьба по дереву, искусная полировка - усиливают впечатление торжественности и парадности этого помещения.

Обстановка комнаты типична для парадных кабинетов 30-40-х годов XIX века. Она не только характеризует эпоху, но и каждый отдельно взятый предмет представляет собой большую художественную ценность. Особенно интересен кабинетный книжный шкаф черного дерева, сделанный французскими мастерами в стиле Буль (Шарль Буль /1642-1732/ работал на рубеже XVII-XVIII веков). Его можно назвать творцом художественной мебели. Мастерски владея техникой набора, употребляя для украшения мебели накладную бронзу, слоновую кость, перламутр, панцирь черепахи, он добился большого колористического богатства и создал свой собственный стиль «Буль».

Комплекс кабинетной мебели: круглый стол, стулья и кресла орехового дерева, выполненные английскими мастерами 1-ой четверти XIX в., привлекает внимание мастерством инкрустации металлом по дереву, умением показать красоту древесины.

В парадных кабинетах часто размещалась портретная живопись, ярко характеризующая эпоху. Всматриваясь в изображения людей, помещенные в этом кабинете, можно с уверенностью сказать, что их коснулось дыхание войны 1812 года. Усиливающиеся в русском обществе идеи патриотизма побуждали художников искать и находить в человеке те черты, которые связывались с понятием «чувство гражданского долга». Художественным эталоном такого произведения можно считать военную галерею 1812 года в Зимнем дворце. Над ее созданием в течение ряда лет трудился со своими помощниками Голике и Поляковым английский художник Джорж Доу (1781-1829). Представленные здесь портреты участником русско-французской кампании Федора Петровича Уварова (1770-1824), Льва Александровича Нарышкина (1781-1829), Александра Христофоровича Бенкендорфа являются авторскими повторениями произведений галереи. Резкий поворот головы, огненный цвет в мундирах, грозовое небо в фоне – приемы, типичные для творчества Доу. Они сообщают живописи романтическую окраску.

В таком же изобразительном ключе решен парадный портрет первого владельца Алупкинского дворца графа М.С.Воронцова (1782-1856).

Когда в 1821 году англичанин Томас Лоуренс приступил к написанию портрета, ставшего впоследствии знаменитым, Михаил Семенович Воронцов пребывал в ореоле своей воинской славы, проявив личную храбрость и незаурядные способности командира в битвах при Бородино, Красном, Краоне. В 1848 году по заказу семьи Воронцовых Луиза Дессеме исполнила копию, вполне достойную оригинала. Удачно подражая кисти Лоуренса, его перламутрово-серым и черным тонам, художница сумела сохранить свойственный оригиналу романтический пафос.

Достойное место в экспозиции занимает портрет фельдмаршала М.И.Кутузова. Здесь же представлены небольшие бронзовые скульптуры: герцога Веллингтона (копия с работы Котера, английского скульптора первой половины Х1Х века) и прусского полководца фельдмаршала Блюхера работы немецкого скульптора Х.Рауха (1777-1857)

Дополняют убранство Парадного кабинета стоящие на шкафу часы из золоченой бронзы работы французского мастера Петра-Филиппа Томира (1741-1843). Они декорированы фигурами Минина и Пожарского – повторяют композицию известного памятника на Красной площади работы скульптора И.П. Мартоса.

Методические указания к рассказу в парадном кабинете.

Группу нужно поставить спиной к окну и камину (широким полукругом).

1. Акцентировать внимание на элементах отделки, характерной для английских дворцов 16 века.

2. Подчеркнуть строгость и парадность помещения.

3. Напомнить экскурсантам, что интерьеры дворца являются неотъемлемой частью архитектурного комплекса, они связаны со всем дворцовым ансамблем единством архитектурного замысла, и рассказ о них должен продолжаться и в парадных комнатах.

4. В рассказе обязательно придерживаться определенной последовательности: вначале следует рассказать о декоративной отделке интерьера (отделка стен и потолка, окон, дверей и камина), а потом уже переходить к характеристике предметов прикладного и изобразительного искусства (мебель, живопись, фарфор, бронза).

5. Ни в коем случае нельзя переходить к простому перечислению деталей отделки интерьера вперемежку с показом предметов мебели и живописных произведений.

6. Говоря о мебели, подчеркнуть, что интерьеры романтических построек допускали размещение мебели различной по художественным формам, стилистическим особенностям, по времени и месту их изготовления.

7. При показе живописных полотен обязательно раскрыть тему войны 1812 года.

 

КИТАЙСКИЙ КАБИНЕТ

Уже само название зала свидетельствует о восточных влияниях. Это не случайно: помещение обращено на южную сторону, где архитектура носит восточный характер.

Название «Китайский кабинет» комната получила по циновкам, которыми отделана верхняя часть стен. Циновки вышиты шелком и бисером, характер вышивок свидетельствует об исполнении их русскими мастерицами, по-видимому, крепостными вышивальщицами.

В отдельных деталях декора - признаки самых разнообразных стилей. Орнамент вышивок на китайских циновках и резьба по дереву выполнены в стиле итальянского Возрождения XVI века, обрамление зеркальных рам и их украшения зеркал носят готический характер. Точеные столбики на стенах, резные гирлянды с кистями внизу – типичны для барокко.

Но над всем этим почти неуловимо царит атмосфера восточного искусства. Это выражается в общей пышности всего декоративного убранства зала, в замысловатой орнаментике резьбы и лепки, в цветовом сочетании черного, коричневого и кремового, присущего многим произведениям китайского прикладного искусства.

В китайском кабинете особенно наглядно проявилось искусство и талант разнообразных мастеров, работавших на отделке дворца лепщиков, вышивальщиц, мебельщиков и резчиков по мебели. Эти мастера высокого класса отлично исполнили высокие филенчатые панели из светлого дуба, тонкие резные украшения по дереву. Особенным изяществом отличается резьба, украшающая дверцы стенного шкафчика, в орнамент которой вкомпанована первая буква владелицы этого кабинета «Е» - ЕЛИЗАВЕТА.

Среди мастеров, работавших во дворце, были талантливые мебельщики. Здесь имелась своя собственная мебельная мастерская, в которой изготовлялись стулья и кресла, находящиеся в этом зале (на спинках – стилизованные воронцовские монограммы), столики из волнистой березы (круглый гостиный и дамский – рабочий). Из воронцовских архивов известно, что в Алупке на протяжении многих лет работали крепостные столяры: Наум Мухин, Максим Тисленко, Яким Лапшин, колонист из немецкой колонии под Одессой Мартын Гольцман.

Хорошо вписывается в интерьер кабинета необычный по формам небольшой настенный шкафчик французской работы, близкий стилю Буль. В его отделке применен панцирь ч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: