Особые черты византийской мозаики




Одно из основным достижений у византийцев — это то, что они могли придать кусочкам из стекла абсолютно любую форму, но часто используемыми были прямоугольники и квадраты. Совсем редко на картинах можно встретить овалы и круги. Особенность считалось техника мозаики — прямой набор. Мелкие кубики из смальты не шлифовали, а просто выкладывали плотными рядами друг к другу. Как говорилось ранее, еще одним отличием был — золотистый фон.

В основном мозаика размешалась в пространствах над куполом, арках, стенах и в алтарной части, потому что именно в этих местах проскальзывали сильные контрасты и контуры, которые были видны издалека. Картины выкладывали из мелких цветных кубиков, как на прямых поверхностях стен, так и на вогнутых. Так как мозаика смотрелась лучше всего на поверхностях издалека, ее размешали на верхних частях стены, а внизу облицовывали мрамором в цвете.

Мастера очень тщательно подходили к своей работе и даже рассчитывали точный угол падения света, для того чтобы добиться переливов и мерцания, некоторые кусочки приходилось специально укладывать неровно, под разным углом, чтобы создать этот эффект.

Благодаря золотистому фону, силуэты из насыщенных цветов особенно выделялись.
Византийская мозаика имела характерную особенность от мозаики римской, потому что имела мелкий модуль камушков и деликатную кладку, в то время как римская была крупной и черты лиц не славились тонкостью, но были выразительны. Дух византийской мозаики был передан даже на маленьких фрагментах изображения и обладал особенной атмосферой благоговения.

 

Еще одна из особенностей - это наличие контуров каждого объекта в картине, которые были очень четкими. Поэтому при просмотре картины издалека, мы видим персонажей более заметными, где роль так же играет золотой фон..

Что помогает решать сегодняшние художественные задачи?

На протяжении долгих веков, мозаика совершенствовалась, развивалась, но сохранила свой стиль как и много тысячелетий назад. Настоящее время можно назвать вторым рождением мозаики.

Как и в VII веке, в XX наша страна пережила период богоборческой власти. Было уничтожено множество христианских святынь. Например, монастырь Успения Пресвятой Богородицы в Крыму, в городе Бахчисарай. Вот уже 20 лет происходит возрождение монастыря, по фотоснимкам, которые сохранились. Внутри храма применена техника мозаики, эскизы которой были разработаны на основе искусства византийских образцов.

Мастера Византии подали очень хороший пример своим современникам, даже сегодня их творческий путь продолжается. Теперь техника мозаику можно назвать образцом классического искусства.

Большинство современных, художников XXI века используют знания старинных мастеров, те же определения и названия, технику и выкладывание стекла. Со всего мира приезжают в центр древних культур академии Равенны, для того чтобы прослушать лекции и поучаствовать в семинарах. Выпускники этой академии могут в точности создать копию известных византийских изображений.

На сегодняшний день в Италии и Стамбуле, мы можем увидеть знаменитые старинные образцы. Мавзолеи и соборы изнутри украшены прекрасной мозаикой. В Равенне и Айя-Софии находятся одни из самых древних византийских изображений. Ну и конечно, можно найти панно в некоторых церквях Киева. Так же мастера на Руси позаимствовали идеи у византийцев.

Вывод

Исходя из выше сказанного, мы можем сделать вывод, что огромную роль византийской мозаики играет мастерство и опыт мастеров Запада и Востока, которые пришли к созданию искусства независимо друг от друга.

Появились различные направления, они отличались красочным разнообразием, качеством исполнения, живописностью и потрясающим переливом цветов.

Так же, мы называем византийскую мозаику эталоном мастерства, потому что в изображениях человеческого тела все было пропорционально и использовались только материалы высоко качества.

Мы провели сравнение с античной мозаикой и сделали заключение, что смальтовые композиции отличались таким качеством, как игра света на поверхностях, для выявления которой мастера вычисляли точный уровень угла для попадания лучей.

Так как, стоимость была вполне доступной, это последовало быстрому распространению технологии смальты в самой византийской империи и за ее пределами.

Нельзя не отметить, знаменитый золотой фон, благодаря чему, силуэты из насыщенных цветов особенно выделялись.

Мастера Византии подали очень хороший пример своим современникам, большинство художников XXI века используют знания старинных мастеров, те же определения и названия, технику и выкладывание стекла.

Список литературы

1. Н.А Дмитриева Краткая история искусства. - М.: Издательство 1969г. - выпуск 1.

2. Вахрушева Ю. История мозаики: [мозаичное искусство]// ДЕКО. – 2008. - №1. – 62с.

3. Искусство Византии/ Д.Т.Райс. –М.: Слово, 2002. – 254с.: цв. ил. –(Большая библиотека «Слова»)

4. Очерки истории искусства / Под. Ред. Н.Е. Григоровича и Г.Г. Поспелова - М.: Советский художник 1987г.

5. Искусство Византии: ранний и средние периоды/ Г.С.Колпакова. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 527с.: цв. ил.- (Новая история искусств)

6. Ильина Т.В. Введение в искусствознание. - М.: Астрель 2003г.

7. Культурология. / Под. Ред. А.Н. Марковой - М.: ЮНИТИ 2000г. 2-е изд.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: