I. Типы заданий части 2, используемые в ЕГЭ по биологии




ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

_______________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для председателей
и членов региональных предметных комиссий

По проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 года

БИОЛОГИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

 

 

Москва

2016

 

 

Авторы-составители: Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А.

 

 

Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2016 г. по биологии подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2016 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) по биологии.

В методических материалах дается краткое описание структуры контрольных измерительных материалов 2016 г. по биологии, характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в КИМ ЕГЭ по биологии, и критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.

 

 

© Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А., 2016

© Федеральный институт педагогических измерений, 2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение. Об особенностях экзаменационной модели ЕГЭ 2016 года  
I. Типы заданий части 2, используемые в ЕГЭ по биологии  
II. Система оценивания заданий с развернутым ответом  
III. Виды используемых шкал для оценки заданий с развернутым ответом каждого типа  
IV. Инструкции для экспертов по оцениванию заданий части 2  
V. Рекомендации по оцениванию и анализ экспертных оценок заданий части 2  

 


Введение

 

 

Экзаменационная модель ЕГЭ по биологии в 2016 году по сравнению с КИМ 2015 года не претерпела существенных изменений. Она определена с учётом нормативных документов, итогов обсуждения подходов к созданию стандартизированных форм проверки.

Объектом контроля на ЕГЭ служит фундаментальное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение в различных учебных программах по биологии для средней (полной) школы.

В качестве документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ, используются: кодификатор, спецификация экзаменационной работы и демонстрационный вариант, которые размещены на сайте ФИПИ (www.fipi.ru).

Каждый вариант экзаменационной работы включает 40 заданий и состоит из двух частей, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 33 задания. В начале первой части содержатся 25 заданий с выбором одного верного ответа их четырёх предложенных. Задания №№ 1-24 контролируют знания и умения выпускников на базовом уровне. Задание № 25 относят к заданиям повышенного уровня сложности. В нем учащимся предлагается проанализировать два суждения, и сделать вывод об их правильности. Рассматривается также четыре варианта ответа, из которых верным является только один.

В этой же части находятся задания повышенного уровня с кратким ответом, их 8: 3 задания с множественным выбором (задания с выбором трёх верных ответов из шести предложенных); 4 задания на установление соответствия и 1 – на установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений.

Часть 2 включает 7 заданий с развёрнутым ответом: 1 – практико-ориентированное на два элемента ответа и 6 заданий, контролирующих знаний и умений по всем разделам курса биологии, на три и более элементов. Все задания части 2 имеют высокий уровень сложности.

В работе используется сквозная нумерация заданий (1–40). На выполнение варианта отводится 180 минут.

Проведённый анализ статистических данных ЕГЭ 2015 года показал, что в целом задания КИМ по биологии отвечают требованиям к качеству, отличаются валидностью и надёжностью, другими характеристиками.


I. Типы заданий части 2, используемые в ЕГЭ по биологии

Каждый вариант работы содержит 40 заданий, различающихся по уровню сложности, из которых 7 заданий представлены в части 2:

· 1 задание – с двумя элементами ответа, высокий уровень - 34

· 6 заданий – с тремя и более элементами ответа, высокий уровень - 35–40

Эти задания оцениваются соответственно максимальными баллами 2 и 3.

Включение в экзаменационную работу заданий со свободным ответом имеет большое значение для получения объективных результатов при проведения ЕГЭ. Задания этого типа дают возможность не только оценить учебные достижения экзаменуемых, глубину их знаний, но и выявить логику их рассуждений, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, обосновывать, делать выводы, логически мыслить, четко и кратко по существу вопроса излагать ответ. Эти задания обеспечивают дифференциацию выпускников по уровню и качеству подготовки и имеют большое значение для отбора их в вузы.

В отличие от заданий части 1, которые проверяются автоматически, задания части 2 проверяются экспертами – специалистами в области биологического образования.

Задания с двумя элементами ответа - 34 контролируют знания по всем блокам содержания, умение выпускников применять в практических ситуациях биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, характерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции. Эти задания относят к заданиям повышенного уровня сложности и оцениваются максимально в два балла.

Задания с тремя и более элементами ответа – 35-40 контролируют усвоение нескольких элементов знаний (от 3 до 6), умение применять знания в измененной и новой ситуации и оцениваются от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты ответа. Они рассчитаны на анализ, объяснение того или иного явления и требуют от учащихся знаний биологических закономерностей, проявляющихся на всех уровнях организации живого, умения самостоятельно оперировать биологическими понятиями, работать с текстом, рисунком, схемой, решать задачи по генетике, цитологии, эволюции и экологии.

 


II. Система оценивания заданий с развернутым ответом

Задания части 2 оцениваются предметной комиссией и являются сложными для выполнения учащимися и оценивания их экспертами. Это связано с тем, что учащиеся часто дают расплывчатые ответы, не конкретизируют их, отвечают не на поставленный вопрос. Вычленить в таких ответах правильные элементы достаточно сложно. Поэтому для проверки результатов выполнения заданий с развернутым ответом по биологии используется система оценивания, ориентированная на содержание отдельного задания. К заданиям прилагается инструкция с эталонами ответов. Она позволяет эксперту соотнести ответ ученика с эталоном и правильно его оценить. При этом учитывается правильность ответов (наличие или отсутствие биологических ошибок) и их полнота в соответствии с разработанным для каждого ответа эталоном.

При оценивании задания с развернутым ответом следует учитывать указания: «Объясните полученные результаты» или «Ответ поясните». Отсутствие пояснения в ответе снижает его качество и соответственно понижает баллы.

В экзаменационной работе используются два типа критериев оценивания заданий с развернутым ответом: с открытым и закрытым рядом требований. В первом случае в эталоне предлагается примерный правильный ответ и указано: «Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла». В этом случае правильный ответ может быть дан иными словами.

В случае закрытого ряда требований в эталоне предлагается единственный правильный вариант ответа, не допускаются иные интерпретации и указано: «Правильный ответ должен содержать следующие позиции». В ответах на такие задания должны обязательно присутствовать все позиции, указанные в эталоне ответа.

Оценка письменного ответа проводится путем сопоставления работы ученика с эталоном ответа, при этом эксперт должен ориентироваться на элементы и критерии оценки ответов, которые требуется раскрыть в задании, выявить биологические ошибки и неточности.

Следует отметить, что эталоны ответов носят примерный характер, определяют самое существенное содержание ответа, сформулированы кратко. Эксперты не должны воспринимать формулировку критериев как единственно правильную, за исключением тех случаев, когда в критериях представлена схема решения задачи. Поэтому при оценке ответов испытуемых или еще на этапе предварительного ознакомления с заданиями и критериями их оценивания целесообразно спроектировать следующие позиции: характер информации, полнота отражения в эталоне элементов ответа, возможная вариативность ответа. Ответ выпускника может отличаться от эталона по форме, последовательности изложения элементов содержания. Учащиеся вправе изложить свой ответ другими словами, привести дополнительные сведения, которые не содержатся в эталоне. В этом случае допускается иная формулировка ответа, не искажающая его смысла и не влияющая на оценку.

Если в ответе выпускника наряду с элементами знаний, предложенными в эталоне, содержатся сведения, превышающие требования к ответу и не включенные в эталон, то это не позволяет повысить число баллов за ответ, поскольку максимальное число баллов указано в эталоне. В каждом случае эксперт должен объективно установить степень полноты и правильности ответа и оценить его.

Каждый ответ ученика оценивается независимо двумя экспертами. При расхождении экспертных оценок в один балл выставляется более высокая оценка. При расхождении оценок в 2 и более баллов назначается третий эксперт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: