Путешествие продолжается




Благодарности

Эспоо, 10 марта 2006

Иногда рот открывается в совершенно неподходящем для этого месте. Именно это и случилось в офисе едва открывшегося King Foo Entertainment Ltd. осенью 2002 года. О том чтобы написать книгу я даже и не помышлял, но менеджер NIghtwish Эво Похъёла смог меня на это подбить. Иногда я желал господину Похъёле провалиться в тартарары, а иногда, за его пинок под зад, я благодарил Всевышнего, ведь создание этой книги стало опытом, пережить который я никогда не помышлял и вряд ли я переживу, что-либо подобное когда-нибудь еще. Я бесконечно благодарен Эво за его инициативу и ту помощь, которую он мне оказывал на протяжении всего пути.

Так вот. Если бы я сказал, что эта книга далась мне легко, я был бы самым большим лжецом в мире.

Множество людей самыми разнообразными способами помогли мне в создании книги. Прежде всего, я хочу побагодорить моих собеседников: Тарью Турунен, Туомаса Холопайнена, Юкку Неваляйнена, Эмппу Вуоринена, Марко Хиетала, Сами Вянска, Сампо Хирвонена, Кирсти Нортиа-Холопайнен, Пентти Холопайнена, Петри Холопайнена, Эво Похъёла, Теро Киннунена, Тони Пейю, Тапио Вильска, Томми Штольта, Кимми Туунайнена, Ари Суоми, Киммо Ахола, Марку Аалто, Пламена Димова, Тимо Хало, Рику Пяаккёнена, Богдана Копека, Мике Гиттера, Хольгера Тифенбаха, Пипа Вильямса, Петтери Кумпулайнена, Джорджин Брюланд, Эрин Брюланд, Калеви Олли, Тимо Раутайнена, Йоуни Хюнюнен, Тони Какко, Микко Кармила, Ленни Линдфорса и Ярмо Лаутамяки.

Было много и других интервью, но полученный материал для книги не подходил. Поэтому отдельную благодарность я выражаю Сакари Хиетала, Сюзанне Вилен, Даниеле Швейгер, Анти Тойвиайнену и Эрику Бруланду.

Хочу поблагодарить Кристиину Сарасти, редактора финского издания, превратившую мою суматошную писанину в нечто эпическое и графического дизайнера Элизу Кармасало, благодаря которой на книгу приятно смотреть.

Я признателен Антти Корпинену, за его помощь в расшифровке записей с интервью и Йоне Никула, оказвшего мне честь, написав свое предисловие.

Туула Сальминен, Янне Пелтонен и Туула Росси, получили достойное сочувствия задание вычитытвать мои кошмарные наброски задолго до окончания книги и я бесконечно им за это признателен.

За текстовые и фотоматериалы, что были обнаружены в различных местах, а также за проливающие свет комментарии я хотел бы поблагодарить Нелли Ахветлахти, Тимо Изоахо, Хакона Грава, Яна Карлссона, Мики Йохансона, Кари Хелениуса, Вилле Кауханена, Ярмо Катила, Кейо Лехикойнена и Йохана Ярвентауса.

Огромное спасибо моей дорогой Риитте, терпевшей вид спинки моего стула в течение долгих месяцев. Я бы не справился без тебя.

И спасибо Лиито. Хонкалиито – удачи в твоих делах!

И всем тем, кого я не упомянул: спасибо за вашу помощь. Я никогда вас не забуду.

Книга посвящается Курту Йохансону Оллила и Деми. Мне очень вас не хватает.

Мапе Оллила

 

 

Предисловие

Хельсинки Ice Hall, декабрь 2004

Будучи лучшей финской группой своего поколения Nightwish сумели распродать все билеты на свой концерт в Ice Hall. А ведь это то самое место, где еще ребенком я увидел Iron Maden, Dio, Metallica и множество других групп, несущих ответственность за то, что моя жизнь сделал крутой поворот и я оказался втянут в рок-бизнес.

Воздух наэлектризован. Менеджеры слоняются за сценой и Кауханен с присущим ему сарказмом, комментирует каждого, кто попадается на его пути. На сцене Помми-Маркку занят проверкой проводки, в то время как оставшаяся часть команды уже закончила свою работу и попросту убивает время. Спокойные движения и неторопливая деятельность показывают, что хотя шоу в Ice Hall знаменует официальное покорение Хельсинки, группа и их команда чувствуют себя в огромном зале как дома.

Наконец, как только группа выходит на сцену, атмосфера ожидания сменяется эйфорией. Пользуясь неоспоримой властью они играют свои хиты, подстегивая неистовство толпы как на танцполе так и на сидячих местах. Взметаются волосы и течет пот – фанаты празднуют визит в столицу рожденной в Китеэ металл-группы. Туомас молотит по клавишам, а остальные члены группы своей игрой - сосредоточенной, но без малейшего напряжения, возводят тяжелую, мелодичную стену музыки. На ее вершине Тарья – возвышенная, уверенная в себе, величественная фигура – властвует над представлением. Наблюдая за этим потрясающим шоу, вы не можете сопротивляться чувству восхищения группой, прошедшей за минувшие восемь лет долгий эволюционный путь.

 

Лепакко, 1997

На протяжении восьми лет я работал музыкальным редактором, специализирующимся в тяжелом металле, на Хельсинкском Radio City. И к этому жанру я уже начинал относиться с большой долей скептицизма. Девяностые были интересны наличием огромного количество поджанров и множества групп. При этом для радио это не самая простая ситуация, так как вы должны успешно удерживать аудиторию своей программы снова и снова, после каждой песни. Metallica выпускает один несчастный альбом раз в пять лет и ситуация такова, что новых, интересных групп, способных распахнуть металлу двери в новое тысячелетие, днем с огнем не сыщешь.

Безусловно, новое металл-поколение уже на подходе, но на данный момент любые попытки предугадать будущего лидера похожи на стрельбу в полной темноте. В новых условиях Европейская и Американская сцены совершенно видоизменились. Британский металл потерял свою доминирующую позицию, и внимание сосредоточилось на Финляндии и других частях Скандинавии, и пока Европа строго следует местным традициям в разных частях континента, Америка создает городской гибрид рэпа и металла. Даже в терминологии на разных континентах существует значительная разница: Death metal, Black metal, Alternative metal и Melodic metal стали обозначать совершенно разные вещи на противоположных сторонах Атлантики. Итак – несомненно, новые интересные направления в металле есть, но главного – по настоящему творческих, изобретательных групп, у которых хватило бы сил возвысить один поджанр над другими - нет.

И тут я получаю еженедельный рекламный сборник от Spinefarm Records, и без особых ожиданий вскрываю пакет. Обычно я делю диски на те, которые прослушаю сейчас, которые прослушаю в ближайшем будущем и те, которые прослушаю когда-нибудь потом. Может быть. В этот пакет входит и дебютный альбом Nightwish, который я немедленно и прослушал.

Хотя я и не мог утверждать, что эта группа к началу 21 века продаст миллионы копий своих альбомов, я все же был впечатлен. Изобилующая мощной чувственностью, драматичная и мелодичная музыка не всегда соответствовала оперному пению Тарьи, но сложившись вместе эти отдельные фрагменты превращались в чарующее волшебство. Тем не менее, слушая песни я посмеивался над пресс фото, на которых тощие юнцы и девчушка в футболке Маримекко притаились в лесу. Все это больше походило на полевую практику биологического класса средней школы, чем на хеви-металл группу.

Тем не менее, звучание и образ группы, со всей своей невинной искренностью, сработал. В отличие от большинства иностранных атмосферных групп Nightwish, казалось, не следовали никаким правилам, и это притягивало. Группа все еще была зеленой, но вскоре этот плод должен был созреть.

По-прошествие лет звучание группы усложнялось, и группа становилась более уверенной в себе. Фотография, изображающая Белоснежку и семь гномов, все еще была ужасна, но выразительность и талант группы с лихвой перекрывали недостатки их образа. То, что начиналось, как небольшой проект постепенно спаивалось все прочнее и прочнее. Туомас все лучше писал песни для Тарьи, которая все лучше их пела, а общая концепция группы начала складываться прямо на глазах у постоянно растущей аудитории. Успех в Финляндии и за рубежом рос после каждого нового альбома и тура. Волосы у парней отрастали, а Тарья в новых костюмах больше не выглядела тирольской официанткой. И как только форма стала соответствовать содержанию, все преграды рухнули.

 

Хельсинки, февраль 2006

Сейчас уже прошло несколько месяцев с того момента, как Nightwish закончили свой 18-месячный тур концертом на Harwall Arena и уволили вокалистку Тарью Турунен. Ситуация была широко освещена в главном вечернем выпуске новостей Финской широковещательной компании и в таблоидах. Вопрос был даже поднят в интервью с премьер-министром. Не мое это дело, как автора данного предисловия, или как поклонника группы, комментировать абсурдные размеры, до которых вырос этот медийный цирк, но мне кажется, что одно очевидно: если изменение состава Nightwish стало главной новостью для Финской широковещательной компании, то наши размышления о том, какая же именно Финская металл-группа действительно откроет новое тысячелетие для металла больше не имеют смысла. Как прискорбно не складывалась бы ситуация для группы, она доказала, что Nightwish достойны статуса новых мессий от металла.

Nightwish – группа Туомаса Холопайнена и дело всей его жизни. Он один из талантливейших рок-композиторов своего поколения и его деятельность определяет, как будет звучать группа на сцене и в студии – и да будет так. Когда в своей крохотной дикторской кабинке я сел послушать альбом, который был лишь немного отшлифованной первой демо-записью, и посмеивался над невинным видом паинек на промо-фото, Туомас уже слышал в своей голове звучание следующего альбома. И всей той цепочки альбомов, в которую он однажды выльется.

Я хочу поблагодарить Nightwish за все прошедшие годы и пожелать им блестящего будущего. У меня нет сомнений, что они только начали удивлять нас.

 

Йон Никула

 

 

Вступление

Туомас Холопайнен – клавишник Nightwish надвинул поглубже свою ковбойскую шляпу и затушил сигарету. Участники группы встали вкруг и положили руки друг другу на плечи – риутал сосредоточения, ставший привычным за прошедшие годы. Одетый в костюм и белоснежную рубашку гитарист Эмппу Вуоринен обнимает больную гриппом вокалистку Тарью Турунен, чей муж и менеджер Марсело Кабули лихорадочно одергивает края ее желтого платья.

Одиннадцать тысяч фанатов кричат во всю силу своих легких и беснуются за тяжелым черным занавесом. Они продолжают это делать, с тех пор как Sonata Arctica из Финской Кеми отыграли свой сет. Сегодня 21 октября 2005 года Nightwish из Китеэ заканчивает свой полуторалетний тур на Hartwall Arena в Хельсинки – самой большой закрытой концертной площадке, на которой они когда-либо играли в Финляндии. Это шоу закроет целую эру в истории группы. В настроении одновременно присутствуют и грусть и облегчение. Концерт будет отснят и позже выйдет на DVD под названием «End of an era».

За представлением последует годичный перерыв, в течение которого участники группы смогут расслабиться, и сосредоточится на своих семьях, сольных проектах и частной жизни впервые с того момента, как Nightwish вознеслись к славе в далеком 1998 году.

Вообще, например, в Германии, Nightwish уже длительное время выступали перед такой большой аудиторией, но концерт в Hartwall вошел в историю даже не успев начаться, так как ни одна финская группы до этого не смогла распродать билеты на свой концерт так быстро, как это сделали Nightwish. Одиннадцать тысяч билетов ушли за 65 минут и ни один не был продан за границу.

На своем пути к Harwall Arena, Nightwish побывали в сорока странах, продали свыше трех миллионов альбомов, пережили радость и боль и эта книга обо всем этом. Но сейчас время сосредоточится на концерте.

Гаснут огни. Первым на темную сцену выходит ударник Юкка Неваляйнен. В нахлынувшем шуме, перерастающем в рев, смешались поклонники металла, готичные девушки, бизнесмены, дети – совершенно обычные люди. В своей родной стране музыка Nightwish это мэйнстрим, феномен, сплотивший совершенно разных людей, что отчетливо видно по составу зрителей, собравшихся на сегодняшний концерт. Туомас, Эмппу и басист Марко Хиетала выходят на сцену, и мы слышим фонограмму шепота: «Once I had a dream and this is it… » Первые звуки «Dark chest of wonders» разрывают воздух, и пиротехнические заряды взрываются на 25-секундной отметке. Тарья выплывает на сцену и через минуту начинает петь. В ее голосе можно услышать легкую зажатость, но зал не обращает на это никакого внимания. Люди вскакивают со своих мест, а толпа на танц-поле начинается настоящее безумие – да, Тарья обладает умением сводить толпу с ума одним мановением руки.

Следующими идут агрессивная «Planet hell» сопровождаемая множеством пиротехнических эффектов, «Ever dream» и «Kinslayer» с предыдущего альбома и «Phantom of the opera» из одноименного мюзикла Эндрю-Ллойда Уэббера. Перед «The Siren» Тарья переодевается в темное платье. Волнующееся море, созданное компьютерным художником Микко Питкяненом, плещется на жидкокристаллическом экране. Задний фон превращается в звездное небо, знакомое по обложке нового альбома и группа начинает играть спокойную балладу «Sleeping sun» в то время как Тарья вновь меняет наряд и предстает в белом платье с длинным шлейфом.

С помощью Марсело Тарья уходит на отдых в маленькую гримерку за сценой, в то время как парни исполняют кавер версию на композицию Pink floid «Higher than hope» с вокалом Марко. Огонь еще раз поглощает сцену во время «Bless the child» - видео-хита с альбома Century Child, и Тарья вновь привлекает внимание, возвращаясь на сцену на высоких каблуках и в черно-желтом готическом наряде.

Одна из самых известных песен группы, «Wishmaster» еще сильнее возбуждает аудиторию. Взрывающиеся заряды и пламя, кажется, выжигают почти весь кислород в воздухе. Неистовая «Slaying the dreamer» бьет зрителей еще сильнее, напоминая, что не смотря на то, что Nightwish - популярные любимцы толпы, это еще и мрачная металл-группа, выплескивающая в свою музыку ненависть и ярость.

В то время как остальные участники группы покинули сцену, Тарья, под минусовку, исполняет эмоциональную «Kuolema tekee taitelijan». Одна из самых меланхоличных композиций, когда либо созданный группой, она звучит практически как их собственный погребальный звон. Ощущение финала усиливается видом пустой сцены перед началом следующей песни. Это их самый большой хит – «Nemo».

Клавишное вступление к «Nemo» заставляет зал взорваться. Рев толпы прорывается сквозь наушники и пронзает барабанные перепонки. Арена наполнена людьми, поющими с Тарьей всю песню, но затихающими на следующей – ошеломляющим проявлением таланта группы, десятиминутной «Ghost love score». Горящие свечи и отрывки стихов танцуют на гигантском экране. Звуки величавого хора и громоподобного классического оркестра наполняют арену, а грациозный танец Тарьи способен очаровать даже самого хладнокровного наблюдателя. Посреди песни группа уходит за кулисы и наступает звездный час для техника-осветителя Томми Штольта с его впечатляющим арсеналом. Как только группа вновь выходит на сцену, чтобы закончить эту ставшую классикой вещь, по обе стороны сцены взрываются ракеты с конфетти, наполняя воздух кусочками разноцветной бумаги и скрывая группу из виду.

Впервые на сцену вместе с группой выходит индеец-лакота Джон Ту-Хоук и демонстрирует гипнотический шаманский танец и соло на флейте, после чего к нему присоединяется группа и впервые играет вживую «Creek Mary’s blood».

Затем группа исполняет композицию Гари Мура «Over the hills and far away», даже не смотря на то, что раньше Туомас клялся, этого больше никогда не делать. Для финнов эта версия песни стала настолько привычной, что многие стали думать, что это оригинальная песня Nightwish. Шоу в Hartwall, как и многие другие выступления во время тура, завершает металл-диско «Wish I had an angel» и заряды взрываются вокруг всей сцены.

После колоссального удовольствия, которое они доставили своим соотечественникам, группа выходит на поклон – в сто восьмой и самый последний раз за тур Once. Отчаяние на лице Туомаса Холопайнена красноречивей тысячи слов. Кое-что произойдет после представления, кое-что, о чем группа знала еще с февраля 2005 года. Тарья Турунен, получившая мировую известность в качестве лица и голоса Nightwish будет уволена из группы.

Что бы ни произошло после сегодняшнего вечера, выступать с Nightwish Тарья больше не будет.

После шоу, за кулисами группа снова обнялась в последний раз, и Тарье было вручено письмо, содержание которого чуть позже станет известно абсолютно всем. А пока Тарье посоветовали не открывать его до следующего дня. В письме говорилось:

Дорогая Тарья,

Время выбирать – закончится ли история Nightwish здесь и сейчас или же она будет иметь продолжение и дальше. Мы работали вместе в течение девяти лет и на данный момент мы не готовы все бросить. Nightwish это жизненный путь, что-то, ради чего стоит жить и мы уверены, что не можем это оставить.

Но точно также мы уверены и в том, что продолжать этот путь с тобой и Марсело мы больше не в состоянии. В течение нескольких последних лет произошло кое-что печальное, что я прокручивал в своей голове постоянно – и днем, и ночью. Твое отношение и поведение больше не соответствуют характеру Nightwish. В тебе появились черты, появлению которых в своем старом дорогом друге я просто не мог поверить.

Люди, не разговаривающие друг с другом годами, не могут быть членами одной команды.

Мы заняты в индустрии, где деловая сторона – необходимое зло, заставляющее думать о себе все время. Но также мы – группа, всегда создававшая музыку, идущую от самого сердца, ради дружбы и самой музыки. Моральное удовлетворение всегда должно быть важнее денег! Nightwish – это группа, это чувство.

К сожалению, для тебя бизнес, деньги и вещи, не имеющие ничего общего с этим чувством, становились все более значимыми. Ты чувствуешь, что принесла себя и свою карьеру в жертву Nightwish, но не думаешь о том, что дало это тебе. Это отношение было ясно продемонстрировано двумя вещами, которые ты сказала мне тогда, в самолете в Торонто: «Я больше не нуждаюсь в Nightwish» и «Запомни, Туомас, я могу покинуть группу в любое время, предупредив тебя всего лишь за день до этого».

Я просто больше не могу писать песни, которые бы исполняла ты.

По твоим словам ты всего лишь «приглашенный музыкант» в Nightwish. Что ж, сейчас наше сотрудничество подходит к концу, и мы продолжим историю Nightwish с новой вокалисткой.

Мы уверены, что для тебя это станет таким же облегчением, каким это стало и для нас. Слишком долго нам всем было плохо.

Ты сказала, что как бы то ни было, следующий альбом Nightwish станет для тебя последним. Но мы хотим продолжать работать до тех пор, пока в нас горит огонь. Так что делать новый альбом с тобой просто нет смысла.

Четверо из нас проходили через эту ситуацию бесчисленное множество раз и мы поняли, что это именно та вещь, которой мы бы хотели заниматься в жизни. Это все, что мы можем делать. В декабре 2004,в Германии, ты сказала, что ты никогда больше не отправишься в тур более чем на две недели подряд. Ты также сказала, что мы можем забыть о США и Австралии, потому что предполагаемые гонорары и площадки для выступления слишком малы.

В интервью я упоминал, что если Тарья покинет группу, то это станет концом. Я понимаю тех людей, которые рассуждают подобным образом, но, тем не менее, Nightwish это декорации моей души и я не готов остановить представление из-за одного человека. Человека, желающего сосредоточить свое творческое начало на чем-то еще, человека, чьи ценности не соответствуют моим. Нас не тревожил тот факт, что ты не принимала участие в написании или аранжировке песен, что за все девять лет ты ни разу не отрабатывала песни с нами до того как идти в студию, что во время туров ты всегда хотела лететь отдельно от нас, со своим мужем и что ты стала бесспорным лицом группы.

Мы приняли и считали нормой все, за исключением жадности, пренебрежения поклонниками и нарушения обещаний. Пятерыми из нас было достигнуто соглашение, по которому Nightwish была главным приоритетом среди всего, чем бы мы ни занимались на протяжении 2004-2005 годов. И все же слишком многое было для тебя более важными! Последним примером этого стало шоу в Осло, на которое были распроданы все билеты, и которое ты хотела отменить из-за необходимости репетировать твой сольный концерт, встречаться с друзьями и ходить в кино. Это слова, сказанные Марсело в электронном письме, объясняющем причины отмены. И это всего лишь один пример из множества. Я не могу придумать худшего проявления эгоизма и пренебрежения фанатами.

Nightwish это жизненный путь и работа с большим количеством обязательств, как друг перед другом, так и перед поклонниками. С тобой мы больше не можем заботиться об их выполнении.

Глубоко внутри мы не понимаем, кто из вас подвел нас к этой черте. Каким-то образом Марсело превратил тебя из милой девочки, которой ты была, в диву, которая действует и думает совсем иначе. Ты слишком уверена в своей незаменимости и стабильности своего положения.

Очевидно, что ты обвиняешь нас четверых в своем постоянном напряжении и мучениях. И ты уверена, что мы не уважаем и не слушаем тебя. Поверь нам, мы всегда безгранично уважали тебя как великолепную вокалистку и как друга. И очень часто, на протяжении последней пары лет, наши планы приводились в соответствие исключительно с твоими решениями. Ты всегда была тем единственным человеком, кто хотел получать больше денег за выступления.

Это отношение – вознаграждение и больше денег за все – именно тот факт, который разочаровал нас больше всего!

Мы бы хотели, чтобы с этого момента ты чаще прислушивалась к своему сердцу, а не к Марсело. Культурные различия, в сочетании с умением извлекать выгоду из всего и любовью очень опасная комбинация. Не погуби себя.

Это решение не та вещь, которой мы можем гордиться, но ты не оставила нам выбора. Пропасть между нами слишком широка. И решение принято нами четверыми единогласно. Мы перешли грань, до которой проблемы еще могли быть решены переговорами.

С наилучшими пожеланиями твоей жизни и карьере

Туомас

Эмппу, Юкка, Марко.

P.S. Это открытое письмо для всех

 

23 октября письмо было опубликовано на официальном сайте группы и вызвало шумиху в прессе. Что произошло? До этого Nightwish никогда не обсуждали свои проблемы на публике, а в их успехе не было ни малейшего намека на скорый закат.

Напротив, популярность Nightwish росла после каждого нового альбома и достигла всех уголков мира, куда только могла дойти западная поп музыка. Одна из четырех крупнейших международных звукозаписывающих компаний Universal Music выпускает альбомы группы практически во всем мире. Группа имеет отдельные договора на выпуск записей в Финляндии, Германии, Японии и США. Альбомы Nightwish проданы более чем тремя миллионами копий, а их бизнес по продаже товаров под маркой Nightwish оценивается в сотни тысяч евро. Спектр продуктов включает в себя помимо одежды, флагов и постеров - презервативы, пиво Nightwish и даже, производимые на заказ стеатитовые колонки.

Как любой пионер жанра, Nightwish имеет множество подражателей по всему миру. От наиболее известных групп, таких как австрийская Edenbridge и Vision of atlantis до южнокорейской Seraphim – множество групп называют Nightwish источником своего вдохновения. Теперь многие используют в своем творчестве сочетание оперного вокала и мелодичного хеви-метал, которое именно Nightwish сделали знаменитым. Существует несколько трибьют-групп Nightwish: Shades of candles, Dark sin, TheLastWish и Silent Lagoon из Италии, Kinslayer и Wishmaster из Канады, Simbelmyne и Points of lights из Сербии, Nightwish revival из Чехии, Elevenpath из Бразилии и Twilight Symphony из Венгрии.

Поклонников Nightwish можно найти во всех частях света. В их число входят люди всех возрастов, размеров и цветов, от готов до ценителей оперы, от затянутых в клепаную кожу фанатов металла до детей, привлеченный фэнтезийной лирикой и до тех, кто просто слушает музыкальные хит-парады. Nightwish это феномен, подобного которому еще не было в истории финской музыки, со времен истерии по подростковой группе Dingo в восьмидесятых.

Но что такого присуствует в фэнтезийном металле Nightwish, что притягивает людей со всего света? И что последует за драматическом прощанием после шоу на Hartwall Arena? Для ответа на эти вопросы мы должны вернуться к самому началу всей этой истории. Давайте начнем с сердца, мозга и души Nightwish – Туомаса Холопайнена.

 

1.

«I was weak yet not unblessed»[1]

По словам отца Туомас Лаури Йоханнес Холопайнен родился 25 декабря 1976 года с чашей счастливчика – остатком плодной оболочки – на голове. В семимесячном возрасте Туомас был доверен заботам няни, и жизнерадостного и беззаботного малыша это ничуть не расстроило. Няня играла значительную роль в жизни Туомаса на протяжении тех лет, что семья жила в Пиртииле и Китеэнлахти и его отец думает, что занимательные истории бабушки Тиине сделали очень многое для развития дружелюбного характера и красочного воображения мальчика. Безусловно, благожелательность родителей также влияла на развитие его личности.

Туомас, в то время звавший себя Тоо, вспоминает свое детство как блаженное время. «Мне бы хотелось суметь однажды объяснить, донести чрезвычайную значимость для меня первых мои тринадцати лет жизни. Когда я закрываю глаза, то могу вызвать в памяти рождественские праздники, дом моего детства и все мельчайшие детали различных событий. Я до сих пор получаю от этого огромное удовольствие – аж мурашки по коже. Это то, на что мог бы быть похож мой личный рай. После смерти я хотел бы уйти туда, вернуться в то время. У меня не хватает слов – да и музыки – чтобы описать, что мое детство значило для меня, и насколько счастливым оно было».

Письменное упражнение из 1985 года и, одновременно, автопортрет, рассказывает собственным языком о счастливом детстве Туомаса:

Я Туомас Холопайнен.

Быть дома весело.

Мои друзья в Китеэнлахти.

Школа – это весело.

Я испытваю хорошие чувства.

Мои родители – счастливые люди.

Я люблю школу.

Мне не нравится рано вставать.

Мне нравится решать кроссворды.

Меня бесят прививки.

 

(Из программы Лиги Трезвости по воспитанию поведения [!])

 

Туомас научился читать практически в раннем детстве, его мама, учительница Кирсти Нортиа-Холопайнен, узнала о новом способе обучения детей распознаванию букв в соответствии с их фонетическими особенностями – «р» рычит как «ррррр», «с» - шипит как змея. Туомас выучил буквы до двух лет, и его любимой игрой были пластиковые кубики с нарисованными буквами. Вскоре Туомаса заинтересовали вывески и надписи, и ему нравилось их читать – не по буквам, а сразу по слогам. «Не знаю, может ли человек помнить себя в столь раннем возрасте, но мне кажется я могу – Я помню как в два года сидел на смотровом столе в больнице с гипсом на ноге. Я упал и сломал ногу. Мама говорит, что я прочитал на слово «рентген»[2], написанное на стене, что повергло в шок медсестру – что-что сказал этот малыш?!»

Как только Туомас научился читать, он обрел преданнейшего друга в лице персонажа Аку Анка – Дональда Дака – все еще пользующегося в Финляндии невероятной популярностью с его еженедельной книжкой комиксов. «Кажется, у меня была подписка на Дональда Дака на мое собственное имя с 1979 года. Я вспоминаю, что игры, в которые я играл, состояли из двух вещей: я либо читал свои комиксы, либо складывал слова из пластиковых букв».

Интерес к миру Уолта Диснея оставил печать на всей жизни Туомаса. «Я действительно погружен в мир Диснея. Книги и фильмы по Толкиену всего лишь на втором месте. Я не могу сказать – почему именно Дисней. Это один из тех вопросов, вроде: зачем существует Бог и существует ли он? Дисней это Дисней. Если бы в семилетнем возрасте меня спросили – кто мои лучшие друзья, я бы назвал своих одноклассников Арьо, Кари Руовинена, Билли, Вилли и Дилли[3] и Фродо. Все они были для меня одинаково важны и реальны. Суть Диснея до сих пор не потеряла для меня своего очарования. До сих пор я чувствую все то-же самое, что и в семь лет. До сих пор дома я каждый день читаю комиксы с Дональдом Даком и я до сих пор думаю, что среда – когда новый выпуск попадает в мой почтовый ящик – лучший день недели. Дисней до сих пор мой самый короткий путь бегства от реальности».

Рассказывая так подробно о преданности Туомаса Диснею, стоит сказать, что когда позднее он собрал Nightwish, его мечтой стало упоминание группы в любимом комиксе, возможно в виде чего-то вроде «Daria Ducling and Nightcap»[4]

Желание Туомаса уйти от реальности сначала посредством комиксов, а затем музыки не связано с чем-то печальным. Напротив, детство Туомаса было вполне защищенным и в реальности у него не было необходимости иметь дело с неприятными вещами. Возможно, самым тяжелым событием, произошедшим с ним, стал переезд семьи из Пирттили в Потаскаваару, где семья до сих пор и живет.

В настоящее время Туомас очень близок со своими родителями, сестрой Сюзанной и братом Петри. «Разница в возрасте между нами около девяти лет, так что достаточно долго мы не были близкими друзьями». Петри рассказывает: «Туомас был очень добрым, любящим ребенком с постоянной улыбкой под своими ангельскими кудряшками. Он был очень эмоционален и такие события как Рождество, со всеми его традициями всегда много значили для него. Каждый год Туомас лично делал ясли младенца Христа, а рубка ели в местном лесу была для него важным ритуалом».

Петри прикладывал все усилия для музыкального развития Туомаса. «Когда Туомас был моложе, он очень много читал и не был так погружен в музыку. Я пытался навязать ему свои вкусы, группы вроде Iron Maden, Slade и финских Popeda и Эппу Нормаали. Мне это удавалось ровно до тех пор, пока во втором классе они не провели Jukebox jury[5] в музыкальном классе [дети приносили записи со своей любимой музыкой в школу и представляли композиции в класе и каждый учащийся ставил оценки от 4 до 10], на которое он принес песню John Holmes группы Popeda. Если вы слышали эту песню, то знаете, сколько ненормативной лексики содержит ее текст ».

За этот несколько «взрослый» музыкальный выбор Туомасу пришлось предстать перед учителем, и, его настойчивые попытки объяснить, что идея принадлежала брату, не имели никакого результата. Выговор Туомасу, тем не менее, был не слишком строгим, так как учителем музыки была его собственная мама.

В детстве Туомас занимался еще и спортом. Будучи вдумчивым человеком Туомас предпочитал шахматы, но, как и практически каждый в Китеэ, он еще играл в Финский бейсбол, пытался прыгать с трамплина и, наконец, остановился на теннисе – ставшем его любимым видом спорта. Туомас играл с братом на семейном корте, позднее принимал участие в нескольких соревнованиях и однажды даже занял третье место на окружном чемпионате.

Брат Туомаса пытался следить за тем, чтобы в его жизнь протекала достаточно активно. «Когда Туомасу было шесть или семь лет у меня был мопед», вспоминает Петри. «Я подумал, что Туомасу понравилось бы прокатиться на нем. У мопеда была автоматическая коробка передач, так что когда вы поддавали газу, она автоматически переключалась на более высокую. Мы вышли на площадку, я посадил Туомаса в седло и показал ему, где газ и тормоз. С места в карьер, Туомас вывернул до упора газ – и понесся. Мопед ехал все быстрее и быстрее, и я орал «Жми на тормоза!», но он, видимо, не понял и врезался в иву на скорости около сорока километров в час. Это выглядело по-настоящему страшно. Я до сих пор помню ужас, который испытал пока бежал к нему, так как был уверен, что он получил серьезные повреждения. Невероятно, но он был практически в полном порядке – несколько ссадин, но ничего серьезного. Мне кажется, что этот инцидент как-то повлиял на то, что когда пятнадцать было уже Туомасу, иметь собственный мопед он не захотел».

Туомас вообще не особо интересуется техникой, не говоря уже о мопедах. Он говорит, что является наименее технически-ориентированным человеком в мире и никогда не интересовался гаджетами и всякими хитрыми штуками, исключая клавишные.

В отличие от старшего брата, Туомас всегда наслаждался жизнью в своем собственном внутреннем мирке. «Я действительно мало что знал о мировом зле», говорит он. «Можно даже сказать, что первые пятнадцать лет своей жизни я жил в выдуманном мире. Я припоминаю одно событие, когда я учился, кажется, в шестом классе и навещал своего лучшего друга Кари Руовинена. Его родители переругивались в шутку, типа «да пошел ты», но я несколько дней был в полном шоке. Я не мог понять, как один человек может говорить другому такие ужасные вещи! Мне было одиннадцать или двенадцать лет, и я просто не мог постичь, как люди могут причинять друг другу такую боль!»

По словам его мамы, созревание Туомаса не причиняло особых хлопот – фактически его спокойствие вызывало даже некоторую тревогу. Он никогда не жаловался на учебу и, что было бы вполне естественным, на серьезную занятость в школе. Его преподаватель английского считал, что Туомас может достичь большого успеха, как философ и позже был крайне разочарован, когда мальчик вырос и стал «всего лишь музыкантом».

Вполне вероятно, что подростковая агрессия не затронула Туомаса потому, что он не хотел отпускать свое детство. «Я думал, что никогда не повзрослею», признается он. «Иногда я чувствую, что должен быть чуточку более взрослым, но тот факт, что таковым я не являюсь, кажется мне в некотором роде преимуществом. Конечно я зрелый, вдумчивый человек, вполне взрослый во многих отношениях, но мне кажется, я смог сохранить немалое количество детских качеств».

В данном случае «детские качества» означают вовсе не вспыльчивость или подростковую раздражительность, а скорее наивную простодушность. Мама Туомаса говорит, что он не очень хорошо мог постоять за себя, когда был ребенком, в силу того что был не приучен отвечать злом на зло. Если другой ребенок в песочнице отбирал у него игрушку, Туомас впадал в растерянность.

Даже в возрасте пятнадцати лет Туомас был все еще достаточно наивен для того, чтобы верить, что люди будут добры с ним, если он будет хорошо себя вести. «О, я был так наивен во всем, но опять же… Я уж лучше таким и останусь. Я же был добрейшим человеком».

Сегодня Туомас заявляет, что он ожесточился по отношению к миру, стал более циничным, но постороннему человеку он все еще кажется искренним и добросердечным. Он увлеченно проживает свою жизнь, и один из его лозунгов - «Мир построен на чувствах» - показывает, насколько малое влияние имеют вещи на то, чтобы сделать его день или разрушить его и насколько часто он принимает решения, просто слушая свое сердце. Будучи чутким и дружелюбным парнем, Туомас на публике легко производит впечатление очень открытого человека. И все же на более личном уровне, он закрыт больше чем могло бы показаться и ему важно, чтобы люди, окружающие его были с ним на одной волне. Любопытно, но кажется, что Туомас никогда не теряет самообладание на столько, чтобы послать кого-либо подальше – если он сталкивается с чем-то неприятным или раздражающим, он затихает и уходит в себя. Он предпочитает не обсуждать свои переживания, а вместе с другими сильными эмоциями выражать их в музыке.

К счастью Туомаса подтолкнули к занятиям музыкой в раннем возрасте. «Моя музыкальная карьера началась в семь лет, когда мама отвела меня на уроки фортепиано», объясняет он. «Я посещал музыкальную школу Центральной Карелии, где в основном занимался кларнетом и в меньшей мере фортепиано. Так до некоторой степени я получил музыкальную основу – я ходил в школу, изучал базовую теорию ну и все такое прочее».

Его учителем в музыкальной школе был Пламен Димов – болгарин греческого происхождения, говоривший по-фински с экзотическим акцентом. Главная опора музыкальной сцены Китеэ, с тех пор как он переехал туда в 1986 году, Димов не был тем преподавателем, который считает часы (иногда он давал уроки пения или игры даже в собственные выходные) и было трудно предположить, что есть что-то, чего он не сделает для своих учеников. Димов неустанно подстегивал своих протеже и, казалось, наслаждался каждой минутой своей деятельности. За это его и любили: весной 2005 года юношеский форум Северной Карелии именно Димову отдал премию «Взрослый года».

«Пламен оказывал на меня колоссальное музыкальное влияние – как-никак он был моим учителем три года», говорит Туомас. «Он пригласил меня поучаствовать в его джаз-бэнде в качестве саксофониста и этот серебристый саксофон двадцатых го



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: