ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
ОБРАТНАЯ ЗАСЫПКА ПАЗУХ КОТЛОВАНА ГРЕЙФЕРОМ
ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Типовая технологическая карта разработана на обратную засыпку пазух котлована грейфером.
При устройстве подземных частей зданий и сооружений в комплекс земляных работ входит обратная засыпка фундаментов, коллекторов, тоннелей, пазух котлованов и траншей. Выполнение обратной засыпки в ряде случаев усложняется стесненными условиями производства работ. Если расстояние между фундаментами позволяет проезд автомобиля-самосвала, то отсыпку осуществляют полосами вдоль пролета с дальней точки котлована "на себя". При этом самосвалы передвигаются по основанию, на которое укладывается слой грунта. Если расстояние между фундаментами недостаточно для перемещения самосвалов, грунт транспортируют и разравнивают малогабаритными бульдозерами и погрузчиками. При ширине просвета между фундаментами и другими конструкциями подземной части менее 0,9 м грунт разравнивают вручную.
Обратная засыпка грунтом узких и глубоких пазух (рис.1) производится следующим образом. Грунт доставляют к месту укладки автосамосвалами I, а затем небольшими порциями сталкивают бульдозерами с бровки II и разравнивают в нижней части экскаватором III; послойное уплотнение выполняется последовательными проходками трамбовки IV. В верхней части пазухи при достаточной ее ширине грунт разравнивают бульдозером и уплотняют самоходными катками.
Рис.1. Технологическая схема обратной засыпки пазух котлована:
Экскаватор ЭО-4121А N1, 2 - экскаватор ЭО-4121 N 2; 3 - бульдозер ДЗ-54 N 1; 4 - бульдозер ДЗ 54 N 2; 5 - виброплита; 6 - автомобиль-самосвал МАЗ-503А; 7 - трамбовка; 8 - подземная часть; 9 - виброкаток
|
При невозможности использования бульдозера обратную засыпку устраивают с помощью экскаватора, оборудованного грейфером.
Грейфер (рис.2) применяют для отрывки котлованов, траншей, колодцев и выполнения погрузо-разгрузочных работ. Грейферы, используемые на экскаваторах с гидравлическим приводом, имеют жесткую подвеску. Это позволяет создавать необходимые усилия напора при врезании и эффективно разрабатывать плотные грунты.
Рис.2. Рабочее оборудование грейфера:
1 - базовая часть стрелы; 2 - тяга; 3 - гидроцилиндр рукояти; 4 - головная часть стрелы; 5 - рукоять; 6 - поворотная головка; 7 - рама; 8 - ползун; 9 - тяги; 10 - челюсть ковша; 11 - зубья ковша; 12 - оси.
Для навески грейфера используют базовую 1 и головную часть 4 стрелы, связанные тягой 2, и рукоять 5 обратной лопаты. Ковш грейфера состоит из двух челюстей 10 с зубьями 11 и двух тяг 9. В механизм подвески ковша входит рама 7, поворотная головка 6, гидроцилиндр расположенный внутри рамы, и ползун 8. Ширина челюстей ковша зависит от условий использования. Грейферный ковш в зависимости от условий поворота в плане может крепиться к рукояти тремя способами: неповоротным, неполноповоротным и полноповоротным. При любом виде соединения ковш может раскачиваться в продольном и поперечном направлениях.
При копании исходное положение челюстей грейферного ковша - разомкнутое Необходимое напорное усилие создается гидроцилиндрами 3 управления рукоятью. Замыкаются челюсти гидроцилиндром, расположенным внутри рамы. Поворотная головка обеспечивает поворот ковша в горизонтальной плоскости на 180, что повышает эксплуатационные возможности оборудования.
|
Экскаваторы с грейферным ковшом применяют при разработке узких или глубоких выемок (траншей, колодцев) в мягких и сыпучих грунтах, в том числе при высоком уровне грунтовых вод. Ковш может быть установлен на рукояти или подвешен на решетчатой стреле, грунт набирается с использованием гидравлического привода или врезания в грунт тяжелого ковша (рис.3, а, б). Гидравлическая система привода позволяет разрабатывать плотные грунты легкими ковшами, что дает возможность за один цикл экскавации набирать в ковш больше грунта. Производительность экскаваторов с таким оборудованием значительно повышается. При отрывке небольших в плане, глубоких выемок экскаватор, оборудованный грейферным ковшом, работает без перемещений. При отрывке траншей он перемещается вдоль траншеи, поэтому подъезд транспорта может осуществляться с любой свободной стороны.
Рис.3. Схемы разработки грунта экскаваторами, оборудованными ковшами "грейфер" и "драглайн":
а, б - при установке грейфера на рукояти и решетчатой стреле; в, г - работа ковшом "драглайн";
I - положение ковша при наборе грунта; II - то же при подъеме и разгрузке.
При устройстве внутрицеховых трубопроводов для обратных засыпок и послойного уплотнения грунта используют обычные и малогабаритные бульдозеры в комплексе с самопередвигающимися вибротрамбовками или ручными электротрамбовками.
Для обратной засыпки грунт в траншеи подают обычным бульдозером, разравнивание и планировку нижних слоев осуществляют малогабаритными бульдозерами так, чтобы не повредить трубы. Толщину уплотняемых слоев и число проходов вибротрамбующей плиты определяют при пробном уплотнении. Верхний слой обратной засыпки разравнивают обычным бульдозером, который работает на подаче грунта. Самопередвигающаяся виброударная плита перемещается последовательными проходками по направлению продольной оси траншеи.
|
При устройстве сложных в плане фундаментов обратную засыпку и послойное уплотнение грунта в котлованах часто выполняют комплексом машин, состоящим из экскаватора, оборудованного грейфером, микробульдозера и навесными вибротрамбовками, установленными на кране. При наличии замкнутых полостей в плане устраиваемых фундаментов микробульдозер на новую рабочую карту перемещают с помощью крана.
При невозможности использования экскаватора-грейфера и крана с навесными трамбовками для подачи грунта на рабочую карту можно применять бетоноукладчик или переносные ленточные конвейеры. Дальнейшее уплотнение слоев грунта после разравнивания микробульдозером можно производить самопередвигающимися виброплитами или ручными трамбовками. В этом случае микробульдозер и виброплиту подают в стесненные места мостовым краном.
При уплотнении грунтов обратной засыпки узких и глубоких пазух (рис.4) комплект машин может состоять из обычного бульдозера типа, микробульдозера и навесных вибротрамбующих плит или ручных вибротрамбовок. При этом различают пазухи шириной менее 0,7 м, где уже не может разместиться рабочий; шириной 0,7-1,4 м, где может работать человек, и более 1,4 м, где может работать микробульдозер.
Рис.4 Схема засыпки и уплотнения грунта в пазухах котлована: