Социологическое правопонимание




К позитивистскому типу правопонимания относятся легистское и социологическое понятия права.

1) Создатели легистского позитивизма – в Англии – Д. Остин, в Германии – П. Лабанд, в России – Г. Ф. Шершеневич. Они утверждали, что только законодательные тексты, законы - доступные явления для науки и наука может изучать право только как явление доступное познанию. На этом основании легисты делают вывод, что право в научном понимании – это закон. Для понятия права не важны предписания норм, главное – нормы установлены или санкционированы государством. С позиции позитивистов право – это то, что приказывает государство, право продукт законодательной деятельности государства

Таким образом, в легистском позитивизме понятие права определяется через понятие государства, без которого с позиции сторонников подобного правопонимания не может быть и права. Государство первично, право вторично. Закон и власть могут решить любые общественные проблемы и, более того, законодатель устанавливает общественные отношения, предписывая как все должно быть.

Отрицая естественные и неотчуждаемые права человека (права человека по отношению к государству), легисты признают основные права и свободы граждан, установленные государством.

Являясь разновидностью легистского правопонимания, марксизм – ленинизм определяет свое понимание права через понятие государства. Государство понимается как политическая организация господствующего в обществе класса. Право – это воля господствующего класса, выраженная через государство. К классическому легистскому правопониманию марксизм – ленинизм добавляет лишь то, что законы выражают социально – экономически обусловленную волю господствующего класса, хотя “истинные” легисты исключали из понятия права, что именно выражают законы. Но принцип прежний – воля господствующего класса, независимо от ее содержания, считается правом, поскольку она выражена в законе. Есть верховная власть, и любой ее нормативный приказ есть право, т.к. он облечен в форму закона.

Социологическое правопонимание

Согласно взглядам сторонников социологического правопонимания, право охватывает не только нормы, установленные государством, но и всю совокупность фактически сложившихся правоотношений. Значительную роль в развитии социологического правопонимания сыграл американский юрист Роско Паунд (1870 – 1964). Паунд считал, что юридическая наука должна показывать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей. Подход Паунда к правопониманию выражен в трех постулатах:

Право – это правовой порядок, регулирование социальных отношений посредством применения силы органами государства;

Право – официальные источники, которые служат руководством при вынесении судебных и административных решений;

Право – судебный и административный процесс. В соответствии с таким подходом право выступает как порядок общественных отношений в действиях и поведении людей. Это означает, что право формируется как через государство и создаваемые им законы, так и в фактически складывающихся отношениях людей. Но это их качество возможно лишь в силу того, что сами эти отношения имеют правовое значение, выступают как право. Они содержат своего рода стандарт, вариант поведения каждого из своих участников, то есть сами имеют нормативный характер. Само гражданское общество приобретает качество правового общества: его организация в первую очередь регулируется законом, но составляющие общество общественные отношения, благодаря наличию в них правового начала, имеют определенный внутренний механизм саморегуляции.

№53Либертарное правопонимание. Современные типы правопонимания (либертарно-юридически). Правопонимания. Непозитивистский тип правопонимания различает право и закон, объясняя приоритет права перед законом, утверждая, что законы по своему содержанию могут быть и неправовыми. Сторонники непозитивизма предлагают содержательный подход к определению права через содержание правовых явлений. В непозитивистском правопонимании различаются этическое и либертарное понятие права.

Либертарное правопонимание трактует право как формальное равенство свободных индивидов, как всеобщую форму свободу людей. Либертарный тип правопонимания проводит различие права и закона, объясняя приоритет права перед законом, приоритет содержания перед формой.

Сущность права – это свобода, а не насилие. Принуждение в обществе необходимо ради защиты права от нарушений, а не для подавления свободы.

Современная либеральная правовая мысль развивалась в трудах Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева.

Предмет познания либертарного правопонимания – “чистое” право, что сближает и одновременно противопоставляет либертарную теорию с “чистым” правопониманием Кельзена, как последователя легистского правопонимания (позитивного права).

Правовое равенство – это формальное равенство в свободе, которое не зависит от социальных, имущественных, семейных и иных различий между людьми. Свобода всех участников правового общения может быть только равной. Разное количество свободы – это не право, а привилегии.

Основные постулаты либертарного правопонимания: 1) право – это нормы и требования свободы людей; 2) правовые нормы и требования обязательны для всех, и поэтому они должны быть зафиксированы в форме законов; 3) права человека составляют основу права; 4) государство – это особая организация власти в обществе, которая признает и соблюдает свободу подвластных хотя бы в минимальной мере. Сущность государства – это власть, подчиненная праву.

Либертарное правопонимание направлено как против легизма так и против социологического подхода к праву, т.е. против смешения права с неправовыми социальными нормами. Право – это система норм и полномочий свободного общественно – политического существования формально равных субъектов (индивидов и организаций). Правовые нормы и полномочия (требования, притязания) должны быть сформулированы в законах и других общеобязательных актах государства, т.е. должны признаваться, соблюдаться и защищаться государством. Закон – это официальный властный акт, формулирующий социальные нормы и требования, полномочия и т.д., придающий им общеобязательный характер, подкрепляющий их принудительной силой политической силой политической власти и устанавливающий санкции за их нарушение.

---№ 54 (Коммуникативный)Современные типы правопонимания

№55 Функции права (общесоциальные, специально-юридические):понятие и классификация Функции права - это основные направления правового воздейст­вия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений С помощью понятия функции права можно познать предназначе­ние права в обществе, его динамитсу, действие. Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально - юридических (узких) или в общесоциальных (более широких). Если следовать общесоциальному ши­рокому смыслу функций нрава, то среди них можно выделить, напри­мер, такие, как экономическая (право упорядочивает производствен­ные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политичес­кая (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политическей системы и пр.), воспитательная (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педа­гогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативная (выступает спо­собом связи между субъектом и объектом управления).На специалъно-юридическом уровне право вьшолняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции. Регулятивная функция имеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать разви­тию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы - поощрения, льготы, дозволения, рекомендации и т.п. Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости. Охранителъная функция осуществляется с помощью правовых ограничений - обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений - и имеет вторичный характер. Она производна от регулятинной функ­ции и призвана ее обеспечивать, ибо охрана и защита начинают дейст­вовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные поме­хи. Для того чтобы убрать с пути данньre препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

 

№56Принципы права(общеправовые,межотраслевые,отраслевые):понятие,виды-ш36,33.

№57 Теория естественного права и ее значение для разработки концепции прав и свобод человека и гражданина Данная теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Радищев. Основные идеи: 1) в рамках данной доктрины разделяются право и закон (наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, су­ществует высшее, подлинное, естественное право, свойственное чело­веку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность естественных и неотъемлемых прав челове­ка и которое выступает критерием права позитивного, т.к. не всякий закон содержит в себе право); 2) отождествляются право и мораль (по мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как спра­ведливость, свобода, равенство, составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы); 3) источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой человеческой природе; эти права приобретаются от рождения либо от Бога. Достоинства: - это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом кото­рой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более свободный строй; - в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, должны приводиться в соответствие с правом, т.е. с такими нравствен­ными ценностями, как справедливость, свобода, равенство.; - провозглашает источником прав человека природу либо Бога и тем самым предотвращает произвол чиновников и государственных структур. Слабые стороны - такое понимание права (как абстрактных нравственныех ценностей) уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозакон­ного, поскольку весьма непросто определить это с позиций справед­ливости, представление о которой может быть разным у различных людей;- такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое также может быть разным у различных людей.

№58,59,Правовая кулътура общества: понятие,структура - это уровень правосознания и пра­вовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности. Правовая культура -это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и об­ществом прав и свобод человека, а так­ же знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества. Правовую культyру определяют: степень развитости правосозиания населения; уровень развития правовой деятельности; степень совершенства всей системы правовых актов. Правовая культура общества представляет собой составную часть созданных им духовных ценностей и охватывает все виды поведения и действий, связанных с правовым общением и ис­пользованием правовых средств регулирования общественных отношений. Она непосредственно зависит от общего культурно­го уровня населения, от уровня общественного правосознания, от состояния и характера законодательства, а также от прочно­сти правопорядка, существующего в стране. Государство и общество заинтересованы в формировании высо­кой правовой культуры на всех уровнях и во всех формах, используя в этих целях правовое просвещение и правовое воспитание.

№59 Структура правовой кулътуры общества состоит из следующих элементов:

1) уровень правосознания и правовой активности общества;

2) степень прогрессивностиа юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);

3) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной дея­тельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется следующими факторами: - реальной потребностью в праве;

- состоянием законности и правопорядка в стране;

- степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования.

№60 Уровни правовой культуры правовая культура определяется как качественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем и выражается в достигнутом уровне развития правовой деятель­ности, юридических актов, правосознания, степени гарантиро­ванности прав и свобод человека.

Правовая культура проявляется в трех уровнях: обыденном, профессиональном и теоретическом..

Профессиональный уровень свойствен лицам, занимающимся юридической деятельностью на профессиональном уровне. Дан­ному уровню присуща высокая степень знания права и понима­ния правовых проблем, целей и задач правовой деятельности

Теоретический уровень правовой культуры включает в себя высокий уровень не только знания права, но и понимания его глубинных свойств и ценностей, механизма действия, факторов, воздействующих на эффективность права.

Обыденный уровень правовой культуры ограничивается рам­ками повседневной жизни людей, не поднимаясь до уровня тео­ретических обобщений. Для развития правовой жизни общества существенны все три уровня правовой культуры, но особую значимость имеет про­фессиональная культура, так как она определяет работу всех го­сударственных учреждений, государственного аппарата, поли­тических объединений.

№61 Содержаниеправовой культуры (функции)- В юридической литературе выделяют шесть групп функций правовой культуры: 1)познавательно-преобразовательную,2) право­регулятивную, 3) ценностно-нормативную,

4) правосоциализатор­скую,5) коммуникативную и 6) прогностическую.

1)Содержание познавательно - преобразовательной функции правовой культуры составляет цель, которую ставит перед собой любое демократическое общество: формирование правового го­сударства. Данная функция направлена на согласование различ­ных интересов общества, на создание правовых и нравственных гарантий свободного развития личности, уважение ее достоин­ства. 2)Праворегулятивная функция правовой культуры ставит своей задачей обеспечение устойчивого, эффективно действующего механизма развития правовой системы и внесение упорядочен­ности в общественные отношения на основе идеалов, прогрес­сивных взглядов, традиций и образцов поведения, утверждае­мых правовой культурой.

3)Ценностно-нормативная функция проявляет свое действие через отражение в сознании индивидов и групп населения раз­нообразных фактов, имеющих ценностное значение. Все эле­менты правовой культуры выступают объектами оценки, что по­зволяет говорить о ценностях в праве и праве как социальной ценности.

4)Правосоциализаторская функция имеет своей направленно­стью формирование правовых качеств личности посредством воспитания ее правовой культуры, осознания личностью своих прав и обязанностей, механизма их правовой защиты, уважения прав и свобод других людей, готовности человека действовать во всех ситуациях правомерно.

5)Коммуникативная функция обеспечивает общение людей и их групп в юридической сфере, воздействуя на данное общение посредством аккумулирования в правовой культуре всего ценно­го, что было присуще прошлым поколениям, и заимствуя про­грессивные начала из правовой жизни других народов и стран.

6)Прогностическая функция предполагает анализ тенденций развития данной правовой системы, определение адекватных средств для достижения правовых культурных целей, нахожде­ние новых ценностей, качеств и свойств, присущих правовой материи.

Все перечисленные функции связаны между собой, и на практике их бывает трудно разграничить.

№62 Правовая культура личности: понятие и структура- Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознаним опирается на него. Но она шире пра­восознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с потребнос­тью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует. Правовая культура личности представляет собой такое ее свойство, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным уровнем правовой информированности, обес­печивающей правомерность поведения. Правовая культура лично­сти есть единство правовых знаний, положительного отношения к праву и правомерного поведения, а ее высокий уровень немыслим без высоких нравственных качеств личности, без выработки навы­ков правомерного поведения и правовой активности. Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

1) психологический элемент (правовая психология);2) идеологический элемент (правовая идеология); 3) поведенческий элемент (юридически значимое поведение). Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользоваться пра­вом, подчинение своего поведения требованиям юридических норм.

Правовая кулътура: понятие. - Правовая культура -это качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и об­ществом прав и свобод человека, а так­ же знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества. Правовую культyру определяют: степень развитости правосозиания населения; уровень развития правовой деятельности; степень совершенства всей системы правовых актов. Понятие «правовая культура» определяется различными ав­торами по-разному. Чаще всего правовая культура определяется как качественное правовое состояние общества, обусловленное социальным, политическим, экономическим, духовным строем и выражается в достигнутом уровне развития правовой деятель­ности, юридических актов, правосознания, степени гарантиро­ванности прав и свобод человека. Правовая культура характери­зуется тем, что:

1) включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм деятельности общества и тем самым характери­зует правовые ценности общества; 2) отражает качественное состояние правовой жизни страны, в связи с чем для каждой страны характерен свой уровень право­вой культуры; 3) является высшей формой осознания интересов и потребно­стей общества в правовом регулировании, поскольку право представляет собой социальную ценность и юридическое богат­ство общества;

4) составляет часть общей культуры, занимая в то же время самостоятельное место в социокультурном пространстве;

5) зависит от нравственности общества и нравственных ка­честв людей, осуществляющих правовую деятельность;

б) служит условием и предпосылкой формирования правово­го государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: