При рассмотрении «Карибского кризиса» со стороны американского руководства была выявлена их слабость в принятии важнейших внешнеполитических решений и оперативного реагирования на возникшую угрозу. Основное внимание уделялось необходимости более тщательного анализа непредвиденных обстоятельств, поиска альтернативных решений выхода из конфликтных ситуаций. Этому должно способствовать повышение уровня информационного обеспечения. Подчеркивалась важная роль коммуникационных систем для эффективного политического планирования. Особенно это необходимо для проведения секретных операций. В частности, приводился пример о неосведомленности спецслужб по вопросу размещения советских ядерных боеголовок на Кубе и несвоевременной передаче информации Вашингтону. Кроме того, поднимался вопрос о необходимости создания прямой линии связи между американским президентом и советским премьером для более четкого, согласованного контроля в сложных политических ситуациях. Не упускалась из виду и психологическая составляющая последствий Карибского кризиса для Соединенных Штатов, продемонстрировавшая сплочение нации. Акцентировалось внимание на том, чтобы подобные события не несли в себе отрицательных последствий и не рассматривались с точки зрения морали
Внешнеполитический фактор.
В чем заключалась советская угроза? В первую очередь ставиться вопрос о целях, которые преследовал Советский Союз, размещая ядерные боеголовки на Кубе. По мнению американских специалистов, мотивация СССР была следующая: 1) стремление продемонстрировать всему миру, в особенности союзникам США, нерешительность американского руководства перед реальной угрозой войны; 2) показать возможность нанесения первого ядерного удара по американским вооруженным силам; 3) создать противовес базам США и НАТО за рубежом; 4) как ответная реакция на вторжение на Плайя Хирон в апреле 1961 г.; 5) попытаться добиться уступок по Берлинскому вопросу. Далее поднимался вопрос о советской экспансии в Западном полушарии. Американцы выражали беспокойство, что СССР все больше и больше проникает в страны «третьего мира».
|
США немало внимания уделяли возможной реакции союзников по альянсу на действия Советского Союза. Несмотря на то, что Карибский бассейн находится на периферии интересов НАТО, размещение советских ракет на Кубе затронули не только интересы Вашингтона, но и поставили под угрозу основные ядерные силы НАТО. Отмечалась готовность союзников помочь в проведении кубинской операции. У. Ростоу озвучил предложение: в случае возникновения серьезных кризисных ситуаций в будущем назначить президента США главнокомандующим НАТО. Не упускался из виду и Берлинский кризис 1961 г. В связи с тем, что проблема его урегулирования рассматривалась как одна из возможных причин действий противника, подчеркивалась необходимость отстаивания более твердой позиции в отношении Берлина.
Военный фактор.
Данный вопрос хотелось бы выделить отдельно, и рассмотреть три его составляющие: военно-морской флот и размещение военно-морских баз США за рубежом, разведка и ядерное оружие.
По мнению ряда независимых исследователей, военно-морские базы США и их союзников по НАТО в Турции и Италии, явившихся «яблоком раздора» в американо- российском противостоянии, показали, казалось бы, необходимость ограничить их число. Американские специалисты осенью 1962 г. сделали противоположные выводы. Они видели необходимость именно в увеличении числа военно-морских баз североатлантического альянса за рубежом. Подчеркивалось, что на этих базах не должно находиться ракет с ядерными боеголовками. Обращалось внимание на то, что военная сила Соединенных Штатов заключена именно в превосходстве на море, что и продемонстрировал военно- морской флот во время карантина берегов Кубы. События на Кубе заставили мир по-другому взглянуть на её деятельность, способствующую предотвращению насилия.
|
Контроль и стабильность – таковы должны быть главные задачи американских спецслужб. Интерес вызвало то обстоятельство, что были привлечены новые средства для проведения разведывательных мероприятий над территорией Кубы, позволяющие быстрее передавать разведданные. Министерство обороны призывало американское правительство делать ставку на развитие эволюционных технологий по анализу и сбору данных. Проблема применения ядерного оружия занимала центральное место в докладах американских специалистов. Суть её сводилась к следующим положениям: 1) США не применяло и не планировало применить ядерное оружие.; 2) Ответственность за развязывание конфликта у берегов Кубы следует возложить только на СССР, поскольку именно его действия представляли угрозу хрупкому равновесию сил на мировой арене; 3) Ставился вопрос об ограниченном применении ядерного оружия и приоритете «неядерных» вооруженных сил. Уроки, полученные США в результате Карибского кризиса 1962 г., определили новое направление развития американской внешней политики в мире. Во-первых, США продолжили модернизацию военно-политических доктрин, чтобы повысить порог возможного советско-американского ядерного конфликта, сократить риск непреднамеренного столкновения и перерастания обычного регионального конфликта с участием великих держав в ядерную войну. Во-вторых, США и СССР активизировали переговорный процесс по вопросам контроля над вооружениями, в частности, ограничения систем противоракетной обороны (ПРО) и стратегических наступательных вооружений (ОСВ). В-третьих, были предприняты шаги по расширению технических возможностей для ведения прямого диалога СССР и США в чрезвычайных ситуациях. Наконец, в-четвертых, в июле 1964 г. на IХ консультативном совещании министров иностранных дел стран-членов ОАГ, ставился вопрос об агрессивных действиях Кубы, затрагивающих территориальную целостность и суверенитет Венесуэлы, а так же существование демократических институтов в этой стране.
|
Под давлением США было принято решение, обязывающее государства Латинской Америки разорвать дипломатические отношения с Кубой. Против выступила Мексика. Действия американского правительства были попыткой сохранить свое влияние в Западном полушарии (согласно доктрине Монро 1823 г.). Советско-кубинское сближение, активизация левых и демократических сил в данном регионе, продемонстрировали необходимость поиска новых методов взаимодействия Соединенных Штатов со странами Латинской Америки. Таким образом, выводы американских аналитиков, сделанные практически полвека назад, заложили основу для формирования внешнеполитических стратегий США не только периода холодной войны, но и определили вектор развития их военно-политического потенциала конца ХХ – начала ХХI вв.