Словарные слова: пряник, козули




Тема урока: «Северный пряник».

Цель урока: Познакомить детей с северными козулями и техникой их украшения, принципов стилизации форм предметов в народном декоративно-прикладном искусстве.

Задачи урока:

Обучающие:

1. Способствовать формированию представления о народном декоративно-прикладном искусстве Севера.

2. Познакомить детей с элементами северного орнамента.

3. Закрепление знаний о стилизации форм предметов.

Развивающие цели:

1. Познакомить с пряничным искусством на Руси.

2. Познакомить с русскими обычаями.

3. Развивать воображение, мышление, творческие возможности детей.

Воспитывающие цели:

1. Возбудить интерес к традициям русского народа.

2. Воспитывать эстетику и культуру труда, прививать художественный вкус

Оборудование урока:

  • презентация “Пряники”;
  • шаблоны; готовый образец,
  • гуашевые краски, кисть, лист белой бумаги, тряпочка.

Словарные слова: пряник, козули

 

ВВЕДЕНИЕ:

Козули - это северные пряники (печенье), вид народных промыслов в Архангельской области. Они выпекаются к Новому году и являются традиционным угощением к праздничному столу. Их принято дарить колядовщикам и преподносить друг другу в новогодние праздники наряду с обычными подарками В святочные недели "козули" выставляли на окна изб, ими одаривали родственников и колядующих, особенно детей, чтобы обеспечить благополучие в доме; прикрепляли к воротам скотного двора, чтобы скот плодился и не терялся летом в лесу.

Первые сведения о пряничном искусстве на Руси относятся к 12 веку. В Новгороде при раскопках обнаружили пряничные доски, примерно относящиеся к этому периоду. Память о пряниках дошла до нас и в народном эпосе. В одной из старинных былин говорится: “Начали добры молодцы есть пряники печатные, запивать винами крепкими”. В 17 веке пряники были принадлежностью и царского стола. Своё современное название они приобрели в 12-13 веке, когда стали доступны пряности из Индии. Традиционно в пряники добавляли черный перец, померанец (горький апельсин), мяту, анис, имбирь, гвоздику и мускат. Каждая местность имела свои рецепты изготовления пряников.

Самым древним способом приготовления пряников была ручная лепка. Это так называемые лепные "козули", а также “тетёры” или “витушки”, которые до сих пор делают на Мезени и в Каргополе

Сегодня русский север, пожалуй, единственное место в России, где при выделке пряников сохраняется их художественное значение. И происходит это не вследствие консерватизма мышления северян, а как наследственное уважительное отношение к предкам и их традиции. Традиция изготовления пряников связана с празднованием Рождества. Пряники были излюбленным лакомством. Особенно любили их дети. Для них изготавливали специальные пряники с изображением птичек, петушков, рыб, различных животных, а пряники с изображением отдельных букв служили своеобразной вкусной азбукой.

 

И, наконец, ни одна свадьба на Руси не обходилась без пряников. Пряник дарили невесте на свадьбе, а заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям давали отведать по кусочку особого пряника. Получив этот кусочек, гости знали, что праздник окончен, и пора расходиться по домам. Такой пряник назывался “разгонным” или “разгоня”. На другой день после свадьбы молодожёны шли в дом к родителям молодой с пряником, а на него там клали подарки и деньги. Отсюда и пошло выражение “класть на пряник”.

В Европе, а точнее, в Германии, мода на пряничные домики возникла в позапрошлом XIX веке и быстро обрела широчайший круг своих поклонников.
Сразу после первой публикации в 1812 году сказки братьев Гримм «Гензель и Гретель» (в их сборнике «Детские и семейные сказки») домики стали пользоваться немалой популярностью на рождественских ярмарках.

Давайте вспомним, что такое стилизация формы предмета

- Правильно, стилизация - это декоративное обобщение и подчёркивание особенностей формы предметов с помощью ряда условных приёмов.

 

- Что это за условные приёмы?

Перед нами пряник, изображающий птицу. Роспись выполняется сахарной поливой (глазурью). Глазурью изображаются в фигурке самые характерные детали: клюв, глаз, крыло, хвост. Точка, заключённая в круг, - это зоркий птичий глаз, широкий остроконечный штрих - сильный клюв. В ритмичном движении вьётся струйками крыло, её витки несут образную информацию о форме крыла и его месте, плавный завиток на “земле” напоминает стихию воды, и птица кажется плывущей. Так простыми приёмами достигали мастера яркого художественного образа.

V.Требования к работе.

Так как испечь пряники мы не можем, а выполняем лишь эскизы, то и последовательность работы немного меняется.

1. Чистый лист бумаги – это тесто. Положим на бумагу трафарет и карандашом обведём его, словно острым ножом вырежем по трафарету форму пряника

2. Цветными восковыми мелками украсим свой пряник, словно сахарной глазурью, подчеркнём характерные особенности птицы или животного: клюв, гребешок, крылья, лапки, рога, хвосты и т.д. Чем ярче украсим свой пряник, тем лучше

3. А вот теперь на палитре подберём цвет испечённого пряника – красно-коричневый – и закрасим этим цветом весь пряник! По краю пряника проведём более тёмную полоску, как будто пряник по краю подрумянился.

Вот и готов наш пряник!

А теперь приступаем к самостоятельной работе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: