Требования к результатам овладения жизненными компетенциями
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях. Развитие у обучающегося с ЗПР адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания
специальных условий для пребывания в школе, представлений о своих нуждах и правах в организации обучения:
2 Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
Формирование активной позиции ребёнка и укрепление веры в свои силы в овладении навыками самообслуживания: дома и в школе, стремления к самостоятельности и независимости в быту и помощи другим людям в быту:
Освоение правил устройства домашней жизни, разнообразия повседневных бытовых дел,
понимание предназначения окружающих в быту предметов и вещей. Формирование понимания того, что в разных семьях домашняя жизнь может быть устроена по-разному:
Ориентировка в устройстве школьной жизни, участие в повседневной жизни класса, принятие на себя обязанностей наряду с другими детьми:
Формирование стремления и потребности участвовать в устройстве праздника, понимания значения праздника дома и в школе, стремления порадовать близких, понимание того, что праздники бывают разными:
Овладение навыками коммуникации.
Формирование знания правил коммуникации и умения использовать их в актуальных для ребёнка житейских ситуациях:
Дифференциация и осмысление картины мира.
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности:
Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения ребёнка устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком:
Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой:
Дифференциация и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей.
Требования к организации временного режима обучения
Временной режим образования (учебный год, учебная неделя, день) для обучающихся с ЗПР устанавливается в соответствии с законодательно закрепленными нормативами, а также локальными актами образовательной организации. Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается образовательной организацией с учетом
Особых образовательных потребностей ребенка, его готовности нахождению в среде сверстников без родителей. Распорядок дня обучающихся с ЗПР устанавливается с учетом их повышенной утомляемости в соответствии с требованиями здоровьесбережению (регулируется объем нагрузки по реализации основной образовательной Программы и Программы коррекционной работы, время на самостоятельную учебную работу, время отдыха, удовлетворение потребностей обучающихся в двигательной активности). Обучение и воспитание происходит, как в ходе уроков, так и во время внеурочной деятельности обучающегося в течение учебного дня. Обучение учащихся с ЗПР осуществляется только в первую смену. В первой половине дня обучающиеся с ЗПР посещают учебные занятия, предусмотренные основной образовательной программой. Во второй половине дня (во внеурочное время) предусматривается организация специальных занятий с логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом, направленных на реализацию программы коррекционной работы, а также дополнительные необходимые мероприятия, направленные оздоровление ребенка, реализацию его особых образовательных потребностей. В ходе урока (середина) в обязательном порядке проводится физкультурная минутка, направленная на снятие общего
мышечного напряжения. В содержание физкультурных минуток обязательно включаются упражнения на снятие зрительного напряжения, на предупреждение зрительного утомления, на активизацию зрительной системы.
Требования к организации учебного места
Организация рабочего пространства ребенка с ЗПР осуществляется с использованием здоровьесберегающих технологий. Номер парты подбирается тщательно, в соответствии с ростом ученика, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Парта должна иметь хорошее освещение. Необходимо учесть, какой рукой пишет ребенок: если ведущая рука – правая, то свет на рабочую поверхность должен падать слева, а если ребенок левша, тогда стол лучше установить возле окна так, чтобы свет падал справа. Необходимые школьные учебники должны находиться на расстоянии вытянутой руки; обязательно пользоваться подставкой для книг. С парты должен открываться прямой доступ к информации, расположенной на доске, информационных стендах и пр.