Объект и предмет исследования
Объект исследования – то, что противостоит познающему субъекту и его познавательной деятельности. Процесс или явление, порождающие проблему. Та часть практики или научного знания, с которой исследователь имеет дело.
Предмет исследования – та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом наиболее существенные признаки. Находится в границах объекта: определенные свойства объекта, их соотношения, зависимость объекта и свойств от каких-либо условий.
Как правило, объекты познания представляют собой сложные, полиструктурные образования. Поэтому в своей познавательной деятельности субъект выделяет и описывает объект лишь с определенной стороны, фиксирует в нем отдельные свойства или группу свойств и характеристик. Выделение, фиксация и описание субъектом отдельной стороны объекта составляет предмет изучения или знания.
Одному и тому же объекту может соответствовать несколько различных предметов. Это объясняется, с одной стороны, тем, что характер предмета знаний зависит от того, какую сторону объекта он отражает. С другой стороны, многопредметность объекта связана с множеством практических задач, решение каждой из которых требует выделения своего специфического предмета. Предмет исследования может совпадать с темой исследования либо близок ей по звучанию.
Для определения объекта и предмета исследования необходимо обратить внимание на тему исследования, выделив смысловые части. Как правило, объект исследования характеризуется в первой главе исследования.
Пример 1.
Тема:Гуманизация образовательного процесса в пенитенциарной системе
Объект исследования: образовательный процесс в пенитенциарной системе.
Предмет исследования: теория и практика гуманизации образовательного процесса в пенитенциарной системе.
Пример 2.
Тема: Формирование ценностного сознания будущего учителя в аксиологическом педагогическом пространстве
Объект исследования: процесс обучения будущего учителя в педагогическом вузе.
Предмет исследования: подход, принципы, содержание и методы формирования ценностного сознания будущего учителя, обеспечивающие понимание им важности совпадения его блага с благом других.
Пример 3.
Тема: Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования.
Объект исследования: патриотизм учащейся молодёжи в условиях регионального образования как явление общественного сознания.
Предмет исследования:патриотическое воспитание учащейся молодёжи как педагогический процесс в условиях регионального образования.
Задание: Определить возможные объект и предмет исследования для следующих тем
Тема 1: Социальная реабилитация семьи с детьми в условиях системы социального обслуживания населения.
Тема 2: Профессиональное самоопределение подростков во внеучебной деятельности образовательной организации.
Тема 3: Коммуникабельность как личностная характеристика социального педагога.
Цель и задачи исследования
Цель исследования – желаемый конечный результат исследования; то, что исследователь намерен достичь в результате работы.
Задачи исследования – выбор путей и средств достижения цели; дробление цели исследования на подцели; частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования.
Для определения цели исследования необходимо обратиться к теме исследования, учесть выделенные объект и предмет исследования. Задачи исследования соотносятся со структурой (планом) исследования.
Для формулировок используются клише: охарактеризовать, дать характеристику, рассмотреть, проанализировать, обобщить, описать, выявить, выделить, раскрыть и т.п.
Пример 1.
Социально-педагогическая профилактика безнадзорности, беспризорности и бродяжничества
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Безнадзорность, беспризорность и бродяжничество несовершеннолетних как опасное социальное явление
1.1. Понятия безнадзорности и беспризорности. Подростковое бродяжничество.
1.2. Причины и особенности беспризорности, безнадзорности и бродяжничества несовершеннолетних в условиях городского социума
Глава 2. Беспризорные несовершеннолетние как объект социально-педагогической профилактики
2.1. Нормативно-правовые основы социальной защиты беспризорных несовершеннолетних
2.2. Проблемы профилактики безнадзорности, беспризорности и бродяжничества в России и ее организация
2.3. Анализ опыта социальной и профилактической работы по решению проблем беспризорности, безнадзорности и бродяжничества несовершеннолетних в Воронежской области
Заключение
Литература
Объект исследования: безнадзорность, беспризорность и бродяжничество несовершеннолетних как социальное явление.
Предмет исследования: содержание и специфика взаимодействия основных субъектов профилактики подростковой безнадзорности, беспризорности и бродяжничества.
Цель исследования: выявить и проанализировать возможные пути социально-педагогической профилактики безнадзорности, беспризорности и бродяжничества среди несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1) раскрыть содержание понятий «безнадзорность» «беспризорность» и «бродяжничество»;
2) изучить типологии рассматриваемых явлений, а также причин, их обуславливающих;
3) охарактеризовать основные формы помощи, а также деятельность государственных и негосударственных служб по решению проблемы детской безнадзорности и беспризорности в России;
4) проанализировать опыт социальной и профилактической работы по решению проблем беспризорности, безнадзорности и бродяжничества несовершеннолетних в Воронежской области
Пример 2.
Тема 2. Формирование гражданской ответственности старшеклассников в процессе волонтерской деятельности
Содержание
Введение
Глава I. Волонтерская деятельность как средство формирования гражданской ответственности старшеклассников
1.1. Сущность понятия «гражданская ответственность», критерии и показатели ее сформированности как качества личности
1.2. Формирование гражданской ответственности современных школьников как социально-педагогическая проблема
1.3. Возможности волонтерской деятельности старшеклассников в формировании у них гражданской ответственности
Глава II. Формирование гражданской ответственности у школьников-волонтеров как педагогический процесс
2.1. Модель формирования гражданской ответственности старшеклассников в процессе волонтерской деятельности
2.2. Педагогические условия, способствующие эффективности формирования гражданской ответственности старшеклассников в процессе волонтерской деятельности
2.3. Ход, методика и результаты опытно – экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список
Объект исследования: формирование гражданской ответственности старшеклассников.
Предмет исследования: волонтерская деятельность как средство формирования гражданской ответственности старшеклассников.
Цель исследования: обосновать возможности волонтерской деятельности как средства формирования гражданской ответственности старшеклассников и выявить педагогические условия, способствующие эффективности реализации этих возможностей.
Задачи исследования:
1. Уточнить содержание понятия «гражданская ответственность» и определить критерии оценки и показатели ее сформированности как качества личности.
2. Выявить социально-педагогические возможности волонтерской деятельности как средства формирования гражданской ответственности старшеклассников.
3. Разработать модель формирования гражданской ответственности старшеклассников в процессе волонтерской деятельности.
4. Обосновать педагогические условия, способствующие эффективности формирования гражданской ответственности старшеклассников в процессе волонтерской деятельности.
Пример 3.
Тема 3. Педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи
Содержание
Введение…………………………………………………………….. |
ГЛАВА I. Педагогическое обеспечение Общественной самоорганизации учащейся молодежи как социально-педагогическая проблема |
§1. Функции общественной самоорганизации в социальном воспитании учащейся молодежи |
§2 Современные подходы к педагогическому обеспечению общественной самоорганизации учащейся молодежи |
§3 Анализ отечественного опыта общественной самоорганизации учащейся молодежи |
ГЛАВА II Реализация условий педагогического обеспечения Общественной самоорганизации учащейся молодежи |
§1 Характеристика условий педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи |
§2 Практика педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи |
§3 Основные этапы и результаты опытно-экспериментальной работы |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
список литературы |
Объект исследования: педагогическое обеспечение общественной самоорганизации учащейся молодежи.
Предмет исследования: педагогические условия эффективности педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи.
Цель исследования: выявить педагогические условия эффективности педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи.
Задачи исследования:
1) определить сущность и социально-педагогические функции общественной самоорганизации учащейся молодежи,
2) выявить особенности педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи,
3) разработать и реализовать на практике модель педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи,
4) разработать и проверить эффективность методики педагогического обеспечения общественной самоорганизации учащейся молодежи.
Задание: Определить цель и задачи исследования
Тема 1. Социально-педагогические проблемы детей с признаками одаренности в системе образования
Содержание
Введение
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения социально-педагогических проблем детей с признаками одаренности
1.1. Одаренность как предмет изучения современного научного знания
1.2. Теоретические основы изучения социально-педагогических проблем в образовании детей с признаками одаренности
Глава II. Опыт социально-педагогической работы с одаренными детьми в системе образования
2.1. Диагностика детской и подростковой одаренности
2.2. Опыт работы с детьми с признаками одаренности в Воронежской области
2.3. Программа работы с детьми с признаками одаренности
Заключение
Список литературы
Объект исследования – образование детей с признаками одаренности.
Предмет исследования – социально-педагогические проблемы, характерные современному образованию детей с признаками одаренности.
Тема 2. Социально-педагогическая профилактика наркомании у студентов
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы социально-педагогической профилактики наркомании в студенческом возрасте
1.1. Сущность и виды профилактики
1.2.Теоретические основы социально-педагогической профилактики наркомании
1.3.Особенности социально-педагогической профилактики наркомании в студенческом возрасте
Глава 2. Анализ опыта социально-педагогической профилактики наркомании у студентов
2.1. Опыт социально-педагогической профилактики наркомании у студентов
2.2. Зарубежный опыт социально-педагогической профилактики наркомании у студентов
2.3. Программа социально-педагогической профилактики наркомании среди студентов ВГПУ
Заключение
Список литературы
Объект исследования: социально-педагогическая профилактика наркомании.
Предмет исследования: социально-педагогической профилактики наркомании в студенческом возрасте.
Тема 3. Игра как средство социального воспитания студентов
Введение
Глава I. Социальное воспитание студентов вуза как психолого-педагогическая проблема
1.1. Сущность социального воспитания студентов вуза
1.2. Особенности социального воспитания студентов вуза в процессе игровой деятельности
1.3. Характеристика игры как средства социального воспитания студентов
Глава II. Реализация условий использования игры как средства социального воспитания
2.1. Опытно-экспериментальная работа по использованию игровой деятельности как средства социального воспитания
2.2. Методические рекомендации по использованию игры как средства социального воспитания студентов
Заключение
Список использованной литературы
Объект исследования:игра как средство социального воспитания студентов вуза.
Предмет исследования:педагогические условия использования игры как средства социального воспитания студентов вуза.