КОСТНО – МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА
1) Костная ткань у детей раннего возраста хорошо васкулязризована, богата водой, бедна минеральными солями в связи с чем характеризуется склонностью к ___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Между эпифизом и диафизом трубчатых костей имеется хрящевая пластинка, за счет которой идут процессы ___________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Для процесса костеобразования необходимо достаточное обеспечение ребенка белком, витаминами А, С, В___________________________
4) Для вычисления количества молочных зубов следует пользоваться формулой:_________________________________________________
5) Для какого возраста такая зубная формула является нормальной:
1)______ 2)_______ 3)_______
1 2 |
6) Голова новорожденного относительно больших размеров, кости легко смещаются, так как швы черепа открыты и начинают закрываться с_______________________возраста, имеются роднички (соединительнотканные мембраны на стыке костей)
________________________
_________________________
_________________________
7) Назовите сроки появления и локализацию физиологических изгибов позвоночника у детей грудного возраста:
1) в 2-3 мес шейный лордоз
2) ________________________
3) ________________________
8) При каком заболевании у детей чаще всего поражается костная система:
____________________________________ ____________________________________ |
9) В первые месяцы жизни у детей отмечается физиологический гипертонус мышц_________________________
10) Показателями состояния мышечной системы являются:
1)_________________________________
2)________________________________
2)________________________________
ОРГАНЫДЫХАНИЯ
1) Носовые ходы у детей раннего возраста имеют хорошее сообщение с ухом через широкую и короткую евстахиеву трубу, что способствует ________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Гортань у детей узкая, слизистая богата кровеносными сосудами, подсвязачное пространство рыхлое, вследствие этого быстро развивается ________________________________________________________________
3) Укажите характер кашля при различных заболеваниях.
- приступообразный с репризами – при коклюше
- сухой, изнуряющий при __________________________________________
- влажный, «глубокий» при_________________________________________
- сухой, «лающий» при ____________________________________________
- болезненный, короткий при_______________________________________
4) Виды одышки:
- инспираторная одышка наблюдается при стенозирующем ларинготрахеите (крупе)
- экспираторная при _______________________________________________
- смешанная при___________________________________________________
5) Укажите механизмы побочных дыхательных шумов
________________________________ ________________________________ ________________________________ | ||
________________________________ ________________________________ ________________________________ | ||
________________________________ ________________________________ ________________________________ |
6) Возможные изменения перкуторного звука:
- коробочный оттенок свидетельствует о______________________________
- притупление перкуторного звука указывает на _______________________
- тимпанический звук при __________________________________________
7) Характер дыхания у детей зависит от возраста.
- до 6 мес выслушивается ослабленное везикулярное дыхание
- с 6 мес до 3-5 лет выслушивается___________________________________
- старше 6 лет выслушивается_______________________________________
8) Укажите частоту дыхательных движений в зависимости от возраста
- новорожденный – 40-60 дыхательных движений в минуту
- первый год жизни ________________________________
- 5 лет ___________________________________________
- старший возраст _________________________________
9) Укажите метод исследования легких ребенку грудного возраста (см. рис)
_______________________________________________
10) Перечислите лабораторно- инструментальные методы исследования
органов дыхания:
- рентгенография
- __________________________________________
- __________________________________________
- __________________________________________
- __________________________________________
СЕРДЕЧНО – СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА
1) При рождении ребенка прекращается плацентарное кровообращение и наступает разделение большого и малого кругов кровообращения, так как закрываются:
- остатки пупочных сосудов
- ___________________________
- ___________________________
-
2) Укажите зависимость частоты пульса от возраста:
Новорожденный – 140 ударов в минуту
1 год _____________________________________
5 лет _____________________________________
10 лет ___________________________________
взрослый ________________________________
3) При сборе анамнеза при выявлении пороков сердца необходимо обратить внимание на течение беременности:
- перенесенные заболевания
-____________________________________
-____________________________________
-____________________________________
-____________________________________
-____________________________________
4) При осмотре ребенка с поражением сердца обнаруживаются:
- цианоз
-______________________________
-______________________________
-______________________________
5) Тахикардия наблюдается при следующих патологических состояниях:
- лихорадка
-______________________________
-______________________________
-______________________________
6) Дыхательная аритмия является для ребенка физиологической и связана с ________________________________________________________________________________________________________________________________
7) Сердечный толчок (левая граница сердца) у здоровых детей до 2-х лет пальпируется в 4 межреберье на 1.5-2 см кнаружи от среднеключичной линии
У детей в 5-7 лет пальпируется в 5 межреберье_______________________
У детей после 7 лет_______________________________________________
8) Точка выслушивания сердца:
Первая точка – ____________________ ____________________ Вторая точка – ____________________ ____________________ Третья точка – ____________________ ____________________ Четвертая точка – ____________________ ____________________ Пятая точка – ____________________ ____________________ |
9) Напишите формулу АД у детей:
До 5лет ______________________________
После 5 лет___________________________
10) Функциональные шумы чаще связаны с неравномерным ростом различных отделов сердца, а органические обусловлены _______________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
11) Перечислите функциональные методы исследования сердечно-сосудистой системы:
- ЭКГ
-_______________________________________
-_______________________________________
-_______________________________________
-_______________________________________
-_______________________________________
ОРГАНЫПИЩЕВАРЕНИЯ
1) Первые месяцы жизни после кормления ребенка держат вертикально в связи со склонностью к _________________________________________
2) Объем желудка новорожденного 30 мл, то к концу первого года он достигает _________________________________мл
3) Частое развитие токсикозов обусловлено несовершенством ____________ _________________________________________________ функции печени
4) При грудном вскармливании основной флорой в кишечнике является ________________________________________________________________
- при искусственном вскармливании преобладает_______________________
5) Назовите условное разделение области живота:
1. эпигастрий 2. ______________________ 3. ______________________ 4. ______________________ 5. ______________________ 6. ______________________ |
6) Перечислите признаки желудочной диспепсии:_______________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
7) Перечислите признаки кишечной диспепсии:_________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
8) Для диагностики заболеваний желудочно – кишечного тракта применяются методы – функциональной диагностики: желудочное и дуоденальное зондирование,
- инструментальные методы:________________________________________ ________________________________________________________________
________________________________________________________________
- рентгенологические методы: ______________________________________ _______________________________________________________________
9) Назовите пузырные симптомы
-_____________________________________________________
-_____________________________________________________
-_____________________________________________________
10) Креаторея (наличие мышечных волокон в копрограмме) наблюдается при ферментативной недостаточности желудка и поджелудочной железы
- Амиларея _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
- Стеаторея _______________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
11) Укажите инструментальное исследование печени и желчного пузыря, изображенного на рисунке ________________________________________
Какие патологические изменения выявляются данным методом ____________________________________________________________________________________________________________________________________
ОРГАНЫМОЧЕОБРАЗОВАНИЯ
1) Количество мочи, которое ребенок может выделять за сутки можно рассчитать по формуле: ________________________________________
2) Назовите симптом________________________________________________
3) Число мочеиспусканий у новорожденного 20-25 раз в сутки
- в 1 год _____________________________________________
4) Перечислите синдромы, характерные для заболеваний почек
- дизурический
- ______________________________________________
- ______________________________________________
- ______________________________________________
5) Моча здорового ребенка соломенно-желтого цвета, прозрачная
- мутная моча может быть вследствие ________________________________
- цвета мясных помоев при _________________________________________
- цвета пива при __________________________________________________
6) ГЛОССАРИЙ
- протеинурия – увеличение количества белка в моче
- лейкоцитурия ___________________________________________________
- гематурия ______________________________________________________
- бактериурия_____________________________________________________
- полурия ________________________________________________________
- олигурия________________________________________________________
- анурия__________________________________________________________
- поллакиурия_____________________________________________________
- энурез__________________________________________________________
7) В анализе мочи по Нечипоренко лейкоцитов – до 2000
- эритроцитов – до ______________________
8) Концентрационная функция почек исследуется_______________________
9) Фильтрационная функция почек исследуется_________________________
10) Перечислите инструментальные методы исследования почек:
- УЗИ
- _______________________________________________
- _______________________________________________
- _______________________________________________
- _______________________________________________
11) Назовите метод исследования______________________________________
СИСТЕМА КРОВИ
1) Красный костный мозг ребенка продуцирует:
- эритроциты
- _______________________________
- _______________________________
- _______________________________
2) Лимфоциты образуются в _________________________________________
3) Лейкоцитарная формула
4) У ребенка грудного возраста количество
- гемоглобина _______________________________________
- количество лейкоцитов______________________________
- СОЭ ______________________________________________
5) При обследовании пациента с заболеванием крови обращают внимание на:
- цвет кожи и слизистых - бледность, желтушность
- геморрагические явления__________________________________________
- увеличение органов кроветворения__________________________________
6) Заполните глоссарий:
- анемия – уменьшение гемоглобина и эритроцитов
- лейкоцитоз______________________________________________________
- лейкопения______________________________________________________
- нейтрофилез_____________________________________________________
- сдвиг формулы влево_____________________________________________
- лимфоцитоз_____________________________________________________
- моноцитоз_______________________________________________________
- тромбоцитопения_________________________________________________
7) Укажите метод исследования________________________________________________
8) Определите возраст ребенка_______________________________________
Анализ крови:
Эритроциты 6,0х1012
НВ – 210 г/л
Лейкоциты – 15,0х109
Эозинофилы – 2
Палочкоядерные – 2
Сегментоядерные – 60
Лимфоциты – 30
Моноциты – 6
СОЭ – 2 мм/час
НЕРВНАЯ СИСТЕМА
1) Перечислите показатели нервно – психического развития детей 1-го года жизни (линии развития):
Аз – зрительные ориентировочные реакции
Ас – _____________________________
Э – _____________________________
Др – _____________________________
До – _____________________________
РП – _____________________________
Ра – _____________________________
Н – _____________________________
2) Укажите сроки статических функций:
а) держит голову – в 3 месяца
б) сидит – _________________________
в) ползает – _________________________
г) стоит – _________________________
д) ходит – _________________________
3) Назовите рефлексы новорожденного:
а) поисковый
б) _____________________
в) _____________________
г) _____________________
д) _____________________
е) _____________________
4) Укажите рефлекс, изображенный на рисунке________________________ ______________________________________________________________
5) При заболевании нервной системы наиболее характерны жалобы:
а) на головную боль
б) _______________________
в) _______________________
г) _______________________
6) При обследовании детей с поражением нервной системы используют:
а) исследование спинномозговой жидкости
б) _______________________________
в) _______________________________
г) _______________________________
7) Заполните глоссарий:
1. Анизокория – неравенство величины зрачков правого и левого глаза.
2. ________________________ – уменьшение размеров мозгового отдела черепа
3. ________________________ – отсутствие аппетита
4. ________________________ – односторонний паралич (парез)
5. ________________________ – нарушение речи
6. ________________________ (дрожание) – ритмические стереотипные __________________________– колебательные движения различных частей тела
7. ________________________ – воспаление мозговых оболочек
8. ________________________ – непроизвольные, ритмичные движения глазных яблок
9. ________________________ – (синкопе) внезапная кратковременная потеря сознания
10. ________________________ – прерывистые мышечные сокращения
11. ________________________ – ночное недержание мочи.
8) Укажите симптом _________________________________
ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА
1) Объединяет в единое целое всю эндокринную систему важнейшая железа внутренней секреции_____________________________________________
2) Универсальными стимуляторами метаболизма, роста и интеллектуального развития являются гормоны________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Паращитовидные железы вырабатывают гормон, который играет важную роль____________________________________________________________________________________________________________________________
4) Укажите, каким действием обладают глюкортикоиды _________________ ________________________________________________________________
5) Инсулин вырабатывается__________________________________________
6) Какие гормоны оказывают анаболическое действие, участвуют в формировании костной системы, гемопоэзе, выполняют детородную функцию:_______________________________________________________
7) Назовите 3 периода полового развития
- допубертатный до 6-7 лет, время гормонального покоя
- ________________________________________________________________
- ________________________________________________________________
- ________________________________________________________________
8) Перечислите специальные методы исследования эндокринных желез:
- рентгенологическое исследование черепа, кистей рук
-_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9) Заболевание, сопровождающееся резким усилением роста называется _____________________________________________________________
10) Снижение интеллекта, отставание роста, адинамия возникают при
______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ |
11) Адреногенитальный синдром, при котором отмечаются неправильное развитие половых органов, низкорослость, нарушения дифференцировки пока развивается при нарушении функции__________________________
12) Снижение выработки инсулина поджелудочной железой приводит к ________________________________________________________________
13) Перечислите аномалии, свойственные мальчикам:
- гипоспадия
- ________________________________________________________________
- ________________________________________________________________
- ________________________________________________________________
- ________________________________________________________________
- ________________________________________________________________
- ________________________________________________________________
ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ
1. При проведении осмотра ребенка оценивается свойство кожи
а) влажность
б) температура
в) цвет
г) эластичность
2. Ребенок начинает удерживать голову в возрасте (мес.)
а) 2
б) 4
в) 6
г) 8
3. Ребенок самостоятельно сидит в возрасте (мес.)
а) 2
б) 4
в) 6
г) 8
4. При заболеваниях у детей подкожно-жировой слой уменьшается вначале в области
а) лица
б) рук
в) ног
г) живота
5. Форма большого родничка у новорожденного
а) овальная
б) округлая
в) треугольная
г) ромбовидная
6. Большой родничок у новорожденного располагается между костями черепа
а) лобной и теменными
б) теменными
в) затылочной и теменными
г) височной и теменной
7. Первые молочные зубы появляются у детей в возрасте (мес.)
а) 2–3
б) 4–5
в) 6–7
г) 8–9
8. У новорожденного отмечается физиологическая
а) гипертония мышц-разгибателей
б) гипертония мышц-сгибателей
в) гипотония мышц-разгибателей
г) нормотония мышц
9. Частота дыхательных движений у здорового ребенка грудного возраста составляет (в 1 мин.)
а) 20–25
б) 25–30
в) 30–35
г) 35–40
10. Частота пульса у ребенка 1 года в 1 мин. составляет
а) 140
б) 120
в) 100
г) 80
11. Формула 100+n (n — число месяцев) применяется у ребенка старше 1 года для расчета
а) систолического АД
б) диастолического АД
в) пульсового давления
г) дефицита пульса
12. Формула 76+2n (n — число месяцев) применяется у грудного ребенка для расчета
а) систолического АД
б) диастолического АД
в) пульсового давления
г) частоты дыхательных движений
13. Диастолическое давление у детей составляет от систолического
а) 1/2 + 10
б) 1/2 + 20
в) 1/4+ 10
г) 1/4 + 20
14. Кратковременная остановка дыхания у детей
а) апноэ
б) брадипноэ
в) тахипноэ
г) асфиксия
15. Веркушечный толчок у детей старше 2-х лет определяется в межреберье
а) 3
б) 4
в) 5
г) 6
16. Формула для определения количества молочных зубов у ребенка в возрасте 6–24 мес.
а) n - 1
б) n - 2
в) n - 3
г) n - 4
17. Смена молочных зубов на постоянные начинается у ребенка в возрасте (лет)
а) 2–5
б) 5–7
в) 7–10
г) 10–13
18. Физиологическое слюнотечение начинается у ребенка в возрасте (мес.)
а) 1–2
б) 3–4
в) 6–8
г) 8–10
19. Емкость желудка у новорожденного составляет (в мл)
а) 30–35
б) 50–55
в) 100–155
г) 250–300
20. Емкость мочевого пузыря у новорожденного (в мл)
а) 10–20
б) 20–30
в) 30–40
г) 40–50
21. Формула определения суточного диуреза у детей 1–10 лет (n – число лет)
а) 600 мл – 100 (n - 1)
б) 600 мл + 100 (n - 1)
в) 400 мл – 100 (n - 1)
г) 400 мл + 100 (n - 1)
22. Ночное недержание мочи у ребенка — это
а) анурия
б) олигурия
в) поллакиурия
г) энурез
23. Число мочеиспусканий у детей первого года жизни составляет в сутки
а) 1–10
б) 10–20
в) 20–30
г) 30–40
24. Низкая относительная плотность мочи у новорожденных обусловлена
а) снижением секреторной функции почек
б) повышением секреторной функции почек
в) снижением концентрационной функции почек
г) повышением концентрационной функции почек
25. Содержание гемоглобина у новорожденного в норме составляет (в г/л)
а) 100–120
б) 120–140
в) 140–170
г) 170–240
26. Первый физиологический перекрест в лейкоцитарной формуле происходит у ребенка
а) на 5–6 день жизни
б) на 1–2 день жизни
в) в 1–2 года
г) в 5–6 лет
27. Второй физиологический перекрест в лейкоцитарной формуле ребенка происходит
а) на 1–2 день жизни
б) на 5–6 день
в) в 1–2 года
г) в 5–6 лет
28. Инволюция вилочковой железы начинается у ребенка в возрасте
а) 1 года
б) 2 лет
в) 3 лет
г) 4 лет
29. Защиту ребенка от бактериальных и вирусных инфекций осуществляют иммуноглобулины класса
а) A
б) D
в) E
г) G
30. Частое возникновение заболеваний пищеварительной и дыхательной систем у детей обусловлено
а) высоким содержанием Ig A
б) низким содержанием Ig A
в) высоким содержанием эозинофилов
г) низким содержанием эозинофилов