Материально-техническое обеспечение учебного процесса.




Методы исследования.

В ходе работы над проектом интеграции дополнительного образования и ВУЗа на разных его этапах использовались следующие методы исследования:

- анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по педагогики, психологии;

- обобщение передового педагогического опыта;

- наблюдение и анализ занятий, проводимых в педагогическим ВУЗе и центре технического творчества;

- анкетирование студентов педагогического ВУЗа;

- опытно-экспериментальная работа в процессе преподавания в ВУЗе и в центре технического творчества;

- статистическая обработка опытно-экспериментальных данных с применением ЭВМ.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса.

Для обеспечения образовательного процесса Центр располагает:

необходимыми площадями: 10 учебных кабинетов на 150 посадочных мест (из них 2 класса ЭВМ, секция картинга, судомодельная лаборатория, авиамодельная лаборатория, лаборатория радиоуправления и др.), актовый зал на 130 мест, два выставочных зала, специальные площадки для запуска радиоуправляемых автомоделей, аквалаборатория.

необходимым оборудованием: станочный парк около 40 единиц (станки токарные – 8 единиц, фрезерные по металлу – 7, сверлильные – 8, заточные – 8, строгально-фуговальные – 3 и др.), спортивные машины карт – 12 шт., аппаратура радиоуправления – 3 шт., приёмники и передатчики для «охоты на лис», коллективная радиостанция, Фотоаппараты – 6 шт., фотоувеличители – 6 шт., компьютеры Пентиум-166 – 10 шт., УКНЦ – 10 шт., сканер планшетный – 1 шт., принтеры – 3 шт., телевизор, видеомагнитофон, видеокамера. Имеется необходимое стартовое оборудование (динамометры – 10 шт., рулетка 50 м – 1 шт., секундомеры – 5 шт., мегафоны – 3 шт.) и офисная техника – копировальный аппарат. Кроме этого имеется типография (6 единиц полиграфического оборудования).

необходимыми материалами и инструментами: в кружках, лабораториях, секциях имеется необходимое оборудование, инструменты и приспособления для проведения практических занятий с детьми. Ежегодно для реализации учебных программ Центром приобретаются материалы, инструменты, комплектующие на сумму более 100 тыс. руб.

Лаборатории, секции и кружки обеспечены необходимым материалом в объёмах, необходимых для реализации действующих учебных программ.

Пополнение материалов идёт в основном за счёт бюджетного финансирования и реинвестиций от хозрасчётной деятельности.

Элементная база радиотехнических объединений пополняется также за счёт получения неликвидов путём передачи их сторонними организациями.

Все объединения в полном объёме обеспечиваются бумагой и картоном из средств отдела оперативной печати. Отдел оперативной печати также изготавливает в полном объёме для всех объединений чертежи, схемы, технологические карты и т.п.

На базе ОблЦТТУ в летний период работает лагерь дневного пребывания детей с организацией 2-х разового питания.

Разработанная «синтетическая» схема-модель направлена на стремление системы подготовки педагога дополнительного образования к «универсальному» образцу, с мобилизацией присущего системе интеграции ВУЗа и дополнительного образования потенциала.

Данная схема-модель призвана наиболее полно отвечать профессиональным качествам педагога, и направлена развивать творческий потенциал на всём протяжении жизнедеятельности человека.

Схема-модель направлена на многоуровневое взаимодействие отношений между дополнительным образованием и ВУЗом и направлена на «выращивание» собственно индивидуальности обучающегося в интегрированной системе подготовки будущего педагога.

Задача схемы-модели состоит в том, чтобы инициировать в разрабатываемом проекте образования стремление к саморазвитию и самоорганизации, а это достигается лишь в случае, когда управляющее воздействие на личность совпадает с внутренними свойствами модели образования, таким образом, вектор развития профессиональной компетентности, упирается в потребность личности в самореализации, которая является движущей силой вектора развития профессиональных качеств.

Таким образом, внедряемая модель в проекте интеграции дополнительного образования и ВУЗа, опирающаяся на три основных типа развития личности: по лесенке, векторная и развитие по спирали представлена в трёхмерном пространстве и скоординирована кругозором личности, культурой творческой деятельности и временем. Следовательно, нам предстаёт возможность смоделировать динамику развития будущего педагога дополнительного образования, с точки зрения приобретения культуры творческой деятельности, с учётом основных этапов обучения на 1 и 2 курсах ВУЗа, и на 7 семестре.

Каждому из отмеченных этапов социализации личности соответствует определённая ступень в развитии личности. Причём, ступень состоит из двух частей.

Первая часть ступеньки, самая нижняя представляет содержательную часть образования разработанная с учетом основных программ, учебных планов и государственных стандартов и адаптированных для центров технического творчества.

В частности интеграция ВУЗа и дополнительного образования проходит по следующим дисциплинам: «Теория и методика обучения технологии и предпринимательства», «Прикладная механика», «Машиноведение», «Основы производства», «Электротехника и электроника», «Графика», «Основы творческоконструкторской деятельности и декоративноприкладного творчества». Данные дисциплины распределены по пяти семестрам. Причем, преподавание перечисленных дисциплин будет проводиться на базе центра технического творчества и будет носить прикладной характер.

Вторая половинка – это жизненный опыт личности, полученный в семье, при общении с педагогом, окружающим миром. Причём высота вектора профессиональной компетентности как показано на рисунке будет определяться требованием работодателей.

Каждый этап подготовки педагога дополнительного образования будет характеризоваться освоением основных элементов характеризующих культуру творческой деятельности.

Причём для реализации поставленной задачи в учебный процесс, протекающий на базе дополнительного образования включены лабораторные работы и специальные практикумы по представленным дисциплинам лежащим в основе проекта интеграции. Содержание практикумов будет отвечать последним достижениям в сфере перечисленных дисциплин и педагогической науки и практики, способствовать формированию у студентов навыков самостоятельного поиска информации, планирования и проведения экспериментов. Материал, выносимый на практику будет тесно связан с будущей профессиональной деятельности путем преломления его и связывания с основными элементами культуры творческой деятельности.

Согласно представленной схемы-модели, каждый этап развития педагога дополнительного образования в интегрированной системе, будет характеризоваться ростом опыта и культуры творческой деятельности, а следовательно данные параметры являются функциями времени, зависящие от определенных факторов.

Таким образом, если студент лучше усвоил, или ему ближе какая та из составляющих культуры творческой деятельности, то сам вектор профессиональной компетентности, будет приближаться к данному элементу, а следовательно будет происходить изменение кругозора в данной области и сам вектор начнёт перемещаться в пространстве относительно оси «Кругозор», тем самым перемещать опыт и культуру творческой деятельности в пространстве знаний.

Такое движение вектора будет происходить постоянно во времени, и в пространстве увеличивая опыт и культуру творческой деятельности, причем каждый этап социализации личности будет характеризоваться новым витком, отличающийся от предыдущего размерами и формой.

Такое моделирование развития профессиональной компетентности, является многофакторным, причём точность процесса моделирования творческой личности и определяется количеством факторов влияющих на развитие профессиональных качеств, т.е. чем больше факторов учитывается в настоящей модели, тем точнее конечный результат, а именно применяя личностный подход в данной модели можно запрограммировать процесс обучения для каждого индивидуально, согласно способностей и склонностей каждого. Таким образом, каждая личность будет иметь свой вектор развития профессиональной компетентности, отличный от всех своей формой и расположением в пространстве знаний, а следовательно и свою форму знаний и умений.

В организационно-методическое обеспечение процесса формирования креативных качеств у будущего педагога в интегрированной системе мы включили как непосредственную подготовку к профессиональной деятельно­сти, так и социально-психологическую подготовку к жизни и работе в коллек­тиве, тем самым мы обеспечим обучение технической и организационной культуре, а также повышение уровня духовной жизни.

Данный шаг на пути становления профессиональной личности, готовой к работе в системе дополнительного образования осуществиться в результате изучения дисциплин с точки зрения их влияния на культуру творческой деятельности.

Для этого нами были выделены следующие группы предпосылок, обеспечиваю­щих эффективность данного процесса: организационная, дидактическая, профессиональная и научно-методическая.

При этом научно-методическая и дидактическая группы относились в большей степени к практическим разделам дисциплин изучаемым на базе дополнительного образования, а организационные – в ВУЗе.

 


28. В.Н. Михелькевич, В.М. Радомский Основы Научно-технического творчества / Серия «Высшее профессиональное образование» - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 320с.; ил. с.13

29. Ю.С. Столяров, Д.М. Комский, В.Г. Гетта и др. Техническое творчество учащихся. – М.: Просвещение, 1989. -223с. с.138

 

30. Ю.С. Столяров, Д.М. Комский, В.Г. Гетта и др. Техническое творчество учащихся. – М.: Просвещение, 1989. -223с. с.142

 

30. Лубский А.В. Социально-гуманитарные науки в России: интеллектуальная стагнация и когнитивные прорывы // Научная мысль Кавказа. 2009. № 2. С. 40–50.

 

31. Загутин Д.С. Условия формирования специальных компетенций будущего специалиста. Актуальные проблемы современного профессионального образования. Сборник материалов научно-практической Интернет-конференции (апрель 2008г.). – Астрахань: АСПК, 2008. – с. 40-42.

 

32. Куруленко Э.А. Творчество в пространстве культуры детства. Самара, 1998г.

33. Тоффлер А. Футурошок. СПб., 1997.

 

34. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

 

35. Загутин Д.С. Математическое описание модели развития и измерения культуры технического творчества. Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. Издательство: Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону).- 2009г. №6 с.175-179.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: