РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.01 «РУССКИЙ ЯЗЫК »

 

43.01.09 «Повар, кондитер»

 

______ базовая _____

(базовая, углубленная)

 

_____ очная _____

(форма обучения)

 

Количество часов: 150 часов

 

Преподаватель: Полянская О.В.

Оренбург

2018 г

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее СПО): 43.01.09 «Повар, кондитер»

 

 

Организация-разработчик: ГАПОУ «Колледж сервиса»

 

Разработчики:

 

Полянская О.В. преподаватель русского языка и литературы

ГАПОУ «Колледж сервиса»

 

Рекомендована ___________________________________________________

Заключение №____________ от «____»__________20__ г.

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

  стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  
3. условия реализации программы учебной дисциплины  
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины  

 


Паспорт ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык

Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО: 43.01.09 «Повар, кондитер»

 

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный блок.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения

 

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение:

- использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо:

- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

- использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

Учебная нагрузка на обучающегося – 150 часов,

в том числе:

- теоретические занятия – 95 часов;

- практические занятия – 40 часов;

- консультации – 15 часов.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Учебная нагрузка (всего)  
в том числе:    
теоретические занятия  
практические занятия    
консультации  
Итоговая аттестация в форме экзамена  

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, консультации. Объем часов Уровень освоения
       
Раздел 1. Введение    
Тема 1.1. Введение   Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка.   1 1,2
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме 1 1,2
Раздел 2. Язык и речь. Функциональные стили речи.    
Тема 2.1. Язык и речь Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. О Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность, употребление языковых средств. Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. оценка коммуникативных качеств и эффективности речи.     2 1, 3
Тема 2.2. Функциональные стили речи и их особенности Функциональные стили речи и их особенности. Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы. Их особенности. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Культура разговорной речи. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля: доклад, статья, сообщение и др. Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля: заявление, доверенность, расписка, резюме и др. Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписки, доверенности, резюме). Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Основы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления. Культура публичной речи. Художественный стиль речи, его основные признаки: образность, использование изобразительно-выразительных средств и др. 2 1, 3
Практическое занятиеФункциональные стили речи и их жанры. 2 2,3
Практическое занятиеОсновы ораторского искусства. Подготовка публичной речи. 2 2,3
Тема 2.3. Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое. Тема, основная мысль текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация). Абзац как средство смыслового членения текста. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).Лингвостилистический анализ текста. 2 1, 2
Практическое занятиеАнализ текста 2 2,3
Раздел 3. Лексика и фразеология.    
  Тема 3.1. Лексика Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Метафора, метонимия как выразительные средства языка. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление Русская лексика с точки зрения ее происхождения (исконно русская лексика, заимствованная лексика, старославянизмы). Лексика с точки зрения её употребления (Нейтральная лексика, книжная лексика, лексика устной речи (жаргонизмы, арготизмы, диалектизмы). Профессионализмы. Терминологическая лексика. Активный и пассивный словарный запас: архаизмы, историзмы, неологизмы. Особенности русского речевого этикета. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта. Фольклорная лексика и фразеология. Русские пословицы и поговорки 4 1,3
Практическое занятиеЛексический анализ текста. 2 2,3
Тема 3.2. Фразеология Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы. Лексические и фразеологические словари. Лексико-фразеологический разбор. Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление. Ошибки в употреблении фразеологических единиц и их исправление.   2 1,2
Практическое занятиеЛексические и фразеологические словари. 2 2,3
Раздел 4. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография    
Тема 4.1. Фонетика Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Фонетический разбор слова.   2 1, 2
Тема 4.2. Орфоэпия   Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря. 3 1, 2
Консультации. 3  
Раздел 5. Морфемика, словообразование, орфография    
Тема 5.1. Морфемика Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова.   1 1,2
Практическое занятие.Морфемный разбор слова 2 1,2
Тема 5.2. Словообразование Способы словообразования. Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов. Словообразовательный анализ. Речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором однокоренных слов 1 2,3
Тема 5.3. Орфография Правописание чередующихся гласных в корнях слов. Правописание приставок ПРИ - / - ПРЕ -. Правописание сложных слов.   1 2,3
Практическое занятиеСловообразовательный ряд. 2 3
Раздел 6. Морфология и орфография.    
Тема 6.1. Грамматические признаки слова. Грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.   1 1,2
Тема 6.2. Имя существительное Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи. 1 1, 3
Тема 6.3. Имя прилагательное Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных. Правописание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного. Употребление форм имен прилагательных в речи.   1 2,3
Тема 6.4. Имя числительное Лексико-грамматические разряды имен числительных.Правописание числительных.Морфологический разбор имени числительного. У Употребление числительных в речи. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода. . 1   2,3
Тема 6.5. Местоимение Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Морфологический разбор местоимения. Употребление местоимений в речи. Местоимение как средство связи предложений в тексте. 1 2,3
Тема 6.6. Глагол Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголами. Морфологический разбор глагола. Употребление форм глагола в речи. 1 2,3
Тема 6.7. Причастие как особая форма глагола Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Морфологический разбор причастия. 2 2,3
Тема 6.8. Деепричастие как особая форма глагола Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Правописание НЕ с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Морфологический разбор деепричастия. Особенности построения предложений с деепричастиями. 2 2,3
Практическое занятиеГлагол, причастие, деепричастие. 2 2,3
Тема 6.9. Наречие Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Морфологический разбор наречия. Употребление наречия в речи. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. 2 2,3
Тема 6.10. Слова категории состояния (безлично – предикативные слова ) Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.   1 2,3
Практическое занятие № 9. Морфология. Орфография 2 2
Раздел 7. Служебные части речи    
Тема 7.1. Предлог как часть речи Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др. 1 2,3
Тема 7.2. Союз как часть речи Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте. 1 2,3
Практическое занятиеСлужебные части речи. 2 2,3
Тема 7.3. Частица как часть речи Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи. Употребление частиц в речи.   2 2,3
  Консультации. 4  
Раздел 8. Синтаксис и пунктуация.    
Тема 8.1. Основные единицы синтаксиса Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое.   1 2,3
Тема 8.2. Словосочетание Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании. Нормы построения словосочетаний. Синтаксический разбор словосочетаний. Значение словосочетания в построении предложения.   1 2,3
  С Практическое занятиеСтроение словосочетания.     2 2,3
Тема 8.3. Простое предложение Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи. Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Согласование сказуемого с подлежащим. Второстепенные члены предложения (определение, приложение, обстоятельство, дополнение). Роль второстепенных членов предложения в построении текста. Односоставное и неполное предложения. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.   4 2,3
Практическое занятиеПростое предложение. 2 2,3
Тема 8.4. Осложненное простое предложение Предложения с однородными членами и знаки препинания в них. Однородные и неоднородные определения. Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление определений. Обособление приложений. Обособление дополнений. Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Вводные слова и предложения. Отличие вводных слов от знаменательных слов-омонимов. Употребление вводных слов в речи; стилистическое различие между ними. Использование вводных слов как средства связи предложений в тексте. Знаки препинания при обращении. Знаки препинания при междометии. Употребление междометий в речи. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. 7 2,3
Практическое занятиеОсложненное предложение 2 2,3
Практическое занятие. Осложненное предложение 2 2,3
  Консультации 3  
Тема 8.5. Сложносочиненное предложение Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Употребление сложносочиненных предложений в речи.   8 2,3
  Практическое занятие№ 15.Сложносочиненное предложение. 2 2,3
  Практическое занятиеСложносочиненное предложение. 2 2,3
Тема 8.9. Сложноподчиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи 8 2,3
Практическое занятие. Сложноподчиненное предложение. 2 2,3
Практическое занятиеСложноподчиненное предложение. 2 2,3
Тема 8.10. Бессоюзное сложное предложение. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи.   6 2,3
Практическое занятиеБессоюзное сложное предложение. 2 2,3
Тема 8.11 Предложения с разными видами связи. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение. 8 2,3
Практическое занятиеПредложения с разными видами связи.   2 2,3
Раздел 9. Русский язык в современном мире.    
Тема 9.1. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).   2 1,2
Тема 9.2. Литературный язык Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике. Литературный язык и язык художественной литературы. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка.   2 1,2
Тема 9.3. Синонимия в системе русского языка Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.   2 1,2
Раздел 10. Язык и культура    
Тема 10.1. Язык и культура Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения. 7 2,3
  Консультации. 5  
  Всего: 150 часов  
    Итоговая аттестация в форме экзамена        

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 


условия реализации программы дисциплины



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: