Игра «Веселые петрушки».




Прогулка»

Игры для развития тембрового слуха

Игровой материал: Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры:. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,— педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»— частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,— воспитатель вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,— быстро ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,— воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад»,— быстро и ритмично ударяет молоточком. В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга

Наш оркестр»

Игры для развития тембрового слуха

Игровой материал:. Детские музыкальные игрушки и инструменты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, угольники), большая коробка.

Ход игры. Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раз дает их детям (предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется. Эта игровая ситуация может быть использована на утреннике. После «творческой» игры детей воспитатель предлагает послушать, как играет оркестр детей старшей группы

3.«Кто в домике живет?»

Для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала

Игровой материал: На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние — поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки,, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.

Ход игры: Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котенком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже,— говорит воспитатель,— живут мамы, на втором (с маленькими окошками) — их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто, где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже.

Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки. В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кроватку кошечки, и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т. д.

4.«Зайцы».

Игровой материал: На планшете изображены лес, поляна, в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки — «Зайцы спят», «Зайцы пляшут».

Ход игры: Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку». Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют ее и по просьбе воспитателя вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют.

Для развития звуковысотного слуха и закрепления программного материала

Чудесный мешочек»

Игровойматериал: небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры. Участвует вся группа. «Дети,— говорит воспитатель,— к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок»— русская народная мелодия, «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

6. «Где мои детки»

Игровой материал: Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках нарисованы: гусь, утка, курица, птица; на маленьких — утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по одной маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря-кря!» (поет на ре первой октавы). Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря-кря, мы здесь» (поют на звуке ля второй октавы). Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко - ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

Игры для развития тембрового слуха

7.«Нам игрушки принесли»

Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); ко робка. Ход игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию. Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько. Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.

Колпачки»

Игровой материал. Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка. Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.Игра проводится в свободное от занятий время.

Птица и птенчики»

Игровой материал: Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3—4 большие птицы и 3—4 птенчика. Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит do первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

Музыкально-дидактические игры для среднего дошкольного возраста:

 

Игра «Веселые петрушки».

Цель игры: развитие звуковысотного слуха.

Материал: ширма, металлофон, карточки с изображением петрушек, одетых в костюмы разных цветов: красный, желтый и синий (по количеству участников игры); карта-панно с пятью линейками, на которых сидят петрушки с колокольчиками: петрушка в красном костюме – на верхней линейке, петрушка в желтом – в середине, петрушка в синем- на нижней линейке.

Ход игры:

Ведущий играет высоки звук на металлофоне и спрашивает:»Какой петрушка звенит в колокольчик?» Ребенок поднимает и показывает карточку с изображением петрушки в красном костюме. Когда звучит звук в среднем регистре, ребенок поднимает петрушку в желтом костюме; когда звучит звукьв нижнем регистре – в синем.

 

Игра «Птичий концерт»

Цель игры: Учить детей различать высоту звука.

Материал: музыкальный инструмент для подыгрывания (металлофон, фортепиано, флейта).

Ход игры: Дети сидят полукругом. Педагог поет песенную импровизацию, а дети отвечают. Педагог:

На березовой верхушке

Целый день поет кукушка:

Дети: Ку-ку, ку-ку, ку-ку!

Педагог:А синица целый день

Поет громко:

Дети: Тень-тень, тень-тень!

Педагог:Вторит дятел им:

Тук-тук-тук, долбя клювом старый сук.

Дети: Тук-тук-тук!

Игра «Шаг и бег»

Цель игры: дать детям представление о долгих и коротких звуках.

Музыкальный материал: аудиозапись с маршем и музыкой для легкого бега в умеренном темпе.

Дидактический материал: карточки с графическими изображениями долгих и коротких звуков.

Методика организации игры: Педагог дает детям прослушать марш и предлагает определить, что удобнее всего делать под эту музыку. После ответа детей педагог предлагает им прошагать под эту же музыку, произнося слово «шаг-шаг-шаг». Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «шаг» более удобным слогом «та». Педагог демонстрирует детям графическое изображение слога «та». Звучит аудиозапись с музыкой для легкого бега, и педагог предлагает детям определить, что удобнее всего делать под эту музыку.

После ответа педагог предлагает им пробежать на носочках, говоря слово «бег-бег-бег». Детям предлагается повторить то же самое, заменив неудобное слово «бег» на короткие слоги «ти-ти». Педагог демонстрирует графическое изображение слога «ти-ти». Закончить данную игру необходимо совместным выводом детей и педагога, что символ долгого звука «та» содержит в себе два более коротких символа «ти-ти».

 

4. Игра "Придумай имя и животное"

Цель игры: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках, используя символы "та" и "ти-ти".

Дидактический материал: карточки с изображением символов"та" и "ти-ти".

Методика организации игры: Педагог предлагает детям прохлопать, прошлепать или протопать свое имя впростой или ласкательной форме:Ле - на, Ле - но - чка.

 

5. "Игра с платочками"

Цель игры: развивать у детей реакцию на смену динамических оттенков.

Музыкальный материал: аудиозапись вариаций В. А. Моцарта из оперы "Волшебная флейта".

Методика организации игры: Дети сидят или стоят на небольшом расстоянии друг от друга,в руках у них цветные платочки.Под громкое звучание музыки дети машут платочками надголовой, под тихое - прячут платочки за спину.

 

6.Игра "Тихо - громко"

Цель игры: дать детям представление о контрастной динамике (тихо-громко).

Музыкальный материал: песня Е. Тиличеевой "Тише - громче в бубен бей!" (сб. "Музыка в детском саду". М.: Музыка, 1982. Вып.1).

Дидактический материал: бубен.

Методика организации игры: Дети стоят, образуя круг, в центре которого находится педагог с бубном вруках.Педагог исполняет песню Е. Тиличеевой "Тише - громче в бубен бей!" сиспользованием бубна для контрастной характеристики образов грома иручейка. В процессе исполнения песни в определенных смысловыхмоментах педагог подключает детей к изображению этого контраста набубне.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Для развития звуковысотного слуха:

1. Игра "Три поросенка"

Игровой материал: На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой "фа" первой октавы нарисовано мордочка поросенка в синей шапочке – Нуф-Нуфа; под пластинкой "ля" первой октавы – поросенок в красной шапочке – Наф-Наф; под пластинкой "до" второй октавы – поросенок в желтой шапочке – Ниф-Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки. Каждому играющему по три картинки с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. "Посмотрите, дети, какой красивый дом, - говорит музыкальный руководитель. – Живут в нем знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф, Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы угадаете кто поет. У Ниф-Нифа самый высокий голос: "Я Ниф-Ниф" (поет и играет на фортепиано "до" второй октавы). У Нуф-Нуфа самый низкий голос (поет и играет "фа" первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше (поет и играет "ля" первой октавы). Затем музыкальный руководитель играет на фортепиано какой-либо из трех звуков и предлагает угадать, кто это поет. Дети должны поднять картинку с изображением шапочки того поросенка, который спел песенку. Если большинство детей правильно угадали, кто поет, то музыкальный работник вращает диск по планшете и в окошечке появляется поросенок. Если дети неверно угадали, то в окошечке никто не появляется, и тогда музыкальный руководитель играет опять этот же звук, а дети проверяют свои картинки.

 

2. Игра "Ступеньки"

Игровой материал: Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик).

Ход игры: Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано мелодию, вызванный ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки, вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

 

Для развития тембрового слуха:

3. Игра "Догадайся, кто поет?"

Ход игры: Дети идут по кругу и поют первый куплет песни Е. Тилиечеевой. На второй куплет дети останавливаются, и кто-нибудь из них поет этот куплет "жмурке", который стоит в центре круга. "Жмурка" должен отгадать, кто спел второй куплет.

 

4. Игра "Слушаем внимательно"

Игровой материал: Проигрыватель с пластинками инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т.д.).

Ход игры: Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведения, и найти их на столе.

 

Для развития ритмического слуха:

5. Игра "Веселые матрешки"

Игровой материал: Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

Ход игры: Все сидят вокруг стола. У музыкального руководителя большая матрешка, у детей – маленькие. "Большая матрешка учит танцевать маленьких", - говорит музыкальный руководитель и отстукивает своей матрешкой по столу не сложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками. При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

 

6. Игра "Определим по ритму"

Игровой материал: Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.

Ход игры: Музыкальный руководитель выступает в роли ведущего. Он исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится ребенок, который ни разу не ошибся.

Для различения ритмических рисунков использовались знакомые детям песни Е. Тимичевой:

"Небо синее"

"Смелый пилот"

а также использовалась русская народная песня

"Андрей-воробей"

и русская народная прибаутка

"Барашеньки"

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: