Основные понятия: художественно-эстетическое воспитание, художественное образование, эстетическое развитие, эстетическая культура, система эстетического воспитания, детское творчество.
Под эстетическим воспитанием понимается - организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Художественное воспитание понятие более узкое, так как при решении задач эстетического воспитания используются только средства искусства,
Художественное воспитание — процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство; потребности в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.
Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Составляющей частью этого процесса выступает художественное образование. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др.
Во всех видах художественно-эстетической деятельности доминируют такие психические процессы как
наглядно-образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, необходимое для успешного осуществления деятельности.
Исходя из психологического обоснования выделяются две задачи художественно-эстетического развития: 1) формирование эстетического восприятия, мышления, воображения, эстетического отношения; 2) формирование творческих умений в области разных искусств.
Творчество есть деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, оказывающего влияние на преобразование окружающей среды.
Характерные черты творческой деятельности, выделенные И. Я. Лернером: 1) самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; 2) видение новой функции предмета (объекта); 3) видение проблемы в стандартной ситуации; 4) видение структуры объекта; 5) способность к альтернативным решениям; 6) комбинирование ранее известных способов деятельности в новый. Творчество невозможно без усвоения знаний и овладения навыками и умениями.
В творческой деятельности ребенка выделяется три этапа: 1) возникновение, развитие, осознание и оформление замысла в изображении, рассказе, танце; 2) создание детьми образа; 3) анализ результатов работы.
Условия развития детского творчества:
- включение детей во все процессы подготовки к исполнению творческой деятельности;
- создание непринужденной обстановки и возможности свободного выбора темы изображения; включение в педагогический процесс игры, игровых приемов, игровых ситуаций;
- создание радостной творческой обстановки и общественной направленности занятий;
- отказ от отрицательных оценок и замечаний детям.
Для решения задач художественно-эстетического развития необходимы педагогические условия: среда (быт), наличие программы художественно-эстетического развития детей, организация собственной художественной деятельности ребенка, использование различных видов искусств.
Задачи эстетического воспитания:
- развивать восприятия прекрасного, эстетические чувства и представления;
- дать детям простейшие представления об эстетической культуре, первоначальные эстетические знания;
- сформировать у них эстетическое отношение к, действительности;
- приобщать к художественной творческой деятельности;
- развивать творческие способности.
Принципы эстетического воспитания:
- единство эстетического и этического;
- взаимосвязь эстетического воспитания со всей воспитательно-образовательной работой в ДОУ;
- связь детского творчества с окружающей действительностью;
- активное включение детей в творческую деятельность;
1) комплексное использование разных видов деятельности
- вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности;
- индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении путей развития творческих способностей каждого;
— обеспечение эстетики быта;
- использование созданных детьми произведений в жизни группы и УДО.
В дошкольной педагогике разрабатывали теорию эстетического воспитания и конкретизировали ее для практики: В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. П. Саку-лина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Л. В. Компанцева, Л. С. Фурмина и др. Вопросы восприятия детьми художественных произведений, природы и искусства исследовали А. В. Запорожец, Т. А. Репина, Р. И. Жуковская, А. М. Виноградова, Л. С. Давыдова, Л. А. Труфанова, иллюстраций к книгам — В. А. Езикеева, восприятия музыкальных произведений К. В. Тарасова, И. Л. Дзержинская, Е. А. Дубровская, Л. Н. Комиссарова.
На практике эстетическое воспитание осуществляется посредством обучения детей танцевальным движениям, прослушивания музыкальных произведений, стихов, обучения лепке, рисованию, аппликации, изготовлению поделок.
Существует несколько групп методов эстетического воспитания:
а) методы формирования эмоциональной отзывчивости и эстетического сознания: слушание музыкальных произведений, рассматривание картин, скульптур и др., чтение художественных произведений, бе седы, создание декораций к играм-драматизациям, к праздникам;
б) методы приобщения к эстетической деятельности: наглядные, практические, словесные и игровые;
в) методы развития способностей: создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску самостоятельных решений, побуждение к переживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
г) практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, убеждение.
Средства эстетического воспитания: игра и игрушка; разнообразные занятия: заучивание стихов, обучение танцу, лепке, рисованию, конструированию; развлечения; чтение вслух литературных произведений, прослушивание магнитофонных записей, сказок и музыкальных спектаклей, а также фольклор, народные игры-хороводы; театрализованные представления с участием детей или приглашенных артистов, искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр; декоративно-прикладное искусство; эстетика быта и внешнего вида человека; природа; труд; самостоятельная художественная деятельность; праздники.
Условия эстетического воспитания: насыщенность жизни детей эстетическими впечатлениями; комплексность средств эстетического воспитания; эстетическая культура взрослых; накопление разнообразного опыта художественной деятельности и переживаний.
Формы организации эстетического воспитания: организованные занятия, экскурсии, театрализованные игры и игры-драматизации, праздники и развлечения, совместно-раздельная дизайн-деятельность по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского, взрослого).
Таким образом, для художественно-эстетической деятельности дошкольников необходимо создавать педагогические условия, используя разнообразные средства, формы, образовательные программы.