Методы и формы организации эстетического воспитания ддв




Основные понятия: художественно-эстетическое воспитание, художественное образование, эстетическое развитие, эстетическая культура, система эстетичес­кого воспитания, детское творчество.

Под эстетическим воспитанием понимается - организация жизни и деятельности детей, способству­ющая развитию эстетических чувств ребенка, форми­рованию представлений и знаний о прекрасном в жиз­ни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Художественное воспитание понятие более узкое, так как при решении задач эстетического воспитания используются только средства искусства,

Художественное воспитание — процесс формиро­вания у детей способности чувствовать, понимать, оце­нивать, любить искусство; потребности в художествен­но-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.

Результатом эстетического воспитания являет­ся эстетическое развитие. Составляющей частью этого процесса выступает художественное образование. Для эстетического развития личности ребенка огромное зна­чение имеют разнообразные художественные деятель­ности — изобразительная, музыкальная, художествен­но-речевая, игровая и др.

Во всех видах художественно-эстетической деятель­ности доминируют такие психические процессы как

наглядно-образное мышление, воображение, эмоцио­нально-положительное отношение к объектам эстети­ческого восприятия, необходимое для успешного осу­ществления деятельности.

Исходя из психологического обоснования выделя­ются две задачи художественно-эстетического раз­вития: 1) формирование эстетического восприятия, мышления, воображения, эстетического отношения; 2) формирование творческих умений в области разных искусств.

Творчество есть деятельность, направленная на со­здание общественно значимого продукта, оказывающего влияние на преобразование окружающей среды.

Характерные черты творческой деятельности, вы­деленные И. Я. Лернером: 1) самостоятельный пере­нос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; 2) ви­дение новой функции предмета (объекта); 3) видение проблемы в стандартной ситуации; 4) видение струк­туры объекта; 5) способность к альтернативным реше­ниям; 6) комбинирование ранее известных способов деятельности в новый. Творчество невозможно без ус­воения знаний и овладения навыками и умениями.

В творческой деятельности ребенка выделяется три этапа: 1) возникновение, развитие, осознание и оформление замысла в изображении, рассказе, танце; 2) создание детьми образа; 3) анализ результатов ра­боты.

Условия развития детского творчества:

- включение детей во все процессы подготовки к исполнению творческой деятельности;

- создание непринужденной обстановки и возмож­ности свободного выбора темы изображения; включение в педагогический процесс игры, иг­ровых приемов, игровых ситуаций;

- создание радостной творческой обстановки и об­щественной направленности занятий;

- отказ от отрицательных оценок и замечаний детям.

Для решения задач художественно-эстетического развития необходимы педагогические условия: среда (быт), наличие программы художественно-эстетиче­ского развития детей, организация собственной художественной деятельности ребенка, использование раз­личных видов искусств.

Задачи эстетического воспитания:

- развивать восприятия прекрасного, эстетические чувства и представления;

- дать детям простейшие представления об эстети­ческой культуре, первоначальные эстетические знания;

- сформировать у них эстетическое отношение к, действительности;

- приобщать к художественной творческой деятель­ности;

- развивать творческие способности.
Принципы эстетического воспитания:

- единство эстетического и этического;

- взаимосвязь эстетического воспитания со всей воспитательно-образовательной работой в ДОУ;

- связь детского творчества с окружающей действительностью;

- активное включение детей в творческую деятель­ность;

1) комплексное использование разных видов деятельности



- вариативность содержания, форм и методов ху­дожественной деятельности;

- индивидуальный подход в эстетическом воспи­тании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении путей развития творческих способностей каждого;

— обеспечение эстетики быта;

- использование созданных детьми произведений в жизни группы и УДО.

В дошкольной педагогике разрабатывали теорию эс­тетического воспитания и конкретизировали ее для практики: В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. П. Саку-лина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казако­ва, Л. В. Компанцева, Л. С. Фурмина и др. Вопросы восприятия детьми художественных произведений, природы и искусства исследовали А. В. Запорожец, Т. А. Репина, Р. И. Жуковская, А. М. Виноградова, Л. С. Давыдова, Л. А. Труфанова, иллюстраций к кни­гам — В. А. Езикеева, восприятия музыкальных про­изведений К. В. Тарасова, И. Л. Дзержинская, Е. А. Дубровская, Л. Н. Комиссарова.

На практике эстетическое воспитание осуществ­ляется посредством обучения детей танцевальным дви­жениям, прослушивания музыкальных произведений, стихов, обучения лепке, рисованию, аппликации, из­готовлению поделок.

Существует несколько групп методов эстетического воспитания:

а) методы формирования эмоциональной отзывчи­вости и эстетического сознания: слушание музыкаль­ных произведений, рассматривание картин, скульп­тур и др., чтение художественных произведений, бе седы, создание декораций к играм-драматизациям, к праздникам;

б) методы приобщения к эстетической деятельности: наглядные, практические, словесные и игровые;

в) методы развития способностей: создание проблем­ных ситуаций, побуждение к поиску самостоятельных решений, побуждение к переживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

г) практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, убеждение.

Средства эстетического воспитания: игра и иг­рушка; разнообразные занятия: заучивание стихов, обучение танцу, лепке, рисованию, конструированию; развлечения; чтение вслух литературных произведе­ний, прослушивание магнитофонных записей, ска­зок и музыкальных спектаклей, а также фольклор, народные игры-хороводы; театрализованные представ­ления с участием детей или приглашенных артистов, искусство: изобразительное, музыка, литература, ар­хитектура, театр; декоративно-прикладное искусст­во; эстетика быта и внешнего вида человека; приро­да; труд; самостоятельная художественная деятель­ность; праздники.

Условия эстетического воспитания: насыщенность жизни детей эстетическими впечатлениями; комплек­сность средств эстетического воспитания; эстетическая культура взрослых; накопление разнообразного опыта художественной деятельности и переживаний.

Формы организации эстетического воспитания: организованные занятия, экскурсии, театрализован­ные игры и игры-драматизации, праздники и развле­чения, совместно-раздельная дизайн-деятельность по благоустройству и декоративному оформлению инте­рьера (кукольного, детского, взрослого).

Таким образом, для художественно-эстетической де­ятельности дошкольников необходимо создавать пе­дагогические условия, используя разнообразные сред­ства, формы, образовательные программы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: