Основные понятия: художественно-эстетическое воспитание, художественное образование, эстетическое развитие, эстетическая культура, система эстетического воспитания, детское творчество.
Под эстетическим воспитанием понимается - организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Художественное воспитание понятие более узкое, так как при решении задач эстетического воспитания используются только средства искусства,
Художественное воспитание — процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство; потребности в художественно-творческой деятельности и создании эстетических ценностей.
Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Составляющей частью этого процесса выступает художественное образование. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая и др.
Во всех видах художественно-эстетической деятельности доминируют такие психические процессы как
наглядно-образное мышление, воображение, эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического восприятия, необходимое для успешного осуществления деятельности.
Исходя из психологического обоснования выделяются две задачи художественно-эстетического развития: 1) формирование эстетического восприятия, мышления, воображения, эстетического отношения; 2) формирование творческих умений в области разных искусств.
|
Творчество есть деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, оказывающего влияние на преобразование окружающей среды.
Характерные черты творческой деятельности, выделенные И. Я. Лернером: 1) самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; 2) видение новой функции предмета (объекта); 3) видение проблемы в стандартной ситуации; 4) видение структуры объекта; 5) способность к альтернативным решениям; 6) комбинирование ранее известных способов деятельности в новый. Творчество невозможно без усвоения знаний и овладения навыками и умениями.
В творческой деятельности ребенка выделяется три этапа: 1) возникновение, развитие, осознание и оформление замысла в изображении, рассказе, танце; 2) создание детьми образа; 3) анализ результатов работы.
Условия развития детского творчества:
- включение детей во все процессы подготовки к исполнению творческой деятельности;
- создание непринужденной обстановки и возможности свободного выбора темы изображения; включение в педагогический процесс игры, игровых приемов, игровых ситуаций;
- создание радостной творческой обстановки и общественной направленности занятий;
- отказ от отрицательных оценок и замечаний детям.
Для решения задач художественно-эстетического развития необходимы педагогические условия: среда (быт), наличие программы художественно-эстетического развития детей, организация собственной художественной деятельности ребенка, использование различных видов искусств.
|
Задачи эстетического воспитания:
- развивать восприятия прекрасного, эстетические чувства и представления;
- дать детям простейшие представления об эстетической культуре, первоначальные эстетические знания;
- сформировать у них эстетическое отношение к, действительности;
- приобщать к художественной творческой деятельности;
- развивать творческие способности.
Принципы эстетического воспитания:
- единство эстетического и этического;
- взаимосвязь эстетического воспитания со всей воспитательно-образовательной работой в ДОУ;
- связь детского творчества с окружающей действительностью;
- активное включение детей в творческую деятельность;
1) комплексное использование разных видов деятельности
- вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности;
- индивидуальный подход в эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении путей развития творческих способностей каждого;
— обеспечение эстетики быта;
- использование созданных детьми произведений в жизни группы и УДО.
В дошкольной педагогике разрабатывали теорию эстетического воспитания и конкретизировали ее для практики: В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. П. Саку-лина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Л. В. Компанцева, Л. С. Фурмина и др. Вопросы восприятия детьми художественных произведений, природы и искусства исследовали А. В. Запорожец, Т. А. Репина, Р. И. Жуковская, А. М. Виноградова, Л. С. Давыдова, Л. А. Труфанова, иллюстраций к книгам — В. А. Езикеева, восприятия музыкальных произведений К. В. Тарасова, И. Л. Дзержинская, Е. А. Дубровская, Л. Н. Комиссарова.
|
На практике эстетическое воспитание осуществляется посредством обучения детей танцевальным движениям, прослушивания музыкальных произведений, стихов, обучения лепке, рисованию, аппликации, изготовлению поделок.
Существует несколько групп методов эстетического воспитания:
а) методы формирования эмоциональной отзывчивости и эстетического сознания: слушание музыкальных произведений, рассматривание картин, скульптур и др., чтение художественных произведений, бе седы, создание декораций к играм-драматизациям, к праздникам;
б) методы приобщения к эстетической деятельности: наглядные, практические, словесные и игровые;
в) методы развития способностей: создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску самостоятельных решений, побуждение к переживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;
г) практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, убеждение.
Средства эстетического воспитания: игра и игрушка; разнообразные занятия: заучивание стихов, обучение танцу, лепке, рисованию, конструированию; развлечения; чтение вслух литературных произведений, прослушивание магнитофонных записей, сказок и музыкальных спектаклей, а также фольклор, народные игры-хороводы; театрализованные представления с участием детей или приглашенных артистов, искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр; декоративно-прикладное искусство; эстетика быта и внешнего вида человека; природа; труд; самостоятельная художественная деятельность; праздники.
Условия эстетического воспитания: насыщенность жизни детей эстетическими впечатлениями; комплексность средств эстетического воспитания; эстетическая культура взрослых; накопление разнообразного опыта художественной деятельности и переживаний.
Формы организации эстетического воспитания: организованные занятия, экскурсии, театрализованные игры и игры-драматизации, праздники и развлечения, совместно-раздельная дизайн-деятельность по благоустройству и декоративному оформлению интерьера (кукольного, детского, взрослого).
Таким образом, для художественно-эстетической деятельности дошкольников необходимо создавать педагогические условия, используя разнообразные средства, формы, образовательные программы.