РАСЧЕТ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ
Методические указания
по курсу
Детали машин и основы конструирования
для студентов специальностей 190207 и 190603
Леонтьев Ю.П.
Москва 2009
Расчет цилиндрической зубчатой передачи.
(С примером расчёта)
Исходными данными для расчета передачи являются: вращающие моменты на шестерне Т1=49,4 Нм и колесе Т2=151 Нм, передаточное отношение u=3,15, частота вращения шестерни n1=1450 мин-1, режим нагрузки, срок службы передачи, примем t=20 тыс. часов. В некоторых случаях учитываются специальные требования к приводу.
1. Выбирается марка стали, вид заготовки, термообработка, твердость
поверхности зубьев шестерни и колеса. Стали, рекомендуемые для зубчатых колес, виды их термообработки и механические характеристики приведены в таблицах 1 и 2.
Механические свойства сталей, применяемых для изготовления зубчатых колес при термообработке нормализация и улучшение (НВ<350).
Таблица 1
Марка стали | Диаметр заготовки, мм | sв, Мпа | sт, Мпа | Твердость, НВ | Термообработка |
До 100 100...300 300...500 | 140...187 | Нормализация | |||
До 100 100...300 300...500 | 152...207 | Нормализация | |||
100...300 | 192...228 | Улучшение | |||
До 90 90...120 >130 | 230...250 210...220 | Улучшение | |||
30ХГС | До 60 100...160 160...250 | 225...250 | Нормализация | ||
До 140 140...300 | 235...280 | Улучшение | |||
35Х | До 60 60...100 100...200 | 190...240 | Нормализация | ||
До 200 | 220...260 | Улучшение | |||
40Х | До 120 120...150 150...180 180...250 | 250...285 240...270 230...255 215...240 | Улучшение | ||
40ХН | До 150 150...180 180...250 | 265...295 250...280 235...265 | Улучшение | ||
45Х | До 100 100...300 | 230...280 200.265 | Улучшение |
|
Механические свойства сталей, применяемых для изготовления зубчатых колес при термообработке закалка (НВ>350).
Таблица 2
Марка стали | Термообработка | Твердость поверхности, HRC | sв, Мпа sт, Мпа |
40Х 40ХН 45Х | Объемная закалка | 37...50 45...50 45...50 45...50 | 590 330 980 830 980 830 980 830 |
40Х 40ХН 45Х | Поверхностная закалка | 38...52 45...55 50...55 50...57 50...57 | 550 270 590 330 740 490 790 490 790 490 |
12ХН3А 20Х 25ХГТ | Цементация и закалка | 56...63 56...63 56...63 | 900 700 650 400 1150 950 |
Ориентируясь на величину момента Т2=151 Нм, и не учитывая необходимость проектирования более компактной передачи, выбрана сталь 45, термообработка шестерни и колеса улучшение с разной твёрдостью поверхности зубьев для прирабатываемости зубьев. Твёрдость шестерни НВ1=230, а колеса НВ2=215, табл.1. Вид заготовки поковка.
2. Определяются допускаемые напряжения: контактные [sH] и изгиба [sF], МПа
, МПа
где: sHlim предел контактной выносливости, величина которого зависит в основном от твердости поверхности зубьев. Формулы для определения sHlim приведены в таблице 3.
sHlim =2НВ2+70=2·215+70=500 МПа
SH коэффициент безопасности, рекомендуется принимать SH =1,1 при однородной структуре металла по объему (нормализация, улучшение, объемная закалка), SH =1,2 при неоднородной структуре (поверхностная закалка, азотирование).
KHL коэффициент долговечности, учитывает влияние срока службы и режима нагрузки передачи. Для передач, у которых число циклов нагружения больше базового, KHL = 1. Более подробно о методике определения величины KHL в [1], базовое число циклов при НВ=215 составляет NHlim =12·106, [1]. Расчётное число циклов нагружения при постоянной номинальной нагрузке и сроке службы передачи t=20 тыс. часов составляет
|
Np = 60· n1·t =60·1450·20·103=1740·106.
, МПа,
где: sFlim предел выносливости по напряжениям изгиба, формулы для определения sFlim приведены в таблице 4. При термообработке улучшение sFlim =1,8·НВ=1,8·230=414 МПа, расчёт [sF] выполняется для зубьев шестерни, т.к. в большинстве случаев они менее прочные на изгиб. При известных числах зубьев z1 и z2 можно выполнить сравнительную оценку прочности их. Наименее прочный элемент передачи определяется сравнением отношений допускаемого напряжения к коэффициенту формы зуба, т.е.
и , меньшее отношение указывает на менее прочный элемент.
SF коэффициент безопасности, рекомендуется SF =1,75 при видах заготовки прокат или поковка.
KFL коэффициент долговечности, для длительно работающих передач KFL = 1, у которых число циклов нагружения больше базового, величина которого для всех сталей рекомендуется NFlim =4·104.
К определению предела контактной выносливости sнlim.
Таблица 3
Термообработка | Твердость зубьев | sнlim, Мпа | Коэффициент безопасности, sн |
Нормализация, улучшение | НВ<350 | 2НВ + 70 | 1,1 |
Объемная закалка | НВ>350 | 18HRC + 150 | 1,1 |
Поверхностная закалка (т.в.ч) | НВ>350* | 17HRC + 200 | 1,2 |
Цементация и закалка | НВ>350* | 23HRC | 1,2 |
*Твердость поверхности зубьев.
К определению предела выносливости на изгиб sFlim.
Таблица 4
|
3. Определяется межосевое расстояние aw, мм
,
где: Ка коэффициент, принимаемый для косозубых передач 430, для прямозубых передач Ка = 495,
Т2 вращающий момент на колесе, Нм,
u передаточное число,
ybа коэффициент ширины зубчатого венца относительно межосевого расстояния, рекомендуется принимать: ybа =0,315…0,4 при термообработке улучшение, нормализация и несимметричном расположении зубчатых колес относительно опор, для быстроходных ступеней двухступенчатых редукторов следует принимать меньшие значения, а для тихоходных ступеней на 20…25% больше; для коробок передач yba = 0,15…0,2;
KHb коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по линии контакта зубьев, предварительно его можно принять по рис. 2 в зависимости от твердости зубьев, расположения зубчатых колес относительно опор и величины коэффициента ширины зубчатого венца относительно диаметра ybd, который можно определить предварительно с учетом зависимости . Для предварительного расчёта можно принимать KHb =1,15.
Величину аw следует выбрать по ГОСТ 2185-66 из ряда чисел, таблица 5, (при проектировании редуктора для серийного производства). В курсовом проектировании аw можно выбрать из ряда чисел Ra40, рекомендуемых для размеров по ГОСТ 6636-69, или принять равным числу кратному 5. Не полный ряд чисел Ra40 приведён в таблице 6.
Межосевые расстояния аw по ГОСТ 2185-66.
Таблица 5
1-й ряд | 40, 50, 63, 80, 100, 125, 160, 200, 250, 315, 400, 500, 630, 800 |
2-й ряд | 71, 90, 112, 140, 180, 224, 280, 355, 450,560,710 |
Ряд чисел Ra40 по ГОСТ 6636-69
Таблица 6
50, 53, 56, 60, 63, 67, 71, 75, 80, 85, 90, 95, 100, 105, 110, 120, 125, 130, 140, 150, 160, 170, |
180, 190, 200, 210, 220, 240, 250, 260, 280, 300, 320, 340, 360, 380, 400, 420, 450, 480, 500 |
Примем аω =115 мм.
4. Определяется модуль m, мм
=1,15….2,3,
значение модуля выбирается по ГОСТ, таблица 7.
Для силовых передач рекомендуется выбирать m ³ 1,5 мм, для быстроходных ступеней двухступенчатых редукторов следует принимать средние значения, а для тихоходных ступеней значения, близкие к наибольшим.
Значения модулей по ГОСТ 9563-60
Таблица 7
Ряды | Модуль, мм |
1-й | 1,5; 2; 2,5; 3; 4; 5; 6; 8; 10; 12; 16; 20 |
2-й | 1,75; 2,25; 2,75; 3,5; 4,5; 5,5; 7; 9; 11; 14; 18 |
Примем m =2 мм.
5. Предварительно принимается значение угла наклона зубьев b (при проектировании косозубых передач), величина угла b рекомендуется в пределах от 8о до 18о. Предварительно можно принять b = 10о, cos 10o = 0,985.
6. Определяются числа зубьев шестерни и колеса z1 и z2
,
Значения z1 и z2 следует округлить до целых чисел. Примем z1 =27, z2 =85.
7. Уточняется величина угла наклона зубьев (для косозубых передач)
,
Cosβ =0,9739.
8. Делительные диаметры шестерни и колеса d1 и d2, мм
, ,
для прямозубых передач делительные диаметры:
,
9. Ширина зубчатого венца b, мм
Величину b следует округлить до целого числа из ряда чисел по ГОСТ 6636-69, ширину зубчатого венца шестерни следует увеличить на 4…5 мм. Примем b =35 мм.
10. Уточняются значения коэффициентов yba и ybd
, .
11. При необходимости уточняются значения передаточного числа u и вращающего момента на колесе Т2
,
Отклонение от заданного u составляет около 0,06%, уточнение Т2 не требуется.
12. Определяется окружная скорость V, м/с
.
13. Выбирается степень точности по величине V, таблица 8. Для передач редукторов степень точности ниже 8 выбирать не рекомендуется даже при меньшей окружной скорости.
Выбрана 8 степень точности.
Ориентировочные рекомендации по выбору степени точности передачи
Таблица 8
Степень точности | Окружная скорость, не более, м/с | Область применения | ||
Прямо- зубая | Косо- зубая | |||
Высокоскоростные передачи, механизмы точной кинематической связи, делительные и т. п. | ||||
Передачи при повышенных скоростях и умеренных нагрузках или наоборот. | ||||
Передачи общего машиностроения, не требующие особой точности. | ||||
Тихоходные передачи с пониженными требованиями к точности. | ||||
14. Определяются действующие контактные напряжения sH, МПа
где: ZH коэффициент формы сопряженных поверхностей зубьев,
значения ZH приведены в таблице 9, для прямозубых передач можно принимать ZH = 1,76,
Значение коэффициента ZH =1,741 для угла наклона зубьев β=13,119о.
ZM коэффициент, учитывающий механические свойства материалов колес, для стальных колес ZM = 275,
Ze коэффициент суммарной длины контактных линий сопряженных зубьев, величина которого зависит от коэффициента торцового перекрытия ea
, ,
для прямозубой передачи можно принимать ea = 1,6, что соответствует Ze = 0,9,
KHa коэффициент, неравномерности распределения нагрузки между зубьями, величину которого можно определить по графику рис. 1, для прямозубой передачи KHa = 1,
KHb коэффициент, неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий, величина которого определяется по графику рис. 2,
KHV коэффициент динамической нагрузки, возникающей в зацеплении, величина которого определяется по таблице 10. Значения коэффициентов выбраны: KHa =1,07, KHb =1,08, KHV =1,08.
Проверяется условие sH £ [sH]. Оценивается недонапряжение или перенапряжение. Перенапряжение допускается до 3%. Недонапряжение не должно превышать 10%.
В приведённом примере расчёта sH < [sH], недонапряжение составляет величину
.
Рис. 1.
Значения коэффициентов KHa и KFa для различных степеней точности.
Значения коэффициента ZH
Таблица 9
b | ZH | b | ZH | b | ZH |
1,759 | 1,750 | 1,738 | |||
6,5 | 1,758 | 10,5 | 1,749 | 14,5 | 1,736 |
1,757 | 1,748 | 1,734 | |||
7,5 | 1,756 | 11,5 | 1,746 | 15,5 | 1,732 |
1,755 | 1,745 | 1,729 | |||
8,5 | 1,754 | 12,5 | 1,743 | 16,5 | 1,727 |
1,753 | 1,741 | 1,725 | |||
9,5 | 1,752 | 13,5 | 1,739 | 17,5 | 1,723 |
Рис. 2.
Значения коэффициентов KHb и KFb при различном расположении зубчатых колес относительно опор.
Значения коэффициента динамической нагрузки KHV
Таблица 10
Степень точности | Твердость поверх-ности зубьев | V, м/с | |||||
а | 1,03 1,01 | 1,06 1,02 | 1,12 1,03 | 1,17 1,04 | 1,23 1,06 | 1,28 1,07 | |
б | 1,02 1,00 | 1,04 1,00 | 1,07 1,02 | 1,1 1,02 | 1,15 1,03 | 1,18 1,04 | |
а | 1,04 1,02 | 1,07 1,03 | 1,14 1,05 | 1,21 1,06 | 1,29 1,07 | 1,36 1,08 | |
б | 1,03 1,00 | 1,05 1,01 | 1,09 1,02 | 1,14 1,03 | 1,19 1,03 | 1,24 1,04 | |
а | 1,04 1,01 | 1,08 1,02 | 1,16 1,04 | 1,24 1,06 | 1,32 1,07 | 1,4 1,08 | |
б | 1,03 1,01 | 1,06 1,01 | 1,1 1,02 | 1,16 1,03 | 1,22 1,04 | 1,26 1,05 | |
а | 1,05 1,01 | 1,1 1,03 | 1,2 1,05 | 1,3 1,07 | 1,4 1,09 | 1,5 1,12 | |
б | 1,04 1,01 | 1,07 1,01 | 1,13 1,02 | 1,2 1,03 | 1,26 1,04 | 1,32 1,05 |
Примечание: 1. Твердость поверхности зубьев: а) Н1 £ НВ350 и Н2 £ НВ350 или
Н1 ³ HRC45 и Н2 £ НВ350; б) Н1 и Н2 ³ HRC45.
2. Значения KHV: верхние относятся к прямозубым передачам, а нижние к косозубым.
Значения коэффициента динамической нагрузки KFV
Таблица 11
Степень точности | Твердость поверх- ностей зубьев | V, м/с | |||||
а | 1,06 1,02 | 1,13 1,05 | 1,26 1,1 | 1,4 1,15 | 1,53 1,2 | 1,67 1,25 | |
б | 1,02 1,01 | 1,04 1,02 | 1,08 1,03 | 1,11 1,04 | 1,14 1,06 | 1,17 1,07 | |
а | 1,08 1,03 | 1,16 1,06 | 1,33 1,11 | 1,5 1,16 | 1,67 1,22 | 1,8 1,27 | |
б | 1,03 1,01 | 1,05 1,02 | 1,09 1,03 | 1,13 1,05 | 1,17 1,07 | 1,22 1,08 | |
а | 1,1 1,03 | 1,2 1,06 | 1,38 1,11 | 1,58 1,17 | 1,78 1,23 | 1,96 1,29 | |
б | 1,04 1,01 | 1,06 1,02 | 1,12 1,03 | 1,16 1,05 | 1,21 1,07 | 1,26 1,08 | |
а | 1,13 1,04 | 1,28 1,07 | 1,5 1,14 | 1,77 1,21 | 1,98 1,28 | 2,25 1,35 | |
б | 1,04 1,01 | 1,07 1,02 | 1,14 1,04 | 1,21 1,06 | 1,27 1,08 | 1,34 1,09 |
Примечания: 1. Твердость поверхности зубьев: а) Н1 и Н2 £ НВ350 или Н1 ³ HRC45 и
Н2 £ НВ350; б) Н1 и Н2 ³ HRC45.
2. Значения KFV: верхние относятся к прямозубым передачам, нижние к косозубым.
15. Проверка прочности зубьев по напряжениям изгиба.
Расчет следует вести для зубьев того из колес, для которого отношение [sF]/YF меньше. В большинстве случаев при одинаковых материалах и видах термообработки для зубчатых колес, зубья шестерни менее прочные, по которым и ведут проверочный расчет.
,
где: YF коэффициент формы зуба, который выбирается по таблице12, в зависимости от эквивалентного числа зубьев zv:
,
YF =3,85,
для прямозубых передач YF выбирается по числу зубьев z,
Yb коэффициент наклона зубьев, , для прямозубых передач Yb = 1,
KFa коэффициент неравномерности распределения нагрузки между зубьями, определяется по рис. 2, для прямозубых передач KFa = 1,
KFb коэффициент неравномерности распределения нагрузки по длине контактных линий, величина которого определяется по графику, рис. 1,
KFV коэффициент динамической нагрузки, возникающей в зацеплении, величина которого определяется по таблице 11.
Значения коэффициентов: KFa =1,22, KFb =1,18, KFV =1,15.
Проверяется условие sF £ [sF]. Недонапряжение по sF не требует изменения параметров передачи.
Коэффициент формы зуба YF
Таблица 12
Z или ZV | ||||||||
YF | 4,28 | 4,09 | 3,9 | 3,8 | 3,78 | 3,7 | 3,68 | 3,62 |
16. Определяются силы, действующие в зацеплении, Н
окружная ,
радиальная ,
для прямозубой передачи , tg 20o=0,364,
где: a угол зацепления, a = 20о,
осевая ,
для прямозубых передач Fa = 0,
17. Определяются диаметры вершин зубьев da и впадин df шестерни и колеса, мм
, ,
, .
18. Разрабатывается конструкция колеса и определяются основные размеры.
Например, если колесо изготавливается из поковки с последующей механической обработкой, то основные размеры его можно определить по рис. 3.
Рис. 3.