ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ I КУРСА (ВПО)
Практическое занятие № 1.
«Предмет, задачи, принципы и методы изучения психологии»
I. Вопросы для обсуждения:
1. Общая характеристика психологии как науки. Понятие предмета и объекта науки.
2.Отрасли психологии.
3.Основные направления современной зарубежной психологии
4. Связь психологии с другими науками.
5.Методы психологии.
II. Задания для самостоятельной работы студентов:
Самостоятельная работа студентов по данной теме предполагает выполнение следующих заданий:
1) Подготовьте доклады на темы:
1. «Общая характеристика развития психологической мысли в Древней Греции».
2. «Демокрит и идея причинности».
3. «Аристотель: душа как форма тела.
4. «Душа как созерцательница идей».
5.Смысл деятельности Сократа, ее значение для постановки психологических проблем.
6.Идиалистическая психология Платона.
7.Учение о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний.
8.Психологические идеи эпохи Возрождения.
2) Заполните таблицу, используя информацию из научных источников (учебники, словари по психологии):
Ф.И.О. ученого | Научные взгляды, разработанные понятия | Основные научные труды (название) |
И.П. Павлов | ||
Л.С. Выготский | ||
С.Л. Рубинштейн | ||
Д.Н. Узнадзе | ||
А.Н. Леонтьев | ||
А.Р. Лурия |
3) Составьте и заполните таблицу «Психология » по следующим основаниям: определение; предмет психологии; объект психологии; задачи психологии; методы психологии.
4) Проведите анализ основных методов психологического исследования по предложенной схеме. Заполните таблицу:
|
Методы | Параметры | ||
Сущность метода | Преимущество метода | Недостатки метода | |
наблюдение | |||
эксперимент | |||
беседа | |||
анкетирование | |||
тестирование |
5) Прочитайте и законспектируйте:
Рубинштейн С.Л. «Основы общей психологии». - СПб.: Питер, 2010., с.10-28 («Предмет психологии»).
6) Заполните таблицу «Принципы психологии»:
Основные принципы | Характеристика |
- принцип отражения | |
- принцип детерминизма | |
- принцип активности | |
- принцип развития | |
- принцип единства сознания и деятельности | |
- принцип целостного, системного подхода |
III. Литература
основная:
1. Гриншпун И.Б. «Введение в психологию». М.: Инст-т практической психологии, 1997.
2.Ждан А.Н. История психологии: Учебник для вузов.- 6-е изд.-М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2012.
3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2010.
дополнительная:
1.Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. Т. 1: пер. с франц. – М.: «Мир», 2004. – 496 с., ил.
2.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, изд.центр «Академия», 2004. – 352 с.
3. Немов Р.С. Писхология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 5-е изд. Т.1. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
4.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Петровский А.В., Ярошевский М.Г.- 4-е изд., стер.-М.:Издательский центр «Академия», 2005.
5. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1974.
|
Практическое занятие № 2.
«Возникновение и развитие психики в филогенезе. Возникновение и развитие сознания»
I. Вопросы для обсуждения:
1. Определение психики.
2. Уровни отражения в природе.
3. Структура психики. Функции психики.
4. Возникновение и развитие сознания.
II. Задания для самостоятельной работы студентов:
Самостоятельная работа студентов по данной теме предполагает выполнение следующих заданий:
1. Составьте схему «Сознание».
2. Заполните таблицу «Психика»:
Определение | Структура | Функции |
3. Выпишите различия особенностей психики животных и психики человека.
4. К практическому занятию подготовить доклады (выступления) последующим темам:
1) Проблема возникновения психики в эволюции: разные точки зрения на решение этой проблемы (антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм).
2) Стадии развития психики и поведения в филогенезе.
3) Понятие о психике человека.
4) Возникновение, историческое развитие и структура сознания.
5) Сознание и бессознательное.
6) Нарушение сознания.
5. Прочитайте и законспектируйте:
1.Леонтьев А.Н. «Деятельность. Сознание. Личность. М.: Академия, 2004, с. 96-114 (Деятельность и сознание).
2.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: «Наука, 1984, с. 104-115 («Проблемы законов в психологии»), 155-172 («Психологическое отражение как процесс»).
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия, 2003, с.133-200 («Многоуровневая категориальная система психологии»).
III. Литература
основная:
|
1. Галяутдинова С.И., Емалетдинов Б.М. Психология: Учебное пособие. Ч.1. /С.И. Галяутдинова, Б.М. Емалетдинов. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2010.-162 с.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: изд-во Московского университета, 2009.
3.Ломов Б.Ф. «Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: «Наука», 1984.
4. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник. – СПб: Питер, 2012.
5. Петровский А.В. Психология: учебник – М.Изд. центр «Академия», 2009.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2010.
дополнительная:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. - М., 1982.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Изд. 3-е, стереотипное. Т. 1: пер. с франц. – М.: «Мир», 2004. – 496 с., ил.
3.Зинченко В.П. Проблемы психологии развития. //Вопросы психологии.-1991.-№ 4.-с.126-138.
4.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981, с. 37-89.
5.Северцов А.Н. Эволюция и психика //Собр.соч. в 3-х т., Т.3. М., Л. 1945.
6.Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник. – Р/нД: Феникс, 2009.