MULTIMEDIA – поддержка курса




Средняя общеобразовательная школа №7

Тайны музыкального

Королевства.

Программа факультативного курса для 5 класса.

Составлена учителем мировой

Художественной культуры и музыки

Крыловой Я.Ю.

МО Рузаевка, 2006

Пояснительная записка.

 

В наше время проблема эстетического воспитания и музыкального образования играет очень важную роль. Познание прекрасного, переживание радости от встречи с ним – это мостик, соединяющий нравственную чистоту и мораль, этику и эстетику, это путь к сердцу ребенка.

Задачи данного курса – развивать эстетические чувства, кругозор, музыкальный вкус, умение анализировать самостоятельно музыкальные произведения. Помогать познанию мира, формирование мировоззрения, воспитание нравственности, любви и уважения к музыкальному искусству. Обогащение учащихся знанием истории музыкального искусства – это развитие духовной культуры.

Цель курса – в увлекательной форме раскрыть школьникам сущность и специфику музыкального искусства, закономерности и особенности его развития, познакомить с основными выразительными средствами, формами. Историей возникновения и развития музыкальных инструментов. Яркими представителями композиторских школ, стилей, эпох. Раскрыть важность музыкального искусства и его тесные связи с жизнью и другими видами искусства: литературой, театром, танцем, кино.

Основным видом занятий факультатива являются беседы, лекции, занятия –концерты и путешествия.

Основной источник художественных впечатлений на занятиях – музыка.

 

 

Учебно – тематический план

 

 

Тема Кол-во часов
  Музыка в жизни людей  
  Музыка в семье других искусств  
  В чем специфичность музыкального искусства  
  Содержание музыкальных произведений  
  Выразительные средства музыки  
  Биография музыкальных инструментов  
  Жанры в музыке  
  всего  

 

Содержание программы

 

Введение (4 ч.)

Музыка в жизни людей. Музыка в семье других искусств. Искусство «слушать» и «слышать». Специфика музыкального искусства. Содержание музыкальных произведений, музыкальный образ. От чего зависит степень доступности музыкального произведения. Преемственности и традиции в музыке.

Раздел I.

Выразительные средства музыки (7 ч.)

 

Важнейшие элементы музыкальной речи. Интонация, мелодия – «душа музыки». Время в музыке и музыкальный ритм. Лад, Гармония. Народные лады. Мордовская народная музыка – своеобразие и специфика. Темп, динамика, регистр. Тембр. Тембры музыкальных инструментов.

Раздел II.

Биография музыкальных инструментов (11 ч.)

 

Когда возникли и как развивались музыкальные инструменты. «Семейства» музыкальных инструментов. Струнная группа (смычковые), состав, характеристика. Знаменитые скрипичные мастера: Амати, Гварнери, Страдивари. Загадки жизненного и творческого пути знаменитого скрипача Николо Паганини. Деревянно–духовая группа инструментов, состав, характеристика. Медно-духовая группа, состав, характеристика. Группа ударных. Что такое симфонический оркестр? Духовой оркестр. Струнно-щипковые инструменты, состав, характеристика. Народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Орган, возникновение, разновидности. Орган в творчестве И.С. Баха. Арфа, клавесин, фортепиано, рояль. Знаменитые виртуозы – исполнители Ш. Шопен – душа фортепиано, Ф. Лист. Современные электро–музыкальные инструменты и их возможности.

 

Раздел III.

Жанры в музыке (12 ч.)

 

Вокальный жанр. Пение и речь. Народная песня, ее творцы и собиратели. Одноголосие и многолосие, тембры певческих голосов. Что такое романс, вокальный цикл, баллада, кантата? Авторская песня, творчество В.Высоцкого, Б.Окуджавы, Ю. Визбора, А. Розенбаума.

Инструментальный жанр. Сюита, соната, симфония. Что такое «программа» в музыке?

Музыкально-театральный жанр. Возникновение оперы, ее составные элементы – арии, речитативы, ансамбли, хоры. Инструментальная музыка в опере.

Музыка и танец. Древнейшие истоки искусства танца. Танец – как выражение характера народа. Откуда родом полька, мазурка, краковяк, вальс.

И. Штраус – король вальсов.

Музыка в кино. Зачем она нужна в фильме. Основные принципы ее включения. Музыка «в кадре» и «за кадром». Музыка как характеристика героев, среды, времени.

Из истории джаза. Направления современной поп – музыки.

 

 

Литература.

Н. И. Бояркин «Мордовское народное музыкальное искусство» Саранское Мордовское книжное издательство 1983 г.

В. Васина-Гроссман «Первая книжка о музыке», Москва «Музыка», 1988 г.

В.Б. Григорович «Великие музыканты Западной Европы» Москва «Просвещение», 1982 г.

Е.Н. Домрина «Беседы о музыке» Ленинград «Просвещение» Ленинградское отделение 1982 г.

Н.М. Ситникова «От песни до симфонии, или давайте слушать музыку» Саранское Мордовское книжное издательство 1989 г.

 

Фонохрестоматии к занятиям.

Различные презентации по творчеству композиторов, музыкальным инструментам, музыкальным произведениям.

 

MULTIMEDIA – поддержка курса

1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

3. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.»

4.Единая коллекция - https://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

5. Детские электронные книги и презентации - https://viki.rdf.ru/

6. Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

7.. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: