Процесс спортивной тренировки в единоборстве, в частности боксе, следует рассматривать как единый, многолетний процесс обучения и воспитания, взаимосвязи средств, методов, форм и условий спортивной подготовки. Актуальными вопросами в системе подготовки спортсменов являются: |
а) применение важнейших педагогических правил и положений к особенностям частной методики обучения и тренировки боксеров;
б) изучение и обобщение опыта работы ведущих советских тренеров по обучению и воспитанию мастеров высокого класса;
в) использование наиболее рациональных педагогических задач и заданий для творческой самостоятельной деятельности занимающихся под руководством преподавателя (тренера), позволяющей целесообразно регулировать и чередовать различные нагрузки в целях эффективного управления процессом спортивной тренировки.
Учебно-тренировочный процесс должен проводиться с учетом важнейших педагогических закономерностей, на основе общих дидактических принципов (научность обучения, связь теории с практикой, воспитывающее обучение, сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность и последовательность, прочность и индивидуальный подход к занимающимся при работе в коллективе).
Принцип научности обучения. Передачу общих и специальных знаний строить на основе современных достижений науки и передовой практики, способствуя формированию коммунистического мировоззрения. Изучать главные факты и закономерности, связанные с достижениями теории и практики физического воспитания, в частности в боксе, с анализом техники, тактики и важнейших положений физиологии, психологии, гигиены, педагогики, биохимии и других дисциплин, добиваясь сознательного их усвоения и применения в практике преподавания бокса.
|
Определять все вопросы поведения, трудовой, спортивной и бытовой деятельности занимающихся в свете марксистско-ленинской идеологии, противопоставляя их буржуазному мировоззрению.
Преподавателю (тренеру) постоянно изучать развитие науки и практики в области специализации, быть всегда в курсе достижений и знакомить с ними занимающихся.
Принцип связи теории с практикой. Научить занимающихся творчески применять теорию в практике воспитания и обучения. Добиваться от занимающихся применения своих знаний, навыков и умений не только в спортивной, но и в общественно-трудовой деятельности и в быту. Овладевать техникой приемов в соответствии с тактикой их применения, на основе тактического смысла технического действия. Ставить перед занимающимися задачи и давать задания на самостоятельный разбор разных вариантов техники, тактики, поведения, настроения и состояния (своего и противников). Приучать занимающихся к систематическому чтению специальной литературы, анализу теории и практики проведенных боев. Принцип воспитывающего обучения. Вооружая знаниями, воспитывать у спортсменов коммунистические убеждения, стремиться к всестороннему развитию личности каждого из них, учитывать необходимость взаимосвязи физического воспитания с умственным, нравственным, эстетическим и идейно-политическим.
Подавать личный пример добросовестного отношения к труду и общественной деятельности, воспитанности, такта и чуткого отношения к людям.
|
Приводить примеры и разъяснять дела и поступки лучших спортсменов и тренеров и труде, в быту и на соревнованиях.
Приучать каждого занимающегося к самоусовершенствованию, правдивости, честности, вежливости, опрятности, самокритичному отношению к своим поступкам и соблюдению спортивной этики.
Осуждать и бороться с аморальными поступками спортсменов, воспитывать непримиримость к недостаткам и проступкам, порочащим советского человека.
Сплачивать дружный коллектив, так как в коллективе формируются индивидуальность человека, его положительные качества и привычки (товарищество, взаимопомощь и др.) Приучать занимающихся подчинять личные интересы общественным.
Добиваться бережного отношения к оборудованию, спортивному инвентарю и снаряжению.
Принцип сознательности и активности. Вести учебно-тренировочный процесс таким образом, чтобы занимающиеся понимали смысл и значение тех действий, которыми надо овладеть, и активно участвовали в обучении. Они должны ясно представлять конечную цель занятий, знать, что нужно, чтобы достичь цели, почему план занятий построен так, а не иначе.
Воспитывать активность, трудолюбие и интерес к боксу, без которого немыслимо сознательное отношение к выполняемым на тренировках упражнениям.
Прививать навыки самостоятельной работы. Зная анатомо-физиологические и психологические особенности каждого из боксеров, тренер рекомендует наиболее целесообразные технические варианты действия, иллюстрирует это примерами из спортивной жизни выдающихся мастеров кожаной перчатки.
|
Воспитывать инициативу и самостоятельность занимающихся в решении технико-тактических задач (принцип активности), заостряя внимание на том, что на ринге боксеру самому придется их решать и активно претворять свои замыслы в действие.
План тренировки на определенный период составлять вместе с боксером, с тем чтобы последний знал, какие упражнения ему надо включать (в утреннюю гимнастику, самостоятельную тренировку) сегодня, завтра, через несколько дней, почему именно так, а не иначе подобраны упражнения. Весьма полезным является критический разбор занятий, действий и результатов каждого боксера в отдельности.
Объяснять цель каждого нового упражнения и значение способов его выполнения.
В ходе занятий проверять, насколько занимающийся разобрался в технических и тактических приемах, правильно ли понял задание, умеет ли объяснить и обосновать свои действия.
Сознательность, самоконтроль и анализ навыков помогают боксеру правильно оценить ведение им боя, возможности (свои и противника), способствуют развитию самостоятельности в бою.
Принцип наглядности. Широко использовать различные формы наглядного обучения, такие как просмотр кинофильмов, изучение техники по кинокольцовкам, кинограммам, посещение соревнований, где выступают боксеры высокого класса, использование учебных плакатов, совместная тренировка с боксерами более высокого класса и главное — четкий и правильный показ во время учебно-тренировочного процесса. Если тренер в силу каких-то причин не может правильно и в замедленном темпе продемонстрировать то или иное упражнение, он должен иметь помощников — боксеров высокой квалификации, — которые могли бы показать все технические действия, а также быть и партнерами для боксеров группы.
Демонстрировать приемы именно так, как они выглядят в бою. Каждое действие показывать сначала слитно, возможно, в комплексе с другими приемами, потом расчленить на элементы, разъясняя значение каждого из них для качественного целостного выполнения, и завершить иллюстрацией примеров удачного применения этого приема выдающимися мастерами бокса (с помощью кинофильмов). Просмотр красивых боев возбуждает интерес, у боксеров появляется желание выполнить действие так, как это делают мастера высокого класса.
Фильмы, кинокольцовки демонстрировать неоднократно, обращая внимание на передвижение, на механику ударов, на искусство защит и др. Кинофильмы можно использовать для ознакомления с мастерством, манерой ведения боя будущих противников, заснятых на каких-либо соревнованиях.
При помощи кинограммы анализировать технику действия, его рациональность и эффективность. Весьма полезно, особенно для молодых боксеров, посещение тренировок или соревнований, в которых участвуют высокотехничные боксеры. Тренер комментирует бой, отмечая положительные и отрицательные моменты в технике, тактике, использовании физических качеств и др.
Желательно, чтобы занимающиеся видели свои действия с последующим разбором (видеомагнитофонная запись, киносъемка и фотографии отдельных эпизодов боя). Целесообразно сравнивать действия занимающихся с аналогичными действиями мастеров высокого класса и анализировать положительные и отрицательные моменты боя.
Принцип доступности. Всякий учебный материал может быть освоен, если он доступен для учащихся. Доступность учебного материала включает преодоление посильных трудностей. Попытки выполнить непосильное упражнение могут привести к искажению техники, а во время напряженных тренировок — к функциональным отрицательным сдвигам.
Если начинающим боксерам давать задания на выполнение сложных действий, например наносить опережающие удары на атаку партнера, то и один и другой неизбежно будут пропускать удары, так как они еще недостаточно усвоили защиты. Непосильные действия могут подорвать веру в свои силы, кроме того, привести к травмам.
Учебно-тренировочные бои с сильным партнером планировать осторожно (даже боксерам-разрядникам) так как более слабый боксер в каждом бою перенапрягается, теми боя и активность сохраняет за счет больших волевых усилий. Такое положение неизбежно приводит к переутомлению и снижению работоспособности. Если это случилось перед соревнованиями, то на сбор боксер приедет неподготовленным.
Завышенные задания, нереальные перспективные планы порождают неверие в себя, недовольство тренером, условиями тренировки и т. д.
Принципом доступности руководствуются и при составлении зачетных требований, контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, планов повышения спортивного мастерства и (самое главное) при планировании результатов, к которым должен стремиться боксер в тех или иных соревнованиях. Слишком легкие задания приводят к потере интереса занимающегося, неподготовленности к встрече с противником.
Только преодоление посильных трудностей, чередование легких упражнений со сложными дают эффект в обучении и тренировке.
Занимающихся распределяют на группы спортсменов примерно одинаковой подготовленности и возраста. Для каждой группы составляют отдельные планы подготовки. Для спортсменов высших разрядов — индивидуальные планы тренировки с учетом их способностей и уровня подготовки.
Единая спортивная классификация, подразделяющая боксеров на возрастные группы, спортивные разряды и весовые категории, уравнивает соотношение сил участников соревнований. Продолжительность боя, определенная правилами соревнований для разрядов и возрастных групп, является прямым выражением принципа доступности.
Доступность изучаемого материала тесно связана с тем, насколько последовательно и систематично построен курс обучения.
Принцип систематичности и последовательности. Всю систему подготовки боксеров строить на систематичности и последовательности овладения техникой, тактикой, развития физических и морально-волевых качеств (регулярность занятий, чередование нагрузок с отдыхом и соответствующая последовательность занятий в зависимости от их направленности и содержания).
Только регулярные занятия дают эффект в обучении и тренировке, так как предусматривают непрерывность в развитии различных физических качеств (выносливости, быстроты, ловкости), технико-тактических навыков и морально-волевых качеств.
Менее продолжительные, но более частые занятия предпочтительнее менее частых, но более продолжительных (четыре раза в неделю по 1,5 ч дадут значительно больший эффект, чем занятия два раза по 2,5 ч). Нерегулярные занятия часто приводят к отрицательным физиологическим сдвигам в организме.
Если последовательно переходить от простого к сложному, при систематических тренировках сложное постепенно становится доступным.
Овладевать новым материалом, совершенствуя известное (например, изучая боковые удары в голову с защитами при помощи подставок, следует совершенствовать прямые удары и защиты от них подставками).
Новое изучать на основе известного (например, не зная применения защит нырками, не переходить к контрударам после нырков). Хорошо изученные простые фактические формы боя являются прочной базой для овладения сложными.
Следует иметь в виду, что иногда более сложное по координации действие боксер усваивает легче, чем простое (например, нырки значительно сложнее уклонов, однако есть боксеры, которые нырки в комбинации с другими приемами делают значительно успешней).
Не планировать более трудный материал к концу занятия, когда боксер устал (например, напряженный учебный бой с партнером).
Принцип прочности знаний и навыков. Овладевать и совершенствовать технику при помощи многократного осмысленного повторения движений, внося тактические замыслы в их выполнение. Это способствует рациональному применению техники, ликвидации излишних напряжений, вырабатыванию экономных и эффективных движений.
Технические навыки совершенствовать в разных вариантах, с тем чтобы при сбивающих факторах один и тот же прием можно было выполнить несколько иначе, с разных положений (например, в одном случае прямой удар левой в голову наносится при поступательном движении вперед и масса тела находится на левой ноге, в другом этот же удар наносится при отходе назад и масса тела расположена на правой ноге).
Хорошей усвояемости каждого элемента способствует изучение его в сочетании с другими (например, боковой удар правой в голову можно изучать и совершенствовать в сочетании с последующим ударом снизу в туловище или этот же боковой удар наносить после нырка от бокового левой в голову и т. д.).
Чем уверенней боксер сочетает атакующий или контратакующий удар с последующими ударами, тем прочнее усвоен навык.
Прочность навыков зависит от умения подобрать упражнения по технике с учетом индивидуальных особенностей боксера (у высокого, худого, с длинными конечностями боксера прямой удар может иметь иную форму движения, чем у низкого).
Хорошо заученные навыки в ударах на лапах, на мешках, на грушах боксер может не применить в поединке, так как противник будет все время сбивать его намерения и сам активно действовать.
Поэтому самыми активными средствами для прочного овладения техническими и тактическими навыками являются учебно-тренировочные бои (условный и вольный) и соревнования.
Принцип индивидуального подхода к занимающимся при работе в коллективе. Обеспечить возможность каждому боксеру сохранить и развивать свою индивидуальность, исходя из единства интересов личности и коллектива. Наиболее характерным для групповых занятий является выполнение общих заданий с учетом индивидуальных способностей в развитии технико-тактических навыков и физических качеств.
Заинтересовать занимающихся индивидуальными заданиями на самостоятельные действия, требующими активного мышления в упражнениях с партнером.
В практике работы с боксерами высших разрядов применять отдельные индивидуальные занятия ученика с тренером по совершенствованию технико-тактических навыков. Приучать каждого занимающегося боксом принимать участие в планировании тренировки и вести дневник тренировки.
Между методическими принципами обучения и тренировки существует тесная взаимосвязь. Ни один из них не может быть реализован, если игнорируются другие. Все принципы отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же учебно-тренировочного и воспитательного процесса.
Искусство преподавателя (тренера) заключается в том, чтобы он мог рационально сочетать все педагогические принципы в едином учебно-воспитательном процессе. Проф. К. М. Булочко предложил структуру обучения приемам, которая применима в боксе (табл. 1).
Таблица 1. Последовательность обучения действиям в единоборстве (по К. М. Булочко)