Грамматические категории глагола.
Г л а г о л - это часть речи, обозначающая действие и передающая это значение в формах вида, залога, наклонения, времени и лица. Когда говорят, что глагол обозначает действие, то имеют в виду не только механическое движение (ходит, бегает), но и состояние (спит, радуется), проявление признака (белеет), изменение признака (желтеет), отношение к кому-чему-либо (уважает, любит) и т.п.
Значение действия может быть выражено не только глаголом, но и существительным: бег, прыжок, ходьба. Однако действие, обозначенное существительным, опредмечивается в нашем сознании, мыслится как предмет; оно не приписывается какому-либо производителю и осмысляется безотносительно ко времени, тогда как действие, обозначенное глаголом, обычно предполагает какой-либо действующий предмет (лицо) и характеризуется с точки зрения времени. Действие, обозначенное существительным (ходьба), выражается в формах рода, числа и падежа, действие же, обозначенное глаголом (хожу), - в формах вида, залога, наклонения, времени и лица. Категории вида, залога, наклонения, времени и лица составляют специфику глагола как части речи. Каждая глагольная форма обладает или, всеми, или частью этих категорий. Глагол имеет также категории числа и рода, но эти категории не специфичны для глагола, так как свойственны многим частям речи.
Глагол в русском языке имеет самую богатую систему форм (словоформ). В состав глагольной парадигмы входят формы наклонения, времени, лица, числа и рода, а также вид и залог, инфинитив, причастия и деепричастия. Общее число словоформ, входящих в парадигму глагола решать, - 235. Богатство глагольной парадигмы становится особенно наглядным, если сравнить ее с парадигмой существительного (12 словоформ) или прилагательного (24 словоформы, не считая кратких форм и форм степеней сравнения качественных прилагательных).
|
Изменения глагола по лицам, числам, временам и наклонениям (а в прошедшем времени и сослагательном наклонении - и по родам) называют спряжением (в широком смысле этого слова); некоторые исследователи относят к спряжению и изменения глагола по видам и залогам. Спряжением в узком смысле слова называют изменение глагола по лицам и числам.
Спряжения глагола
Глаголы в русском языке имеют два спряжения. К I спряжению относятся глаголы с окончаниями -у/-ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут/-ют, ко II - глаголы с окончаниями -у/-ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат/-ят.
Личные окончания бывают ударными и безударными. Ударные окончания не требуют орфографической проверки. При безударных окончаниях спряжение глагола определяется по инфинитиву. Ко II спряжению относятся глаголы с инфинитивом на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться), семь глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть) и четыре глагола на -ать (гнать, держать, дышать, слышать). Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Некоторые глаголы спрягаются частично по I, частично - по II спряжению: хотеть, бежать (и образованные от них приставочные глаголы: захотеть, убежать и др.), чтить. Такие глаголы называются разноспрягаемыми. Глагол хотеть в формах единственного числа имеет окончания I спряжения, в формах множественного - II спряжения. Глаголы бежать, чтить изменяются по II спряжению, но в 3-м лице множественного числа имеют окончание I спряжения: бегут, чтут (а также чтят). Глаголы дать, создать, есть (с производными) спрягаются по особому архаическому типу: дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут.
|
Категория вида глагола
Вид принадлежит к числу важнейших категорий русского глагола. Он охватывает всю глагольную лексику и всю глагольную лексему.
Значительная часть русских глаголов имеет противопоставленные формы типа решить - решать, сделать - делать, сказать - говорить. Сравнивая члены каждой пары, мы замечаем, что при общности лексического значения они имеют нечто, различающее их. Это «нечто» - значение вида. Первый член каждой пары имеет форму совершенного, второй - несовершенного вида. Формы совершенного вида называют действия ограниченные. Формы несовершенного вида называют действия длящиеся, развивающиеся, ничем не ограниченные. Таким образом, вид- это грамматическая категория, указывающая на ограниченность/неограниченность действия: девочка выздоровела - девочка выздоравливает. В школе виды распознаются с помощью вопросов что делать?, что сделать?
Иногда говорят, что совершенный вид имеет значение законченности. Эту формулировку можно принять, но она требует уточнения: глаголы типа решил обозначают законченность всего действия, а глаголы типа запел - законченность начальной фазы действия.
Некоторые исследователи приписывают совершенному виду значение целостности действия, т.е. полагают, что действие, обозначенное формой совершенного вида, осознается в единстве его начала, середины и конца. Однако языковой материал не подтверждает эту гипотезу.
|
Грамматическая категория вида в русском языке не имеет четкого, последовательного формального выражения. Она использует несколько грамматических средств: суффиксацию, префиксацию, супплетивизм, чередование и ударение. Видовые значения некоторых глаголов вообще не имеют формального выражения и устанавливаются только в контексте: исследовать, казнить, ранить.
Категория вида находится в тесном взаимодействии с категорией времени: глаголы несовершенного вида имеют формы всех трех времен, а глаголы совершенного вида - только формы прошедшего и будущего времени; отсутствие у них формы настоящего времени объясняется несовместимостью грамматических значений совершенного вида и настоящего времени (совершенный вид характеризует действие как ограниченное в развитии, а настоящее время - как длящееся в момент речи, продолжающееся, развивающееся). По тем же причинам глаголы совершенного вида не имеют причастий настоящего времени. Глаголы совершенного вида образуют будущее простое время: поступит, глаголы несовершенного вида - будущее составное: будет поступать.
Если глагол в форме повелительного наклонения со значением приказания не имеет при себе отрицания, то он обычно выступает в форме совершенного вида: Войдите! Если же перед приказанием появляется отрицание, то употребляется форма несовершенного вида: Не входите! Форма повелительного наклонения совершенного вида сочетается с отрицанием только в значении предостережения: Не споткнитесь!
Большая часть русских глаголов образует видовые пары. Видовая пара - это две формы глагола, имеющие одно и то же лексическое значение, но различающиеся грамматическим значением вида: рассказать - рассказывать, завить - завивать, обучить - обучать, оглохнуть - глохнуть. Один член каждой пары является производным от другого: рассказывать < рассказать, завивать < завить, оглохнуть < глохнуть. Образование формы несовершенного вида от формы совершенного вида называют имперфективацией, а образование формы совершенного вида от формы несовершенного вида - перфективацией.
Некоторые глаголы не имеют видовой пары. Их называют непарными (или одновидовыми). Непарность глаголов обычно объясняется особенностями их лексического значения, иногда - фонетико-словообразовательной структурой. Непарные глаголы делятся на две группы: глаголы, имеющие только формы совершенного вида, и глаголы, имеющие только формы несовершенного вида. К непарным глаголам совершенного вида относятся глаголы, которые обозначают действия, всегда ограниченные в своем развитии. Это, например, глаголы встрепенуться, очнуться, рухнуть, обозначающие мгновенные действия; добегаться, доиграться, отвоеваться, указывающие на исчерпанность действия, и др. К непарным глаголам несовершенного вида относятся глаголы, которые обозначают действия, не ограниченные в своем развитии: расхаживать, приговаривать, бездействовать, сочувствовать, недомогать, обитать и др.
Особое место занимают так называемые двувидовые глаголы, т.е. глаголы, в одной и той же форме совмещающие значения обоих видов: велеть, женить(ся), казнить, обследовать, ранить, телеграфировать, экспроприировать. Видовая неопределенность этих глаголов снимается в контексте. Например: Я устроюсь... А как устроюсь - так женюсь (сов. в.); Я не женюсь (несов. в.) только потому, что денег нету (М. Сл.). Многие двувидовые глаголы в связи с общим стремлением языка к разграничению и четкому выражению видовых значений начинают образовывать или параллельные приставочные формы для выражения совершенного вида, или параллельные суффиксальные формы для выражения несовершенного вида, т.е. переходят в разряд парных. Например, вместо двувидового глагола ночевать появляется глагольная пара ночевать - заночевать, а вместо двувидового глагола конфисковать - пара конфисковать - конфисковывать.
Основными способами видообразования в русском языке являются суффиксация и префиксация: отвинтить - отвинчивать, разрешить - разрешать, закрыть - закрывать, продлить - продлевать; слепнуть - ослепнуть, сеять - посеять, прятать – спрятать. Суффиксация может сопровождаться чередованием фонем и перемещением ударения: заслать - засылать, собрать - собирать, избегать - избежать; вырезать - вырезать, засыпать - засыпать.
Принято считать, что в случаях типа заслать - засылать в качестве единственного средства видообразования используется чередование фонем. С этим можно было бы согласиться, если бы в этих формах мы имели дело с одним и тем же суффиксом. Однако анализ показывает, что перед нами два разных суффикса: первый суффикс -а- в основе настоящего (будущего) времени исчезает, а второй сохраняется. Отсюда следует, что и в случаях типа заслать - засылать основным средством видообразования является суффиксация.
Глагольные приставки делятся на две группы. Одни приставки одновременно меняют в глаголе и лексическое, и грамматическое (видовое) значение, другие - только видовое. Первые приставки называют словообразующими, вторые -формообразующими (или чисто видовыми, видовыми, грамматикализованными); ср.: застроить, перестроить, надстроить, встроить, пристроить - и построить. Всего в русском языке насчитывают 31 глагольную приставку. Приставки без-, в-/во-, де-/ дез-, дис-, до-, над-/надо-, недо-, низ-/низо-, обез-, пере-, пре-, пред-/предо-, противо-, ре-, со- всегда выступают как словообразующие, а вз-, воз-/возо-, вы-, за-, из-/изо-, на-, о-, o6J обо-, от-/ото-, по-, под-/подо-, при-, про-, раз-/раза-, с-/ со-, у- выполняют то функцию словообразования, то функцию формообразования; ср.: наклеить - нарисовать, пробежать - прочитать, склеить - сфотографировать. Чаще всего формообразующую функцию выполняют приставки за-, на-, о-, об-, по-, про-, с-. Приставок, выражающих только грамматическое значение вида, в русском языке нет.
Иногда видовые формы глагола имеют разные основы (супплетивизм): взять - брать, положить - класть, сказать -говорить.
В результате многоступенчатого слово- и формообразования часто возникают так называемые видовые цепи глаголов, каждое звено которых отличается от предшествующего грамматическим значением вида: мести (несов. в.) - замести (сов. в.) - заметать (несов. в.) - позаметать (сов. в.). В пределах видовой цепи наблюдаются и факты формообразования, и факты словообразования: мести - замести (словообразование) - заметать (формообразование) - позаметать (словообразование).
Выбор видовой формы определяется, во-первых, реальной ситуацией, во-вторых, некоторыми языковыми и речевыми факторами, в-третьих, точкой зрения говорящего на действие. Если требуется сообщить о действии длящемся, развивающемся, то говорящий может употребить только форму несовершенного вида: Больной медленно выздоравливал. Если требуется сообщить о действии, ограниченном в своем развитии, достигшем естественного предела, то говорящий должен использовать форму совершенного вида: Больной выздоровел и выписался из больницы. Если сообщается о действии, происходящем в момент речи, то говорящий может использовать только форму несовершенного вида (значение совершенного вида несовместимо со значением настоящего времени): Больной выздоравливает. Если говорящий отвечает на вопрос, то и в этом случае он не имеет права свободного выбора видовой формь! глагола: Костюм уже сшили? - Сшили (но не Шили). Наконец, иногда в сообщениях о действиях, имевших место и закончившихся в прошлом, говорящий получает право на выбор одной из двух видовых форм глагола. Например, вместо Я уже прочитал эту книгу можно сказать: Я уже читал эту книгу, т.е. вместо более соответствующей реальному «положению дел» формы совершенного вида использовать форму несовершенного вида. Говорящий делает это потому, что законченность действия представляется ему само собой разумеющейся.
С грамматической категорией вида тесно связаны лексико-грамматические разряды глаголов, называемые способами действия. Это группы префиксальных, суффиксальных и префиксально-суффиксальных глаголов, значения которых отличаются от значений производящих глаголов временными, количественными или результативными оттенками. Например: кричать - закричать (временной оттенок начинательности), плакать - всплакнуть (количественный оттенок уменьшительности), гулять - догулять (результативный оттенок завершенности).
Назовем основные способы глагольного действия:
1) временные - начинательные: запел, пошёл; ограничительные: походил, поплавал; длительно-ограничительные: пробегал, проплавал; окончательные, или финитные: отгулял, отвоевался;
2) количественные - одноактные: мигнул, пальнул; уменьшительные: прихворнул, всплакнул; смягчительные: подкрасил, приглушил; многократные: хаживал, езжал; прерывисто-смягчительные: похваливал, попивал; длительно-смягчительные: прихварывал, поддразнивал; сопроводительные: присвистывал, подпевал; многократно-дистрибутивно-взаимные: перестреливались, переругивались;
3) результативные - завершительные: догулять, дожарить; интенсивно-результативные; выспаться, достучаться, наплакаться; накопительно-суммарные: напилить, наездить; распределительные, или дистрибутивные: пооткрывать, переглотать.
Глаголы разных способов действия обладают неодинаковой способностью образовывать видовые пары. Например, глаголы окончательные, завершительные и интенсивно-результативные часто образуют видовую пару; начинательные, ограничительные, одноактные, уменьшительные и распределительные глаголы обычно или постоянно имеют только форму совершенного вида, а многократные, прерывисто-смягчительные, длительно-смягчительные, сопроводительные и многократно-дистрибутивно-взаимные глаголы являются непарными глаголами несовершенного вида.
Категория залога глагола
Значительная часть глаголов русского языка способна выступать в противопоставленных конструкциях типа Рабочие строят дома. - Дома строятся рабочими; Секретарь подписывает протокол. - Протокол подписывается секретарём. В первой конструкции (которую принято называть действительным оборотом речи, активом) субъект (производитель действия) выражен подлежащим, а объект (лицо или предмет, на который направлено действие) - прямым дополнением. Во второй конструкции (которую принято называть страдательным оборотом речи, пассивом) субъект выражен дополнением, а объект - подлежащим. Семантически эти конструкции очень близки, но полного тождества между ними все же нет. Обе фразы описывают (отражают) одну и ту же внеязыковую ситуацию, но под разными углами зрения: в действительном обороте речи глагол обозначает активное действие субъекта, а в страдательном - состояние объекта, возникающее в результате этого действия.
Итак, з а л о г - это грамматическая категория глагола, которая отражает ситуацию, включающую действие, субъект и объект, и представляет ее или как активное действие субъекта, или как состояние объекта, возникающее в результате этого действия. (Термин «залог» - калька гр. diathesis 'расположение, состояние'. Слово «расположение» содержит скрытое указание на то, что актив и. пассив различаются расположением субъекта и объекта). Категория залога свойственна не всем глаголам, а только тем, которые обозначают ситуацию, включающую действие, субъект и прямой объект. Иначе говоря, категория залога свойственна только субъектным (личным) переходным глаголам. Бессубъектные (безличные) и непереходные глаголы стоят вне категории залога: Его знобит (бессубъектный, безличный); Малыш спит (непереходный). Сказанное тем более относится к бессубъектным непереходным глаголам, которые обозначают действия, не предполагающие ни субъекта, ни объекта: Светает.
Переходные глаголы обозначают действия, непосредственно и обязательно направленные на какой-либо предмет. Переходным является, например, глагол построить, имеющий значение 'соорудить, возвести, воздвигнуть (здание, постройку, сооружение)'. Действие, обозначаемое этим глаголом, предполагает тот или иной объект (дом, клуб, завод и т.п.) и невозможно без него. Объект, на который переходит действие переходного глагола, выражается формой винительного падежа без предлога. К переходным относятся глаголы созидания: писать, создавать, чертить; разрушения: ломать, разрушать, резать; перемещения: бросать, тащить, толкать; восприятия: видеть, ощущать, чувствовать и др.
Иногда прямое дополнение при переходном глаголе стоит в форме родительного падежа, например, при обозначении частичного объекта: принести песку, натаскать хворосту; при отрицании (не обязательно): Я не люблю иронии твоей (Н.); не читал этой книги (н эту книгу).
Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой-либо предмет. Они имеют значение положения в пространстве, состояния, звучания и т.п.: сидит, горюет, лает и др. В соответствии со своим значением они не могут управлять формой винительного падежа без предлога, т.е. не могут иметь при себе прямое дополнение.
Отдельные переходные глаголы иногда употребляются в значении 'быть чём-л. занятым; уметь что-л. делать': Он малый с головой, и славно пишет, переводит (Гр.); Малыш уже читает. В этом случае переходные глаголы выступают как непереходные и, соответственно, не требуют (не допускают) формы винительного падежа без предлога. Позиция прямого дополнения при глаголе может быть нулевой. В таком случае мы имеем дело с переходным глаголом: Ты уже читал эту книгу? - Читал. Среди непереходных глаголов есть такие, которые, подобно переходным, требуют дополнения, но не прямого, а косвенного: помогать соседу, заниматься бегом, мечтать о счастье. Некоторые ученые называют такие глаголы косвенно-переходными.
Следовательно, переходность/непереходность глагола - понятие лексико-синтаксическое. Переходность/непереходность внешне выражается в наличии или отсутствии прямого дополнения. Наличие прямого дополнения - первая характерная особенность переходных глаголов. Вторая их специфическая особенность - способность образовывать страдательные причастия. Таким образом, переходные глаголы отличаются от непереходных на семантическом, синтаксическом и морфологическом уровнях. Семантический признак является определяющим.
Единицы типа строят - строятся - это формы одной глагольной лексемы строить. Переходная невозвратная форма строят - это форма действительного залога, а непереходная возвратная форма строятся - форма страдательного залога. Иначе говоря, действительный залог не имеет специального формального показателя (аффикса). Что касается страдательного залога, то он выражается возвратными формами переходных глаголов: Дома строятся рабочими или страдательными причастиями: Дома построены рабочими (ср.: Дома, построенные рабочими).
Пассив глаголов несовершенного вида обычно выражается возвратной формой: Рабочие строят дом ® Дом строится рабочими, а пассив глаголов совершенного вида - страдательным причастием: Рабочие построили дом.® Дом построен рабочими. Страдательные причастия являются наиболее «удобной» формой страдательного залога: они однозначны и всегда имеют страдательное значение. Формы же с постфиксом -ся обычно совмещают значение страдательности с каким-либо иным значением.
Субъектные переходные глаголы отличаются от бессубъектных и непереходных глаголов не только семантически и морфологически, но и синтаксически: только эти глаголы допускают трансформацию пассивизации. (Трансформацией будем называть преобразование одной фразы (конструкции) в другую, при котором сохраняется денотативное (предметное, ситуативное) значение и лексический состав фразы, но меняется направление синтаксической зависимости и сигнификативное значение (т.е. способ представления той же самой ситуации)).
Таким образом, залоговые глаголы отличаются от внезалоговых семантически, морфологически и синтаксически. Значит, категория залога имеет сложную лексико-грамматическую (лексико-морфолого-синтаксическую) природу.
Необходимо более подробно охарактеризовать синтаксическое окружение (дистрибуцию) действительного и страдательного залогов. Форма действительного залога реализуется в действительном, а форма страдательного залога - в страдательном обороте речи. Обе конструкции являются трехэлементными, т.е. включают подлежащее, сказуемое и дополнение. Их можно назвать стандартными, основными. Но в контексте они могут утрачивать одну из позиций и выступать как двухэлементные.
Действительный оборот речи может выступать как двухэлементный в определенно-личных предложениях: Строю дом; неопределенно-личных: По соседству строят дом и обобщенно-личных: Что посеешь, то и пожнёшь (поел.). Двухэлементное определенно-личное предложение может иметь нулевую позицию объекта, и тогда форма действительного залога оказывается в предложении единственной: Читай! (говорит учитель ученику, протягивая ему книгу). Во всех этих случаях глагол воспринимается как форма действительного залога.
Страдательный оборот речи тоже может выступать как двухэлементный в связи с устранением (отсутствием) субъектной позиции: Дом строится; Дом построен. В одних случаях отсутствие субъектной позиции не влияет на осмысление глагольной формы, в других - «переводит» возвратную форму в самостоятельный возвратный глагол (обычно - с общевозвратным значением). Это связано с одушевленностью/неодушевленностью существительного, занимающего в пассиве позицию подлежащего. При неодушевленном существительном возвратная форма воспринимается как пассив: Вещи отправляются заранее; при одушевленном - как глагол с общевозвратным значением: Спортсмены отправляются на тренировку. При страдательном причастии этот фактор не играет роли: Дети накормлены и уложены.
Все ли словоформы залогового глагола имеют залоговое значение? Все: и формы лица, и формы числа, и формы времени, и формы наклонения, и инфинитив, и причастия, и деепричастия. Например, формы строю, строит, строят, строил, строил бы, строить, строивший, строя имеют значение действительного залога, а формы строится, строятся, строился бы, строиться, строившийся - значение страдательного залога.
Значение действительного залога обычно реализуется во всех глагольных формах, а значение страдательного - не во всех: оно не реализуется в формах 1 - 2-го лица, повелительного наклонения и в деепричастии. Например, не встречаются страдательные формы «изучаюсь», «изучаешься», «изучайся», «изучаясь», потому что формы 1 - 2-го лица повелительного наклонения и деепричастия обозначают процессуальный признак субъекта, а страдательные формы - признак объекта. Таким образом, залоговая парадигма глагола часто бывает неполной.
Отдельные глаголы действительного залога: благодарить, доконать, запомнить, застать, лизнуть, напомнить, уверить и др.- вообще не допускают соотносительных форм страдательного залога. Такие глаголы можно назвать непарными, однозалоговыми. Непарных глаголов страдательного залога в русском языке нет.
В специальной характеристике нуждаются залоговые значения причастий. Страдательные причастия - это всегда причастия страдательного залога. Что же касается действительных причастий, то среди них могут быть и причастия действительного залога (читающий книгу мальчик), и причастия страдательного залога - обязательно с -ся (повесть, писавшаяся автором более года), и причастия, стоящие вне категории залога, так как они образованы от внезалогового глагола (лежащий на дороге камень). Иначе говоря, понятие «действительное причастие» значительно шире понятия «причастие действительного залога».
Итак, действительные причастия с постфиксом -ся могут иметь страдательное значение; но употребляются они только тогда, когда соответствующее страдательное причастие не образуется или является малоупотребительным; ср.: Дом, строившийся рабочими. - «Дом, строенный рабочими» ( от гл. несов. в. строить страд, прич. не образуется); Дом, строящийся рабочими. - «Дом, строимый рабочими» (прич. строимый малоупотребительно). «При наличии причастий обоих типов, - писал А.Н.Гвоздев, - возвратное причастие едва ли желательно там, гда страдательность выражена отчетливо (когда налицо творительный действующего лица), оно более уместно, когда страдательное значение затушевано; так, более приемлемо: Книга, много и охотно читающаяся; или не вызывает возражений: Явления, наблюдающиеся в быту (существующие), но лучше: Явления, наблюдаемые нами»2.
Возвратный постфикс -ся многозначен. В одних случаях он выступает как формообразующий, в других - как словообразующий. Когда постфикс -ся присоединяется к переходному глаголу и придает ему страдательное значение, он выступает как формообразующий; во всех остальных случаях он выступает как словообразующий. В результате присоединения к переходному глаголу формообразующего постфикса -ся образуется возвратная форма того же глагола, имеющая значение страдательного залога; в результате присоединения к глаголу словообразующего постфикса -ся образуется возвратный глагол с новым лексическим значением, отличным от лексического значения производящего глагола, т.е. новое слово.
Возвратные глаголы могут образовываться как от переходных, так и от непереходных глаголов. Возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов, делятся на пять основных групп:
1) глаголы собственно возвратного значения, обычно обозначающие действия, направленные на внешность, «физическую личность» (В.В.Виноградов) производителя действия: бриться, одеваться, причёсываться и др.; постфикс -ся имеет значение, близкое к значению возвратного местоимения себя: мыться » мыть себя;
2) глаголы взаимно-возвратного значения, обозначающие действия, совершаемые двумя или несколькими лицами, каждое из которых является одновременно и субъектом и объектом: браниться, встречаться, обниматься и др.; постфикс -ся имеет значение, близкое к значению сочетания друг друга: обниматься = обнимать друг друга;
3) глаголы общевозвратного значения, указывающие на внутренние состояния субъекта: веселиться, печалиться, радоваться и совершаемые им движения: кататься, мчаться, наклоняться и др.; постфикс -ся имеет значение, близкое к значению местоимения сам (ср.: веселит друга - веселится сам, катает сестру - катается сам);
4) глаголы косвенно-возвратного значения, обозначающие действия, совершаемые субъектом для себя, в свою пользу, в своих интересах: запасаться, прибираться, укладываться и др.; постфикс -ся имеет значение, близкое к значению сочетания для себя: запасаться - запасать для себя;
5) глаголы безобъектно-возвратного значения, обозначающие действия, которые выступают как постоянное и характерное свойство субъекта: корова бодается, ёж колется, собака кусается; стекло бьётся, сталь гнётся, чугун ломается.
Многие исследователи рассматривают охарактеризованные глаголы как возвратные формы соответствующих переходных глаголов - с общим значением так называемого возвратно-среднего залога, указывающего на сосредоточенность действия в самом субъекте. Однако лексические значения всех рассмотренных возвратных глаголов отличаются от лексических значений производящих глаголов, и это дает основание считать, что мы имеем дело не с формообразованием, а со словообразованием.
Возвратные глаголы, образованные от непереходных, делятся на три основные группы:
1) дремлется, работается, (не) сидится, спится и др. - эти глаголы, в отличие от производящих, обозначают состояние лица, переживаемое им помимо его воли, без всяких усилий с его стороны: Не сидится в хате тесной, не лежится на печи (Н.);
2) грозится, звонится, плачется, стучится и др. - эти глаголы, в отличие от производящих, обозначают более интенсивные действия, совершаемые субъектом в своих интересах: Мы звонились долго, но напрасно (В.);
3) белеется, краснеется, тлеется, чернеется и др. - эти глаголы, в отличие от производящих, обозначают более слабое проявление какого-либо внешнего признака.
В русском языке есть небольшая группа возвратных глаголов, которые не имеют соотносительных невозвратных: бояться, гордиться, кланяться, лениться, любоваться, надеяться, нравиться, охотиться, смеркаться, смеяться, сомневаться, соревноваться, стараться и др. Они, естественно, стоят вне категории залога.