Задания на развитие конвергентного мышления




Рекомендации для воспитателя по проведению учебных исследований с детьми дошкольного возраста

1) Обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обычном». Уметь находить и ставить перед детьми реальные учебно-исследовательские задачи.

2) Уметь увлечь детей дидактически ценной задачей, сделав её их собственной проблемой.

3) Быть способным к выполнению функций координатора и партнера в исследовательском поиске.

4) Помогая детям, уметь избегать директивных указаний и административного давления.

5) Уметь быть терпимым к ошибкам подопечных.

6) Предлагать помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях, когда ребенок начинает чувствовать безнадежность своего поиска.

7) Организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и разнообразных «полевых» исследований.

8) Предоставлять возможность для регулярных отчетов каждого ребенка или группы и обмена мнениями.

9) Поощрять, всячески развивать критическое отношение к исследовательским процедурам и полученным результатам.

10) Внимательно следить за динамикой детских интересов.

11) Уметь закончить проведение исследований и работу по обсуждению и внедрению решений в практику до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.

 

 

Рекомендации для воспитателя по проведению опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста

1.Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии» ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми.

2.Принцип «активности», возможности ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения.

3.Принцип «стабильности-динамичности» ориентирующий на создание условий для изменения и создания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей».

4.Принцип «комплексирования и гибкого зонирования» реализующий возможность построения не пересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

5.Принцип «эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого» осуществляемый при оптимальном отборе стимулов по количеству и качеству.

6.Принцип «эстетической организации среды» сочетания при этом привычных и неординарных элементов.

7.Принцип «открытости-закрытости» т. е. готовность среды к изменению, корректировке, развитию.

8.Принцип учета «половых и возрастных различий» как возможности для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Подбор предметно-развивающей среды с учетом принципа интеграции образовательных областей.

9. Педагог не должен подменять инициативу ребенка своими замыслами, или выполнять творческое задание за ребенка, пусть даже с целью помощи ему.

10. Цель и задачи эксперимента должны быть ясны детям.

Задания на развитие дивергентного мышления

У твоего друга плохое настроение. Придумай, как его улучшить. (У мамы испортилось настроение, у бабушки… Придумать варианты поднятия).

Какие вещи могли бы стать более удобными, если бы их уменьшили в размерах? (Пр.: подъемный кран – понадобился бы гараж поменьше и пр.). Какие хотелось бы увеличить? (Пр.: игольное ушко, шоколадку).

Назовите как можно больше слов, которые начинаются на «при- » (прибежать, приложить…), на «за-», на «ко-». Придумайте слова, которые заканчиваются на «-ик», «-ёк» и т. п.

Детям предлагается посмотреть на облачко (как вариант: коряге в лесу) и увидеть в нем персонаж. Ребенку необходимо определить, на что похоже облачко.

Детям предлагается составить на столе различные узоры: зимние снежинки, мозаичные узоры, узоры из спичек и т.п.

 

Задания на развитие конвергентного мышления

1. Перепутанные буквы

Даны слова, в которых намеренно перепутан порядок букв. Какое из них лишнее: росип, евшал, нанба, солам, клуба?

2. Алфавит

Составьте слова из всех букв алфавита, чтобы ни одна буква не повторилась. К примеру:

1) съезд, жмых, цапля, вой, юфть, шик, щен, эрг, чуб;

2) эндшпиль, тюфяк, борщ, цех, гуж, сыч, ай.

3. Вооружённые морские жители

Назовите 3 представителя морских животных, обладающих одним общим, свойственным только им, орудием защиты от врагов. Как они называются и что это за оружие, которое делает их опасными даже для человека? Ответ: скат, электрический сом и электрический угорь, обладающие способностью вырабатывать в своём теле электричество.

4. Кому сколько лет?

Время проведения:10 мин

Ивану, Петру, Семёну и их жёнам Ольге, Ирине и Анне всем вместе 151 год. Причём каждый муж старше своей жены на 5 лет.

Иван на 1 год старше Ирины; Ольге и Ивану вместе 48 лет, а Семёну и Ольге вместе 52 года.

Предлагается узнать, с кем каждый из них находится в браке и по скольку каждому лет.

Ответ: Семёну 30 и Ирине 25; Ивану 26 и Анне 21; Петру 27 и Ольге 22.

5. Сходство и различие

Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, -- при этом можно использовать и их изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям), соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо - родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: