Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров». Беседа № 65-66.




Какой известный рассказ! Ведь для нас Вход Господень в Иерусалим – великий праздник. Он называется по-разному – Неделя ваий, Вербное воскресенье. В этот день существует традиция освящения верб. Для большого количества церковных людей смысл этого дня и сводится к освящению веточек вербы, которые затем, высохшие, хранятся до следующего года. А в старину этот день сопровождался еще торжественным театрализованным действом «Хождение на осляти», то есть на коне, символически изображавшем осла. Этот театрализованный обряд был известен в Константинополе с 4-го века. На Руси он практиковался в Новгороде, а с середины 16-го века в Москве. При этом Первосвятитель (митрополит и затем патриарх), восседал на «осляти», символически изображая Христа, входящего в Иерусалим. Царь же Московский вёл этого «осля» под уздцы. С исчезновением патриаршества при Петре I забывается и это праздничное представление.

Но обратимся к тексту. Иисус в сопровождении учеников приблизился к Иерусалиму, к селению Виффагия (что означает «дом смокв») и к Елеонской горе. До Иерусалима – рукой подать. Елеонская (в русском переводе Масличная) гора взяла своё название от оливковых рощ, которыми в древности были усеяны все её склоны. Древние оливковые деревья и поныне являются достопримечательностями этого места паломничества многочисленных верующих, так как Елеонская (Масличная) гора священна для иудеев, христиан и мусульман.

Упоминание Елеонской горы символично. Первые христиане при мысли о Елеонской горе могли вспоминать, что именно с этой стороны после Вавилонского плена вошла в город и в храм «слава Бога Израилева» (Иез 43:1-4). Именно на Елеонской горе Бог станет судить в последний День (Зах 14:4). Не случайно один из иудейских вождей для борьбы с иноземцами собрал народные толпы на Елеонской горе, чтобы именно с нее вторгнуться в Иерусалим. – Для того, кто знал обо всем этом, вход Иисуса в город со стороны Елеонской горы приобретал символический смысл.

Иисус посылает двух учеников в селение напротив. Возможно, это Вифания (что означает «дом фиников»). При этом Он дает им распоряжение найти ослицу на привязи и с нею молодого осла, отвязать их и привести к Нему. В том случае, если учеников кто-то остановит и спросит, чтó они делают, они должны сказать, что ослы «надобны Господу» (Господу или просто господину, то есть хозяину животных? – не ясно!). Тогда им позволят увести ослов. Почему? – Все это звучит несколько загадочно. Разумеется, можно предположить, что за распоряжением Иисуса стоит его сверхъестественное знание и предвидение. Но более рациональные исследователи делают и более рациональные предположения.

Дело вот в чем: Когда мы читаем Синоптические Евангелия, у нас складывается впечатление, что Иисус посетил Иерусалим впервые. Но когда же мы читаем Евангелие от Иоанна, мы видим Иисуса в Иерусалиме неоднократно[5]. Ясно, что Иисус регулярно посещал Иерусалим по великим праздникам. И в этом нет никакого противоречия. Авторов первых трех Евангелий особенно интересует проповедь Иисуса в Галилее, автора же четвертого Евангелия Иоанна интересует проповедь Иисуса в Иудее. Более того, в первых трех Евангелиях есть косвенные указания на то, что Иисус нередко бывал в Иерусалиме: например, близкая дружба с Марфой, Марией и Лазарем, жившими в Вифании, чтó говорит о том, что Иисус неоднократно посещал их. Этим неоднократным посещением Иерусалима может объясняться и случай с ослами. Иисус мог заранее оговорить всё со Своими друзьями, вплоть до пароля, который Он сообщает двум Своим ученикам, посланным за ослами: «они надобны Господу». – Принимать мистическое или рациональное объяснение рассказа – дело нашего выбора и предпочтения, так как история в любом случае довольно загадочна.

Евангелист Матфей комментирует: «Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит:

«Скажите дщери Сионовой:

“се, Царь твой грядет к тебе

кроткий, сидя на ослице

и молодом осле, сыне подъяремной”».

Слова Синодального перевода «да сбудется реченное через пророка» точнее переводится как «да исполнится реченное через пророка». Глагол «исполняться» евангелист Матфей использует исключительно в смысле осуществляться Ветхозаветному пророчеству. С этой «формулой исполнения» («да исполнится») мы уже многократно встречались (Мф 1:23; 2:6,15; 4:14-16; 8:17; 12:18-21). Евангелист подчеркивает, что въезд Иисуса в Иерусалим на молодом осле имел символическое значение, смысл которого надо искать у некоего пророка.

Выше мы упомянули бытовавшее в Древней Церкви еще с 4-го века театрализованное действо «хождения на осляти». Оно было установлено не случайно. Дело в том, что и сам Вход Господа Иисуса в Иерусалим был, если позволительно так выразиться, преднамеренно «театрализован». Подобные зрелищные действа мы встречаем у пророков Ветхого Завета. Вместо слов пророки иногда прибегали к жестам и к драматическим действиям, которые производили подчас более сильное впечатление, чем устная весть. Именно к такому пророческому действию прибегает и Иисус. Все паломники, даже те богатые люди, которые подъезжали к Иерусалиму на колесницах, должны были входить в Иерусалим пешком. Но Иисус решил войти в город не просто в толпе прочих паломников, но въехать в Иерусалим на осле, то есть так, чтобы все видели, что Он – Мессия, Помазанный Богом Царь. Почему так? Дело в том, что въезд в город на осле в Библейском мире был исполнен особой символики. В нашей культурной традиции осел считается символом упрямства и глупости. Не так было в мире Библейском. В Палестине осел считался мирным и благородным животным. Царь отправлялся на войну на коне – животном боевом, а в мирное время он же ехал на осле – животном мирного труда. Вот и Иисус появляется в Иерусалиме на осле. Хотя Он и был Мессией, в Свой город Он въезжает не так, как было принято у «князей народов» и «властвующих вельмож» (Мк 10,42), не как воинственный триумфатор, но как «Царь мира» из пророчества Захарии, которое было прекрасно известно иудеям, и которое имеет в виду евангелист Матфей. Вот это пророчество:

«Ликуй от радости, дщерь Сиона,

торжествуй, дщерь Иерусалима:

се Царь твой грядет к Тебе,

праведный и спасающий,

кроткий, сидящий на ослице

и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах 9,9).

То есть Иисус въезжал в Иерусалим как кроткий царь любви и мира, а не как воинственный и победоносный герой, которого, собственно, ожидала толпа. «Глас народа» далеко не всегда «глас Божий», и наглядно-пророческое поведение Иисуса Христа направлено именно на исправление наивных общенародных представлений и ложных упований на спасение.

В иудейской традиции бытовали разные представления о том, каким будет ожидаемое явление Божественного Посланника, которое ознаменует наступление Царствия Божия. Одно представление отражено в книге пророка Даниила. Мессия я́вится на облаках: «Видел я в ночных видениях,

вот, с облаками небесными

шел как бы Сын человеческий» ( Дан 7:13).

Второе представление отражено у пророка Захарии: Мессия я́вится на осле. Эти два представления трудно совместить. Но в Талмуде была предпринята такая попытка. Один из иудейских учителей 3-го века сказал: «Если они [то есть народ Израиля] будут иметь заслуги, Он [Мессия] придет с облаками небесными. Если они не заслужат, то смиренно и верхом на осле»[6]. «Таким образом, Иисус сознательно выбирает такой способ входа в столицу, который должен был много сказать тем, у кого были глаза и уши. Недаром некоторые толкователи называют этот вход инсценированной притчей»[7].

Вернемся непосредственно к Евангельскому тексту. Итак, «ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла». Эта история с поиском ослицы тоже ведь символична. Она напоминала читателям и слушателям древнюю библейскую историю о молодом Сауле, о том, как в его жизнь вошел Бог. – Когда Саул был помазан в правители народа Божия, пророк Самуил предсказал ему три знамения, среди которых упоминается поиск и находка ослицы. Самуил сказал при этом: «Когда эти знамения сбудутся с тобою, тогда делай, что может рука твоя, ибо с тобою Бог. … и сбылись все те знамения в тот же день» (1 Цар 10:1-9). Вот и в нашем случае история с поиском и находкой ослицы слушателями Евангелия понималась как знамение, подобное тому, которое был дано Саулу. Если теперь говорится, что ученики «пошли и поступили так, как Иисус сказал им», то это означало следующее: знамение сбылось. По аналогии с ветхозаветной историей это свидетельствовало об Иисусе, что с Ним Бог.

Приведя ослицу и молодого осла, ученики вместо седла «положили на них одежды свои, и Он сел поверх их». Это звучит загадочно. Как можно сесть сразу на ослицу и на осленка? Следует заметить, что о двух животных (ослице и молодом осле) говорится только у евангелиста Матфея. И у Марка, и у Луки говорится только об одном молодом осле. Да и у пророка Захарии в оригинальном тексте тоже говорится только об одном осле, правда – в двух параллельных строках. Вот как звучит это в новом переводе:

«Ликуй, дева Сион!

Пой, дева Иерусалим!

Царь твой к тебе идет!

Он справедлив и Богом храним,

Скромен, сидит на осле,

едет на ишаке» (Зах 9:9)[8].

Вполне возможно, что евангелист Матфей этот параллелизм понял буквально, как упоминание двух ослов, которых он и ввел в свое Евангелие. Другие евангелисты, как уже сказано, пишут только об одном молодом осле, «на которого никто из людей никогда не садился» (Лк 19:30). По Закону для священнодействия нельзя было использовать животное, когда-либо использованное для повседневных нужд (Числ 19:2). А Вход Иисуса в Иерусалим понимается именно как священное действие. Матфей мог полагать, что молодого осла, то есть осленка, еще не разлучали с матерью, так что животных, по его представлению, могло быть двое. Но ехал Иисус при этом только на одном, на молодом осле, рядом с которым шла ослица.

Иисуса сопровождала больная толпа, состоявшая из Его учеников и тех паломников из Галилеи, которые присоединились к ученикам. Они шли в Иерусалим на праздник Пасхи. – Перед Иисусом сопровождавшие Его «постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге». Так, согласно священной традиции, должна была делать толпа, когда на царство восходил царь (4 Цар 9:13).

Народ восклицал:

«Осанна Сыну Давидову!

благословен Грядущий во имя Господне!

Осанна в вышних!»
Слово «осанна» (по-еврейски звучит как «хоши-аннá») переводится буквально «спаси нас». Это слово несколько раз встречается в Писании Ветхого Завета, где его употребляют люди, ищущие помощи и защиты от царя. Однако со временем слово «осанна» приобрело характер хвалы. В целом же здесь мы имеем вольную цитату из Псалма 117, который пелся на праздник Пасхи:

«Господи, спаси!

Господи, поддержи!

Благословен грядущий во имя Господне!» (Пс 117:25-26)[9].

Это благословение грядущему во имя Господне относилось к входившим в Иерусалимский храм паломникам. Но в Евангелии от Матфея благословение относится к Грядущему, то есть Идущему, Входящему Сыну Давидову, то есть к Иисусу Христу. Вообще-то «Грядущий» – это еще один титул Мессии. Говоря о Мессии, иудеи всегда говорили о Грядущем.

Выражение «во имя Господне», скорее всего, относится к слову «благословен». Тогда «Благословен грядущий во имя Господне!» может означать «Именем Господним благословен входящий [в Храм]!». Но иногда выражение «во имя Господне» понимают иначе. Имя Господне, или Слава Господня, – величайшая святыня Израиля – обитает в Храме, так что «грядущий во имя Господне» может означать «входящий в Храм». Как бы то ни было, хвала и Божественное благословение относятся к Иисусу, Которого понимают и принимают как Грядущего Царя, Сына Давидова:

Осанна Сыну Давидову:

благоcвенъ грядый во имя Господне:

осанна в вышнихъ.

Последнее восклицание «осанна в вышних!», то есть «осанна в небесах», относится к Богу. Его можно понимать буквально: «Спаси нас, Живущий на небесах!», а можно и как восхваление: «Хвала Тебе, Живущий на небесах!».

Далее Евангелист Матфей замечает, что «когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: «Кто Сей?». Тревога жителей Иерусалима понятна. Они опасались, что римские власти, которые страшно опасались бунтов и мятежей, особенно в пасхальное время, могут стянуть дополнительные военные подразделения для наведения порядка. – На вопрос «Кто Сей?» толпа паломников отвечала: «Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского». Ученики понимают Иисуса как Царя, Который вскоре установит Свое Царство и раздаст им почетные места вокруг Своего трона. Так они и обставляют Его Вход в Иерусалим, расстилая перед Ним на земле свои одежды, как это делала толпа, когда на царство восходил царь. Толпа народа воспринимает Иисуса как пророка из Назарета Галилейского. Истинный же смысл Его явления был пока сокрыт.

В это время, было время Пасхи. Иерусалим и все его окрестности были заполнены паломниками. На Пасxy в Иерусалиме собиралось, как подсчитали историки, более 2,5 миллиона человек. Собирались иудеи не только из Палестины, но и из всех уголков тогдашнего мира. Так что Иисус пришел в город, переполненный религиозно-настроенными людьми, которые в те времена уповали на явление Царя, сильного Мессии-освободителя, Сына Давидова.

Зная эти народные упования, Иисус явился перед всеми не устрашающим воителем, а скромным и покорным, верхом на осле. Тем самым Он, въехав в Иерусалим, заявил о Себе как о кротком и смиренном Царе мира. Однако, в одном существенном моменте Иисус показал Себя подобным победителю языческого царя Антиоха Епифана: Он въехал в Иерусалим с целью очистить дом Божий, как это сделал за двести лет до того Иуда Маккавей. Он пришел очистить дом Божий не от осквернивших его язычников, а от наживающихся на имени Божием иудеев.

Однако поведение Иисуса не только не радует, но вызывает раздражение храмовых служителей и учителей Закона. Раздражают их и крики детей, которые прославляли Сына Давидова. «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: “Осанна Сыну Давидову!” – вознегодовали». Они требовали от Иисуса, чтобы Он прекратил всё это безобразие: «Ты слышишь, что они говорят?!» – «Да, слышу», – сказал Иисус и ответил Своим противникам цитатой из хорошо им известного псалма:

«Из уст младенцев и грудных детей

Ты устроил хвалу» (Пс 8:3).

Так Иисус еще и еще раз подтвердил, что вот сейчас и здесь исполняются слова Писания. Книжники должны были знать, что в Псалме отразилось народное предание о том, что во время чудесного перехода через Красное море дети и грудные младенцы воспевали хвалу Богу. Евангелие от Матфея постоянно указывает на параллели между Моисеем как «первым Спасителем» и Иисусом как «Вторым Спасителем».

Оставив первосвященников и книжников негодовать, Иисус «вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь». Скорее всего, в этом поселке Он проводил все ночи, днём посещая Иерусалим и Храм.

 

 


[1] См. Зах. 9:9. Иисус въехал в Иерусалим на осле, как миролюбивый и смиренный царь, а не на боевом коне с мечом, как это делали цари того времени.

[2] Осанна – «Спаси нас!» – выражение, ставшее возгласом хвалы.

[3] См. Пс. 117:25-26.

[4] См. Пс. 8:3.

[5] «Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим» (Ин 2:13). «После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим» (Ин 5:1). «Он пришел на праздник не явно, а как бы тайно» (Ин 7:10).

[6] Цит. По: В.Н. Кузнецова. Евангелие от Матфея. Комментарий. М, 2003. С. 403.

[7] Там же.

[8] Перевод РБО, 2011.

[9] Перевод РБО, 2011.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: