Практическое занятие 1.
Академическая речь.
Вопрос 1-2.
Тезисы - один из практически наиболее общеактуальных речевых жанров.
Тезисы - жанр речевого произведения, особенно актуальный в научной и деловой сферах общения и в соответствующих стилях.
1) Тезисы могут писаться человеком для себя в качестве рабочего материала.
2) тезисы, создаваемые преимущественно - для других, для более или менее массовой читательской аудитории, коллег, в частности, претендующие на публикацию.
Естественно, что к ним предъявляют строгие требования жанра и стиля. Чтобы понять специфику научных тезисов как целостной и нормативной содержательной речевой формы, необходимо прежде всего осмыслить функционально-коммуникативное предназначение этой формы. Тезисы обычно распространяются между участниками форума до его начала. Это делается для того чтобы участники могли более конкретно познакомиться с программой предстоящей работы, информативно и психологически подготовиться к ней: выделить наиболее актуальные для себя темы и проблемы, установить соотношение своего выступления с выступлениями других и сориентироваться, прогнозировать возможности дискуссии и своё участие в ней, встречи по интересам и т.д. Кроме того, тезисы как бы создают аудиторию «заочных» участников форума, для которых важно в предельно экономной форме представить его содержательный актив.
Наконец тезисы имеют и более широкого и долговременного адресата - массу специалистов, заинтересованных в получении соответствующей информации и в поисковой ориентировке. Публикуемые тезисы обычно совмещают все три предназначения, которые должны учитываться в первую очередь автором, а также редактором и читателем.
|
Существенным признаком научно - делового общения является его проблемно-тематическая организованность. Проблемная тема может быть более или менее широкой, она всегда имеет комплексный характер, но всё это в определенных рамках, выход за которые нарушает целенаправленное единство информативно-коммуникативного процесса и снижает его деловую эффективность.
Автор должен уметь реалистически оценить степень объективной ценности предлагаемой им информации. Эта ценность устанавливается исходя из достигнутого на данный момент соответствующей областью науки уровня развития из уровня осведомленности данной аудитории и из особенностей её интересов в данных условиях общения. В небольшом коллективе (например, на кафедре) автор, занимающийся проблемой, которой другие его коллеги не занимаются или занимаются меньше его, может представляться достаточно компетентным в этой проблеме, а его выступление - достаточно научно - информативновалентным. Однако в более подготовленной аудитории специалистов он может оказаться в ситуации «изобретателя велосипеда». Следует указать на два основных источника такой ситуации, обычно тесно взаимосвязанных:1) заявка и тезисы составляются на ранних этапах проводимого автором исследования; 2) они составляются без достаточного предварительного ознакомления с литературой в изучаемой области.
Тезисы, предназначенные для публикации, должны, как и предисловие, создаваться на среднем, а лучше - на завершающем этапе самого исследования.
|
Вопрос 3.
Подмена тезиса (лат. ignoratio elenchi) - логическая ошибка и один из демагогических приёмов, основанных на опровержении фиктивной точки зрения с целью обоснования другого утверждения.Позволяет одному из участников спора искажать какой-либо аргумент своего оппонента, подменяя его похожим, но более слабым или абсурдным. Спорщик затем опровергает этот искажённый аргумент, создавая при этом видимость того, что был опровергнут аргумент, не созданный им самим, а первоначальный.
Подмена тезиса может производиться умышленно или случайно. Убедительность приёма выше для тех, кто не знает первоначального аргумента.
Вопрос 4.
Типичные ошибки, встречающиеся при написании тезисов:
• неудачные названия, в которых не определена проблема;
• неполный список ключевых слов или случайное включение слов в состав ключевых;
• подмена тезисов рефератом;
• неоправданная гипертрофия преамбулы за счет сокращения основного тезисного изложения;
• недостаточное раскрытие темы тезисов, создает впечатление этажности;
• содержательная несоответствие тезисов, нарушение логики изложения, например, сначала идет речь о результатах исследования, а в конце - о его актуальности и цели;
• отсутствие четких выводов;
• нарушение культуры речи.
Вопрос 5.
Стадиальность в создании научно-речевого произведения. Стадиальность, как уже говорилось выше, характеризует работу по созданию не только научного, но и многих других сложных речевых произведений, в первую очередь письменных, а также тех устных, которые в силу их сложности и особой значимости отрабатываются сначала в письменной форме (выступления по радио, дипломатическое выступление, отчетный доклад, официальная приветственная речь и пр.). Даже 5-минутное выступление на собрании большого коллектива, на ответственном заседании, чтобы оно было по настоящему качественным, требует обычно стадиальной обработки, тем более если выступающий не имеет в этой области достаточного положительного опыта. Мы выбрали предметом рассмотрения работу над научным произведением потому, что здесь стадиальность имеет, пожалуй, наибольшую последовательность и выраженность. Мы ограничиваем круг своего рассмотрения собственно теоретическими, системно-типологическими (описательными) и частнопроблемными работами (монография, диссертация, статья, доклад, сообщение, тезисы) в основном (но не только) в области гуманитарных наук.
|
В результате исследования представляется необходимым выделить четыре основные стадии работы над научно- речевым произведением (далее НРП), начиная с его замысла и кончая готовой к публичному научному представлению рукописью:
1) предтекстовая (замысел, материал, наброски);
2) первичного текста;
3) вторичного текста;
4) редакционной доработки.
Вопрос 6. Критерии оценки научного произведения.
Каждое речевое произведение (поступок) следует оценивать по целому комплексу критериев, куда входят следующие составляющие:
1) соответствие обстановке и цели общения: информационная ценность в этом плане;
2) соответствие содержания речи действительности, которую она претендует отражать;
3) оптимальность содержательной полноты и речевой сжатости применительно к данным условиям коммуникации;
4) объективная обоснованность смысловых и эмоционально-оценочных акцентов;
5) оправданность композиционной структуры с точки зрения жанра, условий (учёта особенностей адресата), задач
общения;
6) стилистико-языковая выдержанность (оправданность);
7) Качество внешнего оформления письменного текста и/или устного высказывания.
Вопрос 7.
Курсовая работа - задание, которое выполняется студентами высших и средне - специальных учебных заведений, обычно на втором - третьем курсах (иногда и на первом курсе) в виде рефератов, на старших - в виде исследовательской работы. Часто курсовые работы выполняют по предметам, которые являются основными по специальности.
Курсовая работа, как правило, включает теоретическую часть - изложение позиций и подходов, сложившихся в науке по данному вопросу, и аналитическую (практическую часть) - содержащую анализ проблемы на примере конкретной ситуации (на примере предприятия, правовой коллизии, социальной группы).
Курсовая работа в обязательном порядке содержит оглавление (содержание), введение, теоретический(ие) раздел(ы), практический(ие) раздел(ы), иногда проектную часть, в которой студент отражает проект решения рассматриваемой проблемы, заключение, список литературы, и приложения по необходимости. Объем курсовой работы может варьироваться.
Дипломная работа - один из видов выпускной квалификационной работы - самостоятельная творческая работа студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов, бакалавров и магистров, выполняемая ими на последнем, выпускном курсе.
Дипломная работа обычно выполняется студентами, обучающимися по естественнонаучным, гуманитарным, экономическим и творческим специальностям, и имеет целью систематизацию, обобщение и проверку специальных теоретических знаний и практических навыков выпускников.
Дипломный проект обычно выполняется студентами, обучающимися по техническим специальностям, и предполагает создание или расчёт некоторого технического устройства или технологии. В виде исключения студенты технических вузов могут выполнять и дипломную работу, если она носит теоретический или экспериментальный характер.
Подготовка дипломного проекта (работы) и предшествующая этому -ориентированная практика, как заключительный этап обучения, отвечают за формирование у студента навыков самостоятельной работы в профессиональной области. Успешная защита дипломного проекта на заседании Государственной аттестационной комиссии является правовым основанием для присвоения студенту соответствующей квалификации. Основной целью написания дипломной работы является систематизация и обобщение теоретических знаний и практических навыков выпускников. Дипломная работа, как правило, состоится в большинстве случаев на примере конкретного предприятия.
Доклад – это научно-исследовательская работа, где студент излагает суть проблемы, приводит разные мнения, примеры и высказывает свою точку зрения. Его можно оформлять не только в печатной форме, но и в письменной.
Доклад нужен в первую очередь для того, чтобы студент учился работать с документами, литературой, высказывать свое мнение, выступать перед широкой аудиторией и правильно составлять план изложения.
Статья - это жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.
Такому жанру как статья присуща ширина практических обобщений, глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность. В статье автор рассматривает отдельные ситуации как часть более широкого явления. Автор аргументированно пишет о своей точке зрения.
В статье выражается развернутая обстоятельная аргументированная концепция автора или редакции по поводу актуальной социологической проблемы. Также в статье журналист обязательно должен интерпретировать факты (это могут быть цифры, дополнительная информация, которая будет правильно расставлять акценты и ярко раскрывать суть вопроса).
Отличительным аспектом статьи является её готовность. Если подготавливаемый материал так и не был опубликован (не вышел в тираж, не получил распространения), то такой труд относить к статье некорректно. Скорее всего данную работу можно назвать черновиком или заготовкой. Поэтому целью любой статьи является распространение содержащейся в ней информации.