Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
Кафедра Специальной педагогики, психологии и предметных методик
____________________________________________________________________
Соотношение первичных и вторичных дефектов в системе речевых нарушений
Выполнила студентка
Резанова Екатерина Анатольевна
Факультет Инклюзивного и коррекционного образования,
группа ЗФ-406/102-5-1
Соотношение первичных и вторичных дефектов в системе речевых нарушений.
По мнению Л. С. Выготского, в аномальном развитии различаются две группы нарушений:
первичные — нарушения, непосредственно вытекающие из биологического характера болезни (детский церебральный паралич (ДЦП), врожденные расщелины нёба, различные поражения коры головного мозга и т. д.);
вторичные — нарушения, которые возникают опосредованно в процессе аномального социального развития.
На начальных этапах развития ребенка с речевой патологией проблемы в обучении и воспитании связаны с первичным дефектом, но при отсутствии коррекционно-воспитательного воздействия вторичные нарушения выходят на первый план.
Наряду с вторичными речевыми нарушениями (дизартрия при ДЦП, ринолалия при врожденных расщелинах нёба, механическая дислалия при нарушениях строения артикуляционного аппарата, алалия при поражениях речевых зон коры больших полушарий головного мозга и т.д.), можно выделить вторичные неречевые нарушения (задержка психомоторного развития при ДЦП, задержка психического развития (ЗПР) при поражениях речевых зон коры головного мозга и т. д.).
Сравнительный анализ дислалии, ринолалии, дизартрии. | |||
Дислалия | Ринолалия | Дизартрия | |
Врожденное | *наследственность *внутриутробная патология *травмы *рахит *соматически ослаблен | *наследственность *внутриутробная патология (4-8 недель беременности –краснуха, корь, токсоплазмоз) | *асфиксия *родовая травма *неблагоприятное течение беременности *кесарево сечение |
Приобретенное | *привычка долгого сосания пальца *речевое окружение *неправильное речевое воспитание *педагогическая запущенность | *Причины центрального характера *Причины перифирического характера | *гемолитическая болезнь *инфекционные заболевания *черепно-мозговые травмы *нарушение мозгового кровообращения *опухоли головного мозга |
Структура речевого дефекта | ||
Дислалия | Ринолалия | Дизартрия |
Первично: -недоразвитие фонематической стороны речи, -недоразвитие речевого дыхания (короткий выдох, слабая воздушная струя). | Первично: -недоразвитие фонетической стороны речи (пропуски, искажение, замена, смешение звуков) -нарушение звукоголосовой структуры слова -нарушение тембра голоса, интонации | Первично: -недоразвитие фонетической стороны речи (чаще пропуски, искажения) -недоразвитие физиологического и фонационного дыхания -нарушение голоса (тембра, силы, высоты). |
Вторично: -нарушение письменной речи | Вторично: -недостатки лексико-грамматического строя | Вторично: -нарушение просодической стороны речи |