Библиотечные веб-квесты как инновационная форма работы электронного читального зала.





Следующим этапом развития интерактивных игровых технологий стало создание веб-квестов. Первоначально – в образовательной среде. Затем к этому движению присоединились библиотеки, а особенно те из них, где имеется хороший фонд электронных изданий и продуктов, например, Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина. Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Главная особенность веб-квеста в том, что читатели (пользователи, участники квеста) работают со страницей в интернете, на которой размещены задания, задействуя информационные ресурсы библиотеки, других сайтов. Итогом квеста является электронный ресурс (сайт, блог) или продукт (презентация, видеоролик), размещенный в интернете. Время прохождения квеста от 1 часа или дня (краткосрочный квест), до месяца (долгосрочный квест).


Задания для веб-квеста могут быть различными: творческими или на знание определенных фактов. В библиотечной деятельности могут быть использованы следующие формы:

1. Пересказ или фанфикшн - любительское сочинение по мотивам литературных произведений, например продолжение известной сказки, экранизация произведений, презентация, плакат по мотивам книги.

2. Компиляция – сопоставление информации из разных источников: составление ленты времени, литературного маршрута, эпохи..

3. Аналитический поиск и анализ информации – например, выявление литературных памятников, незаслуженно забытых произведений через создание совместных презентаций, инфографики.

4. Детектив, головоломка, таинственная история – поиск решения на основе сопоставления фактов.

5. Оценка – обоснованная оценка действий персонажей.
6. Журналистское расследование – исследование на основе разделения мнений и фактов.
7. Реклама книги.

8. Поисково-просветительская акция – выявление значимых лиц в истории города, книжного дела.


Структура веб-квеста:

• вступление, где четко описаны главные роли участников (например, «Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия»), сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;

• центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Результат должен быть четко определен (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации);

• список информационных ресурсов (в электронном или бумажном виде), необходимых для выполнения задания. Список должен быть аннотированным.

• описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику при самостоятельном выполнении задания (этапы).

• руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением «заготовок» веб-страниц (презентаций, видеороликов).

• описание критериев оценки веб-квеста.

• заключение, в котором суммируется опыт, который получен читателями в результате прохождения веб-квеста.


План подготовки и проведения веб-квеста выглядит следующим образом:
1. Библиотекарь готовит веб-квест: центральную тему, задания, критерии оценки, способ представления и заполнения участниками материалов, например, Google-формы.
2. Участники квеста собираются вместе на массовом мероприятии (если квест проходит в реальности) или выполняют задание на собственном компьютере (онлайн, виртуально). Ведущая знакомит участников с темой и условиями прохождения игры. Читатели распределяют между собой роли (не более 4 человек на 1 роль). При этом все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
3. Индивидуальная работа участников на общий результат – прохождение квеста. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. В процессе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели - заполнения страницы в интернете. При выполнении заданий участники используют электронные ресурсы библиотеки, осуществляют поиск в интернете, разрабатывают структуру будущего сайта (блога, совместной презентации).
4. Ведущая подводит итоги, формулирует выводы и предложения, определяет совместно с участниками лучшие работы.

Критерии оценки работ – творческое выполнение, грамотность, достоверность информации, соответствие заявленной теме и форме, логичность, структурированность, проработанность, индивидуальность, командная работа, технические навыки.

Примеры веб-квестов:

https://web-kvest.ru
»В гостях у помещиков» (По поэме Н. Гоголя "Мертвые души") https://kvect.blogspot.ru

«В мире IT-профессий» https://it-professions.tilda.ws/


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТРАТУРЫИ ИСТОЧНИКОВ


1. Быховский, Я. С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс]: сайт // Конгресс конференции «Информационные технологии в образовании». – Режим доступа: https://ito.edu.ru/1999/III/1/30015.html.
2. Что такое образовательный веб-квест? [Электронный ресурс]: сайт // Проект педагогов школы № 457 Выборгского района Санкт-Петербурга «Система занятий по формированию информационной культуры учащихся начальной школы посредством интеграции учебных предметов и использования квест-технологии». – Режим доступа: https://project.457spb.ru/p8aa1.html.

3. Ястребцева, Е. Н. Коллективная «копилка» библиотечных веб-квестов [Электронный ресурс]: презентация. – Режим доступа: https://docs.google.com/presentation/d/1Fhla51la6V2lj...

 

Составлено методистом МБУ «Вилегодская ЦБС» Дементьевой А.А.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: