Внеклассное мероприятие по истории Отечества
Игра-путешествие «Из варяг в греки»
(6 класс)
Цель: создать условия для обобщения учащимися знаний по теме «Русь Древняя»
Задачи:
- Выявить уровень усвоения учебного материала по теме «Русь Древняя»
- Формирование умения публичного выступления, работы в группе
- Развитие монологической речи учащихся, коммуникативных умений
Оборудование:
- Карта «Киевская Русь»
- Мультимедиа проектор, учебная презентация по теме
- Раздаточный материал (Приложение)
Форма урока: игра
Ход мероприятия:
- Организационный момент
(определение команд, выбор названия команды и капитана, объяснение правил игры)
Сегодня мы вместе с вами отправимся в путешествие на ладьях по самому важному торговому пути ……?…….(«из варяг в греки»). По пути следования нас ждут остановки, где вы должны будете выполнить задания. Конечный пункт – Константинополь (Царьград). Что вы туда привезете?
Класс делится на 2 команды (ладьи).
Первую ладью в путь снарядили племена - ………….(название).
Возглавил ее- ……………….(капитан).
Вторую ладью собрали в путь - ………….. (название),ей управляет -………..(капитан).
Сегодня меж ладьями здесь сраженье,
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побежденный
Сегодня станет кто-то среди вас.
Я буду рада, если вы в сраженьях
Покажете находчивость свою
Уменье, знанья и веселье
Позволит вам сыграть вничью.
Мы отправляемся в путь!
Конкурсы
Пункты – остановки отмечаются флажками на карте. Ладьи двух команд «перемещаются» по карте в соответствии с итогами конкурсов, количеству набранных ими баллов.
На экране главное игровое поле (презентация «Русь Древняя»), по гиперссылкам переход на следующий пункт следования (конкурс)
Один из главных вопросов истории – вопрос «Когда?» произошло событие. История Древней Руси богата событиями. Знаете ли вы исторические события данного периода истории Руси мы проверим на первой остановке «Даты». За каждый правильный ответ – 1 балл.
«Даты»
- Назовите по описанию дату и событие (3 задания)
- Назовите дату правления (5 заданий)
«События»
Команды выполняют задание на карточках
- Расположите события в хронологической последовательности:
- Восстание древлян
- Поход Олега на греков
- Взятие Корсуня
- Посольство Ольги в Константинополь
- Установление погостов и уроков
Ответ: 21543
- Соотнесите события и правление князя
1. Крещение Новгорода | 1. Правление Владимира Святого |
2. Изгнание Святополка Окаянного | 2. Правление князя Ярослава Мудрого |
3. Покорение радимичей | |
4. Построение Софийского собора в Киеве | |
5. Взятие Корсуня | |
6. Отражение последнего набега печенегов | |
Ответ: 135 246 |
Правление князя Владимира | Правление князя Ярослава Мудрого |
1. Сожжение Искоростеня | 1. Правление князя Святослава |
2. Разгром Хазарского каганата | 2. Правление княгини Ольги |
3. Покорение вятичей | |
4. Установление погостов и уроков | |
5. Набег печенегов на Киев | |
6. Первое мирное посольство в Константинополь | |
Ответ: 235 146 |
Правление князя Святослава | Правление княгини Ольги |
«Имена»
Команды выполняют задание на карточках
- Соотнесите имя князя и событие
Ответ: Владимир, Ольга, Ярослав Мудрый
- Угадайте по описанию исторического деятеля (6 заданий)
- «Кто сказал?» Угадайте имя князя по его высказыванию
- «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – там середина земли моей» (Святослав)
- «Это (Киев) будет мать городам русским» (Олег)
- «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще» (Игорь)
«Понятия»
Команды выполняют задание на карточках
- Соотнесите понятие и определение
БЫЛИНА А) Запись происходивших событий,
составленная по годам
ЛЕТОПИСЬ Б) Торжественное и поучающее
обращение
ЖИТИЕ В) Поэтическое сказание о прошлом,
в котором прославлялись подвиги
русских богатырей
«СЛОВО» Г) Биография человека, причисленного
церковью к лику святых
- Соотнесите понятие и определение
МИНИАТЮРА А) Картина, написанная водяными краскам по сырой штукатурке
ФРЕСКА Б) Картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных
камешков
МОЗАИКА В) Живописная картина малых размеров
ЗЕРНЬ Г) Прочное стеклообразное покрытие, наносимое на
металлический предмет и закрепляемый обжигом
СКАНЬ Д) Ажурный узор из тонкой золотой или серебряной проволоки,
напаянный на металлическую поверхность
ЭМАЛЬ Е) Узор, состоящий из множества мельчайших металлических
шариков
- Подпишите на карточке правильный ответ (на слайде - картинки)
1 мозаика | 2. эмаль | 3. фреска |
4. зернь | 5. миниатюра | 6. скань |
«Карта»
На слайдах карты. Команды по очереди рассказывают.
- О чем может рассказать карта?
- Назовите соседей восточнославянских племен. Что вы знаете о их взаимоотношениях?
«Схема»
Команды выполняют задание на карточках.
- Восстановите схему (слайд)
- Расположите в правильной последовательности жителей Древнерусского государства (1. закупы, рядовичи, холопы 2.бояре, дружинники, 3.смерды 4. общинники 5. князь) Ответ: 52431
- Восстановите схему «Управление при Ярославе Мудром»
(Князь- князья-наместники- вече)
«Письмо»
Каждая команда получает конверт с заданием.
Задание: подпишите отрывки из документов
«Днепровские пороги»
Участники выполняют тест по теме.
- Подведение итогов «Прибытие в Царьград»
(определение лучших игроков награждение победителей)
Приложение
Тест по теме «Древняя Русь»
1 вариант
Фамилия, имя ________________________________
- Соедини дату и событие
- 988г. разгром печенегов
- 1036г. начало правления князя Рюрика
- 907, 911гг крещение Руси
- 882- 912гг походы князя Олега на греков
- 862г правление князя Олега в Киеве
- Запиши названия терминов
- Сбор дани на Руси_________________________
- Любовь к Родине ___________________
- Наследственное земельное держание __________________
- Народное собрание ____________________
- «Да» или «Нет»
- Славяне произошли от индоевропейцев __________
- Первым киевским князем был Святослав__________
- После смерти князя Игоря правила княгиня Ольга ________
- Первый свод законов на Руси назывался _________________________
Фамилия, имя ______________________________