Номинация 5 «Арт-объект» (коллекция литературных вещей): Методические рекомендации для учителя




Автор методических материалов: Ксения Константиновна Зернина, методист ИД «Самокат», руководитель литературной студии «Словоформы».

Для участия в Конкурсе «В Компании с Роальдом Далем» в данной номинации представляется методическая разработка и созданные проектной группой детей арт-объекты по мотивам произведений Роальда Даля, которые являются результатом читательской культурно-образовательной практики. Представляемые арт-объекты должны иметь связь (прямую или косвенную) с конкретным литературным произведением Роальда Даля или циклом его произведений; раскрывать смыслы произведений, которые легли в основу этих объектов. Представляемые арт-объекты должны быть мобильны (легко перемещаться и размещаться для экспонировния). Арт-объект должен сопровождаться краткой аннотацией или видеороликом продолжительностью не более 2 минут.

Примеры литературных вещей из сказок Роальда Даля:

1. Литературные вещи, которые встречаются и в жизни:

«Ведьмы» — повесть (1983) про самых настоящих ведьм, которые, оказывается, живут среди нас и ненавидят детей. «Для настоящей ведьмы уничтожить ребенка – ну буквально такое же удовольствие, как для тебя — съесть глубокую тарелку клубники со сливками. У ведьмы норма — уничтожать по одному ребенку в неделю. Получается чуть поменьше — и она уже хандрит». К счастью, у главного героя, от имени которого ведется повествование, есть умная и наблюдательная бабушка, которая знает всё про «мелкие отличительные признаки, черточки и свойства» ведьм.

«— Ну вот, — сказала бабушка, — больше, пожалуй, мне и прибавить нечего. Каждый признак мало что тебе даст. Никогда ты со всей уверенностью не сможешь определить по внешнему виду, женщина перед тобой или ведьма. Но если она в перчатках, если у нее большущие ноздри, странные глаза, волосы подозрительно напоминают парик, а зубы с синеватым оттенком, если в ее внешности сочетается все это — беги от нее без оглядки».

На мастер-классе дети исследовали, как распознать настоящую ведьму при встрече, и нашли (придумали) предметы, которые помогают ведьме маскироваться (парик, перчатки, туфли с квадратным носком, прищепка для носа, солнечные очки и т.д.).

2. Литературные вещи, существующие только в сказке:

«Большой и Добрый Великан» (1982) — любимая сказка самого Роальда Даля. В час темных сил великаны-людоеды (Кровушкипопьем, Мясазаглатнем, Девочкойзакусим и остальные) похищают людей. Но Большой и Добрый Великан — великан «со странностями», «великан-перетутаник». Его рост всего семь метров, он питается только «мерзовкусными шишгурцами» и клубнипексом и втайне от своих ужасных собратьев занимается тем, что «вдувает сны в детские комнаты».

«Великан остановился прямо перед домом мистера и миссис Гучи. Отступил на шаг и поставил чемодан на тротуар. Затем нагнулся, открыл его и что-то оттуда вытащил. Что-то вроде квадратной стеклянной банки с закручивающейся крышкой. Он открыл ее и влил в свою длинную-предлинную трубу какую-то жидкость, снова выпрямился и просунул трубу в верхнее открытое окно, прямо в комнату, где спали малыши Гучи. Софи услышала, как он глубоко вздохнул и — пуфф! — дунул в трубу. Шума никакого не последовало, но Софи поняла, что содержимое трубы теперь оказалось в спальне малышей Гучи».

На занятии дети представили, как может выглядеть соноловка, банка для хранения снов и трубка для вдувания снов, и превратили их в предметы.

3. Литературные вещи-знаки, выражающие философию сказки:

Главная героиня повести «Матильда» (1988) — исключительно талантливая девочка, которая растет в семье «никчемных» и «бестолковых» мистера и миссис Мухомор. В свои пять лет Матильда читает Диккенса и Бронте, Остин и Харди, Уэллса и Фолкнера, Стейнбека и Пристли, Грина и Оруэлла и немного спотыкается на Хэмингуэе. А еще она умножает в уме трехзначные числа и обладает другими чудесными способностями. Но родители не любят и не понимают ее. Важная идея этой сказки: жизнь Матильды меняется, когда она записывается в библиотеку и становится читателем.

 

«Как это приятно — взять дымящееся питье (чаще всего это был горячий шоколад) с собой в комнату, и чтоб стояло рядышком, наготове, пока ты сидишь и читаешь, одна в тихой комнате, в пустом доме. Книги уносили Матильду далеко-далеко, знакомили с удивительными людьми, у которых была невероятная жизнь, полная немыслимых приключений. Матильда всходила на борт старинного парусника с Джозефом Конрадом. Уплывала в Африку с Эрнестом Хемингуэем и в Индию с Редьярдом Киплингом. Она плавала и колесила по всему миру, не выходя из своей комнатки в английском захолустном городишке».

Дети выяснили, что для Матильды чтение — это путешествие, и собрали коллекцию вещей, необходимых для путешествия (компас, бинокль, чемодан, карта, словарь иностранных слов и т.д.), а также подумали над значимыми для них самих смыслами чтения и нашли предмет, который может их выразить — калейдоскоп.

С сентября 2018 года детская литературная студия «Словоформы» приглашает педагогов с детьми на занятия по сказкам Роальда Даля. Адрес: филиал ГМГС «Мастерская М.К. Аникушина», Вяземский, 8, м. «Петроградская», Тел.: (812) 347 49 30.

Подробнее о литературных вещах читайте в статье Анны Рапопорт «От веретена до маятника: вещи из старых сказок»: https://www.papmambook.ru/articles/710/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: