Общие особенности интеллекта




Интеллект (от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Под современным определением интеллекта понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям.

Изучение интеллекта

Понятие интеллекта ввел английский ученый Ф. Гальтон в конце 19 столетия. За основу были взяты научные труды Чарльза Дарвина об эволюции. Характеристики интеллекта исследовали такие ученые как А. Бине, Ч. Спирмен, С.Колвин, Э.Торн — дайк, Дж. Петерсон, Ж. Пиаже.

Все они рассматривали интеллект как поле безграничных возможностей человека. Задача каждого конкретного индивида заключается в том, чтобы реализовать свой интеллект грамотно, с пользой для себя и окружающих.

Структура интеллекта

Ученые, имеющие разные подходы и различный взгляд на данную проблему, выделяют концепции, позволяющие определить, из чего состоит интеллект.

Спирмен говорил о наличии у каждого индивида, так называемого общего интеллекта, который помогает приспосабливаться к той среде, в которой он живет, развивать имеющиеся склонности и дарования. Индивидуальные особенности этот ученый считал скрытыми возможностями для достижения определенных целей.

Терстоун характеризовал грани общего интеллекта и выделил семь направлений, через которые происходит умственная реализация человека:

1. Способность легко оперировать числами, производить в уме вычисления и математические действия.

2. Способность связно выражать свои мысли, облекать их в словесную форму. Ученый объяснял, от чего зависит степень овладения словом и выделял связь мыслительной деятельности с развитием речи

3. Способность усваивать письменную и устную речь другого человека. Как правило, чем больше человек читает, тем больше он узнает об окружающем мире. Развивается самосознание, расширяется объем памяти, появляются другие (личностные) возможности. Информацию индивид чаще всего получает посредством вдумчивого чтения. Так происходит усвоение нового материала, анализ и систематизация уже имеющихся знаний.

4. Способность воображать, выстраивать в голове художественные образы, развивать и совершенствовать творческую деятельность. Надо признать, что именно в продуктах творческой направленности и проявляется высокий потенциал личности, раскрывается суть его возможностей.

5. Способность увеличивать объем памяти и тренировать быстроту запоминания. Современный человек нуждается в том, чтобы постоянно работать над своим ресурсом.

6. Способность выстраивать логические цепочки, рассуждать, анализировать реалии жизни.

7. Способность анализировать, выявлять существенные и значимые различия между предметами и явлениями.

Виды интеллекта

Традиционно в психологии выделяют несколько видов мыслительной деятельности. Все они соответствуют тем или иным жизненным направлениям или затрагивают образ жизни человека.

· Вербальный интеллект. Этот интеллект отвечает за такие важные процессы, как письмо, чтение, устная речь и даже межличностное общение. Развить его довольно просто: достаточно изучать иностранный язык, читать книги, представляющие собой литературную ценность (а не детективные романы и бульварные романы), дискутировать по важным темам и т.д.

· Логический интеллект. Сюда включены вычислительные навыки, рассуждения, умение логически мыслить и прочее. Развить его можно путем решения различных задач и головоломок.

· Пространственный интеллект. Этот вид интеллекта включает в целом визуальное восприятие, а также способность создавать и манипулировать зрительными образами. Развить это можно через живопись, лепку, решение задач типа «лабиринт» и развитие навыков наблюдения.

· Физический интеллект. Это - ловкость, координация движений, моторика рук и т.д. Развить это можно посредством занятий спортом, танцев, йоги, любой физ.нагрузки.

· Музыкальный интеллект. Это - понимание музыки, сочинительство и исполнение, чувство ритма, танец и т.д. Развить это можно путем прослушивания различных композиций, занятиями танцами и пением, играя на музыкальных инструментах.

· Социальный интеллект. Это - способность адекватно воспринимать поведение других людей, адаптироваться в обществе и строить отношения. Развивается путем групповых игр, обсуждений, проектов и ролевых игр.

· Эмоциональный интеллект. Этот вид интеллекта включает понимание и способность выражать эмоции и мысли. Для этого необходимо интеллект понятие структура и видыанализировать свои чувства, потребности, определять сильные и слабые стороны, учиться понимать и характеризовать себя.

· Духовный интеллект. К этому интеллекту относится такое важное явление, как самосовершенствование, умение замотивировать себя. Развить это можно размышлениями, медитацией. Для верующих подходит и молитва.

· Творческий интеллект. Этот вид интеллекта отвечает за умение создавать новое, творить, генерировать идеи. Его развивает танец, актерская игра, пение, написание стихов и т.д.

Качества человеческого интеллекта

Интеллектуальная восприимчивость – свойство, характеризующее в какой мере люди выделяют, узнают и усваивают новую инофрмацию. Обучающиеся с хорошей интеллектуальной восприимчивостью чётко различают предъявляемый им учебный материал по признаку новизны, запоминают его характерные особенности, легко узнают данный учебный материал в общем потоке информации и активно применяют его в решении учебных и внеучебных задач. Интеллектуальная восприимчивость является исходным качеством, характеризующим мыслительную деятельность обучающихся в целом, но это свойство, в свою очередь, зависит от других качеств интеллекта.

Аналитичность интеллекта служит основой понятливости. Это свойство проявляется в том, что учащиеся быстро, легко и в полном объеме усваивают смысл инструкции к упражнению, могут точно следовать заданному правилу, перестраивают свою деятельность в соответствии с новой задачей.

Понятливость является одним из условий сообразительности. Понятливость позволяет быстро без затруднений и правильно воспринимать реплики в общении, выполнять сложную последовательность команд, реагировать на невебральные средства общения. Уровень понятливости обучающегося тем выше. Чем более сложную последовательность заданий он может воспринять, запомнить и выполнить.

Сообразительность позволяет самостоятельно перестраивать деятельность в изменяющихся условиях, видеть препятствия к цели, находить пути их преодоления. Сообразительность особенно важна в условиях учебного речевого общения, когда школьникам необходимо быстро ориентироваться в изменяющейся речевой ситуации, принимать решения, реагировать на реплики одноклассников и самим быть инициаторами в обмене высказываниями. Сообразительность отличается от понятливости тем, что позволяет школьнику не только выполнять заданную инструкцию, но и самому давать и формулировать установку для себя и других, принимать решения.

Ориентировка в ситуативных обстоятельствах зависит не только от сообразительности, но и от воображения. Это качество позволяет выйти за пределы «видимых» обстоятельств, творчески представить ситуацию, действовать не в явных, а в представляемых условиях. Воображаемыми могут стать ситуативные обстоятельства, сюжет ролевого общения, проблема групповой дискуссии. В необходимых для организации речевого общения в учебных условиях, когда реальных обстоятельств общения недостаточно, они существенно дополняются воображаемыми.

Воображение обучающихся выражается в продуктивности их интеллекта. Это свойство проявляется в количестве идей, проектов и предположений, выдвигаемых ребятами в проблемных ситуациях. На уроках иностранного языка школьники с разной продуктивностью интеллекта по-разному участвуют в речевом общении. Они с неодинаковой активностью придумывают ситуативные обстоятельства общения, с разной мерой вовлеченности разрабатывают сюжеты ролевых игр, задают вопросы, ставят проблемы, ищут ответы. От интеллектуальной продуктивности зависит в конечном итоге продуктивность речи школьников.

Продуктивность интеллекта – активность и саморегуляция при выполнении какого-либо действия. Это положительно влияет на результаты деятельности, если сочетается с логичностью интеллекта.

Логичность интеллекта обеспечивает доказательность, убедительность, ясность высказываний. Это свойство интеллекта необходимо для того,чтобы не воспринимать готовые знания, а самостоятельно давать определение понятию, формулировать суждение, давать умозаключения. Чем лучше развита логичность интеллекта школьника, тем успешнее они переходят от описания как типа высказывания к комментированию и рассуждению, требующих логического анализа. Логика мышления совершается в слове и поэтому последовательность изложения, информированность и полнота высказывания, взаимосвязь аргументов и следствий, переход от данного к новому, ситуативная обусловленность реплик формируются в иноязычном высказывании.

Гибкость интеллекта – качество интеллекта, с помощью которого обучающиеся без затруднений перестраивают раннее намеченный план высказывания, им не мешают встречные реплики, вопросы учителя, они свободно входят в систему взаимоотношений между участниками речевого общения. Эти школьники не воспроизводят в неизменном виде примеры, объяснения, предложенные учителем, а демонстрируют собственную инициативу, находят свои пути решения.

Гибкость мышления становится возможной при интеллектуальной пытливости, то есть настойчивости, скрупулезности и глубине в преодолении мыслительных затруднений. Данное качество является психологическим условием содержательной, информативной и осознанной речевой деятельности школьников на иностранном языке. Оно необходимо для работы, как над содержанием, так и над формой высказывания.

Пытливость интеллекта — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Данное качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности.

Глубина интеллекта заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного.

Гибкость и подвижность интеллекта — способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях, преодолевать шаблонность мышления. Это качество особенно ценно, если иметь в виду, что мышление представляет собой применение знаний, «теоретических мерок» к различным ситуациям. В определенном смысле мышление имеет тенденцию к стабильности, некоторой трафаретности. Это препятствует решению творческих задач, требующих необычного, нешаблонного подхода. Косность мышления обнаруживается, например, при решении следующей задачи. Необходимо зачеркнуть тремя замкнутыми линиями четыре точки, расположенные в виде квадрата. Попытка действовать путем соединения этих точек не приводит к решению задачи. Она может быть решена только при условии выхода за пределы этих точек (рис. 81).

(При этом негативным качеством интеллекта является ригидность мышления — негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам)

Критичность интеллекта предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, отбрасывать неправильные решения, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи.

Широта интеллекта заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы (креативность мышления).

Различное содержание деятельности требует развития определенных ведущих интеллектуальных особенностей индивида, его чувствительности к поисковым проблемам — его креативности.

Показателем развитости интеллекта является его дивергентность — несвязанность субъекта внешними ограничениями (например, его способность увидеть возможности новых применений обычных предметов).

Существенное качество ума индивида — прогностика — предвидение возможного развития событий, последствий предпринимаемых действий. Способность предвидеть, предупреждать и избегать ненужных конфликтов — признак развитости ума, широты интеллекта.

Тест Айзенка

Тест Айзенка — тест коэффициента интеллекта (IQ), разработанный английским психологом Гансом Айзенком. Известно восемь различных вариантов теста Айзенка на интеллект.

 

Первые пять тестов довольно похожи и дают общую оценку интеллекта человека при условии, что он будет тщательно следовать инструкциям. Они предназначены для общей оценки интеллектуальных способностей с использованием словесного, цифрового и графического материала с различными способами формулировки задач.

Разработаны также три специальных теста: словесный, числовой и зрительно-пространственный. Эти тесты направлены на выявление специфических способностей, которые невозможно определить с помощью общих тестов.

Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110.

Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов.

Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: