Проблема социального в концепции К.Левина




Теории социального обмена

Главный признак любого взаимоотношения состоит в том, что люди влияют друг на друга, т.е. они взаимозависимы. Термин «взаимозависимость» означает, что результаты, которые получает в процессе социального взаимодействия один человек, хотя бы частично зависят от поведения другого и наоборот. Принципы социального обмена сформулированы на основе работ, посвящённых процессам научения и принятия решений. Теория социального обмена анализирует взаимодействие между людьми с точки зрения выгод и затрат, которыми индивиды обмениваются друг с другом. В качестве выгод могут выступать финансовая поддержка, получение нужной информации, одобрения, чувство успешности и привлекательности для другого, чувство любви и пр. В качестве затрат или издержек - негативные эмоции, чувство непонимания со стороны другого, осознание непринятия другим и пр. При этом то, что представляет высокую ценность для одного человека, может быть малоценным для другого. Выгоды и издержки, получаемые в процессе взаимодействия, могут быть как осознаваемыми, так и неосознаваемыми. Теория социального обмена анализирует межличностное взаимодействие на основе затрат и выгод каждого человека, которые определяются теми способами, при помощи которых человек вступает во взаимодействие. Обычно люди стремятся организовать своё взаимодействие таким образом, чтобы максимизировать свои вознаграждения и минимизировать свои затраты. Но для того, чтобы получать вознаграждения, человек должен сам вознаграждать других. С детства, в процессе социализации человек знакомится с правилами социального обмена. Обычно человек вознаграждает тех, кто вознаграждает его. Если люди помогают ему, он чувствует себя обязанным помочь им. Фэу и Фэу (Foa) выделили 6 основных типов вознаграждений: любовь, деньги, статус, информация, блага, услуги. Их можно классифицировать по 2-м измерениям: измерение специфичности и измерение конкретности. Измерение специфичности предполагает зависимость вознаграждения от того, кто его предоставляет. П: любовь, признание, одобрение – специфические вознаграждения. Деньги – не специфическое, а универсальное вознаграждение. Их ценность чаще независима от того, кто их предоставил в качестве вознаграждения. Конкретность отражает различие между материальными вознаграждениями (вещи, деньги) и неконкретными, символическими (совет, одобрение).

Взаимоотношения могут быть затратными, если требуют много времени и энергии, вызывают конфликты, неодобрение других, мешают осуществлять другое вознаграждаемое поведение.

Люди обычно отслеживают вознаграждения и затраты конкретных взаимодействий. Они подводят общий их итог: «Мне эти отношения много дали», «Наши отношения не стоят усилий». Для оценки отношений используются определённые стандарты. Тибо и Келли наиболее важными считают в качестве таких стандартов уровень сравнения и уровень сравнения альтернатив.

Теория социального обмена полезна при анализе ситуаций, связанных с заключением сделок, когда две стороны должны прийти к соглашению, несмотря на наличие у них собственных интересов. В разработку данной теории внесли свой вклад Д. Хоманс, Гарольд Келли и другие учёные, которые применяли её положения к личностным отношениям между друзьями и членами семьи.

 

Далее - общая характеристика теорий Хоманса, Тибо, Келли.

 

 

Проблема социального в концепции К.Левина

К.Левин немецкий психолог, в 1933 г. эмигрировавший в США. К.Левин разрабатывал целостный подход к анализу человеческого поведения. Им был разработан ряд методических приёмов экспериментального исследования мотивационно-потребностной и волевой сферы личности. Под руководством Левина был проведён цикл исследований: о забывании завершённых и незавершённых действий, намерений, о фрустрации, психологическом пресыщении, уровне притязаний. К.Левин занимался исследованием динамики поведения личности. Основой его теории послужили многочисленные эксперименты с прерванным действием, с созданием разнообразных напряжённых систем в динамике поведения. Исследования К.Левина способствовали становлению образа социальной психологии как науки в противовес умозрительным построениям конца 19 века. В основанном им Центре по изучению групповой динамики при Массачусетском университете была проведена серия блестящих экспериментальных исследований, относящихся к собственно предмету социальной психологии. Это дало основание рассматривать Левина как центральную фигуру именно социальной психологии. Наряду с развитием практики экспериментального исследования в социальной психологии Левин также был и крупным теоретиком. Cущественную роль в социальной психологии занимают основанные им теории поля и групповой динамики, которые оказали большое влияние на развитие социально-психологической мысли. Теория поля содержит элементы гештальтпсихологии и бихевиоризма. Она больше всего касается истоков поведения личности. Его теоретические идеи представляются многими исследователями в качестве «большой теории» социальной психологии. Считается, что после смерти К.Левина в 1948г. произошли существенные изменения в отношении к возможностям построения общих теорий в социальной психологии.

Каждый человек стремится к удовлетворению своих потребностей и завершению действий. Потребности бывают врождёнными (жажда, голод, сексуальная потребность и пр.) и квазипотребностями (актуальные тенденции). По мнению К.Левина источники активности личности разнообразны, включают в себя обе группы потребностей. Сложности в удовлетворении потребности создают напряжённую систему, которая определяет направленность поведения человека, особенности его психики. Если процесс удовлетворения потребности будет прерван, то в системе возникает напряжённость и стремление к его завершению. Основа деятельности личности и функционирования психики в целом – снятие напряжённости в системе путём завершения акта удовлетворения потребности. В отличие от представителей бихевиоризма К.Левин видит в качестве основы поведения внутренние динамические тенденции. Эти тенденции рассматриваются не с содержательной, а с динамической стороны (с точки зрения динамики напряжения). Внешняя среда является лишь одним из поводов, силовых полей ситуации. Напряжённость потребностей в большей степени зависит от состояния внутренних систем человека. Направление поведения определяется соотношением напряжения внутренних потребностей и силой внешних поводов и вызовов. Последние могут быть мало значимы, если внутренние тенденции, потребности не напряжены. Если существует очень напряжённая внутренняя система, то самый незначительный внешний повод может оказаться значимым. На пути удовлетворения потребностей могут возникать препятствия. Поведение определяется соотношением цели, барьера и напряжённости внутренних тенденций: если барьер значителен, личность не может его преодолеть, если он слишком слаб, то нет напряжения сил, развития.

Направление поведения личности определяется соотношением напряжения актуальных потребностей с силовым полем ситуации. Поведение личности является функцией особенностей личности и среды. Выбор определённой линии поведения из ряда альтернатив зависит от соотношения силовых полей ситуации, т.е. привлекательности существующих альтернатив. Это соотношение определяется не только силовым полем ситуации, но и внутренними мотивами.

Теория поля была распространена К.Левиным на групповую динамику и активность. Динамика поведения группы выводится им из соотношения динамики внутренних сил группы с силовыми полями внешней среды. Характер внутренней динамики группы, её психологическая атмосфера определяют эффективность её деятельности.

К.Левин является автором терминов «групповая динамика», «психологическая атмосфера группы». Он одним из первых предложил полевой эксперимент для исследования групповой динамики и психологической атмосферы в группе. Для исследования факторов, влияющих на групповую деятельность, он создавал экспериментальные группы. В частности, таким образом он изучал влияние на эффективность работы, самочувствие и настроение членов группы авторитарного, демократического и попустительского стилей руководства. Выводы из этих экспериментов он распространил на общество в целом, что в отечественной психологии считается неправомерным.

Учениками и последователями К.Левина были Р.Липпит, Р.Уайт, Л.Фестингер, Г.Келли. Они развили исследования различных факторов групповой динамики: лидерства, групповых норм, ценностей, коммуникаций, сплочённости.

 

Добавить основные положения теории поля из лекций.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: