Экзамены без проблем
ОГЭ. Часть 1. Задание №1
Хачатурян С.Н, учитель русского языка и литературы
МОУ «Буранная СОШ имени В.М.Волынцева»
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс, от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат.
Ежегодно во время сдачи ОГЭ по русскому языку у выпускников прослеживаются одни и те же проблемы.
В тестовой части:
· лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);
· виды связи в словосочетании;
· морфология современного русского языка
· типы сложных предложений и их специфика;
· средства языковой выразительности.
В изложениях и сочинениях:
· композиционное оформление;
· логическое оформление (в т.ч. абзацное членение);
· грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
· теория аргументации (в 90% работ аргументы отсутствуют)
Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:
1. Отсутствие навыков тестирования.
2. Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ОГЭ;
3. Технические ошибки при заполнении бланков ОГЭ;
4. Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)
Мы знаем, что экзамен состоит из трех частей – изложения, теста, сочинения.
Разберем часть 1. Задание №1
Сжатое изложение – это первая часть экзамена по русскому языку в 9-м классе.
. Задание сформулировано так:
1. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
|
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
Сначала определимся с понятием «сжатое изложение». Что это такое? Сжатое изложение – это краткий пересказ основного содержания текста, в котором нужно сохранить все самое важное, опуская подробности.
Что нужно знать, чтобы написать сжатое изложение на максимальный балл?
1. Черновик, который вам выдадут, разделите на 6 частей. Для чего?
При первом прослушивании текста желательно понять основную мысль, запомнить последовательность микротем (напомним: микротема – это часть общей темы) и постараться записать первые слова каждого абзаца. Это поможет вам вспомнить первое предложение и соответственно микротему каждого абзаца. В качестве примера возьмем следующий текст:
Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее: надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем, почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.
Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится; это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить (рано или поздно, уверенно или неуверенно) своею добротою.
Это великое счастье - почувствовать в своём сердце огонь доброты и дать ему волю к жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и своё, исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.
|
Как это выглядит:
Чтобы оценить доброту и понять ее значение… | |
Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего… | |
Это великое счастье - почувствовать в своём сердце… |
2. После первого прослушивания текста вам будет дано время, чтобы восстановить текст. Что делаем? В оставшиеся строки записываем ключевые слова, на которые можно будет потом опереться при написании изложения.
Чтобы оценить доброту и понять ее значение… | Доброта, луч доброты,дар |
Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего… | Чужая доброта, теплота, |
Это великое счастье - почувствовать в своём сердце… | Великое счастье, почувствовать в своём сердце огонь доброты |
При повторном прослушивании пробуем уже записать в каждый из квадратиков текстовую информацию: обратите внимание на даты, имена, фамилии, время и место действия. Главное - уловить границы абзацев. Нужно помнить, что между предложениями делается пауза, а в конце каждого абзаца делается большая пауза. Попробуйте не пропустить этот момент и зафиксировать его.
Итак, текст прослушан два раза, сделаны заметки. Берем чистый листочек и начинаем последовательно восстанавливать текст, желательно максимально подробно, чтобы ничего не упустить. Помним, что в тексте всегда будет три микротемы, и ваша задача – не упустить ни одной из них. Помним и об основной мысли всего текста.
Восстановили текст? А теперь самое время приступить к его сжатию. Существуют разные способы сжатия или компрессии:
|
исключение, когда мы исключаем фрагменты, поясняющие что-либо, причастные или деепричастные обороты, вводные слова;
обобщение, когда однородные члены можно заменить обобщающим словом;
упрощение, когда несколько предложений сливаются в одно.
Главное, напоминаем, передать основную мысль как всего текста, так и каждого абзаца, но при этом убрать всю второстепенную информацию.
Сократили? Перечитаем. Слов должно быть не меньше 70.
Что должно остаться в тексте: то содержание, без которого был бы непонятен или искажен авторский замысел.
Что можно убрать: подробности, повторы, детали, конкретные примеры. Посмотрите, нет ли каких-то пропусков слов, без которых предложение звучит коряво. Если что-то вас не устраивает или кажется, что здесь что-то не так, ищите грамматическую ошибку. Исправьте, добавьте слово, сделайте так, чтобы вас ничего не смущало. Перечитайте текст. Если есть слова, в написании которых вы сомневаетесь, воспользуйтесь орфографическим словарем или подберите синоним.
Проверьте пунктуацию. Если предложение получилось длинным и вы не знаете, как правильно расставить знаки препинания, разбейте предложение на части. Но помните, что придаточная часть не может существовать сама по себе. Она всегда относится к главной части. Все в порядке?
Можно переписывать на чистовик. Не забываем о красной строке.
Их должно быть три.
Желаю удачи!