Информационные и коммуникационные технологии в образовании




1. Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

2. Основные направления внедрения ИКТ в образование.

3. Педагогические и психологические цели использования средств ИКТ, их влияние на развитие личности.

4. Виды электронных ресурсов образовательного назначения.

5. Психолого-педагогические и эргономические требования к созданию и использованию электронных образовательных ресурсов, их оценка.

6. Инструментальные средства создания электронных образовательных ресурсов.

 

Под информационными и коммуникационными технологиями предлагается понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.

На сегодняшний день в понятие ИКТ входят микроэлектроника, разработка и производство компьютеров и программного обеспечения, связь и телефония, мобильные сервисы, обеспечение доступа в Интернет, обеспечение информационных ресурсов Интернета, а также разнообразные культурные феномены, связанные с перечисленными областями деятельности и правила (как формализованные, так и неформальные), регламентирующие эти области деятельности.

В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом термина «компьютерные технологии», так как все информационные технологии в настоящее время так или иначе связаны с применением компьютера. Однако, термин «информационные технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве составляющей. При этом информационные технологии, основанные на использование современных компьютерных и сетевых средств, образуют термин «Современные информационные технологии».

Под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимают программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных).

К средствам современных информационных и коммуникационных технологий относятся ЭВМ, ПЭВМ, комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов, локальные вычислительные сети, устройства ввода-вывода информации, средства ввода и манипулирования текстовой и графической информацией, средства архивного хранения больших объемов информации и другое периферийное оборудование современных ЭВМ; устройства для преобразования данных из графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно; средства и устройства манипулирования аудиовизуальной информацией (на базе технологий Мультимедиа и «Виртуальная реальность»); системы искусственного интеллекта; системы машинной графики, программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.) и др.; современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и глобальном (в рамках всемирной информационной среды)

Компьютеризация школьного образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

  • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
  • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
  • рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
  • использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
  • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
  • организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
  • использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
  • интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий

Возможности современной вычислительной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям школьного образования:

  • вычислительные - быстрое и точное преобразование любых видов информации (числовой, текстовой, графической, звуковой и др.);
  • трансдьюсерные - способность компьютера к приему и выдаче информации в самой различной форме (при наличии соответствующих устройств);
  • комбинаторные - возможность запоминать, сохранять, структурировать, сортировать большие объемы информации, быстро находить необходимую информацию;
  • графические - представление результатов своей работы в четкой наглядной форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.);
  • моделирующие - построение информационных моделей (в том числе и динамических) реальных объектов и явлений.

Перечисленные возможности компьютера могут способствовать не только обеспечению первоначального становления личности ребенка, но и выявлению, развитию у него способностей, формированию умений и желания учиться, созданию условий для усвоения в полном объеме знаний и умений.

На этапах урока, когда основное обучающее воздействие и управление передается компьютеру, учитель получает возможность наблюдать, фиксировать проявление таких качеств у учащихся, как осознание цели поиска, активное воспроизведение ранее изученных знаний, интерес к пополнению недостающих знаний из готовых источников, самостоятельный поиск. Это позволит учителю проектировать собственную деятельность по управлению и постепенному развитию творческого отношения учащихся к учению. Подача эталонов для проверки учебных действий (через учебные задания или компьютерные программы), предоставление анализа причин ошибок позволяют постепенно обучать учащихся самоконтролю и самокоррекции учебно-познавательной деятельности, что должно присутствовать на каждом уроке.

Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также гуманизация, индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.

Выделяет следующие основные педагогические цели использования средств современных информационных технологий:

1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий:

  • повышение эффективности и качества процесса обучения;
  • повышение активности познавательной деятельности;
  • углубление межпредметных связей;
  • увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества:

  • развитие различных видов мышления;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
  • эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
  • формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
  • развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
  • формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа на выполнение социального заказа общества:

  • подготовка информационно грамотной личности;
  • подготовка пользователя компьютерными средствами;
  • осуществление профориентационной работы в области информатики.

Сформулированные выше педагогические цели определяют основные направления внедрения ИКТ в образование.

1. Использование ИКТ в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество.

2. Использование ИКТ в качестве инструмента познания окружающей действительности и самопознания.

3. Использование ИКТ в качестве развития личности обучаемого.

4. Использование ИКТ в качестве объекта изучения (например, в рамках освоения курса информатики).

5. Использование ИКТ в качестве средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений.

6. Использование ИКТ в качестве средства коммуникаций в целях распространения передовых педагогических технологий (например, проектная деятельность).

7. Использование ИКТ в качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного педагогического тестирования и психодиагностики.

8. Использование ИКТ в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управление учебным оборудованием.

9. Использование ИКТ в качестве средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.

Принимая во внимание огромное влияние современных информационных технологий на процесс образования, многие педагоги все с большей готовностью включают их в свою методическую систему. Однако процесс информатизации школьного образования не может произойти мгновенно, согласно какой-либо реформе, он является постепенным и непрерывным. В концепции информатизации образования охарактеризованы несколько этапов этого процесса.

1 этап характеризуется следующими признаками:

  • начало массового внедрения средств новых информационных технологий и в первую очередь компьютеров;
  • проводится исследовательская работа по педагогическому освоению средств компьютерной техники и происходит поиск путей ее применения для интенсификации процесса обучения;
  • общество идет по пути осознания сути и необходимости процессов информатизации;
  • происходит базовая подготовка в области информатики на всех ступенях непрерывного образования;

2 этап характеризуется следующими признаками:

  • активное освоение и фрагментарное внедрение средств НИТ в традиционные учебные дисциплины;
  • освоение педагогами новых методов и организационных форм работы с использованием компьютерной техники;
  • активная разработка и начало освоения педагогами учебно-методического обеспечения;
  • постановка проблемы пересмотра содержания, традиционных форм и методов учебно-воспитательной работы;

3 этап характеризуется следующими признаками:

  • повсеместное использование средств современных ИТ в обучении;
  • перестройка содержания всех ступеней непрерывного образования на основе его информатизации;
  • смена методической основы обучения и освоение каждым педагогом широкого круга методов и организационных форм обучения, поддерживаемых соответствующими средствами современных информационных технологий.

Практическая реализация компьютерных технологий и переход на последующие этапы информатизации связана с отбором содержания отдельных предметов с целью создания компьютерных программ. Программное обеспечение должно отражать действующий учебный план и быть сопряженным во времени с учебным планом школы. Таким образом, одной из ведущих научно-методических проблем в данном случае становится создание методологии проектирования современных учебных (информационных) технологий применительно к школьному образованию.

Тенденцией современного этапа информатизации образования является всеобщее стремление к интеграции различных компьютерных средств обучения и средств ИКТ, таких как электронные справочники, энциклопедии, обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы, рассматриваемые как образовательные электронные издания и ресурсы (ЭОР). В данном случае интеграция подразумевает как физическое объединение различных средств ИКТ, имеющих содержательное наполнение, в одно издание, так и подход, согласно которого различные средства информатизации рассматриваются в качестве образовательного электронного издания, а сам этот термин носит собирательный характер.

Определение понятия образовательного электронного издания производится опосредовано через более общее понятие электронного издания.

Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.

В этом случае образовательным электронным изданием (ЭОР) является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области. Образовательное электронное издание должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения. Образовательное электронное издание не может быть редуцировано к бумажному варианту без потери дидактических свойств.

Благодаря специфике своего определения, ЭОР существенно повышают качество визуальной и аудиоинформации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными возможностями обладают в этом плане современные технологии мультимедиа. Кроме того, при использовании ЭОР в обучении коренным образом изменяются способы формирования визуальной и аудиоинформации. Если традиционная наглядность обучения подразумевала конкретность изучаемого объекта, то при использовании компьютерных технологий становится возможной динамическая интерпретация существенных свойств не только реальных объектов, но и научных закономерностей, теорий, понятий.

Одной из актуальных задач информатизации образования является проблема классификации образовательных электронных изданий, ресурсов и иных средств ИКТ. Подобная классификация может быть проведена на основе нескольких различных критериев. С одной стороны, по выполняемым функциям, ЭОР можно отнести к традиционным учебным изданиям и соответственно, использовать принципы классификации, используемые для учебной книги. С другой стороны, они принадлежат к категории электронных изданий и к ним могут быть применены принципы классификации электронных изданий.

Прежде чем переходить к непосредственной классификации ЭОР необходимо выделить основные параметры, характеризующие ЭОР, которые в последствие могли бы лечь в основу критериев для классификации. При этом возможные значения подобных параметров требуют как можно более четкой и заранее фиксированной рубрикации. В качестве основных подобных параметров-критериев выделяются:

  • тип электронного издания,
  • предметная образовательная область,
  • рекомендуемый уровень образования,
  • рекомендуемый тип образовательного процесса,
  • рекомендуемая форма образовательного процесса,
  • специфика аудитории.

За основу подобных рубрикаций могут быть взяты существующие градации, принятые в системе образования, российских и зарубежных стандартах и рубрикаторах (ГРНТИ, ВАК, УДК и др.), практике опубликования информационных ресурсов в телекоммуникационных средах. Публикуемая далее рубрикация типов образовательных электронных изданий и ресурсов представляет собой объединение всех возможных образовательных информационных ресурсов, предусмотренных вышеуказанными стандартами и рубрикаторами.

Типы образовательных электронных изданий:

электронные информационные продукты: база данных, презентация (демонстрация), электронный журнал, электронная газета, мультимедийная запись;

электронные представления бумажных изданий и информационных материалов: сборник научных трудов, статей; газетная/журнальная публикация; инструкция; стандарт; пособие; практическое пособие; практическое руководство; учебник; учебное пособие; хрестоматия; учебно-методическое пособие; учебная программа (курса, дисциплины); учебный план (курса, дисциплины); практикум; библиографический справочник; проспект; каталог; альбом, атлас; художественное издание; альманах; антология; реферативный сборник; экспресс-информация; методические указания; сборник тестов; образовательный стандарт; конспект лекций; рекламно-техническое описание; отчет о УНИР; реферат;

программные продукты: автоматизированная система управления учебным заведением; автоматизированная информационно-библиотечная система; программные средства, обеспечивающие поддержку различных технологий обучения (доска объявлений, дистанционное консультирование и т.д.); системное программное обеспечение; прикладное программное обеспечение; пакет прикладных программ;

инструментальные средства для создания электронных средств обучения инструментальные средства для создания электронных учебников и обучающих систем; инструментальные средства для создания электронных задачников; инструментальные средства для создания электронных тренажеров; инструментальные средства для создания электронных систем контроля знаний и психофизиологического тестирования; инструментальные средства для создания электронных лабораторных практикумов; инструментальные средства для создания электронных учебных и восстановительных курсов;

программно-информационные продукты: электронный словарь; электронный справочник; электронная энциклопедия; информационно-поисковая система; информационно-решающая система; экспертная система; электронные средства обучения;

средства теоретической и технологической подготовки: электронный учебник; электронная обучающая система; электронная система контроля знаний;

средства практической подготовки: электронный задачник; электронный тренажер;

комплексные и вспомогательные средства: электронный учебный курс; электронный восстановительный курс; электронный лабораторный практикум; развивающая компьютерная игра; средства психофизиологического тестирования;

специализированные информационные ресурсы сети Интернет: виртуальная библиотека; поисковая система; Интернет-каталог; сервис рассылки информации; Интернет-трансляция.

Универсальную классификацию предметных образовательных областей, фиксируемых для каждого образовательного электронного издания и ресурса, определить однозначно невозможно. Это связано, в первую очередь, с многовариативностью тематических направлений, охватываемых различными изданиями. На практике могут быть использованы несколько подходов к классификации предметных (образовательных) областей. Одной из наиболее общих, универсальных и распространенных с точки зрения практического использования классификаций предметных (образовательных) областей является классификация, построенная по тематическим направлениям общего среднего образования.

Классификации возможных типов и форм образовательного процесса, для которых могут разрабатываться образовательные электронные издания, применяемые в общем среднем образовании достаточно четко фиксированы. Выбор типа или формы образования для ЭОР должен осуществляться в строгом соответствии с нижеследующей классификацией. Типы образовательной деятельности: очная, очно-заочная, заочная.

Формы образовательной деятельности:

  • уроки-лекции;
  • уроки-семинары;
  • практические занятия;
  • лабораторные занятия;
  • учебная игра;
  • учебная исследовательская работа школьников (УИР);
  • педагогическое измерение и контроль;
  • самостоятельная учебная деятельность школьников.

Следует отметить, что фиксация автором образовательного электронного издания или ресурса типа и формы образования носит рекомендательный характер, поскольку конкретные ЭОР, разработанные для одного типа или формы могут быть достаточно эффективно использованы в учебном процессе, характеризуемом другим набором таких параметров.

Преимущества использования современных информационных технологий при разработке и использовании ЭОР позволяют максимально адаптировать функционирование таких изданий или ресурсов не только к индивидуальным особенностям каждого участника образовательного процесса, но и к специфике целой аудитории школьников (или пользователей), что дает разработчикам ЭОР дополнительные возможности по рубрикации и классификации. В связи с этим система параметров ЭОР должна быть расширена с помощью одного из возможных значений типа аудитории: школьники, абитуриенты, администрация учебных заведений, учителя, родители.

Исходя из указанных выше возможных параметров-критериев, можно выстроить многоуровневую классификацию образовательных электронных изданий и ресурсов.

Применительно к системе обучения в целом, можно разделить образовательные электронные издания и ресурсы на:

  • ЭОР, предназначенные для использования в традиционной системе обучения в соответствии со стандартами и программами Министерства образования и науки РФ по данному учебному предмету (предметной области) общего среднего образования;
  • ЭОР, предназначенные для факультативной работы, углубления знаний по школьной дисциплине;
  • ЭОР - домашние репетиторы;
  • ЭОР, контролирующие и оценивающие результаты учебной деятельности школьников;
  • ЭОР справочного и энциклопедического характера.

Образовательные электронные издания и ресурсы, предназначенные для использования в традиционной системе обучения, могут включать все типы программных средств. При этом традиционная система обучения предоставляет широкие возможности для использования ЭОР в самостоятельной работе учащихся. Образовательные электронные издания и ресурсы, предназначенные для факультативной работы и углублению знаний по предмету во многом схожи с ЭОР, нацеленными на использование в традиционной системе обучения. Основное отличие заключается в содержании учебного материала, который может выходить за рамки стандартов и программ системы общего среднего образования.

По своему методическому назначению образовательные электронные издания и ресурсы и их компоненты можно классифицировать на:

  • обучающие (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в формировании знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности, обеспечении необходимого уровня усвоения учебного материала),
  • тренажеры (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного материала),
  • контролирующие (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в контроле, измерении или самоконтроле уровня овладения учебным материалом),
  • информационно-поисковые и информационно-справочные (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в сообщении сведений, формировании умений и навыков систематизации информации),
  • демонстрационные (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения),
  • имитационные (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в представлении определенных аспектов реальности для изучения структурных или функциональных характеристик),
  • лабораторные (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в проведении удаленных экспериментов на реальном оборудовании),
  • моделирующие (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в моделировании объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения),
  • расчетные (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в автоматизации различных расчетов и других рутинных операции),
  • учебно-игровые (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в создании учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме),
  • игровые (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в организации досуга учащихся, развитии у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств),
  • коммуникационные (ЭОР, удовлетворяющие потребности системы обучения в организации межличностного общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов, общественности, доступа педагогов и обучаемых к требуемым информационным ресурсам),
  • интегрированные (ЭОР, сочетающие в себе комплекс интегрированных средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы обучения).

Средства ИиКТ можно разделить на группы в зависимости от формы организации занятия, на которых наиболее целесообразно применение данного вида издания или ресурса. Различают ЭОР, рекомендованные для применения в ходе проведения уроков-лекций, лабораторных занятий, практических занятий, учебной исследовательской работы, самоподготовки, зачетов и экзаменов школьников. В соответствии с вышеназванными дидактическими приоритетами образовательные электронные издания и ресурсы можно классифицировать по их дидактической нацеленности на формирование знаний, сообщение сведений, формирование умений, закрепление знаний, контроль уровня обученности, обобщение, совершенствование знаний, умений и навыков. Такая градация может быть дополнена благодаря учету при разработке электронных изданий и ресурсов психологически обоснованной последовательности этапов познавательной деятельности, в числе которых:

  • восприятие,
  • осмысление и фиксация знаний,
  • формирование личностного опыта (умений, навыков, профессионально-ориентированной интуиции),
  • проектно-исследовательская и поисковая деятельность.

Образовательные электронные издания и ресурсы по характеру размещения на носителях подразделяются на:

  • однотомные ЭОР - электронные издания, выпущенные на одном машиночитаемом носителе;
  • многотомные ЭОР - электронные издания, состоящие из двух или более пронумерованных частей, каждая из которых представлена на отдельном машиночитаемом носителе;
  • электронные серии - серийные ЭОР, включающие совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым назначением и выходящих в однотипном оформлении.

По форме изложения материала образовательные электронные издания и ресурсы могут быть разделены на конвекционные, программированные, проблемные и комбинированные (универсальные).

Конвекционное ЭОР соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет энциклопедический или монографический характер. Подобное ЭОР реализует информационную функцию обучения.

Программированное ЭОР основано на обучении по системе "стимул-реакция". Такое издание имеет форму разветвленной или линейной программы и ориентировано, прежде всего, на самостоятельную работу обучаемого, раскрывает основы и методы получения знаний и их взаимодействие с профессиональными навыками.

Проблемное ЭОР базируется на теории проблемного обучения и направлено на развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей восприятия знаний.

Комбинированное (универсальное) ЭОР содержит отдельные элементы перечисленных видов ЭОР. Образовательные электронные издания и ресурсы можно классифицировать по технологии их распространения:

  • локальное ЭОР - электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
  • сетевое ЭОР - электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
  • ЭОР комбинированного распространения - электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого ЭОР.

С учетом характера взаимодействия пользователя и ЭОР различают детерминированные и недетерминированные образовательные электронные издания и ресурсы. Детерминированное ЭОР - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым определены издателем и не могут быть изменены пользователем. Недетерминированное ЭОР - электронное издание, параметры, содержание и способ взаимодействия с которым прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т.п. Все изменения производятся на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных издателем.

Современный этап развития информационных технологий сопровождается разработкой новых аппаратных средств, появлением целой серии более совершенных программных инструментальных средств разработки ИКТ. Существующий уровень инструментальных средств, предназначенных для создания прикладного программного обеспечения, позволяет обеспечить разработку программных средств образовательного назначения (ПС ОН) даже не имея обширных познаний в области программирования. Особенно наглядно эта тенденция просматривается в области создания новых инструментальных средств разработки мультимедиа-приложений, в том числе и в сетях.

В нашей стране существует достаточно много фирм, занимающихся разработкой программного обеспечения для системы образования. Среди них есть общепризнанные лидеры, осуществляющие массовый выпуск программных средств по самым разным учебным дисциплинам, такие как: «1С», «NMG», «Кирилл и Мефодий», «Интеллект - Сервис», «Физикон», «Новый диск». Многие учебные заведения самостоятельно занимаются разработкой программного обеспечения, в том числе и ПС ОН. Но среди всего разнообразия программной продукции на современном рынке качественных ПС ОН недостаточно. Это объясняется тем, что ни в нашей стране, ни за рубежом не создана целостная и достаточно эффективная система оценки качества ПС ОН. Под термином «качество» ПС ОН будем понимать совокупность свойств ПС ОН, определяющих его пригодность для использования в обучении школьников и студентов по преподаваемой дисциплине.

Международные стандарты, такие как стандарты серии ISO 9000, не учитывают специфику современного программного обеспечения для системы образования и мало пригодны для практического использования. ПС ОН не входят в перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Сертификацию ПС ОН осуществляют несколько испытательных лабораторий «Системы добровольной сертификации средств и систем в сфере информатизации (РОСИНФОСЕРТ)», но ее нормативная база не является совершенной, поскольку не регламентирует состав и значения основных характеристик качества ПС ОН и методы их оценки, не отражает технологию проведения экспертизы. Технология оценки качества является той основой, на которой строится вся экспертиза системы сертификации ПС ОН. В настоящее время сдерживание темпов развития экспертизы и сертификации ПС ОН происходит именно из-за отсутствия теории оценки качества ПС ОН.

Программы информатизации образования России включали такие направления исследований, как разработка теоретических основ оценки качества программных средств, создание органов по их сертификации, развитие системы сертификации программного обеспечения для системы образования. Тема оценки качества ПС ОН являлась предметом обсуждения круглых столов в Комитете при Президенте по информационной политике и Госкомсвязи России, на втором международном конгрессе ЮНЕСКО, и различных научных конференциях.

В педагогической науке существуют методы, пригодные для оценки качества ПС ОН: экспериментальная оценка, экспертная оценка, комплексная оценка, получившая в ряде работ название экспертно-аналитической оценки качества ПС ОН. Так, экспериментальная оценка качества ПС ОН осуществляется методами педагогического эксперимента. Для постановки и организации экспериментальной оценки качества ПС ОН можно использовать работы по теории и практике проведения педагогического эксперимента Архангельского СИ., Бабанского Ю.К., Беляевой А.П., Грекулова А.Г., Грабаря М.И., Ильиной Т.А., Краснянской К.А., Пискунов А.И. и др. Правильно поставленный сравнительный педагогический эксперимент позволяет в настоящее время обеспечить наибольшую достоверность оценки качества ПС ОН.

Большинство ПС ОН, поступающих на рынок программных средств, в той или иной мере проходят апробацию в реальных условиях обучения. На практике часто оказывается так, что разрабатывают методику эксперимента, организуют и проводят педагогический эксперимент те же специалисты, которые участвуют в создании программного средства. Они часто идут по пути упрощения педагогического эксперимента. Поэтому допускаются методические погрешности и искажения результатов эксперимента, в том числе и в рекламных целях, поскольку за достоверность его результатов разработчики никакой ответственности не несут.

В последнее десятилетие в педагогической науке большое внимание уделяется экспертным методам оценки педагогических исследований и разработок, в том числе и ПС ОН. Разработаны методологические основы использования экспертных методов в педагогических исследованиях, ориентированные на использование программных средств (Марченко Е.К., Михеев В.И., Полонский В.М., Черепанов B.C.), определены основные методические цели, которые наиболее эффективно реализуются с использованием ПС ОН. Разработана типология программных средств по функциональному и методическому назначению, дидактические требования к ПС ОН, сформулированы основные положения экспертно-аналитической деятельности по оценке качества ПС ОН и анализа их педагогической целесообразности (Роберт И.В., Кузнецов А.А., Сергеева Т.А. и др.).

Сформированы теоретические основы разработки технологии применения программно-методических средств в учебном процессе общеобразовательной школы (Софронова Н.В., Зайнутдинова Л.Х.). Разработаны также психологические основы организации диалога учащегося с ИКТ (Горелов И.Н., Машбиц Е.И., Тихомиров O.K.). Успешно развивается Система добровольной сертификации средств и систем в сфере информатизации РОСИНФОСЕРТ, разработаны организационно-методические документы этой системы (Позднеев Б.М., Шахин В.П.). Вопросы практического использования экспертных методов для проведения сертификационных испытаний ПС ОН отражены в работах Ваграменко Я.А., Галкиной А.И., Роберт И.В.

Вместе с тем, в настоящее время отсутствуют работы, ориентированные на комплексный подход решения проблемы оценки качества ПС ОН и на создание технологии их оценки. Недостаточно разработаны основные вопросы теории оценки качества. Такие вопросы, как критерии оценки и характеристики качества до недавнего времени были мало исследованы и достаточно спорны. Это является причиной сложностей при организации и проведении <



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: