Международный опыт регламентации требований к режиму использования устройств мобильной связи в образовательных организациях




Методические рекомендации об использовании устройств мобильной связи в общеобразовательных организациях

(далее - Методические рекомендации)

Общие положения

Целью настоящих Методических рекомендаций является определение порядка использования устройств мобильной связи в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее-образовательные организации, общеобразовательные программы) с целью профилактики нарушений здоровья обучающихся, повышения эффективности образовательного процесса.

Международный опыт регламентации требований к режиму использования устройств мобильной связи в образовательных организациях

Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна1.

Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.

Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.

Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности. Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества 2 приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости.

Для оценки роли использования смартфонов в учебной деятельности в Великобритании было проведено исследование, которое показало, что запрет на использование телефона в школе у 16-летних школьников повышает успешность сдачи тестов на 6,4 %.

В Австралии, Бельгии, Великобритании, Канаде, Малайзии, Нигерии, Франции, Узбекистане, Уганде по результатам исследований выработаны рекомендации по режиму использования устройств мобильной связи детьми, в том числе в образовательных учреждениях.

Так, во Франции принят закон, запрещающий в школах все виды мобильных телефонов, а также планшеты и смарт-часы2.

В Бельгии3 и Великобритании4 вопрос запрета на использование мобильных телефонов решается по каждой школе индивидуально. Общего разрешительного или запретительного правила не установлено.

С 2019 года запрещено пользоваться мобильными телефонами в школах провинции Онтарио (Канада)5 и в штате Новый Южный Уэльс (Австралия)6.

Запрещено пользоваться мобильными телефонами с 2012 года в Малайзии и Нигерии, с 2013 года - в Уганде7.

3. Рекомендации по упорядочению использования устройств мобильной связи в образовательных организациях

В целях минимизации вредного воздействия на детей устройств мобильной связи органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования, общеобразовательным организациям рекомендуется:

- рассмотреть вопрос об ограничении использования мобильных устройств связи в образовательной организации обучающимися, за исключением детей, нуждающихся в пользовании такими устройствами по состоянию здоровья (мониторинг сахара крови при сахарном диабете 1 типа и др.), а также педагогическими работниками и родителями в целях снижения рисков нанесения вреда здоровью и развитию детей в связи с использованием устройств мобильной связи;

проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу с руководителями образовательных организаций, педагогическими работниками (в том числе через курсы повышения

3 квалификации с привлечением квалифицированных специалистов), родителями (законными представителями) и обучающимися о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном процессе; включить в метапредметные результаты основных образовательных программ школ вопросы формирования знаний и навыков по соблюдению правил безопасности в современной цифровой среде; разрабатывать памятки, инструкции, иные средства наглядной агитации по разъяснению порядка упорядочения использования устройств мобильной связи в образовательной организации для педагогических работников, родителей и обучающихся;

обеспечить психолого-педагогическое сопровождение процесса, связанного с ограничением использования устройств мобильной связи в образовательной организации;

- предусмотреть для всех участников образовательного процесса
целесообразность перевода устройств мобильной связи в режим «без звука» при
входе в образовательную организацию (в том числе с исключением
использования режима вибрации из-за возникновения фантомных вибраций);

- информировать родителей и обучающихся об их ответственности за сохранность личных устройств мобильной связи в общеобразовательной организации;

- предусмотреть места хранения во время образовательного процесса устройств мобильной связи обучающихся (при наличии такой возможности и необходимости);

- ограничить использование обучающимися устройств мобильной связи во
время учебного процесса;

- учитывать необходимость использования имеющихся ресурсов
образовательной организации или ресурсов иных организаций (в рамках сетевой
формы) при выборе образовательных технологий и методик, в том числе для
использования доступа обучающихся к их учетной записи в случае перехода в
школе на электронные дневники, без использования личных устройств мобильной
связи обучающихся;

- проводить мероприятия, направленные на воспитание культуры
использования устройств мобильной связи у всех участников образовательного
процесса, с использованием воспитательного потенциала совместной работы
(педагогического коллектива с детьми, старшеклассников с младшими детьми) в
части воспитания культуры использования устройств мобильной связи;

- обеспечить согласование с родителями вопросов коммуникации родителей
с обучающимися в случае возникновения необходимости, внештатной ситуации;

определить лиц, организующих выполнение мероприятий с обучающимися и их родителями по выработке культуры безопасной эксплуатации устройств мобильной связи, профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов; за соблюдение установленного порядка; хранение устройств мобильной связи;

- использовать время перемен для общения, активного отдыха обучающихся

4 между уроками (занятиями), восполнения их физиологической потребности в двигательной активности с учетом возрастных норм; при необходимости -использование на переменах устройств мобильной связи по прямому назначению (для звонка, смс-сообщения);

- осуществлять мониторинг и анализ работы образовательных организаций по упорядочению использования участниками образовательного процесса устройств мобильной связи с целью профилактики неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов, повышения эффективности образовательного процесса и воспитания;

- распространить Памятки для обучающихся, родителей и педагогических работников по профилактике неблагоприятных для здоровья и обучения детей эффектов от воздействия устройств мобильной связи (Приложение 2).


Приложение 1

Результаты исследований, показавших отрицательные последствия использования устройств мобильной связи на здоровье детей

 

 

 

  Исследователи Burnett and Lee, 2005 Day J.J et al., 2007 Отрицательные эффекты и ' ■ * *—----------------------------
  использование навигационной системы смартфона ухудшает - П0_стР°ение когнитивной пространственной карты
  Ophir et al., 2009 Формирование психологической зависимости Работают хуже в парадигме переключения задач.. из-за ограниченной способности отфильтровывать помехи
  Черненков Ю.В, и др., 2009; PaganiL.S., etal., 2010; Nathanson A.I. et al., 2014; Moreira, G.Aetal., 2017; Григорьев Ю.Г. и др., 2017 Panda N. etal., 2010 1 иперактивность, повышенная раздражительность, снижение умственной работоспособности, долговременной памяти расстройства сна, нарушения коммуникативных' способностей, склонность к депрессивным состояниям
  Sparrow etal., 2011 Нарушения фонематического восприятия Запоминают не саму информацию, а место, где эта" информация может быть доступна
  LuM. et al., 2012 L. Hardell etal., 2013 Ralph etal., 2013 Риски доброкачественных и злокачественных опухолей головного мозга, слухового нерва
  Thornton etal., 2014 пилсе высокие уровни ежедневных сбоев внимания «Простое присутствие» сотового телефона может привести" к снижению внимания и ухудшению выполнения задач, особенно для задач с высокими когнитипнЫми тпс^тп.™т'
  Lepp etal., 2014 Положительная корреляция между использованием смартфона и беспокойством
  Owens, J.A. et al., 2014 1 Задержка начала сна, сокращение ночного сна, прерывистый сон, дневная сонливость
  Stothart et al., 2015 При выполнении задачи, требующей внимания, уведомления по мобильному телефону вызывают сбои в производительности, сходные по величине с активным использованием телефона
  Barretal., 2015 Большее использования смартфона коррелирует с более' интуитивным и менее аналитическим мышлением
  Moisala et al., 2016; Lepp A etal, 2015; BelandL.-P.,2015 При наличии раздражителей, отвлекающих внимание во время задачи постоянного внимания, «многозадачники» работают хуже и больше активности в правой ПрефрОНТЗЛЬНОЙ KODe ОТМрчяртгчт гчлыль-»1т,,о,;„л^„~
  Cain etal., 2016 —с—тг —_ uv ""н1! viiYiciacicH снижение успеваемости
  связано с более низкой производительностью рабочей памяти и более низкими результатами стандартизированных тестов
    ............................................... -------------------------------- ■—--------------------.... 1

Приложение 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: