Индустриальные масла
Эта группа составляет около 30% от общего количества вырабатываемых из нефти масел и используется для смазки различных промышленных механизмов (станков, редукторов, лебедок и т. д.).
Индустриальные масла общего назначения подразделяют на три типа: легкие, средние и тяжелые.
Легкие масла (n50 = 3,5 – 12 мм2/с) – И-5А, И-8А и И-12А – используют для малонагруженных механизмов с большим числом оборотов вращения (текстильные машины, металлорежущие станки, сепараторы и др.).
Средние масла (n50 = 15 - 55 мм2/с) – от И-20А до И-50А (5 марок), называемые веретенными и машинными, используют для смазки редукторов, станков и механизмов, вентиляторов и др.
Тяжелые индустриальные масла с вязкостью при 50°С выше 55 мм2/с – И-70А, И-100А – используют для смазки высоконагруженных механизмов и передач прокатного, кузнечного и прессового оборудования.
Для некоторых марок этих масел показатели качества приводятся в табл. 5.5.
Таблица 5.5. Показатели качества индустриальных масел различных марок
Показатель | И-5А | И-20А | И-30А | И-50А | И-100А |
Плотность r204, не более | 0,890 | 0,885 | 0,890 | 0,910 | 0,920 |
Вязкость при 50°С, мм2/с | 4-5 | 17-23 | 28-33 | 47-55 | 90-118 |
Индекс вязкости, не ниже | - | ||||
Температура, oС: | |||||
застывания, не выше | -20 | -15 | -15 | -20 | -10 |
вспышки в открытом тигле не ниже, | |||||
Коксуемость, % (масc.), не более | - | - | 0,15 | 0,20 | 0,45 |
Трансмиссионные масла
Основное назначение этих масел - смазка высоконагруженных передаточных механизмов (трансмиссий) с целью предотвращения или снижения износа элементов пар трения, снижения потерь энергии на трение и отвода от них тепла, а также уменьшения вибрации и шума шестерен и защиты их от ударных нагрузок. Масло служит также средой, удаляющей из зоны трения частички износа трущихся пар.
|
Стандарт на эти масла предусматривает разделение их на 5 групп (по условиям применения) и 4 класса (по вязкости при 100°С):
Группа | Условия применения |
ТМ1 (масла без присадок) | Для зубчатых передач с напряжением в зоне контакта до 1600 МПа и объемной температуре до 90°С. |
ТМ2 (с противоизносными присадками) | То же, до 2100 МПа и 130оС |
ТМЗ (с противозадирными садками) | То же, до 2500 МПа и 150оС |
ТМ4 (с противозадирными присадками высокой эффективности) | То же, до 2000 МПа и 150оС, а также для гипоидных передач при высокой скорости и низком крутящем моменте |
ТМ5 (то же) | Гипоидные передачи при высокой скорости, ударных нагрузках, высоком крутящем моменте и объемной температуре до 150°С |
Класс вязкости | Вязкость при 100°С, мм2/с |
7 - 10,9 | |
11 - 13,9 | |
14 - 24,9 | |
25 - 41,0 |
Обозначение масел по новой номенклатуре включает группу и класс, например ТМ2-12 или TM5-18, и т. д.
Показатели качества некоторых марок масел приведены ниже:
Показатель | ТАп-15В (ТМЗ-18) | ТАД-17и (ТМ5-18) | ТСгип (ТМ4-34) | ТС (ТМ2-34) | ТСЗп-8 (ТМЗ-9) |
Вязкость при 100°С,мм2/с | 17,5 | 20,5-32,4 | 20,5-32,4 | ||
Индекс вязкости | - | - | - | ||
Температура застывания, °С, не выше | -20 | -25 | -20 | -20 | -50 |
Турбинные масла
Эти масла используют для смазки и. охлаждения опор (подшипников) паровых и газовых турбин, а также в системах регулирования турбоагрегатов и маслонапорных установок гидротурбин. Учитывая возможный контакт этих масел с водяным паром, водой или продуктами горения топлива, они должны обладать высокой стабильностью против окисления при температурах 60 - 100°С и более, обеспечивать бессменную работу машин в течение нескольких лет, образовывать нестойкую (легко разделяющуюся) эмульсию с водой и не образовывать пены. Сочетание всех этих свойств достигается специальной технологией очистки при получении базового масла, а также введением композиции соответствующих присадок.
|
Ниже приведены некоторые показатели качества турбинных масел:
Показатель | Тп-22с | Тп-30 | Тп-46 | Для судовых ГТТ |
Вязкость при 50 оС, мм2/c | 20 - 23 | 28 - 32 | 44 - 48 | 7 - 9,6 |
Индекс вязкости, не менее | - | |||
Температура, °С: | ||||
вспышки в открытом тигле, не ниже | 135* | |||
застывания, не выше | -15 | -10 | -10 | -45 |
*В закрытом тигле.
Компрессорные масла
Компрессорные масла используют в поршневых и турбомашинах для сжатия воздуха или других специальных газов (углеводороды, аммиак, углекислота, фреоны и др.). Их основное назначение - смазка трущихся деталей цилиндровой группы и одновременно - уплотнение их для предотвращения утечки сжимаемого газа.
Таблица 5.6. Показатели качества и назначение компрессорных масел
Марка масла | n100, мм2/c | ИВ | Температура, °С | Назначение | |
Кп-8с | 7-9 | -15 | Турбокомпрессоры химических и нефтехимических производств | ||
К-12 | 11-14 | - | -25 | Компрессоры низкого и среднего давления (2,5 - 4,0 МПа) при температурах от -25 до +40 оС | |
КС-28 | 26-30 | -10 | Многоступенчатые компрессоры высокого давления при температурах до 50оС | ||
ХА | 11,5-14,5 | - | -40 | Компрессоры для сжатия аммиака и диоксида углерода | |
ХФ-22-24 | 24,5-28,4 | - | -55 | Фреоновые поршневые компрессоры при температурах конденсации не ниже -50оС | |
ХФ-22с-16 | >16 | - | -58 | То же, при температурах конденсации до -70 °С |
В некоторых компрессорах имеются две системы смазки: механизм привода (кривошипно-шатунный) смазывается индустриальными маслами, а цилиндровая часть, где есть контакт с газом, - компрессорным маслом. В компрессорах с единой системой смазки используют компрессорные масла. В связи с тем, что масло в компрессорах контактирует при высоких температурах (до 200 °С) и давлениях (до 30 МПа) с газами, оно может быстро ухудшать свои свойства, например за счет окисления (сжатие воздуха). Поэтому к компрессорным маслам предъявляют более жесткие требования по термостабильности, окислительной стабильности и химической стабильности к агрессивным газам. Эти свойства достигают главным образом за счет присадок к базовым маслам.
|
Условно все компрессорные масла делят на две группы - для неагрессивных сред и давлений до 4 МПа и для агрессивных сред при давлениях до 30 МПа и температурах до 200 °С.
В компрессорах для сжатия такого сильного окислителя, как кислород, масла для смазки цилиндровой группы не применяют (по соображениям взрывоопаснсти) и для этих целей используют водный конденсат.
Основная характеристика некоторых марок компрессорных масел приводится в табл. 5.6.
Цилиндровые масла
Используются для смазки трущихся деталей паровых машин (цилиндров, золотников). В зависимости от параметров водяного пара цилиндровые масла делят на легкие (вязкость при 100°С составляет 11 и 24 мм2/с), используемые для машин, работающих на насыщенном водяном паре, и тяжелые (вязкость при 100 °С 38 и 52 мм2/с) - для машин на перегретом паре с температурой перегрева соответственно до и выше 350°С.
Осевые масла
Предназначены для смазки осей колесных пар подвижного состава железных дорог (вагонов, электровозов, тепловозов). Представляют собой неочищенные мазуты нефтей нафтенового основания (эмбенских, ярегских и им подобных по химическому составу).
Вырабатывают три марки этих масел - летнее, зимнее и северное с температурами застывания -40°С (первые две марки) и -55°С.
Масла для прокатных станов
Это узкоспециальная группа масел для смазки зубчатых высоконагруженных передач и подшипников прокатных станов. Вырабатываются они главным образом из базовых остаточных масел с добавкой к ним комплекса присадок, улучшающих противоизносные и противоударные свойства и понижающих температуру застывания до минус 25°С.
Вязкость этих масел составляет при 110 °С 26 - 30 мм2/с.
Приборные масла
Применяются для смазки узлов трения в точных приборах и механизмах. Включают три группы масел - общего назначения, специального назначения и часовые. Все они низкозастывающие (от -10 до -80°С).
Масла общего назначения (МВП, ПАРФ-1, МАС-8Н и др. марки) вязкостью при 50°С от 6 до 24 мм2/с используют для смазки контрольно-измерительных приборов (КИП), наполнения амортизаторов, смазки счетно-решающих машин, в качестве разделительных жидкостей в приборах.
Масла специального назначения (марок МН и МП) вязкостью от 3 до 50 мм2/с при 100°С применяют для смазки микроэлектродвигателей, шарикоподшипниковых опор микромашин, высокоскоростных шариковых узлов трения и в точных приборах и часах в интервале температур от минус 40 до 150 °С. Часовые масла высокой вязкости (две марки вязкостью при 50°С 400 и 25 мм2/с) используют для смазки механизмов башенных часов.
Гидравлические масла
Эти и последующие масла относят к группе специальных масел, выполняющих не только смазочные, но и другие специфические по технологии применения функции (или только последние).
Гидравлические масла должны обладать хорошими смазывающими свойствами и обеспечивать передачу больших усилий под большим давлением в гидросистеме. Поэтому к ним предъявляются также высокие требования по стабильности против окисления. Кроме того, они должны иметь низкие температуры застывания (от минус 30 до минус 70 °С) и быть инертными к резиновым изделиям системы уплотнений (набухание резины в масле при 80оС должно быть не более 1 - 3% за 72 ч).
По эксплуатационным свойствам гидравлические масла делят по ГОСТ на три группы:
1) не содержащие присадок - для малонапряженных гидросистем с давлением в них до 15 МПа и температур не более 70°С;
2) содержащие присадки против окисления и коррозии - для гидросистем средней напряженности (25 МПа и не выше 90°С);
3) содержащие, кроме вышеупомянутых присадок, противоизносные и другие специфические присадки - для гидросистем высокой напряженности (выше 25 МПа и выше 90°С).
Марка | Вязкость,мм2/с, при | Температура, °С | Область применения | ||
50°С | -40 (-50), °С | Застывания не выше | вспышки*, не ниже | ||
МГЕ-4А | >4,6 | (260) | -70 | Гидросистемы летательных аппаратов | |
АМГ-10 | >10 | (1250) | -70 | То же | |
ВМГЗ | >10 | -60 | Гидросистемы наземной техники, работающей при температурах -50 - +60 °С | ||
АУП | 11-14 | - | -45 | Гидросистемы корабельной техники, работающей при температурах -30 - +120 °С | |
МГП-10 | - | -40 | Гидроамортизаторы автомобилей | ||
ЭШ | - | -50 | Гидросистемы шагающих экскаваторов | ||
МГ-30 | 27-33 | 4000 (при -15°С) | -30 | Гидросистемы с давлением до 25 МПа, эксплуатируемые в весенне-летний период | |
ГДЖ-14с | 82-91 | - | - | Гидросистемы судовых винтов регулируемого шага | |
• В открытом тигле. |
Таблица 5.7. Свойства гидравлических масел
По назначению - масла применяют для гидросистем летательных аппаратов, наземного и водного транспорта как гидротормозные и амортизационные жидкости и т.д.
Свойства некоторых марок гидравлических масел и их назначение приведены в табл. 5.7.
Вакуумные масла
Вакуумные масла выполняют также две функции - служат в качестве смазки трущихся деталей вакуумных насосов и как разделительная (герметизирующая) не испаряющаяся в глубоком вакууме жидкость. Они, как правило, не содержат присадок и отличаются от других масел узким фракционным составом, малой испаряемостью и высокой стабильностью против окисления. Технология их получения отличается тем, что после получения базового очищенного масла его перегоняют в глубоковакуумных дистилляторах с получением узких фракций, одну из которых (наименее летучую) используют как масло для вакуумных систем.
Марки вакуумных масел ВМ-1 - ВМ-6 различаются вязкостью (от 10 мм2/c до 70 мм2/с при 50°С) и температурой вспышки (180 и 230 °С). Давление насыщенных паров у них при 20 °С от 5•10-5 до 2•10-9 мм рт. ст.